Конспект НОД по рассматриванию картины И.Э.Грабаря «Зимний вечер» в старшей группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рассматриванию картины И.Э. Грабаря «Зимний вечер» в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга


 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по рассматриванию картины И.Э. Грабаря

«Зимний вечер»

в старшей группе

                          Воспитатель                                                                                                                  высшей категории                                                                                              

Е.А. Визгалова

Санкт-Петербург

2024

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №12.

Возрастные и индивидуальные особенности детей:

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.

НОД по рассматриванию картины И.Э. Грабаря «Зимний вечер» в рамках комплексно-тематической недели «Главный мастер-творец природа».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы обучения: 

словесные: стихи, объяснение;

наглядные: портрет художника И.Э. Грабаря, репродукция картины И.Э. Грабаря «Зимний вечер».

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Планируемый результат: повышение уровня речевой активности, проявление интереса к произведениям искусства.                                                                                        

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины, составления описательного рассказа по картине.

Задачи:

Образовательные: 

- Познакомить детей с картиной И.Э. Грабаря «Зимний вечер».

- Формировать представления детей о пейзажной живописи.

- Обобщить представления о зиме, активизировать словарный запас (пейзаж, белоствольная, мазки, оттенки).

Развивающие: 

- развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные: 

- воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: магнитофон; CD с записью звуков зимней природы, пьеса П.И. Чайковского «Зимнее утро»; мольберт; репродукция картины И. Грабаря «Зимний вечер»; портрет И.Э. Грабаря; мягкие игрушки «Медведь» и «Маша».

Предварительная работа: наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Беседы о зиме, об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов о зиме, подвижной игры «Медведь». Слушание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», звуков зимней природы.

Ход занятия

Организационный момент 

Воспитатель приглашает детей собраться в круг и поприветствовать гостей.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь скорей.

Воспитатель обращает внимание на куклу Машу. 

Ребята, посмотрите кто к нам ещё пришёл. Кукла Маша принесла нам картину. Она мне сказала, что ей нужна помощь, она не знает, как называется эта картина. Что будем делать?

Дети садятся на стульчики, стоящие перед ними полукругом. На мольберте стоит репродукция картины И. Грабаря «Зимний вечер». Звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Музыка звучит несколько минут, затем педагог выключает магнитофон.

Воспитатель: Ребята, как называется пьеса, которая сейчас звучала?

Расскажите о том, что вы представляли себе, когда слушали пьесу «Зимнее утро»? Какое у вас было настроение? Дети рассказывают о своем настроении…

Может быть кто-то вспомнил стихи о зиме. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. С. Есенин

Воспитатель берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукции картины.

Воспитатель: Вы замечательно рассказали стихи о зиме. А сейчас давайте рассмотрим картину известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Грабарь был известным импрессионистом XX века. Художники-импрессионисты, это такие художники, которые рисуют с чувствами, эмоциями, они изображают мир, каким он есть, ничего придумывают. Его работы впечатляют своей правдивостью и естественностью. Много пейзажей и жанровых работ создано художником. Итак, что изобразил автор на картине?

Постарайтесь описать деревья, землю, небо, снег, воздух… Слышится ли что-то в лесу?

Составление рассказа по картине И. Грабаря «Зимний вечер». 

На картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под корявыми, белоствольными, молодыми березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

Посетив Русский музей меня привлекла картина «Зимний вечер», на которой автор очень красиво изобразил русскую зиму.

Крупным планом нарисована старая, полуразвалившаяся изба. Видно, что она была основательно сделана из толстых брёвен. Избушка стоит на опушке леса. Рядом с ней, у стены дома несколько корявых, белоствольных, молодых берёзок.

Это зимний пейзаж. Огромные сугробы завалили изгородь и огород перед домом. Очертания грядок видны в глубоком снегу.

Вечереет. Синеватые тени легли на заснеженный двор. Последние лучики солнца местами освещают снег и крышу дома.

Вокруг тишина и спокойствие. Похоже, что погода в этот вечер очень морозная, но безветренная. Вдаль уходит холмистая местность, густо покрытая снегом. Виднеется полоска леса. Деревья стоят ровно, не шелохнутся.

Мне очень понравился этот пейзаж. Рассматривая картину, вспоминается русская поэзия и народные сказки, где авторы красиво описывают зиму. Всё нарисовано натурально. Смотришь, и как будто оказываешься там, на окраине деревеньки, в тихий зимний вечер.

Дети: На земле лежит снег. Он разного цвета. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день.

Воспитатель: Какие тона преобладают на картине и почему?

Дети: Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой и розовый цвета.

Воспитатель: Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.

Дети: Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы видели золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца, снег казался розовым. А когда мы шли домой из детского сада, в темноте снег казался синим.

Воспитатель: Верно. Вот поэтому снег на картине Игоря Грабаря не белый. На нем играют оттенки всех цветов: голубого, синего. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине? Какой снег?

Дети: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях.

Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега. В лесу тихо.

Воспитатель: А ветер есть?

Дети: Ветра нет.

Воспитатель: Какое у вас настроение при рассматривании этой картины.

Дети: Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину. Физкультминутка «Медведь».  Воспитатель приглашает детей встать в круг и сделать знакомое упражнение.

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит мягкая игрушка «Медведь».

Воспитатель: Как на горке-снег, снег, Дети поднимают руки вверх.

И под горкой-снег, снег. Медленно приседают, опускают руки.

И на елке-снег, снег. Вновь встают и поднимают руки. 

И под елкой-снег, снег. Приседают и опускают руки. 

А под снегом спит медведь. На цыпочках бегут по кругу.

Тише, тише. Не шуметь! Держат руки на поясе.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались? Понравилась ли вам картина? Почему? Кто догадался, как она называется?

Дети по очереди дают ответы на вопросы.