ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017!
ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_korovinoy_yu._a.docx | 37.66 КБ |
analiticheskaya_zapiska_korovina.docx | 48.65 КБ |
prilozhenie_1.docx | 2.49 МБ |
prilozhenie_2.docx | 2.47 МБ |
prilozhenie_3.docx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Коровина Ю.А.,
воспитатель МБДОУ – детского сада № 189
Эссе «Детский сад будущего»
Детский сад будущего, какой он? Для меня он представляется, как большой познавательно-игровой центр. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». На мой взгляд, игра – это такая же потребность маленького ребенка, как вода, воздух, пища. Без игры не будет всестороннего развития, воспитания и обучения. Обучать и воспитывать, играя – вот, пожалуй, главный принцип, который должен быть положен в основу работы детского сада будущего. Ну что ж, поиграем?
Весенний день в начале марта в подготовительной к школе группе «Фантазёры».
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем традиционном утреннем сборе! Уже совсем скоро мы будем отмечать с вами весенний праздник, праздник всех женщин – девочек, мам, бабушек – 8 Марта. Скажите, ребята, а что вы знаете об этом празднике? Что вы хотели бы о нем узнать? Чтобы ответить на ваши вопросы, я предлагаю вам стать членами клуба «Любопышки». Любопышки – это те, кому интересно знать всё на свете. Для того, чтобы вступить в этот клуб, вы должны придумать и задать вопрос по нашей теме. Я с нетерпением жду ваших вопросов, ответы на которые мы будем искать с вами вместе.
Итак, Саша хочет узнать, как появился этот праздник? Майя интересуется, что принято дарить на этот праздник? Артем спрашивает, какие цветы подарить маме, он хотел бы вырастить их самостоятельно. Оля задает вопрос, не появились ли в лесу первоцветы к 8 Марта? Витя спрашивает, как ещё можно поздравить женщин в этот день? Варя подсказывает, что можно приготовить что-нибудь вкусное и предлагает сделать фруктовый салат. Максим говорит, что хотел бы быть сильным и смелым, чтобы всегда суметь защитить свою маму и девочек в группе. Диана говорит, что ее мама очень устает на работе, Диане хотелось бы узнать, как помочь маме, чтобы она чаще улыбалась и не уставала.
И как же мы сможем узнать обо всем этом? Предлагаю всем членам клуба «Любопышки» оправиться в экспедицию за знаниями! Кто нам может в этом помочь? Да, мы можем прочитать об этом в книгах! Для этого нам нужно подняться на второй этаж в нашу библиотеку и поискать ответы на наши вопросы в книгах. Мы можем спросить об этом у родителей и других взрослых людей. Предлагаю, поинтересоваться у воспитателей нашего детского сада. А может быть повар или заведующий помогут ответить на наши вопросы? Кто из вас хочет попробовать себя в роли журналиста?
На следующий день.
Итак, ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в прошлое. С помощью нашей смарт-доски мы переместимся в прошлое на 150 лет назад в американский город Нью-Йорк и узнаем, что же произошло там в один прекрасный весенний день. Здесь мы получим ответ на твой вопрос, Саша.
Артем интересовался, какие цветы можно подарить маме на 8 марта. Ребята, а ведь в нашей оранжерее скоро зацветут тюльпаны и нарциссы, первые весенние цветы, луковицы которых мы посадили с вами в феврале. Кто хочет отправиться в оранжерею и поухаживать за нашими цветами? Помимо цветов вашей заботы и ухода ждут наши питомцы в живом уголке в холле нашего детского сада. Надеюсь, наши дневники наблюдений за домашними питомцами сегодня пополнятся новыми записями, мы непременно заметим что-то новое и интересное. Кто хочет отправиться в живой уголок?
Ребята, мы встретились снова в группе, чтобы продолжить наше исследование и подготовку к празднику. Варя предложила научиться делать фруктовый салат, чтобы порадовать маму и бабушку. В центре кулинарии мы можем найти всё, что нам необходимо для приготовления салата: свежие фрукты, разделочные доски, рецепт, который мы вместе вчера выбрали и изобразили на схеме.
На сегодняшней прогулке, ребята, мы обязательно заглянем в «уголок леса» на экологической тропе нашего детского сада. Согласны? Оля, ты сможешь понаблюдать, что происходит сейчас с деревьями в лесу, не появились ли проталины и первая трава.
Во второй половине дня нас ждут занятия в бассейне и кружках айкидо и фехтования. Сегодня тренер по фехтованию Сергей Юрьевич приготовил для вас сюрприз. Вы сможете увидеть и примерить на себя настоящую кольчугу, подержать в руках настоящие меч и щит. Как ты думаешь, Максим, занимаясь спортом и физкультурой, сможешь ли ты стать сильным и смелым, сумеешь ли защитить наших девочек и маму?
Диана хотела узнать, как помочь маме справиться с усталостью. Может на этот вопрос сможет ответить наш педагог-психолог Дарья Анатольевна? Обратимся за помощью к ней. Думаю, она сможет научить нас помогать себе самостоятельно с помощью музыки, рисования, расслабления. И вы сможете научить этому ваших мам.
Майя спрашивала, что принято дарить женщинам 8 марта. Лучший подарок, который вы можете сделать, это подарок, изготовленный своими руками. Завтра я приглашаю вас посетить нашу творческую мастерскую. Может быть у вас уже есть идея того подарка, который вы хотели бы создать? Здесь вы сможете выбрать любой необходимый материал: ткань, глину, воск, различные виды красок и бумаги, цветной песок, природные материалы. Ангелина Юрьевна (педагог по ИЗО) готова раскрыть вам секреты изготовления самых изысканных подарков.
Сегодня я наблюдала, как вы играли в группе. Вы настоящие фантазёры, придумали игру «Праздник»! Я вижу, что вы использовали макет дома, макет магазина, кафе и фотостудии одновременно. Получилась очень интересная, на мой взгляд, игра. Я рада, что вы хотите продолжить эту игру вечером. Катя предлагает смастерить макет салона красоты и тоже включить его в игру. Интересная идея! Попробуем ее осуществить?»
Да, в детском саду будущего обязательно должны быть и библиотека, и бассейн, и сенсорная комната, и творческая мастерская, и помещения для занятий спортом. Но это не главное. Главное, это люди, педагоги, которые работают с детьми. Личностные особенности педагога – это важный фактор, влияющий на профессиональную деятельность. Отношение к ребенку с уважением, эмоциональная стабильность, способность к выдерживанию сильных чувств детей, выдерживание ситуаций неуспеха детей, часто возникающих в процессе обучения – все это объединяется в личностную готовность к работе с детьми. В каждой конкретной ситуации педагогу необходимо понять, какие чувства и переживания движут ребенком, обозначить их для ребенка, помочь ему понять и принять свои чувства, а уже потом вовлекать его в задачи, стоящие перед педагогом.
Одно из главных умений педагога – искусство владеть собой. Педагогу необходимо понимание того, что любая ситуация в группе - это профессиональная задача, «которая стоит передо мной, и интересно найти ее решение». Такое отношение помогает перестать реагировать эмоционально спонтанно, и позволяет начать действовать осознанно, с чувством интереса. Такой подход дает и профессиональное и личностное развитие, он значительно облегчает работу и предотвращает эмоциональное выгорание. А если педагогу интересно, то он всегда готов будет увлечь за собой детей в мир игры и фантазии. Через игру научить и воспитать.
Современный педагог должен владеть и эффективно применять технологии, ориентированные на поддержку детской инициативы, индивидуализацию процесса образования.
Образовательное пространство, разнообразие технологий и форм взаимодействия детей и взрослых в детском саду, личностные и профессиональные качества педагога способны превратить любой детский сад в детский сад будущего в самом ближайшем будущем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 189
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
воспитателя
Коровиной Юлии Андреевны
г. Екатеринбург, 2017
Содержание
Введение | 3 |
Опыт работы по развитию игровой деятельности старших дошкольников с помощью технологии макетирования | 5 |
Использование современных образовательных технологий в педагогической деятельности | 9 |
Заключение | 16 |
Введение
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, игровых технологий, в частности технологий сюжетно-ролевых игр.
Дошкольное детство – один из важных периодов становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Жизнь современного ребенка очень сильно изменилась за последние годы и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и развлекательные центры, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
Специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников. Наблюдения за свободной деятельностью детей показали, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время вообще не играет. Это происходит существенно из-за того, что компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты прочно вошли в жизнь многих детей, вытеснив игру с реальными игрушками, сюжетно-ролевую игру. Мои наблюдения за детьми в группе подтверждают это. Сюжетно-ролевая игра уходит из жизни детей. Темы игр можно пересчитать по пальцам, а их сюжеты достаточно бедны и однотипны. Во многом они повторяют сюжеты современных мультсериалов, фильмов о супергероях, принцессах и феях, но не более того.
Поэтому целью моей работы стало развитие игровой деятельности, конструктивных и творческих способностей детей с помощью технологии макетирования.
Макетирование является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с игрой, экспериментированием, изобразительной деятельностью (аппликацией, художественным трудом и дизайнерской деятельностью детей). В процессе применения технологии макетирования у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У старших дошкольников отмечается рост интереса к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в темы макетов, а затем и в сюжеты игр.
Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения в игре и свободного проявления детьми индивидуально-стилевых особенностей в игре.
Параллельно решаются задачи развития творческих способностей и конструктивных навыков, мышления и воображения, фантазии. Формируются навыки сочинительства, развивается диалогическая и монологическая речь.
Опыт работы по развитию игровой деятельности старших дошкольников с помощью технологии макетирования
Моя профессиональная деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования осуществлялась по основным направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Согласно принципам ФГОС ДО я обеспечиваю реализацию Программы в формах, специфических для детей данного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Игра – это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.
Учитывая многообразие сюжетных игр, я ориентируюсь на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:
- удовлетворять свои интересы;
- реализовывать свои возможности;
- создавать игровой сюжет и реализовать его;
- проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, выступает макет.
Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группе старшего дошкольного возраста, я имею возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
Что же нужно детям для развития режиссерской игры?
Первое – наличие индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. В возрасте 4-6 лет одна из любимых игр детей — строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо, наличие такого тайного, «своего» места необходимо для их гармоничного психического развития. Макет позволяет с легкостью организовать такое индивидуальное пространство в группе детского сада.
Второе необходимое условие – наличие мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и другие), которые хорошо вписываются в игры с макетами. Кроме того мы используем игрушки от Киндер-сюрпризов. Игра с мелкими игрушками в значительной мере активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию.
Что же ещё привлекает детей в играх с макетами? В первую очередь это возможность создать самому «свой» собственный мир, в котором ребенок может сам творить и разрушать, воссоздавать. По мнению психологов, это является одной из базовых потребностей ребенка. «Дети способны увидеть большое в малом, совершить в воображении преобразования масштаба видимого пространства. Способность к символической интерпретации видимого позволяет ребенку, говоря образно, в тарелке супа увидеть озеро с подводным миром. В этом ребенку внутренне близки те принципы, на которых основана традиция создания японских садов. Там на маленьком клочке земли с карликовыми деревцами и камнями воплощается идея пейзажа с лесом и горами, а на дорожках песок с аккуратными бороздками от грабель символизирует потоки вод. Как и создатели японских садов, дети обладают общечеловеческой способностью произвольно менять систему пространственных координат, в которой осмысляются воспринимаемые объекты». /М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»/
Макет выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»).
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Макеты, изготавливаемые совместно с детьми, оказывают влияние на расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для изготовления макета. Старшие дошкольники сами мастерят макеты, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью, дети среднего дошкольного возраста помогают воспитателю.
Правильно руководить изготовлением макетов для режиссерских игр можно лишь в том случае, когда педагог знает детей своей группы, изучает их игры, знает, во что и как они играют. Наблюдая за играми своих воспитанников, я реализую диагностическую функцию, оценивая их с точки зрения стоящих передо мной педагогических задач: каково содержание игр, полезны ли они для развития в нужном направлении мыслей и чувств детей, правильно ли представление ребенка о том, что он изображает, какими средствами изображения пользуются дети для передачи в игре задуманного, умеют ли ставить перед собой цель, самостоятельно организоваться и выполнить намеченное.
В детском саду нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели. Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей – семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2. Макеты-карты. Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонк) и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия – это транспорт.
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т. д.
«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.
Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, мои воспитанники играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события. Для дальнейшего развития игры совместно с детьми мы накапливаем полифункциональный материал и храним его. Дети с легкостью могут превратить обломок палки или шишку в самостоятельный игровой предмет, и, если это не противоречит требованиям безопасности, мы используем в играх и бросовый материал.
Большое внимание я уделяла организации предметно-игровой среды для новых и современных игр, а именно: разработала модели, схемы сюжетно-ролевых игр: «Морское путешествие», «АЗС», «Телестудия», «Автосалон», «Супермаркет», «Автомастерская», «Супермаркет», «Дом» (Приложение 1). Было спланировано пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Самой запоминающейся для детей игрой стала «Пекарня». На подготовительном этапе игры я проводила с детьми беседы «Откуда хлеб пришел», «Почему хлеб разный», «Кто печет хлеб». Рассматривали иллюстрации в целях знакомства с трудом работников хлебокомбината, читали рассказы, стихи о хлебе. В группе организовали мини-музей «Хлеб – всему голова». Составили коллекцию разнообразных этикеток от хлебобулочных изделий. На одно из занятий с детьми была приглашена родительница, которая работает в ОАО «Смак» (Приложение 2). Она пришла к нам в специальной одежде и принесла с собой разнообразные хлебобулочные изделия, а также провела виртуальную экскурсию по хлебокомбинату. Из её рассказа дети узнали о таких профессиях, как формовщик, пекарь, кондитер, фасовщик, технолог. После этого родительница провела для детей мастер-класс по изготовлению кондитерских изделий из солёного теста. Дети с удовольствием резали тесто, формировали рогалики, круассаны, пирожки, баранки, а затем их раскрашивали. После «выпечки» кондитерских и хлебобулочных изделий «фасовщики» фасовали печенье в пакеты. Далее «продукция» шла на продажу. Покупателями по желанию становились дети, которые ранее выполняли роли кондитеров или пекарей. Сегодня дети активно пользуются своей «продукцией» в сюжетно-ролевых играх. Родители принимали активное участие в нашем проекте. Совместно с родителями была создана книга рецептов «Здоровое питание».
Макетирование я использую и в экологическом воспитании детей. Так у нас в группе появились такие макеты сюжетно-ролевых игр, как «Пустыня», «Северный полюс», «Вулкан», «Деревенский дворик» (Приложение 3).
Оборудование для сюжетно-ролевых игр комплектую по коробкам с названием игры и картинкой, обозначающей ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам.
Большое значение уделяла работе с родителями, проводила тематические родительские собрания: «Как играть с детьми», «Игра в жизни ребенка», «Чем занять детей на природе», «Зачем нужна игра»; консультации в форме буклетов «Осторожно! Антиигрушка», «Игрушки – ваши помощники», «Игра – путь к познанию предметного мира»; день семейного общения «Игрушки – океан детских желаний».
Большую помощь родители оказали в оснащении пособиями, атрибутами и игрушками для сюжетно-ролевых игр в группе, помогли организовать экскурсии, встречи с интересными людьми.
Диагностируя игровую деятельность ребенка, каждый год отмечала положительную динамику в развитии игровой деятельности детей. Стало заметно, как повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.
Использование технологии макетирования, я считаю, интегрирует в себе развитие конструктивных и творческих навыков детей, способствует их социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию.
Опыт работы представляла коллегам на мастер-классах по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста, провела семинары, консультации «Развитие речи детей посредством конструирования», «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста», на XXII городских открытых Педагогических чтениях «Современное общеобразовательное пространство – условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования» с тезисами «Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников», на интернет-порталах «Маам.ру», «nsportal».
В перспективе планирую:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду игровыми макетами различной тематики, соответствующей интересам детей;
- разработать методическое пособие для педагогов по использованию макетов в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста.
Использование современных образовательных технологий в педагогической деятельности
В ходе педагогической работы использую комплекс современных технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих, игровых, проектных, проблемно-игровых, практические ситуации, ТРИЗ-технологию, исследовательский метод.
Образовательная деятельность по физическому развитию реализовывалась в процессе совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности воспитанников.
В группе создан центр здоровья и физического развития, оснащенный необходимым спортивным традиционным и нетрадиционным оборудованием, а также оборудованием для проведения закаливающих процедур. Центр способствует осуществлению индивидуальной и подгрупповой работы по развитию двигательных навыков воспитанников, самостоятельной организации двигательной деятельности детей в течение дня.
Широко использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную, бодрящую и корригирующую гимнастику, бэби-йогу, комплексы закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, хождение по «дорожке здоровья» на спортивной площадке ДОУ). Провожу профилактику плоскостопия, обеспечиваю соблюдение режима прогулок во все времена года, физкультурных занятий всех типов, проведение дней здоровья, физкультурно-спортивных праздников в спортивном зале и на улице.
Творческой группой педагогов ДОУ (членом которой я являюсь) разработана программа оздоровления детей 3-7 лет «Здоровей-ка». В соответствии с программой реализую систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Свою работу организую по тематическим блокам «Чистота – залог здоровья», «О себе хочу всё знать», «Движение – это жизнь». Подобрала дидактические игры «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде», «Сундучок ощущений», «Что полезно для кожи, что вредно». Провела цикл бесед «Зачем нужна человеку кожа», «Что появляется на грязной коже?», «Что любит моя кожа», работаю с наглядными пособиями «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно». Проводила с детьми элементарное экспериментирование «Если бы у человека не было ушей…», «Для чего человеку нос?». Подобрала сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения», в которые дети с удовольствием играют в самостоятельной игровой деятельности.
Активно взаимодействую с родителями по вопросам оздоровления и физического развития детей. Работу выстраиваю как в индивидуальной форме, (индивидуальные консультации, беседы) так и фронтально. В результате применения в работе различных форм и методов оздоровления воспитанников за последние два года в группе заболеваемость детей снизилась на 23%. В 2015 воспитанники участвовали в Международном чемпионате дошкольников по физической культуре. В этом же году детский сад занял второе место в городском конкурсе «Лучшая организация работы по пропаганде здорового образа жизни».
Для обеспечения социально-коммуникативного развития воспитанников созданы условия, способствующие формированию интереса к труду взрослых, а также развитию навыков эффективного взаимодействия и самореализации в сюжетно-ролевой игре. С учетом возраста, гендерной принадлежности оборудовано пространство для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и другие игры с учетом интересов воспитанников. Для формирования позитивного отношения к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям с помощью родителей были созданы пособия: уголок настроения, коврик примирения.
В работе по социально-коммуникативному развитию детей использовала следующие методы и приемы: беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций к художественным текстам, наблюдения, создание проблемных ситуаций, прослушивание музыкальных произведений, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно – полезному труду, встречи с интересными людьми, праздники и развлечения совместно с родителями, наблюдения за трудом взрослых.
Совместно с родителями создан центр патриотического воспитания. Оформлены альбомы «Природа родного края», «Моя Россия», «Государственные символы России», «Олимпиада в стихах и картинках». Разработала картотеки «Писатели, поэты о родном крае», «Пословицы, поговорки о труде», дидактические игры «Собери герб», «Составь флаг». Провела нравственно-патриотические акции «День Победы», «Защитники Отечества». Дети участвовали в фотовыставке ДОУ «Служили наши папы, служили наши деды…». Принимали участие во Всероссийском конкурсе рисунка «Галерея Великой Победы» на сайте Цоиконкурс.рф. Были организованы социальные акции «Вторая жизнь дерева» (акция направлена на охрану лесов, осуществляется в виде сбора макулатуры), «Прочитал книгу сам – подари другому» (участники приносили книгу, которую уже прочитали и которой они готовы поделиться с другими семьями, подписывали и оставляли на окне в коридоре, взамен брали другую книгу), «Милосердие» (акция по сбору бывших в употреблении и новых детских вещей, игрушек, детских книг, обуви, канцтоваров для последующей передачи детский дом).
Благодаря такой плодотворной работе у детей усилилась привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу. Сформировалось бережное и заботливое отношение к природе, к людям разных профессий и результатам их труда. Появился интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей. В рамках X городского фестиваля профессий «Все в твоих руках!» в 2016 году дети совместно с родителями приняли участие в городском конкурсе книжек-малышек «Инженером стать хочу».
Провела семинары – практикумы для воспитателей ДОУ «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края».
В работе по развитию речи использую следующие методы и приёмы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, целевые прогулки, создание проблемных ситуаций, внесение персонажей, приглашение в путешествие, прослушивание музыкальных произведений, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, чтение детских произведений.
Речевой центр «Речевичок» представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также для совместной деятельности. В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, правильного звукопроизношения, словаря, связной речи, звукового анализа и синтеза. Дидактический материал разнообразен и красочно оформлен.
В группе создан центр детской литературы, в условиях которого воспитанники знакомятся с произведениями различных авторов и поэтов, составлены альбомы с иллюстрациями из знакомых детям художественных произведений, что позволяет детям составлять творческие рассказы, сочинять новые сказки.
При ознакомлении детей с художественной литературой применяю методику продуктивного чтения-слушания О.В. Чиндиловой, где особое внимание уделяю глубокому воздействию на чувства ребенка, что способствует лучшему восприятию и запоминанию текста. Ещё до прочтения текста дети высказывают свои предположения о содержании произведения, исходя из названия, иллюстраций или созданной мной игровой ситуации. Этот прием помогает создать мотивацию к слушанию. В ходе чтения делаю остановки, чтобы привлечь внимание детей, прокомментировать важный момент, задать вопросы, усилить эмоциональное восприятие. В результате дети эмоционально реагируют на содержание, сопереживают героям. После чтения я задаю детям вопросы по содержанию текста и итоговый вопрос, который позволяет понять, усвоили ли дети основной смысл текста. Затем дети выполняют творческое задание – инсценируют фрагмент текста или изображают героев произведения, тем самым выражают свои эмоции и отношение к прочитанному. Рефлексивные вопросы (что особенно понравилось? запомнилось? что было особенно трудным? интересным?) дают возможность выразить собственное отношение к проблеме, создают условия для развития самонаблюдения, самоанализа.
В самостоятельной деятельности дети по собственному желанию рисуют по мотивам прочитанной сказки или рассказа. Я предлагаю детям подумать, как можно использовать полученные знания, мы обсуждаем, какие поступки будут формировать доброго, честного ответственного человека, а какие наоборот. Обязательным условием при чтении был показ иллюстраций, презентаций, портретов автора. Рассматривание иллюстраций в художественном произведении – важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения, книги подбирались выразительные, яркие, с высоким качеством бумаги, печати, иллюстраций. Это позволило более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствовало запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение при рассказывании или прочтении произведения, помогает ребенку лучше воспринять художественный текст, он как бы становится «участником» тех событий, о которых читает педагог. Вместе с героями он переживает, радуется, оценивает хорошие и плохие поступки, учится самостоятельности и ответственности.
В результате проделанной работы у детей расширился и обогатился словарь, сформировались правильная разговорная речь. Дети знают много стихотворений, свободно пересказывают, составляют рассказы по сюжетным картинкам, сочиняют сказки. Семьи воспитанников ежегодно участвуют в конкурсе ДОУ «Ожившие стихи» и занимают призовые места. В 2014 году воспитанники участвовали в районном этапе городского конкурса поэзии «Звёздочки» в рамках подпроекта «Одаренные дети».
В рамках работы по познавательному развитию оборудовала центр опытно-экспериментальной деятельности и природы. Здесь представлен самый разнообразный природный материал: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскоп, глобус, пробирки и пипетки, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Именно экспериментальная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка, помогает ориентироваться в окружающем мире, дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, обогащает опыт, стимулирует развитие познавательных интересов. В плане социально-личностного воспитания опытно-экспериментальная деятельность рождает и закрепляет такие социальные чувства, как умение работать подгруппой и в парах, умение договариваться и координировать свои действия с действиями партнеров – будь то взрослый или сверстник.
Для организации исследовательской деятельности разработала картотеку опытов с водой, воздухом, почвой, светом. Подобрала дидактические и развивающие игры познавательно-исследовательской направленности на прогулке. Применяла технологию детского экспериментирования.
Дети приобрели практический опыт реализации поисковой деятельности; опыт отработки алгоритма поискового поведения. Научились анализировать и делать выводы о проделанной работе. В 2014-2015 учебном году дети приняли участие во Всероссийском конкурсе «Классики - скоро в школу» (sys.coikonkurs.ru), «Мечтай, исследуй, размышляй!», городском математическом конкурсе «Кенгуренок - 2015».
Для развития интересов детей, любознательности, формирования познавательных действий использую метод проектов. Тему и цель ставлю на основе интересов детей, разрабатываю план продвижения к цели совместно с родителями, привлекаю специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта (музыкальный руководитель, педагог-психолог). После составления плана-схемы проекта мы занимаемся сбором и накоплением материала, проводим непосредственно образовательную деятельность, игры и другие виды детской деятельности, на основе которых можно раскрыть тему проекта. Подводя итог, организовываем и проводим презентацию проекта или другое открытое мероприятие. Совместно с родителями были созданы и реализованы проекты «Моя семья», «Мой город», «Россия – Родина моя», «Золотая осень».
Результатами реализации метода проектов в работе с детьми стали:
- активизация познавательной и поисковой деятельности детей;
- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- активизация педагогического и культурного потенциала родителей.
Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в связи с чем в группе оборудован центр музыки, наполненный инструментами, дидактическими играми музыкальной направленности, нетрадиционными шумовыми музыкальными инструментами, сделанными своими руками. Подобраны музыкальные произведения: классические, детские, релаксационные. Имеется театральный центр, в котором представлены разнообразные виды театров.
Такой центр позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной деятельности, знакомства с красотой окружающего мира, творчеством художников.
Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей нашей группы. Материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей. В нем представлен разнообразный наглядный и практический материал для самостоятельной деятельности детей («кляксография», «тычкование», «томпонирование», «набрызг», «пластилинография», «рисование солью», «рисование вдвоем»).
Центр оснащён мольбертом, различными красками, кистями, имеется бумага разного формата и текстуры, губки, палитры для красок, простые и цветные карандаши, пастель, восковые мелки, цветной мел, трафареты для рисования, материалы для лепки. Также в центре есть репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие). Различные дидактические игры по ознакомлению с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж), с графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, с цветами и их оттенками, раскраски с народной росписью. Самостоятельно дети создали альбом с образцами по аппликации и рисованию.
В совместной деятельности мы осваиваем разные виды аппликации: сюжетная, силуэтная, декоративная, объёмная, обрывная, аппликация из ткани, из природных материалов (семян, круп, макарон, листьев), аппликации из ваты и тополиного пуха, ленточная аппликация. Каждая из этих техник – маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смело, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети научились создавать художественные произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость. Так, на утренники мы приглашали родителей с помощью пригласительных билетов и афиш, изготовленных детьми. Создавали фотоколлаж о том, как мы провели лето, дополняя его рисунками и аппликацией из природного материала.
Воспитанники ежегодно принимают участие в районном фольклорном фестивале-конкурсе «Гусельки», конкурсе ДОУ «Талантливая семья», фольклорном развлечении «Традиции народных посиделок».
С целью повышения эффективности образовательной деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии. Свободно владею программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Pour Point, Киностудия Windows live, пользуюсь интернет – ресурсами, электронными энциклопедиями.
Основные направления использования ИКТ в моей работе:
- подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчеты);
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и использования в ходе проведения родительских собраний. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям;
- использование видеокамеры и соответствующих программ. Особенно нравится это направление работы родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей «Наши будни», «Наши праздники»;
- использование Интернет-ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.
Немаловажную роль играет работа с родителями, которую строю на основе сотрудничества и тесного взаимодействия. В группе проводим совместные мероприятия: консультации, практические занятия, совместное творчество детей и родителей. В работе с родителями использовала нетрадиционные формы - «Календарь семейных праздников», «Мастерская пап и мам».
Большая плодотворная работа была проведена с родителями посредством тематических листов, консультаций, папок: «Театр и дети», «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования», «Театрализованная игра», «Как изготовить театр», «Куклы би-ба-бо».
В тесном сотрудничестве работаю с такими социальными партнёрами ДОУ, как библиотека (литературные викторины, детская литература), городской детский экологический центр (конкурсы, акции, проекты), МОУ СОШ № 63 (спектакли по безопасности в постановке школьников, экскурсии в «Музей боевой славы», концерты воспитанников музыкальной школы № 10), культурно-досуговый центр «Буревестник» (участие в районном конкурсе «Гусельки», посещение секций и кружков центра воспитанниками).
Заключение
Таким образом, хочется отметить, что игровая деятельность является основным средством развития личности воспитанников, источником их знаний и социального опыта. Через сюжетно-ролевую игру дети учатся жить в социуме и воспринимать иную точку зрения, познают мир; развивают характер, память, мыслительную деятельность, воображение; учатся действовать по правилам. Прожитые в игре чувства способствуют переживанию в реальной жизни, обогащают эмоции ребенка, позволяют пережить взволновавшее событие, учат менять ситуацию, договариваться; помогают снять эмоциональное напряжение. Словом, чувства, разыгранные «понарошку», приводят к реальному опыту.
От своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр зависят творческое развитие детей, коммуникативные навыки, развитие речи. Макет поднимает сюжетосложение в режиссерской игре на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности. Макетирование, выступая средством создания сюжета игры, помогает объединять в совместной деятельности детей, поддерживать творческую инициативу каждого воспитанника. Макетирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. В процессе создания макетов формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместные коллективные поделки способствуют развитию первоначальных навыков работы в коллективе. Формируется умение предварительно договориться – распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения поделки, спланировать процесс их изготовления; работать дружно, не мешая друг другу. Поскольку многие сюжеты игровых макетов подразумевают знакомство с профессиями, осуществляется первичная профориентация дошкольников, их социализация.
В перспективе я планирую шире применять макеты в целях экологического воспитания детей. Поскольку в следующем году я буду работать со старшей группой, планирую научить воспитанников основам технического творчества: легоконструирования, техномоделирования, робототехники, используя элементы современных проектно – преобразующих технологий. Углубить деятельность в центре экспериментирования. Создать условия для успешной социализации детей с опережающим развитием путем совместного технического творчества. C этой целью планирую повышение квалификации в рамках Уральской инженерной школы (посещение семинаров, мастер – классов, посещение уральской инженерной недели, курсы ПК). В 2016 году посетила обучающий семинар по игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Разработала и реализую образовательную программу дополнительного образования «Обучаем логике».
Опыт работы по макетированию был представлен коллегам на мастер-классах по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста. В ДОУ провела семинары, консультации «Развитие речи детей посредством конструирования», «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». На XXII городских открытых Педагогических чтениях «Современное общеобразовательное пространство – условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования» представила тезисы «Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников». Разместила информацию на интернет-порталах «Маам.ру», «nsportal».