Реализация межпредметных связей
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования нового поколения формируют компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания. К. Д. Ушинский считал, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Важную роль в этом плане играют межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС
С 2023-2024 учебного года наша школа реализует Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования нового поколения , в которых актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания. К. Д. Ушинский обращался считал, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении межпредметных связей, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы . А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Межпредметные связи русского языка с предметами гуманитарно- художественного направления позволяют:
- расширить, углубить филологические знания школьников;
- сформировать познавательный интерес;
- развивать речь;
- интенсифицировать учебно-воспитательный процесс;
- создавать у учащихся целостное представление о мире и человеке.
В связи с этим в содержание современного урока русского языка, в технологию его подачи привлекаю возможности других учебных дисциплин, реализуя межпредметные связи.
В нашей школе выстроена система межпредметной работы, которая подойдёт к любой существующей ныне программе.
Специфика межпредметных связей при обучении русскому языку в моей работе выражена в таких группах:
1) русский язык – литература;
2) русский язык – обществознание, история, культура;
3) русский язык – музыка, изобразительное искусство;
4) русский язык – естествознание, математика.
Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в обучении.
Предметы гуманитарного цикла, взаимодействуя между собой, находят точки соприкосновения в том, что направлены на воспитание полноценной личности в духе гуманизма и духовно-нравственного развития.
Межпредметная связь литературы с русским языком направляю на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текстов художественных произведений, на обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомству с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Реализуя межпредметные связи, использую активные формы обучения (семинары, лабораторные занятия, экскурсии и др.), характерные для разных школьных дисциплин. В ходе интересных мероприятий формируется материал для устных и письменных работ на уроках русского языка. Сочиняем статьи в газету, пишем сочинения по личным впечатлениям и т.п. Для создания творческой работы нужны знания из нескольких областей наук.
По инициативе учеников МБОУ «Новолядинская СОШ» с 1996 года выпускается газета «Школьное перо», которая стала продуктом социального проектирования. В редакции школьной газеты царит сотрудничество, ведётся диалог, социальный обмен идеями, информацией, ресурсами. Активно используются современные педагогические технологии, в том числе, и социально-педагогическое проектирование. Коллектив школьной газеты занял 3 место в областном конкурсе стенгазет «Помнит мир спасенный», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Руковожу творческим объединением “Тайны журналистики”, которое активно взаимодействует с общественно-культурными центрами муниципалитета.
Регулярно проводим в поселковой библиотеке библиотечные уроки, уроки- встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Библиотечные уроки информационно насыщены. Школьники самостоятельно заняты поиском необходимой информации в разных видах изданий (книгах, периодической печати, энциклопедиях).
Мои ученики 9А класса – участники муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов - любят читать, работать в творческих группах: «Исследователи», «Любопытные читатели», «Литературоведы», «Поклонники театра». Школьникам понравились читательские конференции по произведениям Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и ранним рассказам А.П. Чехова. Отклик об этих мероприятиях создан талантливой ученицей Пестеревой Александрой и опубликован в газете «Притамбовье». Школьница – активный корреспондент Областной школы журналистики.
Большое внимание уделяю гражданско–патриотическому воспитанию: провожу тематические занятия и занятия в ЭКОЦ «Культурология». Совершаем со школьниками экспедиции по изучению малой родины. Пропагандирую любовь к чтению. В читательских конференциях участвовали почетные жители Новой Ляды: участник Великой Отечественной войны Д.К.Муриев, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны поселка Новая Ляда М.Д.Богомолов, труженица тыла Л.А. Пучнина.
Учащиеся МБОУ «Новолядинской СОШ» активно взаимодействуют с социумом. Совершают экскурсии по поселку, городу, району, в музеи, в библиотеки, выставочные залы. Творческое объединение «Тайны журналистики» способствует формированию активной жизненной позиции, позволяет саморазвиваться.
Труд учителя уважают. В День празднования дня поселка – 4 ноября – администрация района и рабочего поселка Новая Ляда неоднократно награждала меня Почетными грамотами.
Учебный предмет «Русский язык» отражает конкретные особенности исторической эпохи, в которую был создан. Это определяет связь русского языка с историей, обществознанием и культурой.
В нашей школе разработана и ведется программа специального курса «Язык. Культура. Общество» для учащихся 5 -7 классов. Курс действует в рамках предметных областей: «Филология», «Общественно-научные предметы» и «Искусство» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Цели интегрированного спецкурса «Язык. Культура. Общество»:
- формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции;
- овладение школьниками языковой и коммуникативной компетенциями;
- интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества;
- соотношение языка, культуры жизни и общества в целом.
Вот краткое содержание спецкурса за 6 класс: разделы «Язык и наука о нем», «Народ и язык», «Истоки родного языка и культуры», « Язык как культурная память народа», «Книжный язык. У истоков слов».
На занятиях спецкурса учащиеся планируют и выполняют учебные исследования, создают и представляют проекты на школьной научно – практической конференции «Я исследователь». Учениками 6-х классов защищены проекты: «Гимн славянской письменности», «Пером и чернилами». Учащиеся 9-х классов представили проекты: «Жизнь» именных частей речи», «Русский язык как духовная часть культуры русского народа», «Всё о букве Ё».
В метапредметном направлении спецкурс «Язык. Культура. Общество»
формирует представление о месте и роли языка в обществе, о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка.
Изобразительное искусство формирует художественное мировоззрение учеников, эстетический вкус.
На уроках русского языка знакомлю ребят с портретами прозаиков и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись - источник художественного вкуса и творческого вдохновения для учащихся.
А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. На уроке комплексного повторения в 6 классе ( «Знаки препинания между однородными членами» ) знакомлю учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым.
История создания этих картин, их сопоставительный анализ позволяет учащимся увидеть внутренний мир А.С.Пушкина. Ребята чувствуют, как каждый из художников открыл в поэте невидимые грани великого таланта. Литература по искусству помогла школьникам создать сочинение - описание по картинам. Группа исследователей представила и защитила проект «Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве первой трети XIX века».
Межпредметные связи на уроках русского языка помогают педагогу подготовить школьников для творческой, производственной и общественной деятельности.
Межпредметные связи в процессе обучения русскому языку способствуют:
- активации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- повышению творческого потенциала;
- формированию самостоятельности мышления;
- стимулируют познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач.
Межпредметные связи интегрируют знания, делают их метапредметными, т. е. надпредметными, формируют у детей общую картину мира, умение ориентироваться в жизненных ситуациях. «Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». (Л. Н. Толстой)