Реализация межпредметных связей

Королькова Светлана Дмитриевна

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного  общего образования нового поколения формируют  компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания. К. Д. Ушинский  считал,  что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Важную роль в этом плане играют межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

      С 2023-2024 учебного года наша школа реализует Федеральные государственные образовательные стандарты основного  общего образования нового поколения , в которых актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания. К. Д. Ушинский обращался считал,  что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.

       Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении межпредметных связей, формирующих  умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы . А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является

      -  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

     -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

    Межпредметные связи русского языка с  предметами гуманитарно- художественного направления позволяют:

  • расширить, углубить филологические знания школьников;
  • сформировать познавательный интерес;
  • развивать речь;
  • интенсифицировать учебно-воспитательный процесс;
  • создавать у учащихся целостное представление о мире и человеке.

       В связи с этим в содержание современного урока русского языка, в технологию его подачи  привлекаю возможности других учебных дисциплин, реализуя межпредметные связи.  

      В нашей школе выстроена  система межпредметной  работы, которая подойдёт к любой существующей ныне программе.

              Специфика межпредметных связей при обучении русскому языку в моей работе  выражена в таких группах:

          1) русский язык – литература;   

          2) русский язык – обществознание, история, культура;

          3) русский язык – музыка, изобразительное искусство;

          4) русский язык – естествознание, математика.

       Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в обучении.

    Предметы гуманитарного цикла, взаимодействуя между собой, находят точки соприкосновения в том, что направлены на воспитание полноценной личности в духе гуманизма и духовно-нравственного развития.

        Межпредметная связь литературы с русским языком направляю на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текстов художественных произведений, на обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомству с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

       Реализуя межпредметные связи, использую  активные формы обучения (семинары, лабораторные занятия, экскурсии и др.), характерные для разных школьных дисциплин.  В ходе интересных мероприятий формируется материал для  устных и письменных работ на уроках русского языка.  Сочиняем статьи в газету,  пишем  сочинения по личным впечатлениям и т.п. Для создания творческой работы нужны знания из нескольких областей наук.

     По инициативе учеников МБОУ «Новолядинская СОШ» с 1996 года выпускается газета «Школьное перо», которая стала продуктом социального проектирования.  В редакции школьной газеты царит сотрудничество, ведётся  диалог, социальный  обмен идеями, информацией, ресурсами. Активно используются современные педагогические технологии, в том числе, и социально-педагогическое проектирование. Коллектив школьной газеты занял 3 место в областном конкурсе стенгазет «Помнит мир спасенный», посвященном  70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

     Руковожу творческим объединением “Тайны журналистики”, которое  активно взаимодействует с общественно-культурными центрами муниципалитета.

     Регулярно проводим в поселковой библиотеке библиотечные уроки, уроки- встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Библиотечные уроки информационно насыщены. Школьники самостоятельно заняты поиском необходимой информации в разных видах изданий (книгах, периодической печати, энциклопедиях).

     Мои ученики 9А класса – участники муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов - любят читать, работать в творческих группах: «Исследователи», «Любопытные читатели», «Литературоведы», «Поклонники театра». Школьникам понравились  читательские конференции по произведениям Б.Васильева «А зори здесь тихие…»  и  ранним рассказам А.П. Чехова. Отклик об этих мероприятиях создан талантливой ученицей Пестеревой Александрой и опубликован в газете «Притамбовье». Школьница – активный корреспондент Областной школы журналистики.

       Большое внимание уделяю гражданско–патриотическому воспитанию: провожу тематические занятия и занятия в ЭКОЦ «Культурология». Совершаем со школьниками экспедиции по изучению малой родины. Пропагандирую  любовь к чтению. В читательских конференциях участвовали почетные жители Новой Ляды: участник Великой Отечественной войны Д.К.Муриев, председатель  Совета ветеранов Великой Отечественной войны поселка Новая Ляда М.Д.Богомолов, труженица тыла Л.А. Пучнина.

     Учащиеся МБОУ «Новолядинской СОШ» активно взаимодействуют  с социумом. Совершают  экскурсии по поселку, городу, району, в музеи, в библиотеки, выставочные залы. Творческое объединение «Тайны журналистики» способствует формированию активной жизненной позиции, позволяет саморазвиваться.

     Труд учителя уважают. В День празднования дня поселка – 4 ноября – администрация района и рабочего поселка Новая Ляда  неоднократно награждала меня   Почетными грамотами.

       Учебный предмет «Русский язык» отражает конкретные особенности исторической эпохи, в которую  был создан. Это определяет связь русского языка с историей, обществознанием и культурой.

    В нашей школе  разработана и ведется  программа специального  курса «Язык. Культура. Общество»  для учащихся 5 -7 классов.  Курс   действует в рамках предметных областей: «Филология», «Общественно-научные предметы» и «Искусство» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

    Цели интегрированного  спецкурса «Язык. Культура. Общество»:

  •  формирование культуроведческой, или  лингвокультурной, компетенции;
  • овладение школьниками    языковой  и коммуникативной  компетенциями;
  •  интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества;
  • соотношение языка, культуры жизни и общества в целом.

       Вот краткое содержание спецкурса за 6 класс: разделы «Язык и наука о нем», «Народ и язык», «Истоки родного языка и культуры», « Язык как культурная память народа», «Книжный язык. У истоков слов».

       На занятиях спецкурса учащиеся планируют и выполняют учебные исследования, создают и представляют проекты на школьной научно – практической конференции «Я исследователь». Учениками 6-х классов защищены проекты: «Гимн славянской письменности», «Пером и чернилами».  Учащиеся 9-х классов представили проекты: «Жизнь» именных частей речи», «Русский язык как духовная часть культуры русского народа», «Всё о букве Ё».

   В метапредметном направлении спецкурс «Язык. Культура. Общество»  

 формирует представление  о месте и роли языка в обществе,  о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка.

              Изобразительное искусство формирует художественное  мировоззрение учеников, эстетический вкус.

           На уроках русского языка знакомлю ребят с портретами прозаиков  и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись - источник художественного вкуса и  творческого вдохновения для учащихся.

         А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы.  На уроке комплексного повторения в 6 классе ( «Знаки препинания между однородными членами» ) знакомлю учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым.

     История создания этих картин, их сопоставительный анализ позволяет учащимся увидеть внутренний мир А.С.Пушкина. Ребята  чувствуют, как каждый из художников  открыл в поэте невидимые грани великого таланта. Литература по искусству помогла школьникам  создать сочинение - описание по картинам. Группа исследователей представила и защитила проект «Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве первой трети XIX века».

     Межпредметные связи на уроках русского языка помогают педагогу подготовить школьников  для творческой, производственной и общественной деятельности.

     Межпредметные связи в процессе обучения русскому языку способствуют:

  • активации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • повышению творческого потенциала;  
  • формированию самостоятельности мышления;
  •  стимулируют познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

      Межпредметные связи интегрируют знания, делают их  метапредметными, т. е. надпредметными, формируют  у детей общую картину мира, умение ориентироваться в жизненных ситуациях. «Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». (Л. Н. Толстой)