Мои публикации

Маршева Лариса Анатольевна

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка и влияние его на интеллектуальную среду и здоровье.

    Эмоции – психическое состояние, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и выражающие все виды переживаний человеком явлений, событий окружающей действительности: от глубоко травмирующих страданий до высших форм радости. Различают эмоции положительные, которые повышают тонус организма, активизируют человека, придают уверенность в действиях, и отрицательные, действующие угнетающе, ослабляющие волю, предрасполагающие к пассивно-оборонительному поведению. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших, социальных потребностей, обычно называют чувствами:  интеллектуальными, эстетическими, нравственными. Удовлетворение потребностей пробуждает чувства радости, счастья, восторга, благотворно влияет на жизнедеятельность организма, стимулирует развитие личности. Неудовлетворение вызывает отрицательные эмоции: тоску, тревогу, страх, гнев, отвращение, неудовольствие, разочарование, нарушает протекание физиологических процессов, ухудшает адаптацию, способствует  возникновению заболеваний. Сильное или слишком длительное нервно-психическое напряжение может вызвать эмоциональный стресс.

       К эмоциям имеет прямое отношение и та сторона психики, которую называют настроением. Это относительно длительный (часы, дни и даже недели), устойчивый, положительный или отрицательный эмоциональный фон, как правило, отражающий уровень нашего физического и социального благополучия, настроенность к той или иной деятельности. Интенсивность чувства при этом не достигает значительной выраженности, как на пример в страсти.

Страсть –ярко выраженная целеустремленность, сильное, длительное чувство, охватывающее всю личность человека и направленное на удовлетворение его индивидуальных потребностей. Она может иметь как положительное (например, страсть к научному познанию, социальной справедливости) так и отрицательное (наркомания и т.д.) значение, а иногда определять направление всей жизни человека. И наоборот, аффект (восторг, ярость, отчаяние) представляет собой кратковременную, бурно протекающую эмоцию, возникающую в связи с волнующими личность событиями и сопровождающуюся выраженной двигательной  реакцией. Взрыв чувств на какое-то мгновение ослабляет координирующую функцию разума, однако он вполне подвластен человеку, привыкшему контролировать свои поступки. Установлено, что умственная и физическая работоспособность в условиях эмоционального напряжения может заметно повышаться (спортивные соревнования и т. д.).  Радость, изумление, страх, страдание, гнев, решительность, отвращение, презрение имеют различное внешнее выражение.

         Каждому человеку  свойственен свой индивидуальный стиль эмоционального реагирования,  зависящий от темперамента, врожденных  особенностей нервной системы, определяющих общий тип эмоциональной реактивности и влияния окружающей среды. Следует с детства воспитывать в ребенке умение управлять своими эмоциями. С возрастом психика человека способна накапливать эмоциональный опыт, являющийся основой избирательного поведения человека по отношению к подобным, встречавшимся ранее, ситуациям. Появляется возможность сознательного выбора объекта желаемых чувств. В этом выборе проявляются особенности его личности. Чувства придают личности человека особую привлекательность, способствуют творческому подъему, мобилизуют ресурсы памяти, интенсифицируют интеллектуальные процессы.

         Психическое здоровье человека зависит от правильного нравственного воспитания. Отсутствие эмоционального контакта между родителями и ребенком в раннем детском возрасте ведет к выраженным изъянам в эмоциональной сфере, к слабости интеллектуального развития. Воспитание чувств неразрывно связано с образом жизни семьи. Недопустимы как чрезмерная опека, так и безнадзорность. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как  эмоциональная неустойчивость. Важной профилактической мерой нежелательных форм поведения является эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетические чувства, порождаемые встречей с художественными произведениями, музыкой, изобразительным искусством, наблюдениями за природой, общением со всем прекрасным, формируют высшие эмоции, обогащают духовный мир ребенка.

      Положительные эмоции, хорошее настроение создают предпосылки для наиболее полного раскрытия творческих способностей человека, активизации его деятельности. Однако не всегда окружающая обстановка (основной источник эмоций) складывается благоприятно для личности. В таком случае ведущую роль играют внутренние механизмы. Смягчению чрезмерного эмоционального напряжения способствует умеренный физический труд и занятия физическими упражнениями, при которых усиливается деятельность мышц, повышается активизация и кровоснабжение мозга, улучшается настроение.

         Депрессия – состояние пониженного, подавленного настроения с ослаблением психической активности, пессимизмом,  заторможенностью движений. Тягостно  переживаются духовная опусташенность, недостаток волевой активности, способности к общению. Нередко возникают мысли о собственной никчемности, несостоятельности. Подобная мрачная оценка своего состояния ретроспективно переносится на события прошлого, которые представляются как цепь сплошных ошибок и неудач, обусловленных своим неправильным поведением. Появляется чувство мнимой вины перед родителями, товарищами. В негативном плане оценивается окружающее, обстановка выглядит срой и враждебной, будущее видится безрадостным и бесперспективным. Своевременное распознавание депрессии  важно для сохранения здоровья, для предупреждения снижения работоспособности, нормализации семейных отношений и отношений в коллективе.

        Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями, но также тревожностью и самооценкой. Про высоком уровне тревожности учащийся легко раздражается, расстраивается по пустякам, теряется в простых ситуациях, не уверен, боится неудач, быстро возбуждается. При завышенной или заниженной  самооценке учащийся испытывает затруднения в общении, болезненно реагирует на замечания. Поэтому в своей работе крайне важно уделять внимание формированию и совершенствованию эмоциональной сферы: предусмотреть формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучать его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), научить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие.

         Для подростка характерными являются представления о себе уже не как о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым и стремится быть взрослым. Это чувство взрослости заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании своего взросления окружающими. Эта особенность подростка определяет направленность его социальной активности: он стремится воспринять и усвоить ценности, способы поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношениях. Необходимо учитывать стремление подростка к самостоятельности, известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинства и прав. Отношение к ним как к «маленьким» отталкивает их от взрослых. Пи этом девочки больше, чем мальчики, озабочены тем, что думают о них другие, значительно более чувствительны к критике и насмешкам. Для данного возраста характерна резкая смена настроений, переход от экзальтированности к депрессии и обратно.

              Социально-психологической проблемой является проблема эмоционального стресса. Сила и продолжительность стрессов определяют, может ли человек преодолеть обыденные нагрузки, или же они будут причиной болезни. Вероятность их возрастает при частых и сильных отрицательных нагрузках. Необходимо в своей работе найти такие средства и действия, которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям, а именно:  

  1. изменить отношения к себе и др. на более позитивное, менее критичное, не гипертрофировать мелкие недостатки, расширить круг общения, более открыто выражать свои мысли и чувства.
  2. рационально распоряжаться своим временем.
  3. научить делится ответственностью, не претендовать на лавры сверх человека
  4. уметь слушать других, ценить иную точку зрения.
  5. не боятся совершать ошибки, а сделав ее – признать в этом
  6. не переутомляться

     Сохранение и укрепление нервной системы является важнейшей предпосылкой здоровья и долголетия.

              Учитель физической культуры:                                                           Маршева Л.А