Мои методические разработки

Тютюнников Николай Владимирович

На этой странице, вы найдете мои методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по моим предметам. Надеюсь они будут Вам полезны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕЛОЕ ЧЕРНОЕ

Слайд 5

Графика

Слайд 6

Живопись

Слайд 7

Скульптура

Слайд 8

Декоративно-прикладное искусство

Слайд 9

НАТЮРМОРТ

Слайд 10

НАТЮРМОРТ – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса), цветов и прочего.

Слайд 11

Добро и зло

Слайд 12

Темное и светлое

Слайд 13

Черное и белое

Слайд 14

БЕЛОЕ ЧЕРНОЕ



Предварительный просмотр:

                 Конспект урока по изобразительному искусству для 7 класса

                                  Тема: Графика. Печатная графика.

Цель урока: Знакомство с новой графической техникой - эстампом

Задачи:

 Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта и пейзажа, законах линейной и воздушной перспективы.

Познакомить учащихся с видами тиражной графики, расширить представления учащихся о графике как виде изобразительного искусства.

Знакомство с различными видами гравюры и произведениями известных мастеров.

Расширить представления учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.

Формировать навыки работы в графической технике.

Развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся.

Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение слов:  гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

Метапредметные

Познавательные УУД : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор  необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные  УУД : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, таблички с новыми словами, шаблоны, образец оттиска  с этой печатной формы.

Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.

                                                      План урока

1.Организационный момент.   2 мин.

2.Актуализация знаний.       8 мин.

3. Сообщение новых знаний.    10 мин.

4. Практическая часть.   20 мин.

5. Итог урока.   5 мин.

                                                    Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.

Актуализация знаний.                                                                                                                       а). Устный опрос                                                                                                                                                       - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта и пейзажа.  Что обозначает слово « натюрморт» и слово «пейзаж»?

 + Натюрморт  рассказывает о жизни вещей, в переводе с французского, обозначает «мертвая природа».

 – Правильно это картины, героями которых являются различные предметы обихода,   музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы.

+ Пейзаж рассказывает о разных состояниях и изменениях в природе.

Учитель показывает слайды с натюрмортам и пейзажем.

Ф. Сурбан «Натюрморт», И. Ф.Хруцкий  « Цветы и плоды», П.Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», И. И.Машков  «Снедь московская» «Клубника и белый кувшин», Ф. П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Матисс «Красные рыбки», В. Ван-Гог «Подсолнухи», И. Э. Грабарь «Неприбранный стол».

- Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.

Сообщение новых знаний

- Молодцы!  Но как вы знаете натюрморт и пейзаж можно изобразить не только красками, но и графическими материалами. Тема нашего урока так и звучит: «Графика. Печатная графика».

-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?

Учитель вывешивает на доску табличку с термином.

+ Произведения искусства выполненные карандашом, углём, пером и тушью.

- Назовите основные средства выразительности в графике?

+ Линия, пятно, штрих, тон.

-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.

- Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики. В случае печатной графики с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется -  гравюра.                               

- Гравюра (от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы.

Оттиск  по-другому еще называют – эстамп

- Печатная форма – доска из металла, дерева, линолеума, камня – матрица

- Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати. При высокой печати - это гравюра на дереве – ксилография и линогравюра – гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом,  на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.

- Глубокая печать – гравюра на металле  офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.

- Сам принцип оттиска был известен  очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя  дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Так  в России были доступны людям разных слоёв общества  лубки - потешные картинки выполненные в технике гравюры на дереве, недорогие картинки  с подписями изображали разнообразные бытовые и политические сюжеты в сатирической форме.

- Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого  работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.

Практическая  часть

а) Объяснение последовательности  выполнения работы:

Сделать гравюру в условиях урока непросто. Сегодня на уроке будем учиться выполнять натюрморт (пейзаж) в технике высокой печати - гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. На прошлом занятии мы с вами подготовили эскиз. А сейчас каждая из групп выбирает лучший эскиз и выполняет его в материале.

  1. Переносим эскиз натюрморта и пейзажа на картон.
  2. Вырезаем из картона  элементы  составляющие основу натюрморта и пейзажа.
  3. Вырезаем в предметах отверстия (блики, узоры), которые должны остаться светлыми.
  4. Наклеиваем элементы натюрморта и пейзажа  на лист фона, в соответствии с задуманной композицией.  
  5. Покрываем матрицу краской.
  6. Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем – получается оттиск.

Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины,  использовать дополнительные материалы, например кружева.

б). Самостоятельная работа учашихся

Следим за ходом работы и оказывает индивидуальную  и фронтальную помощь. Контролируем правильность выполнения приемов работы.                                                                                                                                                                              Контролируем объем и качество выполненной работы.

Итог урока.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд, пока учитель готовит экспозицию из получившихся  работ.  Кроссворд выведен на экране. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда,  затем анализируют получившиеся работы ( если время урока не позволяет решить кроссворд, он выдается на листочках в качестве домашнего задания).          

  По горизонтали: 1. Отпечаток на бумаге. 2. Вид графического искусства, изображение в котором получается в результате оттиска на бумсге с печатной формы. 3. Другое название оттиска. По вертикали: 1. Печатная форма. 2.Гравюра на металле.