Картотека

Степанова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека загадок на тему «Русский народный фольклор»

Русские народные загадки о животных

  • Зимой белый, летом серый.

                                         ( Заяц)

  • Прыгает ловко, любит морковку.

                                                    (Заяц)

  • Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок.

                                                                                      (Белка)

  • То рыжая, то серая,

          А названьем — белая.

                                           (Белка)

  • Ползун ползет, иголки везет.

                                             (Ёж)

  • Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками.

                                                                                          (Ёж)

  • Мастер шубу себе сшил,

          Иглы вынуть позабыл.

                                               (Ёж)

  • Вот иголки и булавки

          Вылезают из-под лавки

          На меня они глядят

          Молока они хотят.

                                      (Ежи)

  • В одежде богатой,

          Сам слеповатый,

          Живёт без оконца,

          Не видывал солнца.

                                        (Крот)

  • Это что за зверь такой?

          Может жить он под землей.

          Норку и подземный ход

          Лапками копает...

                                    (крот)

  • Рыжая хозяюшка

          Из лесу пришла,

          Всех кур пересчитала,

          С собой унесла.

                                (Лиса)

  • Хвост пушистый,

       Мех золотистый,

       В лесу живет,

       Кур в деревне крадёт.

                                        (Лиса)

  • У кого из зверей

       Хвост пушистей и длинней?

                                                   (Лиса)

  • Рыжая плутовка,

       Хитрая да ловкая,

       В сарай попала,

       Кур пересчитала.

                                 (Лиса)

  • Серовато, зубовато, по полю рыщет,

          Телят, ягнят ищет.

                                      (Волк)

  • Он в лесу дремучем рос,

          Серой шерстью весь оброс.

          В зайцах вкусных знает толк

          Злой голодный серый...

                                                (волк)

  • Любит кушать он малину

          И в берлоге спать всю зиму.

          Страшно может он реветь,

          А зовут его...

                        (медведь)

 

  • Летом мед ел и малину,

          Чтобы сытым спать всю зиму.

          Тише, дети! Не шуметь!

          Пусть спокойно спит...

                                         (медведь)

  • Чтобы выстроить плотину,

           Запасет он древесину.

           Зверь трудолюбив и добр,

           Тащит бревна к речке...

                                                (бобр)

  • У него рога ветвисты,

          А бока чуть-чуть пятнисты.

          Всех катать ему не лень,

          Возит саночки...

                                 (олень)

  • По горам, по долам

          Ходит шуба да кафтан.  

                                            (Овцы.)

  • Кто на себе свой дом носит?

                                       (Улитка)

  • С хозяином дружит, дом сторожит,

          Живет под крылечком, хвост колечком.

                                                                          (Собака)

  • Не говорит, не поёт,

          А кто к хозяину идёт —

          Она знать даёт.

                              (Собака)

  • На сене лежит — сама не ест и другим не даёт.

                                                                        (Собака)

  • Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.

                                                                                              (Кошка)

  • Мягкие лапки,

          А в лапках — царапки,

          Зелёные глаза —

          Всем мышам — гроза.

                                           (Кошка)

  • Вся мохнатенька, четыре лапки,

       Сама усатенька, два яхонта под шапкой.

                                                                        (Кошка)

  • Зубастых, мохнатый, как есть начнёт - песенку поёт.

                                                                                                     (Кот)

  • Что за зверь со мной играет?

        Не мычит, не ржёт, не лает,

        Нападает на клубки,

        Прячет в лапки когти.

                                        (Котёнок)

  • Живёт невидимая крошка,

          Ловко мешки прогрызает.

          Очень не любит кошку,

          А кошка её обожает.

                                      (Мышка)

  • Маленький шарик под лавкой шарит.

                                                          (Мышь)

  • Хвост крючком, нос пятачком.

                                              (Свинья)

  • Спереди — пятачок,

          Сзади — крючок,

          Посередине — спинка,

          На спинке — щетинка.

                                          (Свинья)

  • Пятак есть, а ничего не купит.

                                           (Свинья)

  • С бородой, а не старик,

          С рогами, а не бык,

          Доят, а не корова,

         Лыко дерёт,

         Да лапти не плетёт.

                                       (Коза)

  • Не земледелец, не кузнец, не плотник,

          А первый на селе работник.

                                                    (Лошадь)

  • Четыре четырки,

          Две растопырки,

          Седьмой вертун,

          Два стеклышка в нем.

                                          (Корова)

  • Черен, да не ворон,

        Рогат, да не бык,

        Шесть ног без копыт,

        Идет—земли не дерет.

                                          (Жук).

  • Заплелись густые травы,

       Закудрявились рога,

      Да и сам я весь кудрявый,

      Даже завитком рога.

                                     (Баран)

  • Явился в жёлтой шубке:

      -Прощайте, две скорлупки!

                                            (Цыплёнок)

  • Два раза родился,

       Ни разу не крестился,

       Всем людям пророк.

                                    (Петух)



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека игр на тему «Русский народный фольклор»

Д/игра: «Баю-бай»

Цель: Формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов: собачка, бай, лай; развивать слуховое восприятие и улавливать ритмичность речи, воспитывать бережное отношение к окружающим.

Материал: кукла Таня, собачка, кроватка, постельные принадлежности: подушка, простынка, одеяло.

Ход занятия

Воспитатель показывает куклу Таню, говорит, что она поиграла, захотела спать и предлагает детям уложить куклу Таню спать. Воспитатель укладывает Таню в кроватку, сопровождая свои действия словами:

— Положим куклу Таню спать на кроватку; на кроватку надо постелить простынку, на простынку положить подушечку, куклу Таню укроем одеялом. Спи, кукла Таня.

Баю-бай, баю-бай, Наша Таня, засыпай!

Появляется собачка и раздается лай: «Ав-ав-ав». Воспитатель заботливо обращается к собачке и тихо говорит:

Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза, затем куклу Таню можно дать детям и побуждать детей повторять текст или отдельные слова. В конце занятия дети играют с собачкой и куклой Таней.

Баю-баю-баюшок, Кладу Таню на бочок - На мягкую  кровать. Будет Таня крепко спать.

Игра: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка не лай».

Цель: Продолжать знакомить с устном народном творчестве; Продолжать знакомить детей с потешкой как жанром устного народного творчества; Помочь запомнить новую потешку; Выполнять движение соответствующие тексту потешки.

Материал: кукла, таз, ведро, ковшик, игрушки (зайка, собачка, петушок)

Ход игры:

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя (приветствие). А пришла к нам Катя, чтобы поиграть с вами и посмотреть, какие у вас есть игрушки (ребята показывают игрушки).

- Кате нравятся ваши игрушки. А знаете ли вы, что давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькие, у них не было игрушек, не было таких красивых книжек, как у вас. И поэтому дети делали игрушки сами. А, чтобы детям не было скучно, народ придумывал маленькие веселые песенки, которые стали называть потешками. Давайте мы с вами поиграем с Катей и расскажем ей, какие мы знаем потешки ( куклу заворачивали в пеленку, кладем в кровать и дети рассказывают потешку ):

 Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Катю не буди.

Ты, собачка, не лай,

Нашу Катю не пугай!

-Ребята, Кате пора вставать, давайте вместе ее разбудим (дети помогают разбудить куклу).

- Ой, а кто это громко поет, вместе с нами будит куклу Катю            (появляется петушок). Давайте, ребята, расскажем потешку про петушка:

Петушок, петушок,

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шёлкова бородушка,

 Что ты рано встаёшь,

 Что ты звонко поёшь,

 Деткам спать не даёшь?

- Ку - ка - ре - ку!

Воспитатель поднимает куклу.

-А теперь, ребята, давайте попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катю (дети читают потешку.):

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

 По-сме-лей –

Умывайся веселей!

-А сейчас, ребята, я вам покажу, кто к нам еще сегодня пришел в гости- это зайка. Давайте, ребята, расскажем вместе с зайкой потешку! (воспитатель берет игрушку - зайка  и читает потешку «Заинька, подходи…».

Заинька, подходи,

 Заинька, походи,

 Серенький, походи,

 Вот так, вот сяк походи,

 Заинька, подбодрись,

 Серенький, подбодрись,

 Вот так, вот сяк подбодрись,

 Заинька, топни ножкой,

 Серенький, топни ножкой,

 Вот так, вот сяк топни ножкой.

 Заинька, повернись,

 Серенький, повернись,

 Вот так, вот сяк повернись.

 Заинька, попляши,

 Серенький, попляши,

 Вот так, вот сяк попляши.

 Заинька, поклонись,

 Серенький, поклонись,

 Вот так, вот сяк поклонись!  (дети читают потешку, выполняют соответствующие движения).

Молодцы!  Зайке очень понравилось, как вы читаете потешку про него. А сейчас нашим гостям пора уходить, Таня и зайка пойдут в гости к другим детям (дети прощаются).

Познавательная игра «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Цель: Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

Материал: Самовар, заварочный чайник, чашка, блюдце, кукла, рожицы на эмоции, угощение к чаю.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами пойдём в гости в старинную избу. Там очень много интересных предметов, которыми пользовались  ваши бабушки и прабабушки, когда были ещё маленькими. Хотите пойти со мной? (ответы детей)

(В избе на столе стоит самовар. Хозяйка встречает детей и показывает его детям. )

Хозяйка: Дети, кто знает, что это такое?  (ответы детей).

(Если дети затрудняются, то хозяйка объясняет, что это такое и для чего нужен ей самовар. Дети внимательно рассматривают самовар и чайник, вместе с хозяйкой и воспитателем ищут сходства и различия между предметами.)

Хозяйка:           Самовар – птица – жар!

                            Кран  открывается

                           Чай  наливается!

(Затем Хозяйка предлагает детям отгадать загадку.)

                           У носатого у Фоки

                           Постоянно руки в боки.

                           Фока воду кипятит

                           И как зеркало блестит.

Хозяйка: Дети, а ещё к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте её угостим чаем из самовара.

(Проводится игра  «Напоим куклу чаем».)

Воспитатель: Давайте дети скажем, какими мы должны быть, когда встречаем нашу гостью и как должны угощать её?

Дети отвечают: (должны быть вежливые, приветливые, гостеприимные, должны улыбаться.)

Хозяйка: Я и вас  приглашаю пить чай и будем все вежливыми, приветливыми и друг другу улыбаться.

Воспитатель: А теперь все поблагодарим  Хозяйку за гостеприимство и попрощаемся с ней.

Д/и: «Милости просим, гости дорогие».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях  у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе.  Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы).

В роли тётушки выступает кукла би-ба-бо.

- Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь.

  Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам  вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука).

Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут …

 - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).

-  С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

  -  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

 Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый …. 

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка?

- Что на голове у Маши?

- Какой он?

   Звучит мяуканье  кошки.

 - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток,  котя  беленький лобок…  Этот котик очень любит спать там, где тепло.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?

- Правильно, печь.  Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите?

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом.

- Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней

А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки

П/и: «Я пеку, пеку, пеку».

Я пеку, пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка.

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

- Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …

Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?

(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка).

- Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?  

- А почему?

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его.... (ухват)

 (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию).

- Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.

- Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моей избе.  С чем мы познакомились?

- А кто из вас был в деревенской избе?

- Из чего вы ели кашу в деревне?

- Сундук видели у бабушки?

- Что ваша бабушка в нём хранит?

 - Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.

Игра «Наша Маша маленька».  

Цель:    Разучить с детьми новую потешку, развивать речь, память,  мышление.  

Оборудование: Кукла в летней и зимней одежде, домик, снег, картина «Зима»  

Ход занятия:  

Воспитатель – Здравствуйте,   дети!   Сегодня мы идем с вами на зимнюю прогулку.  На улице очень холодно, идет снег, дует холодный ветер, поэтому прежде чем идти гулять,   нужно одеться.  

Игра – имитация   «Дети одеваются»

        Наденем на ножки.  

        Теплые сапожки.

        (наклоняются,  указывают на ноги)  

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.  

        На руки рукавички,

        (поднимают руки вверх)  

        Теплые сестрички.

        (крутят ладошками)

        Шубки и пальтишки.

        (надевают пальто)

        Теплые штанишки.  

Воспитатель приглашает детей пройти дальше в группу,  где оформлен зимний пейзаж (картина о зиме),  заснеженный домик.

Беседа по картине – какое время года на улице,  как догадались, что лежит на крышах домов,  чем укрыта земля,  кто нарисовал узоры на окнах.  

Воспитатель спрашивает, какой снег, делает вывод, что снег белый,

Пушистый,  холодный.  

Воспитатель обращает внимание на домик, предлагает узнать,  кто в нем живет.

Воспитатель рассаживает детей на стульчики,  стучит в дверь и достает из домика куклу в летнем сарафане.   Рассказывает,  что это кукла Маша,   она хочет погулять на улице,  но она не умеет одеваться.   

Воспитатель предлагает детям научить ее.  

Выходит ребенок,  берет штанишки, называет,  что это и надевает на куклу.  

Следующий берет шубку, называет и надевает на куклу, следующий шапку, сапожки.  

Воспитатель- Маша теперь знает, как правильно одеваться на прогулку зимой. Обратите внимание, какая Машенька нарядная, какая у нее красивая шубка.

 А теперь послушайте потешку про Машу.  

        Наша Маша маленькая,

        На ней шубка маленькая,

        Опушка бобровая,

        Маша чернобровая.

Воспитатель задает вопросы по содержанию: какая Маша, во что она одета, какая у нее шубка (аленькая, это значит красивая), опушка у нее бобровая (показывает мех по краю шубки).  

Воспитатель рассказывает потешку еще раз,  потом просит рассказать кого-нибудь из детей . Повторное чтение потешки .

Воспитатель – Маша хочет поиграть с ребятами на улице.

Игра -  «Снежки».  

По окончанию игры воспитатель говорит, что Маша устала и хочет домой.

Дети прощаются с Машей и говорят «До свидания».  

 

Игра: «Идет Коза рогатая».

Задачи и цели: 

  1. Познакомить детей с новым персонажем - козой Машкой.
  2.  Упражнять в образовании ласкательных слов от слова коза.
  3. Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы взрослого.
  4. Закрепить названия и расположение частей тела у животного: голова, туловище, хвостик, ножки. 
  5. Развивать тактильные анализаторы при контакте руки с мягкой игрушкой.
  6. Формировать умение запоминать потешку о козе, выразительно её рассказывать.
  7. Воспитывать любовь и интерес к животному.

Материал к занятию:
мягкая игрушка козы, муляж капусты, крынка, потешка «Идёт коза рогатая»

Организация детей:
дети сидят в уголке изба на лавках

Ход  занятия:
1 часть:

Хозяйка встречает детей у избы с капустой в руках.
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас! (здравствуй, Хозяйка)
- А я иду с огорода, срезала там капусту для козы. Проходите в избу, я познакомлю вас с ней.

В избе дети садятся на лавку.
Хозяйка показывает игрушечную козу и говорит:
- Посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это? (это коза)
- Да, её зовут Машка.
- Как зовут козу? (козу зовут Машка)
- А как можно назвать козу Машку ласково? (козочка, козонька, Машенька)
- Коза Маша принесла молочко для Танечки.
- Что принесла коза? (коза принесла молочко)
- Кому коза принесла молочко? (коза принесла молочко Танечке)
- Вот какая заботливая козочка!
Коза начинает по очереди знакомиться с детьми. Дети называют козе свои имена.
Хозяйка задаёт вопросы детям о козе:
- Покажите, где у козы голова? ( дети показывают)
- Что находится у козы на голове? (у козы на голове уши и рога)
- Какого цвета глаза у козы? (у козы зелёные глаза)
- Где у козы туловище? (дети показывают)
- Погладьте козу (дети гладят) 
- Какая у неё шёрстка? (шёрстка мягкая, колечками, пушистая)
- Покажите, где у козы ножки? (дети показывают)
- Какие ножки у козы? (у козы ножки тонкие, длинные)
- Покажите, где у козы хвостик? (дети показывают)
- Какой хвостик у козы? (хвостик у козы маленький)
- Вот какая красивая, хорошая козочка.

2 часть: А теперь послушайте о ней потешку: 
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами,
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает!
- Понравилась вам шуточная потешка о козе? (да, очень)
- Давайте все вместе её расскажем, а козочка нам в этом поможет (малыши потешку заучивают).
В конце Хозяйка благодарит детей за выразительное рассказывание потешки и предлагает угостить козу капустой, затем вместе с козочкой прощается с ребятами.

Игра: «В гости к кукле Кати»

Цель занятия: Вызвать радостное, эмоциональное настроение от общения. Создать атмосферу спокойствия и безопасности. Развивать индивидуальность ребенка, эмоциональную активность, мелкую моторику.  Развивать двигательные навыки при ходьбе по дорожкам. Продолжать учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, Произносить несложные звукоподражания. Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Закрепить умение работать с матрешкой, разбирать и собирать матрешку. Воспитывать у ребенка живой интерес к потешкам, побуждать эмоционально их воспринимать.

Материал: кукла, кроватка, матрешки, дорожки, грамзаписи с колыбельной.

Ход занятия

Предложить детям поехать на машине в гости к кукле Кате.Машина, машина 
Идет, гудит.
В машине, в машине 
Шофер сидит

Би-би-би, би-би-би!

(Вызвать эмоции, звукоподражания.)

Воспитатель: Вот мы и приехали. Пойдем скорее к Катюшке.

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ, топ-топ,
Шагают наши ножки.
Шли, шли, шли и к домику пришли.

(Сидя на полу у мячика плачет кукла.)

Воспитатель: Что же это наша Катя плачет, надо скорее успокоить ее.

(Предложить детям пожалеть куклу, покачать ее.)

Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач, дорогой, – куплю другой,
Не плач, не кричи – дам тебе три!

Воспитатель: Вот и заулыбалась Катенька, повеселела.

(Предложить детям показать глазки-синеглазки, головушку-соловушку, ручки-хватунюшки, ножки-ходунюшких.)

Воспитатель: Катя плачет, потому что, есть хочет, давайте ее покормим.

(Посадить детей и куклу за стол и предложить покормить ее.)

Умница, Катенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Поела Катенька - ей пора спать.

(Предложить уложить куклу спать, Напевая песенку а-а-а-а.)

Звучит спокойная музыка.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Нашу деточку качать.

Воспитатель: Уснула наша деточка. Пусть спит, спокойной ночи Катя. А мы пока поиграем - вон сколько игрушек на полочке у Кати.

Игра с матрешкой.

Воспитатель: Катя любит играть матрешками. Матрешки – эта русские народные игрушки. В далёкие времена у детей не было столько игрушек как у нас, им папы вырезали из дерева матрешек и дети играли ими. Давайте и мы поиграем с матрешками (разбирать и собирать матрешек).

Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

.

 



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека игр на тему «Масленица» к неделе «Русский народный фольклор»

Игра «Проводы Зимы»

Цель: познакомить детей с народными традициями; познакомить с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей; заучивание потешки; организация досуга детей.

 

           1. Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми  закличками  звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю,  а Весна-красна не задерживалась.

 

            2. Рассматривание картинки «Масленичные гуляния».

-  Что это за праздник?

-  Зачем провожают Зиму?

-  Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

           3.  Заучивание заклички.

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

4. Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой: 
«- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».
Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать».
Играющие встают на лучи.

Игра «Соломенная  Масленица»

 

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

          ловкость, быстроту.

  1. (Рассматривание альбома масленица)

      Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс.            

        Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена  Авдотья  Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а  пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

  1. Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать»

 Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка-до свидания.

 

Игра: «Блины на Масленицу».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами.

Ход игры:

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

     Одной из главных версий считается, что появление слова "масленица" связано с традицией выпекания блинов. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его. В то время считали, что чем больше блинов, тем скорее солнце начнет светить сильнее и теплее. 

- Какую форму имеет солнце? Блины?

- Кокого цвета солнце? Блины?

Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

 

«Блины своими руками».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

           обогащать словарный запас народными терминами; развивать       

            мелкую моторику рук; воспитывать у детей интерес и    

            уважение к культуре русского народа.

 

Ход игры:

- Какое главное угощение на Масленицу?

Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!

(рассматривание альбома «Масленица»)

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

        Давайте подрумяним наши блинчики, чтобы они совсем стали солнечными - раскрасим их. (Раскрашивание блинов из соленого теста желтой краской)

          К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

 -А на масленицу что едят?

- А почему?

- На что похожи блинчики?(солнышко)

Подвижная игра «Карусель»

 

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

          содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

          развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать     

          создавать положительный эмоциональный настрой.

 

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.  А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.



Предварительный просмотр:

Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека пальчиковых игр на тему «Русский народный фольклор»

Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

                                                «Чаепитие»

Исходное положение: сидя на ковре, на коленях.

Медвежата, не скучая,

Пьют вторую чашку чая

 (растираем ладошки между собой до тепла)

С сушками

(поднимаем вверх большие пальцы)

Ватрушками

(указательные пальцы)

Крендельками и блинами

(средние пальцы)

А еще с вареньем

(безымянные пальцы)

И с вкусненьким печеньем

(мизинцы)

Любят наши медвежатки

Выпит чая по две чашки.

(растираем ладошки между собой).

«Я пеку, пеку, пеку».

Игра в ладошки

Я пеку, пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка.

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

 «Бабушкины пирожки»

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать 

(возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке):

«И Тимоша приходи, И Антоша приходи,

Да и Проша приходи, И Митрошу приводи».

Положите ладонь малыша тыльной стороной вверх на свою левую ладонь, а правой рукой по очереди поднимайте по одному пальчику малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего пальца поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (на словах «Прошу и Митрошу»).

«А уж Ванечка, Моя лапочка,

Ну, пожалуйста!»

Дойдя до мизинца, поднимите его и потеребите за кончик несколько раз.

«Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать».

Снова возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке:

«И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок»

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого.

«А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек!».

Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз.

«Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать».

Возьмите правую ручку малыша и помашите ей, словно он прощается.

«Прощевай, Тимоша, Прощевай, Антоша,

Прощевай и Проша, Да и ты, Митроша».

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди загибайте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого:

«А уж Ванечка,

Моя лапушка,

Посиди ещё

Вместе с бабушкой».

Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз.

 «Стала Маша гостей созывать»

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка-до свидания.

«Сапожки»

        Наденем на ножки.  

        Теплые сапожки.

        (наклоняются,  указывают на ноги)  

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.  

        На руки рукавички,

        (поднимают руки вверх)  

        Теплые сестрички.

        (крутят ладошками)

        Шубки и пальтишки.

        (надевают пальто)

        Теплые штанишки.  

Игра «У дедушки Абрама...».

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей,   Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей.  Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами   Махать растопыренными ладонями около ушей.

И с огромными глазами.   Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели.  Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так...   Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

«Пять братьев – пальчиков»

Пусть малыш соберёт пальчики в кулачок.

«Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!»

«Соня-пастушок»

Поиграйте вдвоём в эту забавную пальчиковую игру. Она хороша, когда нужно «убить время»: например, в дороге.

«Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками. Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, вы меняетесь ролями.

«Сорока – белобока, кашу варила».

 «Сорока-белобока

Кашу варила (делайте круговые движения пальцем по ладошке ребенка),

Деток кормила (начинайте загибать по очереди пальчик, начиная с указательного):

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

«Ты дров не рубил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Всех не созывал!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!» (возьмите малыша за большой палец и аккуратно потеребите его)

«Птички-невелички»

Скрестите большие пальцы рук и изобразите крылья, приговаривая:

«Птички-невелички по небу летели,

По небу летели, на ладошку сели! (накройте своей ладонью ладошку малыша)

Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладьте своей ладонью ладошку малыша)

А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозите пальцем на ладошку ребёнка)

Будет петь для деточки в золочёной клеточке (поглаживайте пальчик малыша от кончика к основанию, приговаривая)

Воробушек, воробушек, воробушек».

Как только малыш выучит слова потешки, непременно поменяйтесь ролями: пусть малыш изображает ручками птичек. Игру можно усложнить, играя в ловлю птичек. Произносите названия разных птичек и поглаживайте пальчик малыша, как только он услышит слово «воробушек», он должен отдёрнуть пальчик.

Если вы пальчик не поймаете, то говорите:

«Ой, беда! Ой, беда! Улетели навсегда!

За реку широкую, за гору высокую!». 

Если же поймаете,  то так:

«Вот попалась птичка, птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки в золочёной клеточке!»



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека подвижных игр на тему

 «Русский народный фольклор»

Подвижная игра «Дарит солнышко лучи»

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу. Учить детей водить хоровод.

Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.

Воспитатель собирает детей закличкой: 
«- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».

Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать».
Играющие встают на лучи.

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Ход игры:

В центре круга - "Солнце" ( ребенок). 

Дети хором произносят:

Гори ,солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.  

(Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг). 

«ЗАИНЬКА, ПОХОДИ…» хороводная игра.

  Движения по  тексту

«Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись».

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Учить под музыку двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

«Зайка, зайка, что с тобой

  Ты совсем сидишь большой

  Встань попрыгай, попляши.

  Твои ножки хороши».

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

Разминка: «Ходьба по дорожкам».

После игр с мартышками предложить детям  походить по дорожкам.

(Ходьба по дорожке без обуви.)

Профилактическая дорожка «колючая».

Идут по дорожке
Наши ножки.
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Мягкая дорожка – тактильное ощущение.

Уходи с дороги, кот,
Наша деточка идет.
Топ-топ-топа-
Никогда не упадет.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наши деточки пойдут – 
Через киску упадут…

Подвижная игра «Карусель» 

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

          содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

          развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать     

          создавать положительный эмоциональный настрой.

 

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.

 А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.



Предварительный просмотр:

«Урайского специализированного Дома ребенка»

 

Составила: Степанова Елена Николаевна,

 воспитатель гр.№6 «Ежата»

Картотека потешек на тему «Русский народный фольклор»

"Пошёл котик на торжок"

«Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу».

                                                        "Кисонька-мурысонька"

                                                          «Кисонька-мурысонька,

                                                            Где была? — Коней пасла.

                                                       — Где кони? — За ворота ушли.

                                                       — Где ворота? — Огонь сжёг.

                                                       — Где огонь? — Вода залила.

                                                       — Где вода? — Быки выпили.

                                                       — Где быки? — За гору ушли.

                                                       — Где гора? — Черви выточили.

                                                       — Где черви? — Утки склевали».

«Котятки, котятки,
Малые ребятки!»

«- Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
- Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать».

«Солнышко, снарядись! Красное, покажись!»

«Солнышко, снарядись! 
Красное, покажись! 
Выйди из-за тучи, 
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко, 
Дам тебе горошка!»

«Петушок, золотой гребешок»:

«Кукареку, петушок,

    Золотой гребешок,

    Выгляни в окошко,

    Дам тебе горошку,

    Дам и зёрнышек»;

                                         «Петушок, петушок,

                                            Золотой гребешок,

                                            Маслена головушка,

                                            Шёлкова бородушка,

                                            Что ты рано встаёшь,

                                            Что ты громко поёшь,

                                            Ване спать не даёшь?»

«Как у нашего кота»:

«Как у нашего кота
  Шубка очень хороша,
  Как у котика усы
  Удивительной красы,
  Глаза смелые,
 Зубки белые».

                                       «Котик серенький»:

                                             «Котик серенький присел
                                               На печурочке
                                               И тихонечко запел 
                                               Песенку дочурочке:
                                               Вот проснулся петушок,
                                               Встала курочка,
                                               Поднимайся мой дружок,
                                               Встань, моя дочурочка!»

Заучивание заклички.

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

«Самовар»

Самовар – птица – жар!

Кран  открывается

Чай  наливается!

Потешки и колыбельные к игре  

«Укладывание Маши спать».

«Ходит сон у колыбели — баю, баю.

Чьи тут глазки спать хотели — знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

Сон качает колыбельку, засыпай»

«Люлю — люлю, ой, люли

  Прилетели голуби

  Стали гули ворковать,

  Нашу Машеньку качать.

  Баю-бай, баю-бай

  Поскорее засыпай

  Баю-бай, баю-бай

  Спи, малышка, засыпай».

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала.

Даше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!»

Потешка к игре «Баю-бай»

Баю-бай, баю-бай,

Наша Таня, засыпай!

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Баю-баю-баюшок,

Кладу Таню на бочок

- На мягкую кровать.

Будет Таня крепко спать.

Потешки к игре «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка не лай».

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Катю не буди.

Ты, собачка, не лай,

Нашу Катю не пугай!

Петушок, петушок,

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шёлкова бородушка,

 Что ты рано встаёшь,

 Что ты звонко поёшь,

 Деткам спать не даёшь?

- Ку - ка - ре - ку!

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

 По-сме-лей –

Умывайся веселей!

Заинька, подходи,

 Заинька, походи,

 Серенький, походи,

 Вот так, вот сяк походи,

 Заинька, подбодрись,

 Серенький, подбодрись,

 Вот так, вот сяк подбодрись,

 Заинька, топни ножкой,

 Серенький, топни ножкой,

 Вот так, вот сяк топни ножкой.

 Заинька, повернись,

 Серенький, повернись,

 Вот так, вот сяк повернись.

 Заинька, попляши,

 Серенький, попляши,

 Вот так, вот сяк попляши.

 Заинька, поклонись,

 Серенький, поклонись,

 Вот так, вот сяк поклонись!  (дети читают потешку, выполняют соответствующие движения).

«Наша Маша»

Наша Маша маленькая,

На ней шубка маленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

 

«Идёт коза рогатая»

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами,
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает!

Потешки к игре «В гости к кукле Кати»

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ-топ, топ-топ,

Шагают наши ножки.

Шли, шли, шли и к домику пришли.

Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач, дорогой, – куплю другой,
Не плач, не кричи – дам тебе три!

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Поела Катенька - ей пора спать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки

Сели возле люленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Нашу деточку качать.

«Сорока – белобока, кашу варила».

 «Сорока-белобока

Кашу варила (делайте круговые движения пальцем по ладошке ребенка),

Деток кормила (начинайте загибать по очереди пальчик, начиная с указательного):

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

«Ты дров не рубил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Всех не созывал!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!» (возьмите малыша за большой палец и аккуратно потеребите его)

«Птички-невелички»

Скрестите большие пальцы рук и изобразите крылья, приговаривая:

«Птички-невелички по небу летели,

По небу летели, на ладошку сели! (накройте своей ладонью ладошку малыша)

Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладьте своей ладонью ладошку малыша)

А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозите пальцем на ладошку ребёнка)

Будет петь для деточки в золочёной клеточке (поглаживайте пальчик малыша от кончика к основанию, приговаривая)

Воробушек, воробушек, воробушек».

Как только малыш выучит слова потешки, непременно поменяйтесь ролями: пусть малыш изображает ручками птичек. Игру можно усложнить, играя в ловлю птичек. Произносите названия разных птичек и поглаживайте пальчик малыша, как только он услышит слово «воробушек», он должен отдёрнуть пальчик.

Если вы пальчик не поймаете, то говорите:

«Ой, беда! Ой, беда! Улетели навсегда!

За реку широкую, за гору высокую!». 

Если же поймаете,  то так:

«Вот попалась птичка, птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки в золочёной клеточке!»

«Банька»

Над трубою дым поднимается, (сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх)

Да по небу дым расстилается (раскройте ладони и разведите руки в разные стороны)

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится (соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте, сами пальцы растопырьте)

Прибежала нянька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, нянька!»

Пусть ребёнок пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди, Нафанька!»

Малыш снова пытается попасть в баньку, но уже указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Анька!».

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Заходи-ка в баньку,

Мы помоем Ваньку!

Жарко-жарко-жарко!».



Предварительный просмотр: