Инновационная деятельность на базе КФУ

Гатина Светлана Анатольевна

Элективный курс для учащихся 5-6 классов "Простые секреты стихосложения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Элективный курс 

«Простые секреты стихосложения»

для учащихся 5-6 классов

                                                                Автор- составитель –

                                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                                  Гатина Светлана Анатольевна

2014 год

                                                    Пояснительная записка

     Основная задача курса, реализуемого с помощью этой программы,  - развитие творческих способностей учащихся, углубление лингвистических знаний и повышение их речевой культуры, исходя из личностно-ориентированного обучения.

    В  школьном курсе преподавания литературы предусматривается изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Однако эти сведения даются зачастую разрозненными, уроки по теории литературы относительно редки, что приводит к тому,  что учащиеся способны удержать полученные на них сведения в памяти кратковременно, литературоведческая  компетентность обучающихся не до конца сформированы.  Дети чаще всего усваивают материал на уровне представления. На изучение стихотворных размеров выделяется слишком мало времени для того, чтобы у детей мог сформироваться навык определения размера и самостоятельного использования его.  Невысокая результативность освоения материала по литературоведению объясняется еще и тем, что литературоведческие понятия воспринимаются большинством школьников как скучные, сухие. Тем не менее знание и умение использовать размеры  стихотворения важны в жизни не только для развития чувства ритма; это инструмент для воплощения творческих способностей ребёнка. Это и определяет актуальность предлагаемого курса, так как он способен восполнить указанные пробелы в знаниях учащихся.

   Цель программы:

Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка; помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные  с темой «стихосложение» и «средства художественной выразительности.

Задачи программы:

1.        Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха, анализировать прозаический текст.

2.        Развивать  творческие способности учащихся, их способности чутко воспринимать художественное слово

3.    Совершенствовать умения детей в стихосложении и составлении поэзии и прозы через разум, чувства, эмоции.

4.    Скоординировать представления о стихосложении и прозе с опорой на образцы художественных произведений.

5.    Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование  художественного слова.

6.    Углубить понимание  поэзии и прозы через эмоциональные переживания, через любовь к  природе и родному краю.

7.    Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении русского языка и литературы, развивать культуру речи учащихся .

    Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои художественные средства, стихотворения .

       Выполняя оригинальные, творческие задания, ученики получают реальную возможность для развития своего творческого потенциала и эмоциональной сферы.

Таким образом, обучающиеся приобретут навыки элементарного стихосложения, рецензирования, научатся находить, определять и создавать наиболее распространенные средства выразительности. Важным моментом следует считать и то, что ребята смогут научиться корректному отношению к труду другого ученика, почувствовать сложность труда настоящего художника слова.

     Курс предполагает участие в нем обучающихся разного уровня  подготовленности  и мотивации и направлен на развитие индивидуальных способностей каждого участника курса. Таким образом, курс позволяет  раскрепостить учеников, способствует развитию интереса к предмету.  

  

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

                              Учебно-тематический план:

№п/п

Тема

Задачи

1.

Любимые стихотворные строки.

1.Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка.

2.Прививать интерес к художественной литературе, развивать чувство прекрасного.

2.

Поэзия, ее особенности. Ритм.

Познакомить с понятием поэтической речи, дать понятие ритма.

3.

Рифма.

Определить роль рифмы в стихотворной речи, сопоставить роли рифмы и ритма. Показать детям, что им доступно умение подбирать рифмы.

Игры «Буриме», «Сочини на рифму», «Подбери рифму».

4

Первые поэтические опыты.

Показать детям, что им доступно сочинение элементарного стихотворения; раскрепостить детей; закрепить понятие о ритме и рифме.

Игра «Поэтический пинпонг» . 

5

Стихи русских поэтов о родной природе

1.Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога.

2.Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением).

3.Способствовать  развитию любви к родной природе; подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления.

6.

Отзыв о стихотворении.

4.Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, учить передавать чувства и мысли лирического героя и свои собственные.

  1. Ф.И. Тютчев Неохотно и несмело…

7.

Акростих.

Познакомить с понятием «акростих», закрепить понятие о рифме, ритме; развивать веру в свои способности.

2. Игра «Сочини на имя», «Сочини на название»

8.

Тропы

Дать понятие о тропах, их разновидностях, показать, как тропы используются в поэтической речи.

9.

Эпитеты.

Познакомить с понятием «эпитет», научить подбирать эпитеты к словам; развивать чувство слова.

 Игра «Вставь эпитеты» .

10.

Эпитеты. Стихотворения с одним эпитетом.

Развивать представление об эпитете; показать, как можно построить стихотворение, используя только один эпитет.

С.Черный. Зеленые стихи.

11.

Может ли нравиться печальное?

Показать, что и печальные стихи могут быть прекрасны, что чувство грусти, сопереживания делают человека лучше, чище.; закрепление темы «Эпитеты»

2. Стихотворения русских  поэтов по теме.

12.

Сравнение.

Познакомить со сравнением, научить находить их в произведении и самостоятельно пользоваться приемом- сравнением.

Игра «Поэтический пинпонг»

13.

Стихи-загадки.

Развить представление о сравнении, показать, как прием-сравнение используется в загадках; научить создавать собственные сравнения.

Игра «Что на что похоже?»

14.

Стихи к празднику.

Научить детей писать поздравления родными друзьям, стихотворно описывать праздничные события и чувства; практически использовать эпитеты и сравнения.

15.

Колядки

Развить представление о народных праздниках и обычаях; привлечь детей к созданию собственных колядок.

Колядки

16.

Метафора.

Познакомить с метафорой как скрытым сравнением, показать, как создается метафора; научить использовать метафору в своей речи.

Игра «Поэтический пинпонг»

17.

Ирония.

Познакомить с понятием «ирония», научить чувствовать иронию, создавать иронические фразы и произведения.

18.

Сочиняем частушки.

Закрепить понятие об иронии, развить представление о возможностях ее использования.

Сочинение частушек на школьную тему. Выпуск классной газеты.

19.

Гипербола.

Познакомить с понятием, показать возможности ее использования в разных жанрах.

20.

Сочиняем небылицы.

Закрепить понятие о гиперболе, научиться практически использовать гиперболу в речи.

Небылицы разных авторов.

21-22

Олицетворение

Познакомить с понятием «олицетворение», показать, как оно создается, научить использовать олицетворения, отбирать среди получившихся олицетворений самые оригинальные.

Игра «Поэтический пинпонг»

23.

Турнир поэтов.

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Тропы». Смотр знаний. 

 1.Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива.

2. Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение.

3. Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов, развитию интереса работы со словом.

24-25.

Размеры стиха. Двусложные размеры стиха.

Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха.

Игра «Сорок слов из простокваши»

26-27.

Трехсложные размеры.

Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха.

Игра «Сорок слов  из простокваши»

28.

Верлибр.

Познакомить с понятием верлибра; показать, что рифма – это необязательный показатель стиха.

29.

Символ.

Дать понятие символа, познакомить с некоторыми народными символами; научить разгадывать символы и использовать их.

30.

Стихи и история. Пишем стих ко Дню Победы.

Закрепить навыки  детей в элементарном стихосложении; развивать умение создавать «серьезные» стихи; воспитывать патриотизм.

31.

Анализ стихотворений.

Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, научить редактировать собственные сочинения.

32.

Повторительно-обобщающее занятие.

Способствовать совершенствованию навыка составления текстов как поэтического , так и прозаического характера.

 

33-34.

Итоговая конференция.

Смотр знаний.

Список используемой литературы 

 1.     Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./

2.     Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/  

3.     Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./

4.     Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./

5.   Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./

6. Журналы «Литература в школе»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Технологическая карта урока

Тема:

П.П.Бажов – мастер на все времена.   Сказ « Медной горы Хозяйка».

                                                                                              Разработала: учитель русского языка и литературы

                                                                                                            Гатина Светлана Анатольевна

                                                                                     Технологическая карта

Тема: П.П.Бажов – мастер на все времена.  

              Сказ « Медной горы Хозяйка».

                                              Тип: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- освоить  теоретико-литературные понятия;

- совершенствовать  умения анализа литературного произведения как художественного целого;

- воспитать духовно развитую  личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; - формировать гуманистическое  мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение  к литературе.

- на материале сказа показать стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.

                                                                                                                         Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить учащихся с  творчеством П.П. Бажова;

-ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;

Метапредметные

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме;

- смыслообразование;

- нравственно-этическое оценивание.

                                                       

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ресурсы урока: портрет сказочника, иллюстрации к произведениям, кроссворд, выставка книг;

Информационно-

Методические: http://festival.1september.ru/

                               http://images.yandex.ru/

                               http://schoolcollection.edu.ru/

Материально-

технические: Компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

     Содержание деятельности ученика

           Содержание деятельности учителя

                                                                             Мотивация познавательной деятельности

 

Организационный момент.

Мотивация к творческому труду.

Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку,  к получению знаний.

Ответы учащихся.

- Человек прекрасен своей душой.

- Человек велик своими знаниями.

- А мне кажется, что человек прекрасен своим трудом.

- Это труд, в который вложена душа человека.

Учащиеся формулируют цели урока.

- Мы узнаем, кто такой Бажов, какие сказы он написал, кто является главными  героями его сказов.

Актуализация знаний и постановка проблемы

             ( Стадия вызова.)

Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам:» Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.

На доске слова П.П.Бажова :  «Чем велик и прекрасен человек?...

Ребята, как бы вы продолжили эту фразу?

Откроем продолжение этого предложения.

«Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека».

А как вы понимаете слова «одухотворенный труд?»

- Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем?

Да, вы правы.  Сегодня на уроке мы  познакомимся с  творчеством П.П.Бажова, с новым жанром – сказом, покажем его сходство и различие со сказкой, посмотрим на материале сказа стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку даются по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой.

                                                            Актуализация необходимых знаний

Сообщение подготовленного ученика (Познавательные УУД)

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Ребята думают над вопросом, отвечают.

- Бажов писал не сказки, а сказы.

- Это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Ребята  обсуждают, выдают ответы.

(Коммуникативные УУД)

-В сказе обязательно есть достоверное описание чего-либо, в сказке этого нет; все герои сказки – вымышленные, а в сказе есть настоящие участники событий.        

- Ребята, а что вы знаете о Бажове, авторе этого высказывания, о его читательской манере?

Бажов – не просто сказочник,  но и  сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право.

 

- Что мы знаем о писательской манере Бажова?

- А что такое сказ?

-Чем же сказ отличается от сказки?

Чтобы проверить, насколько вы внимательно читали дома текст сказа «Медной горы Хозяйка», отгадаем кроссворд.

4С

8П

Е

Р

В

И

6Я

Щ

Е

Р

К

А

9К

О

Р

О

Л

Е

К

Р

А

У

10З

А

Б

О

Й

Ш

Ч

1К

Р

А

С

Н

О

3Г

О

Р

2С

К

И

Й

А

У

Т

К

М

Е

Е

П

Ш

А

7Л

А

З

О

Р

Е

В

К

А

5Н

А

С

Т

Я

И

1. Название рудника, где происходит действие. (Красногорский).

2. Имя главного героя. (Степан).

3. Название горы. (Гумешки).

4. Место, за которыми были покосы. (Северушка).

5. Имя Степановой невесты. (Настя).

6. Животное, в которое превращалась Хозяйка Медной горы. (Ящерка).

7. Малахит невысокого качества. (Лазоревка).

8. Кого называли душным козлом? (Приказчика).

9. Малахит высокого качества. (Королек).

10. Место в руднике, где добывали руду. (Забой).

                                             

                                                                      Организация познавательной деятельности

                     (Стадия осмысления)

Работают в группах, опираясь на напечатанные задания, быстро отвечают на вопросы.

- Очень давнее время, происходит действие на Гумешках, там, где добывали малахит.

- Один – молодой, другой – уже старый.

- «Этот и вовсе изробленный».

- Путники устали и прилегли отдохнуть.

- Коса у нее будто прилипла, платье из малахита.

- Он очень удивился, но не хотел показать, что испугался; кроме того, ему было очень интересно, что хочет ему показать Хозяйка.

- Кругом ящерки, будто малахитовый пол, оказывается, это – самый настоящий малахит лучшего качества.

 

Опираясь на текст сказа, интуитивно объясняют значения слов.

   Познавательные , Коммуникативные УУД.

Работают в парах, формулируют, опираясь на начальные слова, вопросы репродуктивного и познавательного характера.

Записывают вопросы, затем отвечают.

Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.

-1 группа - Где и когда происходит действие в сказе?

- Что знаем о героях?

2 группа. - Как о старом говорит рассказчик?

- Как происходит встреча с Хозяйкой Медной горы?

3 группа: - Чем Хозяйка отличалась от барышень, которых знал Степан?

- Почему Степан идет с ней в ее каменные хоромы?

4 группа:- Что еще необычного замечает вокруг себя Степан?).

 

Найти и выписать непонятные, незнакомые слова и подобрать синонимы.   Давайте прочтем, что вы выписали. (внимание на экран)

Разговорные и просторечные слова  из сказа

Синонимы из современного литературного языка

Парун чистый

Очень жаркий воздух

В горе робили

Работали в шахте

Протча там

Прочее, другое

Артуть – девка

Быстрая, подвижная

Стыдно обробеть

Пугаться, стесняться

Наигрыш вести

Притворяться

Земли незнатко

Земли не узнал

Время было - крепость

Было крепостное право

Всяко галились

Издевались, оскорбляли

Раз оплели

Провели, обманули

Вольную пиши

Документ, с которым крепостной отпускался на волю

А сейчас перед вами наши герои: Хозяйка Медной горы и Степан. Возможно, у вас возникли какие-либо вопросы, задайте их героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые».

 «Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто вы?

Что вы делаете в Гумешках?

Когда происходит действие?

Мог ли Степан не пойти с вами?

Как звали тех, кто вас окружал?

Было ли у вас, Хозяйка, желание навсегда привязать к себе Степана?

Согласны ли вы, что поступили нечестно по отношению к Степану?

Верно ли, что вы, Степан, все же любили Хозяйку?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

«Толстые» вопросы

Хозяйке: - Зачем вам нужно было являться, когда встречен  был Степан? (Мне было больно, что люди безжалостно уничтожают запасы горы, ведь малахит можно добывать небесконечно).

- Почему ваш выбор пал именно на Степана, ведь можно было опутать и другого рабочего? (Степан не побоялся бы выполнить мое приказание, он очень смел).

- Вы знали, что Степана накажут, высекут. Зачем же вы подвергли его опасности? (Степан – мужественный человек. Мне, конечно же, было его очень жалко. Но ведь должен был кто-то сказать правду  душному козлу и отвадить его от рудника).

- Но ведь можно было просто спрятать малахит – и все. Почему вы все-таки отправили Степана на наказание? (Душной козел очень жадный, ему было нисколько не жаль бедных, изробленных рабочих, они бы работали бы впустую).

- Вы сильно огорчились, когда Степан отказался на вас жениться? (Да, очень сильно. Я полюбила Степана, но гордилась, что он держит слово, данное им невесте).

- Это вы сделали так, чтобы Степан умер от тоски? (Наверное, читатели все так считают, но это не совсем так. Ведь Степан приходит в день смерти на гору. Значит, что-то было в его душе нежное к Хозяйке).

- Почему вы плакали, когда он умер? (Степан – необыкновенный человек, он не женился на мне из-за моего приданного, не побоялся душного козла, не испужался наказания).

Степану: - Почему ты не побоялся порки и сказал душному козлу все, что велела Хозяйка? (Я никогда не боялся ни работы, ни наказания, и умел говорить правду. Кроме того, я поверил Хозяйке, ведь мы робили зря).

- Почему ты не женился на Хозяйке? (Я дал слово Насте – своей невесте, а ее богатства мне ни к чему, я человек простой, да и не смог бы жить в горе).

- Как ты думаешь, почему Хозяйка решила наказать приказчика? (Он безжалостный, жадный, измывается над рабочими. Хозяйка таких людей ненавидела).

- Почему ты решил найти малахитову глыбу во сто пуд? (Я хотел сделать счастливой Настю, ведь обещана была вольная).

- А почему тебе снова помогла Хозяйка? (Наверное, у нее очень доброе, хотя и каменное сердце, ведь я уже раз пострадал из-за ее слов).

- Почему ты не был счастлив, ведь был у тебя воля, жена, богатство, которое подарила Хозяйка? (Наверное, потому, что так захотела Хозяйка, ведь ей было до слез обидно, что женился я на Насте, да и люди обидели – столбы в церкву поставили).

                                                                                                Подведение итогов

Формирование личностных УУД:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.

- Человека помнят по его делам, что оставил он людям.

«На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как вы можете  объяснить  эти слова ?

Задание для групп: составить синквейн по сказу. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите. Тема любая

Составим синквейны по данному произведению.(Образец)

Хозяйка

Каменная, жестокая.

Заманит, очарует, околдует.

Медной горы хозяйка,

Остерегайся!

Степан

Мужественный,  изробленный.

Мечтает, работает, добывает.

Все же любит Хозяйку.

Жалко.

Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.
Писатель любуется своими героями, потому что трудом таких людей держится государство, крепнет мощь русской земли.

Дополнительный материал:

Сказы П.П.Бажова.

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания : прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка», подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки.