Картотеки игр
Картотеки игр для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzheno-_roleyh_igr.docx | 18.43 КБ |
kartoteka_podvizhnyh_igrdlya_detey_s_noda.docx | 133.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека сюжетно- ролевых игр
«Скорая помощь»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
«Супермаркет»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Дизайнерская студия»
Цели: учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.
Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.
Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др. планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка.
«Банк»
Цели: выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.
Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер.
«Ветеринарная лечебница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначения. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
«Швейное ателье»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
«Фотоателье»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Роли: фотограф, кассир, клиенты.
Игровые действия: кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов, увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.
Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.
«Салон красоты»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.
«Железная дорога»
Задачи: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: крупный строительный материал (строительство билетной кассы, табло-расписание, перрона, макет пассажирского поезда, форма железнодорожников, атрибуты железнодорожников,
Игровые роли: кассир, машинист, помощник машиниста, дежурный по вокзалу, пассажиры, проводник, монтеры пути, осмотрщик вагон.
«Служба спасения»
Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, её необходимости, мобильности в чрезвычайных обстоятельствах.
Задачи: создавать условия для активного использования ролевых диалогов в речи детей. Развивать творческую инициативу детей. Формировать умение самостоятельно распределять роли, расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, спасатели, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор).
Игровой материал: видеокамера, микрофон, защитные каски, перчатки, предметы-заместители (камни- строительный материал, диски, трубки из пенопласта, символика пункт питания, пункт скорой помощи, набор больница и набор продукты. Костюмы для спасателей, поваров, врачей.
Игровые роли: врач; спасатели; пострадавшие; повар;
Игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия; распределение спасательных работ; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; кормление пострадавших и спасателей.
«Салон сотовой связи»
Цель: продолжать учить детей самостоятельно распределять роли ,отражать в игре явления социальной действительности;
Формировать навык речевого этикета; формировать навык сотрудничества.
Оборудование: витрина с различными марками телефонов, каталог с различными марками телефонов, бейджики для сотрудников, рекламные проспекты, банковские карты, кассовый терминал.
Игровые действия: работа операторов связи, работа менеджеров по продаже сотовых, аксессуаров, разнообразная оплата услуг, продажа карточек различных сотовых компаний.
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Заболевание детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств центральной нервной системы и сопровождается нарушениями речи, координации движений задержкой психического развития. Главный недуг- повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности- ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечёт за собой нарушения функции дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.п. Игры(подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей.
Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребёнка, что создаёт положительные предпосылки для коррекции.
«Три стихии»
Цель: развитие внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция: играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово.
«Земля»- играющие принимают положение: руки в стороны:
«Воздух»- играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода»- выполняются движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в кругу последним.
Методические указания: интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
Вариант:
Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.
Инструкция. Площадка делится на три зоны: «Вод»,» «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет( например, самолёт), играющие бегут в зону, обозначающие «Воздух».
Слово «Пароход»- играющие бегут в зону «Вода».
Слово «Дерево»- играющие бегут в зону «Земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник(любо набравший меньше всего очков).
Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и т.д.
«Метание мешочков»
Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц туловища и конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: мешочки с песком, обруч(верёвка).
Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч(или верёвка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого больше точных показаний.
Вариант. Каждый из играющих(поочерёдно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 2- 3 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передаёт мешочки следующему, который так же бросает их и т.д. Выигрывает тот, у кого будет больше точных показаний.
Методические указания:
Мешочки можно бросать из любого положения(сидя, стоя), одной или двумя руками.
Если играют дети разного возраста, то малышей можно ставить ближе к цели, а старших детей дальше от неё.
«Выбей чурку»
Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.
Количество игроков: от двух и более.
Инвентарь: две чурки, две палки, мел.
Инструкция. На расстоянии двух метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг.Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. И м нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.
Методические указания. Дети играют сидя на колясках или же стоя.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков-2-10 человек.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолётики и т.д.)
Инструкция: дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.
Вариант. Дети соревнуются со взрослыми.
Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.
«Кот и воробушки»
Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.
Количество игроков: 6-15 человек.
Инвентарь: подвижная опора, обруч.
Инструкция. На одной стороне площадки стоят дети. Это «воробушки» . В стороне сидит игрок- «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробышки расправляют крылья и чирикая(чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу: «Кот идёт!» кот, мяукая, ловит воробушков. Спастись от кота можно, только вернувшись на своё место. Выигрывает тот воробушек, который ни разу не попался в лапы кота.
Методические указания. Игру следует повторять несколько раз. Котом становится самый быстрый и ловкий воробушек.
«Лохматый пёс»
Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных(собаку)
Количество игроков: 4- 8 человек.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, но не дремлет, но не спит.
Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,
Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Методические указания. Эта игра отличается большой подвижностью, поэтому надо смотреть за тем чтобы дети не перевозбудились.
«Запрещающий цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счёта и произношения слов, умения различать цвети форму геометрических фигур.
Количество игроков- 6-8 человек.
Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона(квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция: по игровй площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет(Например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
2.Собрать треугольники красного цвета.
3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зелёных.
Возможны и другие варианты.
«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков: 5-10 человек.
Инвентарь: несколько предметов(игрушки, кегли, обручи, скакалки и др.)
Инструкция: на игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибётся меньшее количество раз.
Варианты:
1. Увеличить количество предметов.
2. Уменьшить время запоминания предметов.
3. Убрать два предмета.
Методические указания: для игры следует выбирать предметы, которые хорошо знакомы детям.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции4 накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция: дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками(вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания тактильной чувствительности.
Количество игроков: 5-10 человек.
Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной фактуры.
Инструкция. В тёмный мешок из ткани выкладывается 8-10 небольших предметов: авторучка, пробка от кефира, напёрсток, катушка ниток, ложка теннисный шарик и т.п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30секунд определит больше предметов.
Методические указания:
Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.
Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков: 6-8 человек.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук- ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если ребёнок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Методический указания: следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами не будут чувствовать себя уверенно.
«Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков- 6-10 человек.
Инвентарь: обруч или мел.
Инструкция: дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых маленьких детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку»- в обруч или круг, нарисованный на полу(земле). В клетке может быть и несколько зверей.-обезьяны, зайцы, гуси и тд.
Незанятые дети становятся за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд» и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живёт в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так- от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и «бывшие» звери вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Вариант: по дороге домой дети поют песенку:
Вот поезд наш едет, гудит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повёз.
УУ-уу-уу-ууу.
Но вот остановка(дети останавливаются), произнося «Ш-Ш-Ш», опускают руки и спокойно ходят(бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне(наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени и поют куплет.
Методические указания: эту игру можно повторять 2-3 раза
«Дотронься до…»
Цель: формирование у ребёнка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция: все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает «Дотронься до… синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты:
1. Можно называть не только цвета, но и форму или размеры предметов. Например: «Дотронься до… круглого», «Дотронься до… маленького».
2. Возможно и усложнять команду за счёт сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до … красного квадратного»
3. дети могут «искать ответы» не только в одежде, но исреди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, т.е. предметы должны находится в поле зрения играющих.