Для родителей
Взаимодействие с родителями- важнейший фактор успешности коррекционного процесса. Сделать родителей соратником и другом-важнейшая задача для учителя-логопеда. Предлагаю вашему вниманию статьи по речевому развитию детей: развитию связной речи, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, предшкольной подготовки.
Видео "Праздник правильной речи". Праздник подготовлен совместно с музыкальным руководителем, проходил в старшей тифло-логопедической группе в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rodit_po_artgimnastike.docx | 389.64 КБ |
советы родителям неговорящего ребёнка | 16.04 КБ |
Развиваем мелкую моторику детей | 877.29 КБ |
С чего начинать подготовку ребёнка к школе? | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
по проведению артикуляционной гимнастики для родителей.
Причины неправильного произношения звуков.
1. Малоподвижный артикуляционный аппарат, нарушения мышечного тонуса.
Начните заниматься не столько непосредственно постановкой звуков, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку, пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке как лягушонок и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи. Вам очень помогут артикуляционные сказки, которые в образной, игровой форме побуждают малыша выполнять различные упражнения. Например, Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Новиковская О. «Весёлая зарядка для язычка», Т.Ю. Бардышева
«Тра-ля-ля для язычка».
2. Нарушение фонематического слуха.
Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре пропускает или заменяет звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.).
3.«Неполадки» в речевом дыхании.
Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно- сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.
Постановка звуков делится условно на три этапа:
- сначала нужно научить ребенка уверенно произносить звук изолированно, отдельно (например: ш-ш-ш);
- затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах (ша- шапка, аш-карандаш);
- и только потом можно тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках (Маша под душем моет шею и уши).
Иногда можно наблюдать такую картину: родители нависают над ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается, у него не получается и, вообще, он отказывается тренироваться.
Залог успеха: терпение и труд все перетрут!
Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. Бесконечные повторения упражнений не всегда приводят к успеху, поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата. А в некоторых случаях необходима помощь невролога (медикаментозная поддержка, массажи, физиотерапевтические процедуры).
Запомните одно простое правило:
«любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции».
Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.
Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения с проблемными звуками, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи.
Придумайте ритуалы, традиции, которые будут способствовать поддержанию положительного эмоционального фона для игры - занятия. Например, скажите ребёнку: «Давай поиграем с язычком, выполним все задания, а потом пойдём пить чай с твоими любимыми конфетами (почитаем книгу, вместе посмотрим мультфильм, поедем в гости к бабушке и т.д).
Спросите ребёнка, чему он научился на занятии у логопеда. Пусть он вам покажет упражнения, назовёт звуки и слова и вас этому тоже научит. Быть в роли учителя детям очень нравится.
Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь и сами демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звуки. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.
Выполняйте упражнения перед зеркалом, чтобы малыш не только слышал вас, но и видел положение ваших и своих губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звуков может до нескольких месяцев.
Обязательно выполняйте рекомендации логопеда, будьте ему союзником и помощником. Только вместе: ребёнок- родитель- логопед, мы сможем сделать речь ребёнка чистой и красивой.
Успехов вам, у вас всё получится!
Учитель-логопед Масленко Е.В.
Предварительный просмотр:
Светы родителям неговорящего ребенка
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном колыбельные. Лучше не менять часто репертуар. Используйте песенки и игровые музыкальные занятия Екатерины Железновой (серия «Музыка с мамой»), детские песенки из советских мультфильмов.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке об его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. Но, если в 2,5 года у ребёнка нет простой фразы, покажитесь специалистам: неврологу, логопеду, психологу.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику детей: игры и упражнения.
1.Использование карандашей:
-рисование фигур, линий, спиралей, дорожек
- штриховка
- обрисовка трафаретов
- раскрашивание
- обводка по контуру через кальку.
2. Использование красок:
- рисование с помощью кисточек, ладоней, пальцев, кусочков губки (за столом и у мольберта).
3. Использование пластилина:
- лепка предметов, фигурок
- плоскостные пластилиновые картины
- узоры, фигуры из пластилиновых полосок, кусочков
4.Использование массажёров:
- су-джок (шарики и пружинки)
- «ершистые мячики»
- мягкие маленькие мячики, деревянные, стеклянные шарики
- грецкие орехи
- гранёные, не заточенные карандаши.
5.Бельевые прищепки.
6. Завязывание узлов на толстой верёвке.
7. Пальчиковые игры, упражнения (со словами и без слов), теневой театр:
- пальчики здороваются, игра на пианино, замочек, корзиночка, зайчик, коза, бычок, крокодил, «вязание» (указательный-большой пальцы рук соприкасаются подушечками перекрёстно), «Дружная семья» (запоминаем названия пальцев) и др.
8. Потешки и приговорки:
«Сорока-белобока», «Сидит белка на тележке», «Ладушки» и др.
10. Нанизывание бус.
11. Собирание мозаики, паззлов.
12. Конструирование (кубики, разнообразной формы конструкторы).
13. «Рисование» пальцем, рукой в воздухе, на ладони, на твёрдой поверхности, песке.
14. Закрепление навыков самообслуживания: шнурование и завязывание шнурков на обуви, застёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
15. Плетение косичек из верёвочек, толстых ниток, лоскутков.
16. Вырезание, аппликация: развиваем умение пользоваться ножницами, клеем.
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок массажёра.
(автор слов Масленко Е.В.).
Дошка-ладошка, правая (левая) ладошка, круговые движение шариком по ладони
Как дела-делишки, как твои детишки? круговые движения шариком по ладони
Мой мизинчик - молодец массирование мизинца пружинкой
Безымянный - удалец массирование пальца пружинкой
Средний, указательный массирование пальцев пружинкой
Пальчики старательные. вновь массируем эти пальцы пружинкой
Про кого сказать забыли? вращение большим пальцем
Да про пальчика большого,
Тоже очень неплохого! массирование пальца пружинкой.