ЭССЕ
Эссе
на тему : « Моя педагогическая философия»
Подготовила:
Алтунина Наталья Юрьевна
воспитатель
1 квалификационной категории
г. Балабаново, 2018
Педагогическая деятельность с давних времён считается самой престижной и уважаемой профессией. Люди всех сословий всегда тепло отзываются о педагогах. Заботу о детях можно возложить только на очень ответственных и образованных людей.
Мой путь в педагогику не был тернистым и извилистым, так как с ранней юности я хотела стать учителем. Определиться мне помогла моя учительница по русскому языку и литературе, именно она стала для меня эталоном женственности, доброты и понимания. Её уроки раскрыли для меня мир ответственности и профессионализма, откровенности и авантюризма в преподнесении материала нам – её ученикам. На уроки этого преподавателя я всегда спешила с радостью и желанием постичь что-то новое.
Поэтому по окончании школы я приняла единственно верное для себя решение - поступить в Мезенский педагогический колледж в городе Орле. Окончив который, получила профессию мечты - учитель начальных классов! Я была счастлива и ждала встречи с учениками. Несколько лет работы в школе пролетели на одном дыхании, и я ничуть не пожалела о сделанном выборе. В эти годы я стала частичкой вселенной под названием «школьная жизнь»:
- Я научилась слушать, слышать, понимать и принимать решения.
- Я стала активной, но в тоже время, терпеливой.
- Я сумела завоевать авторитет коллег, а самое главное своих учеников.
Моим девизом стали слова К. Маркса: «Воспитатель должен быть воспитан» [1]
В те годы ещё не было ФГОС и ничего не знали о целевых ориентирах, но все педагоги работали ответственно, трудились на результат и каждый, как мог и как знал, находил подход и к детям, и к родителям. Главным приоритетом были честность и трудолюбие, а это всегда находило отклик в душах ребят и взрослых.
Считаю, что основы педагогической деятельности, заложенные в меня ещё по той «старой» методике сформировали меня как личность, а личность всегда интересна и ученикам, и коллегам. По – другому и быть не может, ведь такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко, В. А. Сухомлинский, по книгам которых я постигала педагогическую науку, смотрели всегда в суть проблемы и ориентировались на ребёнка и его глубину развития.
Волей судьбы в 2005 году я оказалась в городе Балабаново, устроилась работать в детский сад «Радуга» воспитателем. Опыт, полученный при работе учителем, в тот момент был неоценим, но возникли и некоторые трудности, так как методика работы учителя и воспитателя отличается. На помощь пришёл методист и
более опытные педагоги. Благодаря им я увидела всю прелесть данной профессии и вновь поняла, что трудолюбие и честность – это залог успешной деятельности для меня как воспитателя. Чтобы не отставать от коллег прошла курсы повышения квалификации, изучала методическую литературу, посещала открытые просмотры опытных педагогов, изучала Интернет-ресурсы. С появлением своего интернет сайта, стало легче общаться с коллегами, искать новые подходы и технологии к процессу воспитания.
С введением ФГОС ДО пришлось пересмотреть свою педагогическую деятельность. Результат работы должен быть в соответствии с целевыми ориентирами, прописанными в стандарте. Если раньше в образовательную деятельность включались игровые элементы, то сейчас основной вид деятельности- игра, которая должна обучать и всесторонне развивать ребёнка. Приходится не стоять на месте, а двигаться вперёд, используя в педагогической деятельности инновационные технологии, интерактивные методы обучения и воспитания, но, не забывая об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Если раньше выпускник ДОУ должен был обладать стандартным комплексом знаний, умений и навыков, то сейчас современному обществу необходим компетентный, социально-адаптированный, креативно мыслящий индивидуум. Ребёнок должен свободно общаться с окружающими его сверстниками и взрослыми, иметь своё мнение и уметь отстаивать его, т. е. дошкольник должен быть мотивирован на дальнейшее обучение.
Воспитатель является главным участником воспитательно-образовательного процесса. Он должен «гореть» сам и «зажечь огонёк» внутри каждого ребёнка. Для этого ему нужно быть профессионалом своего дела, добывать новые знания, самосовершенствоваться. Но нельзя забывать и о таких личностных качествах, как педагогический такт, доброта, отзывчивость и любовь.
Итак, принцип моей педагогической философии:
- честность перед собой, перед детьми, перед родителями;
- трудолюбие в профессии.
Что значит быть честным перед собой? На мой взгляд – это добросовестно отдавать детям те знания, которые ты получил. Вовремя признаваться себе в том, что ты не всезнайка и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Признавать свои ошибки и в работе, и в отношениях с воспитанниками, их родителями, коллегами.
Честность перед детьми – не заискивание перед ними, а общение как с отдельной личностью; способность донести до ребёнка свои требования; умение прощать и извиняться.
Быть честным перед родителями – это, прежде всего, откровенно говорить им о способностях их ребёнка, его потенциале. Научить их помогать своим детям в решении поставленных задач, проблем.
Трудолюбие в профессии – всегда «выкладываться» на 100%, быть компетентной личностью в своей профессии, постоянно развиваясь в ней.
Принципы, сформулированные мной, постепенно помогли мне выработать определённые педагогические подходы в своей работе.
Самым важным из них считаю своевременное определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его потенциала и перспективы развития. Это, в свою очередь, помогает увидеть и устранить причины, мешающие достичь главной цели воспитателя – формирование всесторонне развитой, нравственно сформированной и социализированной личности.
Кроме этого, актуальным подходом считаю умение оперативно сменять тактику деятельности в зависимости от условий и обстоятельств, которые складываются в ходе воспитательно - образовательного процесса. Такая лабильность помогает всегда концентрировать внимание как группы детей, так отдельно взятого ребёнка, а в итоге добиться эффективности в работе.
И, конечно, значимым подходом является – личный пример, а именно, сочетание воспитания личности дошкольника и самовоспитание личности воспитателя.
Таким образом, у ребёнка дошкольного возраста вырабатывается собственная активность личности, он на примере воспитателя учится ставить цель, выбирать методы её достижения.
Итак, проходя по жизненному пути воспитателя, исходя из своих собственных педагогических принципов и сложившихся подходов сформировалась моя педагогическая философия, которую можно заключить в одну фразу: «Честность, трудолюбие, личный пример – отличный способ подачи детишкам знаний о жизни и хороших манер!»
Я счастлива, что нашла своё место в жизни. Счастливым быть легко –просто надо любить свою работу!