Для Вас, Родители

Елфимова Елена Михайловна

На этой странице, уважаемые родители, Вы сможете найти материал, который поможет превратить выполнение домашних занятий по автоматизации звуков в увлекательную игру. Если Вам необходима моя консультация, то свой вопрос Вы можете задать, нажав на кнопку "Гостевая", которая находится вверху главной страницы моего сайта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon данное пособие может использоваться для закрепления звуков Ш и Ж1.39 МБ
Microsoft Office document icon данное пособие поможет закрепить трудный звук Л в речи ребенка1.96 МБ
Microsoft Office document icon Эта рабочая тетрадь поможет при исправлении недостатков произношения звука Р1.53 МБ
Microsoft Office document icon По этой рабочей тетради ребенок под руководством взрослых отвечает на вопросы, составляет рассказы, работает с картинками.1.5 МБ
Microsoft Office document icon По этой рабочей тетради ребенок под руководством взрослых отвечает на вопросы, составляет рассказы, работает с картинками.1.67 МБ
Microsoft Office document icon По этой рабочей тетради ребенок под руководством взрослых отвечает на вопросы, составляет рассказы, работает с картинками.1.52 МБ
Microsoft Office document icon Эта тетрадь поможет закрепить правильное произношение звуков З,Зь и Ц в речи ребенка2.07 МБ
Microsoft Office document icon Эта тетрадь поможет закрепить правильное произношение звуков З,Зь и Ц в речи ребенка2.09 МБ
Microsoft Office document icon Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.94.5 КБ
Microsoft Office document icon данное пособие поможет ввести в речь ребенка трудный звук С326.5 КБ
Файл Звукотаблицы помогут в игровой форме не только автоматизировать звук, но и развить речь ребенка682.45 КБ
Microsoft Office document icon Увлекательные игры, которые можно создать своими руками2.74 МБ
Файл Увлекательные игры, которые можно создать своими руками2.45 МБ
Файл Увлекательные игры, которые можно создать своими руками1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ткаченко Т. А.

Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Перед ребенком выставляется 4—5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 4

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

УПРАЖНЕНИЕ № 5

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+        +

+        ++

++        +

+        ++                  +

++        +                   ++       и т.д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

+                         —
+                          —                    +
++                       —                    +
+                          —                    ++
+                          ++                   —
—                         +                     ++
+++                     +                     —      и  т. п.
В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

УПРАЖНЕНИЕ № 6

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

УПРАЖНЕНИЕ № 7

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаиле Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т.п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

УПРАЖНЕНИЕ № 8

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ № 9

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

УПРАЖНЕНИЕ № 10

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 11

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН        ВАВАН        АЛЬБОМ        АЛЬПОМ

ПАМАН        ДАВАЙ        АЙБОМ        АЛЬМОМ

БАНАН        БАВАН        АНЬБОМ        АЛЫНОМ

БАНАМ        ВАНАН        АВЬБОМ        АБЛЁМ

ВИТАМИН        ВИТАНИИ        КЛЕТКА        КЪЕКТА

МИТАНИН        МИТАВИН        КЪЕТКА        КВЕКТА

ФИТАМ ИИ        ФИТАВИН        КЛЕТТА        ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ        ВИТАНИМ        ТЛЕТКА        КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 12

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так        моток—каток—поток
ток—тук—так                  батон—бутон—бетон
бык—бак—бок                будка—дудка—утка
дам—дом—дым              нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном             клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 13

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

УПРАЖНЕНИЕ № 14

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом лимон—вагон—кот—-бутон мак—бак—веник—рак совок—гном—венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток

И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 15

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

мак—дом—ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок—вагон—гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка—дом—каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

УПРАЖНЕНИЕ № 16

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь —

От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

— До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах... (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и... (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)


При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

УПРАЖНЕНИЕ № 17

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

УПРАЖНЕНИЕ № 18

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может всё, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:

Вот печать на простыне —...

Зеленеет на окне...

Волейбольная висит...

Канарейка в ней сидит —... (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА]

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

Я опять задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетёт?..

С гор спускается, течёт?..

Что за скользкий, ровный лёд?.. (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Понятия МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ № 19

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

та—та—та        па—па—па                 ка—ка—ка
та—та—та         па—па—па                 ка—ка—ка
та—та—та         па—па—па                 ка—ка—ка

фа—фа—фа        на—на—на

ва—ва—ва        ба—ба—ба

ма—ма—ма        га—га—га

УПРАЖНЕНИЕ № 20

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та—то—ту        ну—ны—на                бо—ба—бы
ты—та—то               но—на—ну                бу—бо—ба
му—мы—ма              да—ды—до                па—пу—по
мо—ма—мы              ду—ды—да                ку—ко—ка
ва—ву—во                                        И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 21

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па        па—ка—та
ка-на—па                                        га—ба—да
фа—ха—ка                                       ка—фа—ха
ба—да—га                                        ва—ма—на
ма—на—ва                И т.п. То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 22

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

па—ба        та—да
по—бо                                                        ка—га
пу—бу                                                        фа—ва
пы—бы                                                       са—за

ша—жа

(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

па—ба—па        та—да—та                  ва—фа—ва
по—бо—по               да—та—да                 фа—ва—фа
пу—бу—пу                ка—га—ка                  са—за—са
пы—бы—пы              га—ка—га

УПРАЖНЕНИЕ № 23

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости,
па—пя        по—пё             пу—пю             пы—пи
ма—мя            мо—мё            му—мю            мы—ми
ва—вя             во—вё              ву—вю              вы—ви

та—тя        то—те        ту—тю        ты—ти

ба—бя        бо—бё        бу—бю        бы—би

да—дя        до—дё        ду—дю        ды—ди

фа—фя        фо—фё        фу—фю        фы—фи

УПРАЖНЕНИЕ № 24

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпа        на—пна
та—пта         ка—фка
фа—тфа         ка—тка
та—фта         ка—пка
ма—кма         та—кта
на—фна         на—кна
То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 25

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—пты        тма—тмо—тму—тмы
кта—кто—кту—кты               кна—кно—кну—кны
фта—фто—фту—фты          фка—фко—фку—фкы
тпа—тпо—тпу—тпы              пна—пно—пну—пны                И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 26

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта—тпа        кта—тка                     фта—тфа
пка—кпа                   фка—кфа                   хта—тха
фпа—пфа                 гда—дга                    вба—бва

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

УПРАЖНЕНИЕ № 27

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 28

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

М — корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н — телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)        

В — вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)

Ф — из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

К — игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

Т — работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)

П — лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

X — греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

С — качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

3 — комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

Ц — тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:   А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

В-О-Э и т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.

УПРАЖНЕНИЕ № 29

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У.

УПРАЖНЕНИЕ № 30

Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5—8 слов с первым звуком А.

УПРАЖНЕНИЕ № 31

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5—6 слов с первым звуком И.

УПРАЖНЕНИЕ № 32

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

УПРАЖНЕНИЕ № 33

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 34

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

УПРАЖНЕНИЕ № 35

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ        УАИ
УА         АИУ
АИ         АУИ
ИА         ИУА
ИУ         УИА
УИ         ИДУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

УПРАЖНЕНИЕ № 36

Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М — в начале, в середине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

УПРАЖНЕНИЕ № 37

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 38

Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза.

УПРАЖНЕНИЕ № 39

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты — продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.

УПРАЖНЕНИЕ №40

Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран.

Объяснить выделенные слова. Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

УПРАЖНЕНИЕ №41

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай.

Что собрали — отгадай!

Где весною было пусто,

летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла,

вылезай, толстушка... (свёкла)

Из земли за чуб плутовку

тянем, сочную... (морковку)

Надо поклониться низко,

чтобы вытащить... (редиску)

Помогает деду внук —

собирает с грядок... (лук)

Просит дедушка Федюшку:

— Собери ещё... (петрушку)

Вот зелёный толстячок,

крупный, гладкий... (кабачок)

И красавец-великан

тёмно-синий... (баклажан)

Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла — свёкла, пусто — капуста, лукошко — картошка и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 42

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты — маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама — рамка, яма —... репа —... вата —... лапа — ... пена —... панама —... лопата —... картина —... корзина —... монета —... солома —... чаша —... репа —... липа —... нора —...

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК—АК—АК, вот такой гамак.

ОК—ОК—ОК, вот такой каток

УК—УК—УК, вот такой индюк.

КА—КА-КА, у Кати мука.

КО—КО—КО, в школе нелегко.

КУ—КУ—КУ, я куплю муку. Назвать слова со звуком К.

УПРАЖНЕНИЕ №43

Выделить в словах звук Т, «нажать» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табуретка, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета, клетка.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква — буква, батон — диван, ворота — ворона, плита -слова, томат — гамак, халат — халва, билеты — бананы бритва — брови, ноты — ночи, шутка — шапка, ракета -рубашка, забота — заноза, густой — кривой, злой — твой нитка — миска.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

АТ—АТ—АТ, у Толи самокат.

УТ—УТ—УТ, дети побегут.

ТО—ТО—ТО, новое пальто.

ТЫ—ТЫ—ТЫ, в комнате коты.

ОТ—ОТ—ОТ, это бегемот.

ТА—ТА—ТА, новая плита.

ТУ—ТУ—ТУ, конфету дам коту.

Назвать слова со звуком Т.

УПРАЖНЕНИЕ № 44

Выделить в словах звук П, «нажать» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копать, липкий, крепкий, лампа, шапка, купальник, лопата.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать, урожай — попугай, ласты — паста, жук — паук, дочка — почка, кони — пони, жалко — палка, крот — укроп, ракета — победа, корыто — лопата.

УПРАЖНЕНИЕ № 45

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

УПРАЖНЕНИЕ № 46

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

УПРАЖНЕНИЕ № 47

«Нажать» в слове на звук X, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

Выбрать слова со звуком X.

Канат — халат — парад, голод — холод — молод, год — ход — пот, сор — хор — вор, муха — мука — рука, хата — вата — мята.

УПРАЖНЕНИЕ № 48

Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.

УПРАЖНЕНИЕ № 49

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

УПРАЖНЕНИЕ № 50

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы — липки, лапы — лапки, норы — норки.

УПРАЖНЕНИЕ № 51

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ. Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

УПРАЖНЕНИЕ № 52

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы)

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

УПРАЖНЕНИЕ № 53

Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

В каких словах после С слышится А? О? У? Ы? Выделить в словах звук С, «нажать» на него.

.Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

УПРАЖНЕНИЕ № 54

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.



Предварительный просмотр:

ББК74.3 Т48

Т48   Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.

В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную систему упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников.

Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в альбоме, ребенок не только улучшает произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений. Большинство заданий рассчитаны на работу с карандашом в руках, что дополнительно развивает графические навыки малыша, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает продолжительность и результативность занятий. Надеемся, что наш альбом поможет логопедам, воспитателям, родителям в деле обучения и гармоничного развития детей 4-8 лет.

15ВЫ 978-5-9780-0006-1

© Т.А. Ткаченко, 2007

©ЛИТУР, 2007

©ЛИТУР(оформл.), 2007

ВСТУПЛЕНИЕ

Правильное, чёткое произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Если ребёнок неверно произносит какой-то звук речи, то вызывать его должен специалист — логопед. Только он в состоянии уловить все нюансы искажения звука и чётко, кратко, доступно объяснить ребёнку суть исправления неточностей. Однако получением отдельного звука логопедическая работа не ограничивается. Далее обязательно должен следовать продолжительный этап закрепления данного звука в самостоятельной речи малыша, причём в строго определённой последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и наконец в связных высказываниях. Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, стал её неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Постоянно следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно, «нажимал» на него. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна, по 15-20 минут в день. Но при этом наблюдайте не за временем, а за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните — лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Будьте заинтересованны, собранны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Успехов вам и вашим детям!

Заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко

ИСТОРИИ О СОНЕ И САНЕ

Соедини слова-действия с подходящими картинками. О детях Соне и Сане составь интересные предложения, где будет много звуков [С]. (После гулянья в Саниных сандалиях оказалось много песка.)

ЦЕПОЧКА СЛОВ С ОБЩИМ НАЧАЛОМ

садик — санки — сайка — сало

сумка — судно — сухо — супчик

скалка — скачет — скатерть — скалы

 слава — слабый — сладкий — сладить

ЛИШНЕЕ СЛОВО

Чётко назови все картинки. В каждой рамке зачеркни одну, в названии которой нет звука [С]. Под картинками напиши слова-обобщения для всех групп предметов.

ИСТОРИЯ О ЛИСЕ

♦ Са-са-са, под кустом сидит лиса.

  • Со-со-со, хвост лисы как колесо. ♦ Су-су-су, тихо осенью в лесу.
  • Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.

СПРЯТАННЫЕ СЛОВА

Чётко произнеси слова со звуком [С]. Отыщи в каждом из них спрятанное второе слово. Например: фаСОЛЬ, ЛЕСка. Соедини слова с подходящими картинками.

СЛОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ФРАЗ

♦  Галстук — выставка

  • Спутник — космос
  • Соловей — кусты
  • Снег — санки
  • Солдат — сапоги
  • Весна — сосульки

ДРУГОЙ ПОРЯДОК

Назови всех животных и посчитай количество слогов в словах. Перечисли животных от самого большого к самому маленькому. Пронумеруй картинки. Помести каждое животное в нужный слоговой вагончик.

РИФМОВКИ О СОМАХ И СОМИКАХ

♦  Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом.

♦ А у Сони и у Сани в банке сомики с усами.

♦ Спит спокойно сытый сом, видит сом спокойный сон.

♦ Под откосом, под мостом спит в воде усатый сом.

УБЕГАЮЩИЙ ЗВУК

Мысленно замени первый звук во всех словах на звук [С]. Чётко произнеси получившиеся слова. Затем каждое слово соедини с подходящей картинкой.

РИФМОВКИ О СОВЕ

А в лесу темным-темно

И все спят в лесу давно,

Но сова одна не спит,

На сосне сова сидит.

На сосне сова сидит,

Свысока на лес глядит,

А когда совсем стемнеет,

На охоту полетит.

ПОХОЖИЕ СЛОВА

Назови картинки. В начало каждого названия мысленно добавь звук [С] и получишь новое слово. Соедини картинки с подходящими словами. Проговори слова парами.

СКОРОГОВОРКИ О СОНЕ

  • Соня с Саней сено косят, в сени сено сами носят.
  • Соне пыль сказала: «СОС» и попала в пылесос!
  • У Сони и Сани новые сани.
  • Есть у Сони киса, киса Василиса, Любит Соня кису, кису Василису.

ВРЕМЕНА ГОДА

Чётко проговори все слова со звуком [С]. Каждое слово (пару слов) соедини с картинкой определённого времени года. Подробно объясни свой выбор.

СНЕГОКАТ СНЕЖИНКИ

САНКИ

СНЕГУРОЧКА

ПОДСНЕЖНИК

СЫРОЕЖКИ

СУХИЕ ЛИСТОЧКИ

СУХАЯ ТРАВА

ГОЛЫЙ ЛЕС

СОСУЛЬКИ

СЛЯКОТЬ

БЕЙСБОЛКА

ПОСТРОЙКИ

ИЗ ПЕСКА

СНЕГОВИК

МАСЛЯТА

ПАРЫ СЛОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Скользкий спуск.        ♦ Сосновая скамейка.
  • Смелый спасатель.        ♦ Высокая сосна.
  • Автобусная остановка.
  • Сосновый лес.        ♦ Пустая посуда.                                                   
  • Вкусное мясо.        ♦ Сладкая слойка.

                                                    ♦ Высокий стакан.

РИФМОВКИ-СВИСТЕЛКИ

Не торопясь, выделяя звуки [С], проговори каждую рифмовку. Соедини тексты с подходящими картинками. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй

Я в фасоль насыплю соль,

станет вкусною фасоль.

В кислый сок, в кислый сок

сыплю сахарный песок.

А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас.

Слонёнок удивил слонят, Слонёнок встал на самокат, Он ловко покатался, Но самокат сломался!

правильность и четкость произношения.

СЛОВА-СКОРОГОВОРКИ

♦    состав        ♦ насос

  • спуск        ♦ космос
  • самосвал        ♦ состав
  • способный        ♦ сосна
  •  спасатель        ♦ солист

Серия «Учимся играя» Подарок дошкольнику

Т.А. Ткаченко

ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С

Логопедический альбом

Ответственный редактор Т. Кайсина Художник М. Богуславская Корректор Л. Сушкова Верстка О. Игнатьевой

Подписано в печать 20.02.2007. Формат 70x100 1/16. Гарнитура 5споо1Воок. Печать офсетная. Бумага для ВХИ. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 000 экз. (1-й завод: 1 - 8000 экз.)

Заказ № 117

Издательский дом ЛИТУР

620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 122.

Тел.: 355-06-47, 355-06-83, 372-72-18.

Интернет: пМр://\л/\ллл/.||1иг.ги.

Е-таН: 1йиг@г66.ги.

Отпечатано в ОАО «ИПП «Уральский рабочий»

620041, ГПС-148, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

пг1р:/Лллллл/.ига1рпп1ги

Е-таН: Ьоок@ига1рпп1ш



Предварительный просмотр:

Слова – подсказки:

сЛон,

игоЛка,

акуЛа,

футбоЛка,

 

пЛатье,

Лошадь,

метЛа,

беЛка,

 

осеЛ,

еЛка,

воЛк,

Ложка,

 

Лук,

крокодиЛ,

Лопата,

пчеЛа

 

*слоник

иголка

акула

футбоЛка

пЛатье

Лошадь

метЛа

беЛка

осеЛ

еЛка

воЛк

Ложка

Лук

крокодиЛ

Лопата

пчеЛа

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«Я встаЛ(а)»
Я вста
Л(а) на сЛона 
Я вста
Л(а) на игоЛку 
Я вста
Л(а) на акуЛу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у с
Лона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: сЛон - живой, игоЛка неживая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно :
с
Лон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.
8. Показывай и называй сЛон – же
Лтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.
9. Назови, что находится 
в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10.С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, с
Лон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)

звуки Ш-Ж

Слова – подсказки:

Жук,

рубаШка,

бабуШка,

круЖка,

 

маШина,

лоШадь,

груШа,

миШка,

 

мыШка,

ноЖик,

еЖик,

лоЖка,

 

Шкаф,

коШка,

ШиШка,

Жираф

 

*Жук

рубаШка

бабуШка

круЖка

маШина

лоШадь

груШа

миШка

мыШка

ноЖик

еЖик

Ложка

Шкаф

коШка

ШиШка

Жираф

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * 
(жук, рубашка, бабушка, кружка, мишка, груша…) 
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «
Шаг» : 
Шаг – Жук, 
Шаг – рубаШка,
Шаг – бабуШка и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Жука – рубаШка, у бабуШки – круЖка и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
Живой – неЖивойЖук – Живой, рубаШка – неЖивая, бабуШка – Живая, круЖка – неЖивая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Жук, два Жука, пять Жуков ; одна маШина, две маШины, пять маШин и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
Жук – Жучок, маШина – маШинка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в оранжевый цвет.
8. Показывай и называй 
Жук – Желтый, рубаШка – оранЖевая, бабуШка – Желтая и т.д. 
9. Назови, что находится в
 правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.

звуки С З Ц

Слова – подсказки:

Слон,

Самолет,

ЗаяЦ,

Сыр,

 

кактуС,

Собака,

Стол,

лиСа,

 

оСлик,

Зонтик,

Сова,

ананаС,

 

Стул,

НеЗнайка,

ноСки,

Свинья

 

*Слон

Самолет

ЗаяЦ

Сыр

кактуС

Собака

Стол

лиСа

оСлик

Зонтик

Сова

ананаС

Стул

НеЗнайка

ноСки

Свинья

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой» , начиная с картинки со звездочкой * 
    (слон, самолет, заяц, сыр, лисица, стол, собака …)
    2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
    «я вСтал(а)»:
    Я в
    Стал(а) на Слона,
    Я в
    Стал(а) на Самолет,
    Я в
    Стал(а) на ЗайЦа и т.д.
    3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
    Слона – Самолет, у ЗайЦа – Сыр и т.д.. 
    (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
    4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
    ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Слон, два Слона, пять Слонов; одинСамолет, два Самолета, пять Самолетов и т.д.
    5. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
    Слон – Слоник, Самолет – Самолетик

,ЗаяЦ – Зайчик и т.д.
6. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в розовый цвет.
7. Показывай и называй : 
Слон – краСный, а Самолет – роЗовый и т.д.
8. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
9. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Слон и Самолет – Слон летит на Самолете )

звук Щ

Слова – подсказки:

Щенок,

Щетка,

Щука,

приЩепка,

 

овоЩи,

яЩерица,

плаЩ,

КоЩей,

 

леЩ,

яЩик,

клеЩ,

раСЧеска,

 

Щавель,

гонЩик,

зубная Щетка,

каменЩик

 

*Щенок

Щетка

Щука

приЩепка

овоЩи

яЩерица

плаЩ

КоЩей

леЩ

яЩик

клеЩ

раСЧеска

Щавель

гонЩик

зубная Щетка

каменЩик

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * 
(щенок, щетка, щука, прищепка, Кощей, плащ, ящерица, овощи и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : 
я иЩу …
Я и
Щу Щенка,
Я и
Щу Щетку,
Я и
Щу Щуку и т.д. 
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Щенка – Щетка, у Щуки – приЩепка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согла-совывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Щенок, два Щенка, пять Щенков и т.д.
5. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
Щенок – Щеночек, Щетка – Щеточка и т.д..
6. К живому предмету добавляй слово 
ПИЩИТ, а к неживому ТРЕЩИТ : Щенок – пиЩит, аЩетка – треЩит, Щука – пиЩит, а приЩепка – треЩит и т.д.
7. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Щенок и Щетка - Щенок грызет Щетку )

Следи за правильным произношением звука Щ!

звуки Ш-Ж–С–З-Ц

Слова – подсказки:

Слон,

СнеЖинка,

ЗаяЦ,

ноЖниЦы,

 

СолныШко,

еЖик,

арбуЗ,

миШка,

 

БелоСнеЖка,

Шляпа,

Сова,

мороЖеное,

 

СуШки,

ЗолуШка,

карандаШ,

Собака

 

*Слон

СнеЖинка

ЗаяЦ

ноЖниЦы

СолныШко

еЖик

арбуЗ

миШка

БелоСнеЖка

Шляпа

Сова

мороЖеное

СуШки

ЗолуШка

карандаШ

Собака

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, снежинка, заяц, ножницы, мишка, арбуз…)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«Шаг» : 
Шаг – Слон,
Шаг – СнеЖинка,
Шаг – ЗаяЦ т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Слона – СнеЖинка, у ЗайЦа – ноЖниЦы и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
Живой – неЖивой : Слон – Живой, СнеЖинка – неЖивая, ЗаяЦ – Живой, ноЖниЦы – неЖивые и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один Слон, два Слона, пять Слонов и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : 
Слон – Слоник,СнеЖинка – СнеЖиночка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в красный цвет.
8. Показывай и называй : 
Слон – Желтый, СнеЖинка – краСная и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Слон и СнеЖинка - Слон поймал СнеЖинку )

Следи за правильным произношением звуков 
Ш Ж С З Ц!


звук Р в сочетании ТР, ДР

Слова – подсказки:

сТРаус,

асТРа,

сТРекоза,

осТРов,

 

инсТРументы,

сТРоитель,

касТРюля,

Кот МаТРоскин,

 

ПеТРушка,

ТРон,

ДРакон,

веДРо,

 

ТРоллейбус,

поДРужки,

ДРова,

выДРа

 

*сТРаус

асТРа

сТРекоза

осТРов

инсТРументы

сТРоитель

касТРюля

Кот МаТРоскин

ПеТРушка

ТРон

ДРакон

веДРо

ТРоллейбус

поДРужки

ДРова

выДРа

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(страус, астра, стрекоза, остров, Кот Матроскин, кастрюля, строитель, инструменты, Петрушка...)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : 
я смоТРю на… 
Я смо
ТРю на сТРауса
Я смо
ТРю на асТРу
Я смо
ТРю на сТРекозу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у с
ТРауса – асТРа, у сТРекозы – осТРов , у МаТРоскина – касТРюля и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: сТРаус – живой, асТРа – неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сТРаус, два сТРауса, пять сТРаусов и т.д. 
6. Живой предмет называй с числом 
ТРИ, а неживой предмет с числом ТРИДЦАТЬ ТРИТРи сТРауса, ТРидцать ТРи асТРы, ТРи сТРекозы и т.д.
7. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету... ; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(
усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сТРаус и асТРа – СТРаус съел асТРу)

Следи за правильным произношением звука Р!

звук Р

Слова – подсказки:

баРан,

аРбуз,

воРона,

сыР,

 

баРабан,

зебРа,

веРтолет,

жиРаф,

 

носоРог,

кРовать,

коРова,

гРуша,

 

кРужка,

Рыба,

Роза,

Рак

 

*баРан

аРбуз

воРона

сыР

баРабан

зебРа

веРтолет

жиРаф

носоРог

кРовать

коРова

гРуша

кРужка

Рыба

Роза

Рак

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, зебра, барабан и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«пРыг» : 
п
Рыг на баРана
п
Рыг на аРбуз
п
Рыг на воРону и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у ба
Рана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими : ба
Ран – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д. 
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : ба
Ран - баРашек, аРбуз - аРбузик и т.д.
7. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в серый цвет.
8. Показывай и называй баРан – к
Расный, аРбуз – сеРый, воРона - кРасная и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ба
Ран и аРбуз – БаРан ест аРбуз)

Следи за правильным произношением звука Р!


звук Ч

Слова – подсказки:

бабоЧка,

перЧатки,

девоЧка,

Чайник,

 

клюЧ,

Чайка,

мяЧ,

пЧела,

 

мальЧик,

Чашка,

ПеЧкин,

Чай,

 

Часы,

овеЧка,

оЧки,

Черепаха

 

*бабоЧка

перЧатки

девоЧка

Чайник

клюЧ

Чайка

мяЧ

пЧела

мальЧик

Чашка

ПеЧкин

Чай

Часы

овеЧка

оЧки

Черепаха

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(бабочка, перчатки, девочка, чайник, пчела, мяч, чайка, ключ и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет свой указательный пальчик и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«пальЧик на …»
паль
Чик на бабоЧке
паль
Чик на перЧатках
паль
Чик на девоЧке и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у бабо
Чки – перЧатки, у девоЧки – Чайник и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. К живому предмету добавляй слово 
РЫЧИТ, а к неживому предмету – МОЛЧИТ : бабоЧка – рыЧит, а перЧатка молЧит, девоЧка – рыЧит, а Чайник – молЧит и т.д. и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна бабоЧка, две бабоЧки, пять бабоЧек и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: пер
Чатки – перЧатоЧки, Чайник – ЧайниЧек и т.д.
7. Раскрась живые предметы в коричневый цвет, неживые предметы – в черный цвет.
8. Показывай и называй: бабо
Чка – кориЧневая, перЧатки – Черные и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в 
правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, бабо
Чка и перЧатки – БабоЧка носит перЧатки)

Следи за правильным произношением звука Ч!


звук Ль

Слова – подсказки:

маЛьчик,

шЛяпа,

уЛитка,

кЛюч,

 

корабЛь,

шмеЛь,

теЛефон,

козЛята,

 

Лиса,

кошеЛек,

Лев,

колокоЛьчик,

 

вентиЛятор,

баЛерина,

коЛяска,

Лягушка

 

*маЛьчик

шЛяпа

уЛитка

кЛюч

корабЛь

шмеЛь

теЛефон

козЛята

Лиса

кошеЛек

Лев

колокоЛьчик

вентиЛятор

баЛерина

коЛяска

Лягушка

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(мальчик, шляпа, улитка, ключ, козлята, телефон, шмель …)
2. Ставь на каждый предмет два пальчика одной руки (указательный и средний) и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«ПаЛьчики встаЛи»
Па
Льчики встаЛи на маЛьчика,
Па
Льчики встаЛи на шЛяпу,
Па
Льчики встаЛи на уЛитку и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у ма
Льчика – шЛяпа, у уЛитки – кЛюч и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: маЛьчик - живой, шЛяпа - неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один маЛьчик, два маЛьчика , пять маЛьчиков ; одна шЛяпа , две шЛяпы, пять шЛяп и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно :
ш
Ляпа – шЛяпка, уЛитка - уЛиточка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в зеленый цвет, неживые предметы – в малиновый цвет.
8. Показывай и называй ма
Льчик – зеЛеный , шЛяпа - маЛиновая , уЛитка – зеЛеная и т.д.
9. Назови, что находится в
 правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ма
Льчик и шЛяпа – маЛьчик надел новую шЛяпу)

Следи за правильным произношением звука Ль!


звук Рь

Слова – подсказки:

ящеРица,

гРиб,

чеРепаха,

огуРец,

 

пРищепка,

моРяк,

каРета,

пРинцесса,

 

богатыРь,

веРевка,

Ребенок,

шаРики,

 

ваРежки,

пахаРь,

кРесло,

скРипачка

 

*ящеРица

гРиб

чеРепаха

огуРец

пРищепка

моРяк

каРета

пРинцесса

богатыРь

веРевка

Ребенок

шаРики

ваРежки

пахаРь

кРесло

скРипачка

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(ящерица, гриб, черепаха, огурец, принцесса, карета, моряк, прищепка и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала словосочетание 
«на Рисунке»
на 
Рисунке – ящеРица
на 
Рисунке – гРиб
на 
Рисунке – чеРепаха и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у яще
Рицы – гРиб , у чеРепахи – огуРец и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые нарядными, а неживые - резиновыми : ящеРица - наРядная, а гРиб – Резиновый, че
Репаха – наРядная, а огуРец – Резиновый и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна ящеРица, две ящеРицы, пять ящеРиц и т.д. 
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : г
Риб - гРибочек, чеРепаха - чеРепашка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в 
сиреневый цвет, неживые предметы – в коричневый цвет.
8. Показывай и называй яще
Рица – сиРеневая, гРиб – коРичневый, чеРепаха - сиРеневая и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению (усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, яще
Рица и гРиб – ящеРица ест гРиб)

Следи за правильным произношением звука Рь!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: