МОЯ КОПИЛКА

Минина Ирина Валентиновна

1. Сценарии праздников.

2. Конспекты уроков.

3. Классные часы. 

4. Родительские собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондрыко Е.А.

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

    Ведущий. Осень! Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом – яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей!

  1. й ученик. Сбросили ромашки

                         Белые рубашки.

                         Верная примета,

                         Что уходит лето.

                         Не хотят, как видно,

                         Умницы-ромашки,

                         Чтобы дождь осенний

                         Намочил рубашки.

  1. й ученик.  Бродит в роще листопад

                         По кустам и кленом,

                         Скоро он заглянет в сад

                         Золотистым звоном.

  1. й ученик.  Вьется в воздухе листва,

                         В жёлтых листьях вся земля.

                         У окошка мы сидим

                         И глядим наружу.

                         Шепчут листья: «Улетим!»

                         И ныряют в лужу.

4-й ученик.  Соберём из листьев веер,

                        Яркий и красивый.

                        Пробежит по листьям ветер,

                        Лёгкий и красивый.

  1. й ученик.  И послушно ветру в след

                         Листья улетают.

                         Значит, лета больше нет,

                         Осень наступает.

Танец листьев. (Музыка Чайковского.)

    Ведущий. Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не ростые, они с загадками.

    Девочки в костюмах листиков загадывают загадки.

1-я девочка. Она под осень умирает

                        И вновь весною оживает.

                        Коровам без неё – беда,

                        Она их главная еда.

                                                           (Трава)

2-я девочка. Без рук, без ног.

                      В дверь стучится,

                      В избу просится.        (Ветер)

3-я девочка. Пришла без красок и без кисти

                      И перекрасила все листья.

                                                      (Осень)

   4-я девочка. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

                         И бормочет, и поет, убаюкивает?

                                                          (Дождь)

   5-я девочка. Сидит – зеленеет,

                         Падает – желтеет,

                         Лежит – чернеет.

                                                          (Лист)

   Ведущий. Молодцы, дети, загадки отгадали.

   6-й ученик. Славная осень! Здоровый, ядреный

                        Воздух усталые силы бодрит;

   7-й ученик. Лед неокрепший на речке студеной,

                       Словно как таящий сахар, лежит;

   8-й ученик. Около леса, как в мягкой постели,

                        Выспаться можно – покой простор!

   9-й ученик. Листья поблекнуть ещё не успели,

                        Желты и свежи лежат, как ковёр.

   Все. Славная осень! Приди к нам, приди!

   Под звуки музыки выходит Осень.

    Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости к вам я пришла не одна. В году двенадцать месяцев, а три из них – осенние. Встречайте их, друзья!

    Входит Сентябрь.

    Сентябрь. Я – первый.

                        Ясным утром сентября

                        Хлеб молотят сёла,

                        Мчатся птицы за моря,

                        И открылась школа.

    Дети из зала говорят народные приметы и пословицы о сентябре.

    Дети. Сентябрь – первый месяц осени.

                Сентябрь – отлетная пора.

                В сентябре – одна ягодка, да и то горькая рябина.

                Сентябрь – чародей цвета.

                Сентябрь – пора золотой осени.

   Сентябрь. В сентябре Осень то ласкает теплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождем напоминает: скоро зима.

   Ведущий. Вижу я: на горизонте

                       Туча по небу летит.

                       Поскорей раскрою зонтик,

                      От дождя он защитит.

                      Всех, всех, всех под зонтик спрячу,

                      Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик.

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Капельки дождя».

Входит второй месяц осени – Октябрь.

Октябрь. А я месяц первого снега, первых холодов.

                Меж редеющих верхушек

                Показалась синева.

                Зашумела у опушек

                Ярко-желтая листва.

                Иду неслышно. Треснет мелкий

                Отвалившийся сучок,

                И, хвостом махая, белка

                Легкий делает прыжок.

                Стала ель в лесу заметней,

                Бережет густую тень.

                Подосиновик последний

                Сдвинул шапку набекрень.

Дети из зала говорят народные приметы и пословицы об октябре.

Дети. Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

           Октябрь землю покроет: где листиком, где снежком.

            В октябре лист на дереве не держится.

Октябрь (под музыку Чайковского):

           Летят над полями последние стаи.

           Последние листья в лесу облетают.

          И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

           Роняет последний негреющий лучик.

Входит последний месяц – Ноябрь.

Ноябрь. Уж небо осенью дышало,

                Уж реже солнышко блистало,

                Короче становился день,

                Лесов таинственная тень

                С печальным шумом обнажалась.

                Ложился на поля туман,

                Гусей крикливых караван

                Тянулся к югу: приближалась

                Довольно скучная пора;

                Стоял ноябрь уж у двора.

 Дети вспоминают народные приметы и пословицы о ноябре.

Дети. Ноябрь – последний календарный месяц осени.

            Ноябрь – ворота зимы.

            В ноябре зима с осенью борются.

            Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ведущий (обращаясь к месяцам). Добро пожаловать к нам на праздник!

Ведущий. Собирают осенью урожай плодов.

                    Много людям радости после всех трудов

Входят дети в костюмах(арбуз, капуста, две моркови, лук, огурец, петрушка, подсолнечник, кукуруза).

Осень. Урожай у вас хорош,

              Уродился густо.

Сценка «Весёлый огород».

10-й ученик. Над лугами рассвело,

                      Спрятались туманы.

                      Ну а солнце тут как тут:

                      Припекает грядки,

                      Смотри, как плоды растут,

                      Всё ли здесь в порядке…

Ведущий. Вот шагает к нам арбуз –

                    Спелый

                    Сахарный арбуз,

                    Гордый,  

                    Руки в боки,

                    Круглый,

                    Толстощекий.

Арбуз. Я, друзья, недаром гордый:

              Сверху я зелёный, твердый,

              Но зато внутри –

              Веселей зари.

              Не разбейте ненароком –

              Брызну красным сладким соком.

Дети. Не хвались, Арбуз,

            Не гордись, Арбуз!

            Может, ты ещё

            Нехорош на вкус.

            Скоро мы тебя

            Вновь проведаем,

            И попробуем,

            И отведаем!...

Ведущий. Поглядите –

                    Вот кочан,

                    Вот кочан капусты:

                    Сто одежек и тюрбан,

                    И внутри не пусто!

Кочан. Я. Друзья, кочан капустный

              Необыкновенно вкусный.

              Я с макушки побелел,

              Я уже вполне поспел.

              Хоть варите,

              Хоть солите,

              Поступайте, как хотите

             Я хрустящ и свеж –

             Режь ножом и ешь!

 Дети. Молодой Кочан,

             Дорогой Кочан,

             Не тужи – тебя

             Мы положим в чан,

             И засолим в прок,

             И наварим щей,

             Подадим на стол,

             Угостим друзей.

Ведущий. Гляньте-ка на двух подруг,

                    На красные обновки…

                    Шире круг!

                    Шире круг!

                    Танцуют две морковки!

Морковки. Мы нарядны и стройны

                      И, конечно, всем нужны…

                      Всем мы дороги и любы.

                      Поострее были б зубы.

                      Нет, не всяким едокам

                      Мы, морковки, по зубам…

Дети. Вы, Морковочки, вкусны,

                   Вы, Морковочки, сочны,

                   Вас, Морковки дорогие,

                   Есть мы будем до весны.

                   Во дворе и за столом

                   Сладим с вами, разгрызем!

Ведущий. Слышите?

                    Смеётся лук

                    И говорит:

                    «Потеха!»

                    Отчего ты,

                    Милый друг,

                    Давишься от смеха?

Лук. Не морковь я,

          Нет, я – злюка!

          Стоит вам отведать лука –

          Слезы потекут рекой,

          Я на грядке самый злой!

Дети. Не сердись, Лучок,

            Не ершись, Лучок,

            Все мы любим лук,

            Полезай в горшок.

            Будет суп вкусней

          И салат – острей.

          Ты по вкусу нам –

          Полезай скорей!

Ведущий. Это что за молодец

                     И кто его подружка?

                     Это толстый огурец

                     И тонкая петрушка.

Огурец. Я превосходный огурец –

                Зеленый,

                Крупный,

                Сладкий.

                Мне надоело, наконец,

                Лежать на черной грядке!

                А что вы скажете о ней?

                Не правда ли, дурнушка?

                А хвост?

                Мышиного длинней!

                Ни дать, ни взять –

                Петрушка!

Дети. Не сердись, Огурец,

            Не бранись, Огурец,

            Мы в лукошко

            Положим тебя,

            Молодец, ну чего ты в подружке

            Дурного нашел?

            Не пора ли тебе и Петрушке

            На стол?

Ведущий. А вот, уставясь в облака.

                    Подсолнечник идет…

                    Приятель,

                    Ты не высока

                    Глядишь на огород?

Подсолнечник. Я не занесся высоко,

                              Я нос не задираю…

                              Вы думаете, мне легко

                              Кормить воронью стаю?

                              Вороны надо мной снуют,

                              Клюют без передышки…

                              А где же семечки возьмут

                              Вот эти ребятишки?

Дети. Не страдай, Подсолнух,

           Не скучай, Подсолнух,

           Дай нам семечек твоих

           Черных,

          Сладких,

          Полных…

          Рады мы тебе помочь,

          Слышите, обжоры?

         От Подсолнечника прочь

          Улетайте, воры!

Ведущий. Вот, кряхтя от груза,

                    Идет к нам кукуруза.

                    Что желаешь, труженица?

Кукуруза. Дождь мне нужен проливной –

                    Истомил нещадный зной,

                    Голова кружится.

Дети. Дождик длинноногий,

           Ступай на все дороги!

Ведущий. Капля, капля,

                    Кап-кап-кап…

                    Кто не вымок,

                    Кто не слаб,

                    Становись в хоровод!

                    В пляс –

                    Веселый огород!

Овощи пляшут, вместе с ними осень и осенние месяцы.

Осень. Чтобы быть здоровым, сильным,

              Надо овощи любить

              Все, без исключения.

              В этом нет сомнения.

А на прощанье я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

 - Кто собирает яблоки спиной? (ЁЖ).

 - У кого щека вместо мешка? (Бурундук).

 - Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, черемухи)

 - У какого зверя в листопад появляются детёныши? (У зайца). Как их называют? (Листопадники).

Осень.  – Почему грибы на елке

             На сучках сидят верхом?

             Не в корзинке, не на полке,

             Не во мху, не под листком –

             У ствола и среди веток

             На сучки они надеты.

             Кто устроил их так ловко?

             Кто с грибов очистил сор?

Дети. Это Белкина кладовка,

           Это Белкин летний сбор!

Осень.  – Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

              - Какая птица выше всех летает? (Орел).

              - А теперь я награжу вас по-осеннему.

Осень раздает фрукты.

Дети приглашают Осень к праздничному столу.

 

           

                   

   

                 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Почему светофор имеет именно эти три цвета – красный, желтый и зеленый!?

Почему выбор цветов для светофоров пал на красный, жёлтый и зелёный? Принято считать, что это обусловлено двумя основными причинами. Одна из них находится в сфере явлений физики, другая в области психофизиологии человека.

Давайте сначала обратимся к истории создания светофора, и так:

Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал, но вот к сожалению своему не запатентовал, светофор с двумя круглыми электрическими сигналами, красного и зелёного цвета.

5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, США, Американская светофорная компания «American Traffic Signal Company» установила на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в современной Америке: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.

И только в  1918 году к двум цветам светофора – красному и зеленому, был добавлен еще один цвет – желтый. Трехцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте и Нью-Йорке.

 

Система светофоров Джеймса Хога (рисунок из патента)

 

В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. Еще в Гамбурге на площади Штефансплатц, а так же в Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне.

В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского, ныне Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.

В связи с историей светофора часто упоминают имя американского изобретателя Гаррета Моргана, запатентовавшего в 1922 году светофор оригинальной конструкции. Существует устойчивый миф о большом влиянии Моргана на развитие светофоров, однако в действительности он лишь один из многих изобретателей разнообразных светофоров начала XX века.

Ну так вот – почему же Лестер Вайр выбрал эти цвета, возможно в первую очередь им конечно же руководило психофизиологическое восприятие цвета человеком – красного как опасность и запрет, а зеленого как спокойствие и разрешение. Но так ли это на самом деле, давайте обратимся опять к истории и изыскании многих изобретателей первых светофоров и их наблюдениями за распространением света, разного спектра, в воздушной среде.

Рассмотрим все факторы по которым были выбраны эти три цвета – красный, желтый и зеленый!

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.

Как уже было сказано, первая это психофизиология – цвета по-разному воздействуют по своей выразительности.

Во многих публикациях на данную тему, да и в сети интернет публикуются утверждения, что красный цвет часто в природе для многих живых существ является сигналом очень близко находящейся опасности. Это очень странно – потому как учеными доказано, что большинство зверей дальтоники и не различают цветов. Ну и далее – как утверждают эти «издания», что  возможность переехать пешехода это опасная ситуация для двух участников на дороге и сигнал красного цвета возбуждает нервные центры водителя и пешехода, указывая о наличии близкой опасности! Возможно, но все-таки давайте исследуем эту тему далее.

Далее утверждается, что именно эти три цвета наиболее хорошо воспринимаются глазом человека по своим физическим параметрам и длине волны, присущей им. Да это именно так, потому что эти три цвета имеют самую большую, если можно так сказать, длину волны. Вот взгляните на видимый спектр цветов.

Из приведенного рисунка мы видим, что наши – красный, желтый и зеленый цвета находятся в самом начале видимого спектра, соответственно имеют самую большую длину волны.

Далее мы расскажем к чему мы привели этот пример, а пока продолжим рассматривать далее объяснения о том, что пишут издания. Далее нам объясняется, что ощущение цветности красного и зеленного сигналов, как запрещающего и запрещающего движение, должно четко идентифицироваться без возможности ошибки. Что и наблюдается. Даже дальтоники не разбирающие цветов по тональности серого могут безошибочно реагировать на цвет светофора красный или зеленый! Хм! Почему же тогда запрещают иметь водительское удостоверение с таким заболеванием!? – сразу возникает вопрос! Но статьи быстро реабилитируются и объясняют это таким образом, что – «…хотя это определение физическим дефектом зрения человека сильно ослаблено. Потому и существует запрет на вождение с таким заболеванием…».

Ну и последующее объяснение о зеленом цвете: «…следует четко понимать, что зрение человека на свет различной длины световой волны реагирует с большей или меньшей чувствительностью. Выбор разрешающего зеленого света обусловлен максимальной приближенностью этого цвета к уровню наиболее ясно воспринимаемой части спектра. Он виден в отличие других цветов светофора с максимально большего расстояния, потому, как наибольшая чувствительность глаза при 555 нм. А восприятие зеленого цвета, имеющего диапазон значений 500-550 нм спектра, в различное время суток не падает ниже 0.5 от максимального значения чувствительности, как при дневном, так и сумеречном наблюдении…»

Вот тут мы немного не согласимся и объясним, по какой причине мы привели выше пример с видимым цветовым спектром.

 

ФИЗИКА ЦВЕТА. РАССЕИВАНИЕ.

На самом деле цвета зеленый, желтый и красный, при проектировании светофора были выбраны отчасти из-за того, что красный воспринимается как опасность, желтый – как концентрация внимания, а зеленый – как разрешение. Вопрос стоял в диапазоне видимости при разных погодных условиях. И в учет бралось такое понятие как рассеивание света.

В учет бралось такое понятие как рассеивание Рэлея. Что это такое!? Это упругое рассеивание света или другого электромагнитного излучения объектами или поверхностями, намного меньшими, чем длина волны падающего света. Это часто может происходить на прозрачных твердых частицах и жидкостях, но более распространено в газах. Этот тип рассеяния происходит в лучах синего цвета неба в течение дня. Рассеяние Рэлея обратно пропорционально четвертой степени длины волны, что означает, что более короткая длина волны синего света будет рассеяна более сильно, чем более длинные длины волны (например, зеленый и красный цвета). Что и бралось в учет. Эту зависимость вывел британский физик Джон Рэлей еще в 1871 г. На этой зависимости и основывали свой выбор все изобретатели светофоров, потому как мы знаем воздух как днем, так и ночью содержит капли взвешенной жидкости. По этой причине и бралось в учет рассеивание Рэлея.

Т.е. все намного проще, чем восприятие цветов. Все дело в физике цвета.  Из рисунка мы видим, что красный, желтый и зеленый цвета рассеиваются меньше, чем другие цвета. Из этого можно сделать вывод, что в плохую погоду – туман или дождь, красный цвет светофора будет виден дальше всех, желтый рассеется чуть быстрее, ну а зеленый будет видим на менее дальнее расстояние, чем его два «старших брата». Меня лично – как человека просто интересующегося всем, очень удивили  многие публикации в сети интернет, которые я изначально читал, готовя эту статью, утверждающие, что именно зеленый цвет будет виден дальше всех! Но основываясь на физике цвета и на зависимости Джона Релейя, мы видим, что будет все совсем наоборот!

Так что причина выбора именно этих трех цветов светофора, оказывается намного приземленнее чем это представляют другие – а именно в свойствах разных цветов и их рассеивании в воздушной среде! Люди переживали за безопасность дорожного движения и видимости сигналов светофора на более дальнее расстояние при различных погодных условиях – будь то ясная погода, туман или дождь (которыми богата Англия), снег, град и другие погодные явления, свет от «регулировщика движения» светофора, должен быть виден как можно дальше!

 Я думаю если бы синий цвет – цвет спокойствия, рассеивался хуже всех и его было видно на более дальнее расстояние, то выбор пал бы именно на этот цвет, а не на красный. И тут уж формула «опасности цвета» не подходила бы.



Предварительный просмотр:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТРЕТИЙ КЛАСС!

(собрание-встреча)

Цели: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей.

Учитель. Здравствуйте, мои дорогие коллеги. Промелькнули месяцы летних каникул, и я рада сказать вам (детям уже сказала): «Добро пожаловать в третий класс!» Именно так звучит тема нашего разговора.

Ваши дети взрослеют. Все увереннее и самостоятельнее делают свои самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им… Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем! Помните, я просила вас относиться к взрослеющему ребенку, как садовник относится к дереву? Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать.

Наши нежные, хрупкие, ранимые елочки (именно так мы назвали детей-первоклассников) кажется, прижились, вздернули свои острые верхушечки. Теперь наша главная задача – помочь им вырасти красивыми, стройными, научить противостоять верным условиям и влияниям, выработать стойкость и поддержать стремление к свету.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?

Психолог.* Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Родители могут оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.

Развитие внимания.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребёнка тренировать.

Развитие памяти

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

Развитие мышления

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать приём классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения (см. Приложение 1. Игры на развитие способностей школьника).

Учитель. С каким настроением пришли ваши дети в школу в этом учебном году?

Диагностика, проведенная психологом, позволила найти ответ на этот вопрос (см. Приложение 2).

С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом учебном году.


Анкета для родителей

1. Чего вы ждете от нового учебного года?

2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?

3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?

4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?

5. С каким настроением вы встречаете новый сентябрь? (Радуетесь и ждете новых совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед? Нервничаете в ожидании новых домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением?).

6. Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей воспитания?

7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка.

Учитель. Сентябрь – непростой период перехода от длительного отдыха (за три месяца каникул у организма выработался особенный режим) к строго регламентированному учебному процессу. Вам, родители, следует учитывать, что организм ребенка не может сразу перестроиться, биологические часы – сложный механизм, требующий бережного отношения. Психологи советуют родителям за 10–14 дней до нового учебного года начинать переводить детей на новый режим. Если же проблемы с утренним пробуждением все-таки существуют, прислушайтесь к рекомендациям специалистов.

Выступление психолога, или медицинского работника по материалам статьи О. Анисимович «Работоспособность соблюдение режима дня. Все хорошо во время).

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать

9–10 часов утра,

16–17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером

11–12 часов утра

18–20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно

10–12 часов утра,

15–18 часов вечера

Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.

Советы для родителей.

Как помочь ребенку проснуться

1. Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому, прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела.

2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра – один короткий мультфильм, ребенок не должен есть, и одеваться перед телевизором.

3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати – потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.

4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:

– пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;

– время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;

– обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;

– учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5 часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов.

5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.

6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т. е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.

Учитель. Сентябрь – месяц адаптации для всех. Но особенно сложен он для школьников, пришедших в новый коллектив. В нашем классе есть новички, прибывшие к нам из других учебных заведений. Поэтому мне хочется поделиться с родителями учащихся-новичков полезной информацией.

По наблюдениям детских психологов, действительно, легче всего переживают переезд сангвиники (или дети, в чьем характере преобладают черты сангвиника). Эти дети стремятся к новым впечатлениям, с удовольствием знакомятся с людьми, им интересно обустраиваться на новом месте. Часто переезд у них ассоциируется с праздником.

Маленькие холерики тоже очень общительны, но излишняя эмоциональность, склонность к перевозбуждению могут создать проблемы: ребенок плохо спит на новом месте, психика «перегружается» новыми впечатлениями, могут обостряться агрессивность, нетерпимость, плаксивость. Для таких детей важна постепенность перехода к жизни на новом месте.

Флегматики вообще не любят изменений в привычной, размеренной жизни. Они еще больше замыкаются в себе, не желают знакомиться с детьми. За внешне спокойным поведением кроется недовольство, может незаметно развиваться невроз, так как флегматичные дети загоняют свои эмоции (и положительные, и отрицательные) внутрь, внешне бывает сложно понять, чем ребенок недоволен, какие у него проблемы. «Вдруг» появляются вредные привычки (обкусывание ногтей, например), энурез, нервные тики и т. д.

Меланхолики тяжелее всего переживают переезд. Психические процессы у них неустойчивы, ребенка легко расстроить, напугать, он стеснителен, безынициативен, отсюда и проблемы – частые капризы, излишняя привязанность к маме, навязчивые страхи.

Положительные последствия переезда для ребенка:

– расширение круга общения (52 % опрошенных)

– расширение проблем в психическом развитии (21 % опрошенных)

– улучшение поведения (21 % опрошенных)

Отрицательные последствия переезда:

– проблемы со сном, нарушение режима (33 % опрошенных)

– затрудненное общение со сверстниками (26 % опрошенных)

– проблемы в психическом развитии (10 % опрошенных)

Родители должны понимать, что переезд, возможно, создаст определенные сложности для ребенка, поэтому в этот период вы должны быть особенно терпеливы и мудры. В случае адекватной реакции на проблемы ребенка со временем все образуется.

Учитель. Подходит к концу наша первая встреча в новом учебном году. Завершается очередной рабочий день вашего третьеклассника. Посидите с ним рядом. Укройте потеплей одеялом… Он уже спит? Присмотритесь повнимательнее: положение спящего ребенка может вам рассказать о том, чего вы не заметили днем (см. Приложение 3).

Ребенок морщит во сне носик, а потом – чему-то улыбается… Вы пытаетесь угадать, что снится маленькому человеку, но вам вряд ли удаётся это.

… Наверное, именно для такого случая известный врач В. Л. Леви написал слова, обращенные к родителям: ... Мир ребенка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь... Этот мир хрупок. Пытается подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается... В нём другое пространство, другое время.

Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость в доме, притом и неблагодарный гость.

Не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а, потеряв игрушку, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик, занимается ерундой, не желает знать, что почем и как все дается... Не понимает твоей любви, мешает тебе жить, мешает работать и управлять им ради его же блага – безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!..

Да, все так: твое чадо – маленькая модель человечества.

И ты был таким же и остаешься. Маленький детеныш Истории, несущий в себе отпечатки всех прежних жизней...

Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные – вылезают, как крысы, из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь...

Не зарывайся в сиюминутность – остерегись утерять большие ценности в погоне за меньшими. Бойся сужения сознания!

Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим.

Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего – но если ценой утраты жизнерадостности, ценой потери души?..

Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя... Но спроси себя, где кончается ему (ей) это хорошо, это нужно и начинается субъективное: я этого хочу – твоя воля – страшная воля властвовать – подменять собою судьбу?..

Не забыл ли ты, что ребенок – не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла?

Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не постиг?

Что это и есть твое настоящее продолжение?!! (В. Л. Леви «Как воспитать родителей или новый нестандратный ребенок).

III. Заключительная часть

Вы, конечно, поняли, мои дорогие коллеги, все правильно. А потому – поспешите к своим детям… Пусть в ваших семьях все будет хорошо!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления.**

Игры на развитие концентрации внимания

Ищем буквы.

Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6–11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.

Теперь сама инструкция: В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названы текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняется: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т. п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков – слабая концентрация.

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

Найди слова

На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, «спрятавшееся» в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Игры на развитие воображения

Составление рассказа

Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:

а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

«Волшебные кляксы»

Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Игры на развитие мышления

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.


Приложение 2

Информация для размышления.

1. У ребенка должно быть сформировано желание получать знания. Важно понимать, что это означает не насилие над ребенком и бесконечные мольбы: «Ну, миленький, ну давай же, напрягись, я тебе куплю то-то и то-то»…У него должна быть личная заинтересованность. А вообще с ребенком надо заниматься с самого рождения. Есть такое исследование: если создать малышу оптимальные условия для умственного развития, это повышает будущий коэффициент интеллекта ребенка в возрасте до 4 лет на 10 единиц, с 4 до 9 лет – на 6 единиц и в 8–12 лет – на 4 единицы… Это существенные цифры.

2. Развивать у ребенка память внимание и другие важные для учения качества – задача, прежде всего, – для родителей. Необходимо понимать важность подобных занятий: приходя в школу, ребенок должен быть уверен в своих силах.

3. Развивающие игры должны проходить в доброжелательной атмосфере. Только в этом случае ребенку захочется вновь вернуться к этим занятиям.

Очень важно знать: у младшего школьника должно быть желание учиться; если оно отсутствует – это сигнал тревоги, время принимать меры.

Приложение 3

О чем может рассказать поза спящего ребенка?***

Поза спящего человека может рассказать о его психологическом состоянии! Посмотрите внимательно на позу спящего ребенка:

Лежит на спине в центре кровати, руки и ноги раскинуты, рас-слаблены. Руки по бокам или на уровне головы, могут быть немного согнуты в локтях. Голова слегка запрокинута. Поза «открытая», так спят младенцы, и не зря. Такая поза говорит о душевном комфорте, ребенку хорошо и уютно в окружающем его мире, он уверен в себе и в близких.

На боку – еще одна хорошая поза: колени слегка согнуты, руки под щекой или слегка согнуты, конечности лежат симметрично. Такая поза говорит о физиологическом комфорте, ощущении надежности, уравновешенности. Ребенок вполне приспособлен к условиям окружающего мира.

На животе, ноги вытянуты, руки по бокам или на уровне, выше головы. Поза рассказывает о ранимости и уязвимости ребенка. Он не любит неожиданностей, старается контролировать (скрывать) свои эмоции. Сон в такой позе по диагонали кровати говорит о еще большем стремлении ребенка защититься от внешнего мира.

На коленях: ребенок поджимает ножки, голова оказывается ниже. Эта поза – сигнал протеста. Либо ребенок до последнего сопротивлялся засыпанию, либо не согласен с каким-то жизненным событием.

Калачиком: поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза – признак высокой  тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше «сжата» фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение.

Другие особенности поз:

– ребенок как будто ухватывается ногами за постель – признак сопротивления жизни;

– ноги сильно подогнуты в любой позе – не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать;

– руки, сжатые в кулаки, в замок – знак обороны;

– одна рука расслаблена, другая сжата – возможен конфликт с кем-то из окружающих;

– ребенок как будто отгораживается, закрывается руками – в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты;

– ребенок, спящий в обнимку с игрушкой легкораним, эмоционален, нуждается в ласке и внимании близких.