Рабочие программы
Программы уроков в соответствии с ФГОС ООО, адаптивные программы, программы кружков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс внеурочной деятельности в Точке роста | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 2023 г. | «Согласовано» ________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________2023 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________20203г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Технология проектной деятельности»
(инеллектуальное направление)
для 5-9 классов
(основное общее образование)
Количество занятий: 34 по 0,5 часа
Составитель: Самсонова О.А.
учитель технологии
МБОУ гимназии г. Советский
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Технология проектной деятельности» с 5-9 классы
- Пояснительная записка
Практическая значимость
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся “открывать” себя, открывать свою личность. Критерием успешности обучающегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов и дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Большую возможность в этом плане открывает индивидуально-исследовательская программа «Технология проектной деятельности», направленная на духовное и профессиональное становление личности, способствующая опредмечиванию и распредмечиванию знаний.
Цель:
Предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы.
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
Умения нарабатываемые школьником в процессе проектирования формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся:
- Выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
- Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований представлению выполненной работы или её частей;
- Планирование конечного результата;
- Планирование действий;
- Выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
- Внесение коррективов в ранее принятые решения;
- Поиск нахождения необходимой информации самостоятельно;
- Составление схемы необходимых расчётов;
- Оценивание результата по достижению планируемого;
- Понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;
- Расшифрование замысла, идей, решений проектировщика по “посланию” (“знаку”, “смыслу”), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.
Метод обучения
Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по развитию и сопоставлению его личностного образовательного результата с культурным аналогом. Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои умственные способности.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 34 занятия по 0,5 часа, занятия проходят каждую неделю.
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения в кружке «Технология проектной деятельности»:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения в кружке «Технология проектной деятельности»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В результате изучения, обучающиеся 7-11 класса научатся:
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной
3.Содержание программы курса
№ п/п | Название темы. | Кол-во часов | Содержание | Формы организации образовательного процесса | Виды |
1. | Введение в проект. Определение потребностей. | 1 | Запуск проекта. Этапы работы над проектом. Выявление проблемы. Противоречия. Сравнительный дизайн – анализ имеющего продукта | Лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. | Составление обрамлений к рассказу |
2. | Планирование. | 5 | Определение источников информации. Определение возможных вариантов исследования. Определение способа представления результата (форма отчёта). | Эскизирование, работа с разными источниками информации. | |
3. | Конструкторско-технологический этап. | 5 | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные способы: интервью, опрос, наблюдения. Анализ первоначальных идей, выбор эстетичного и доступного для изготовления изделия. | Практическое занятие, индивидуальная форма работы | Работа со схемой размышлений, исследование, цепочка размышлений |
4. | Технологический процесс. | 14 | Составление технологической цепочки процесса. Исследование различных конструкций моделей изделия. Возможность использования литературы и иных источников для поиска оптимальной конструкции изделия.Выполнение задания. Контроль над качеством работы. | Практическое занятие, индивидуальная форма работы | Работа с технологической картой |
5. | Оформление творческого проекта. | 7 | Эколого-экономическое обоснование. Экономические расчёты затрат на материал, отчисления на амортизацию оборудования, инструмента, заработную плату. Расчёт себестоимости, предполагаемой прибыли и цены изделия. Экологическое обоснование. Влияние продукции на окружающий мир и здоровье человека.Дизайн – анализ. Оформление приложения. Эскизирование. | Практическое занятие, индивидуальная форма работы | Составление пояснительной записки, эскизирование, выполнение рекламы и расчётов |
6. | Защита проекта. Рефлексия. | 2 | Оценка на детской бирже труда. Достоинства проекта и результат. Рефлексия. Результат обучения. | Презентация изделия. | Выполнение презентации изделия, защита проекта |
Всего: | 34 |
4. Календарно тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | фактическая | |||
1. | Введение в проект. Определение потребностей. | 1 | 1неделя | |
2. | Планирование. | 1 | 2неделя | |
3 | Выбор и обоснование темы проекта. | 1 | 3неделя | |
4 | Первое исследование | 1 | 4 неделя | |
5 | Генерирование идей. | 1 | 5 неделя | |
6. | Выбор оптимальных вариантов. | 1 | 6 неделя | |
7. | Исследование, изучение общественного мнения. | 1 | 7 неделя | |
8-9. | Технология выполнения конструкторско-технологического решения. | 2 | 8,9 неделя | |
10. | Исследование различных конструкций моделей изделия. | 1 | 10 неделя | |
11 | Анализ прототипов | 1 | 11 неделя | |
12. | Выбор оптимального варианта | 1 | 12неделя | |
13. | Исследование материала по свойствам. | 1 | 13 неделя | |
14. | Анализ, поиск. Решение проблемы | 1 | 14 неделя | |
15. | Работа с матрицей выбора материала | 1 | 15 неделя | |
16-17. | Технология выполнения конструкторско-технологического решения. | 2 | 16,17 неделя | |
18. | Технологическая цепочка | 1 | 18 неделя | |
19. | Исследование различных конструкций моделей | 1 | 19 неделя | |
20. | Дизайн спецификации деталей проектируемого изделия | 1 | 20 неделя | |
21 | Планирование технологического процесса изготовления | 1 | 21 неделя | |
22. | Составление технологической карты | 1 | 22 неделя | |
23-25. | Технология изготовления проектируемого изделия | 3 | 23,24, 25 неделя | |
26. | Экономические расчёты. | 1 | 26 неделя | |
27. | Экологическое обоснование | 1 | 27 неделя | |
28-29. | Дизайн-анализ | 2 | 28,29 неделя | |
30. | Реклама изделия. | 1 | 30 неделя | |
31-32. | Оформление творческого проекта. | 2 | 31,32 неделя | |
33. | Презентация изделия. | 1 | 33 неделя | |
34. 35. | Защита проекта. Рефлексия. Выставка работ | 2 | 34 неделя | |
Всего: | 34 |
Содержание программы
- Введение в проект. Определение потребностей. Запуск проекта. Этапы работы над проектом. Выявление проблемы. Противоречия.
Сравнительный дизайн – анализ имеющего продукта.
- Планирование. Определение источников информации. Определение возможных вариантов исследования. Определение способа представления результата (форма отчёта).
- Выбор и обоснование темы проекта. Первое исследование. Формулирование цели и задач проекта.
Эскизирование идей, сравнительный дизайн – анализ.
- Генерирование идей. Выбор оптимальных вариантов. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные способы: интервью, опрос, наблюдения.
Анализ первоначальных идей, выбор эстетичного и доступного для изготовления изделия.
- Конструкторско-технологический этап. Примеры для задач и пути их решения. Приёмы и аналоги. Технологический процесс.
- Технология выполнения конструкторско-технологического решения. Составление технологической цепочки процесса.
- Исследование различных конструкций моделей изделия. Возможность использования литературы и иных источников для поиска оптимальной конструкции изделия.
- Технологический процесс. Выполнение задания. Контроль над качеством работы.
- Планирование технологического процесса изготовления. Составление технологической карты. Последовательность сборки изделия.
- Технология изготовления продукта. Соблюдение технологической цепочки. Контроль над качеством работы. Самоконтроль. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. Правила Т Б. Контроль и испытание изделия.
- Эколого-экономическое обоснование. Экономические расчёты затрат на материал, отчисления на амортизацию оборудования, инструмента, заработную плату. Расчёт себестоимости, предполагаемой прибыли и цены изделия. Экологическое обоснование. Влияние продукции на окружающий мир и здоровье человека.
- Дизайн – анализ. Оформление приложения. Эскизирование.
- Реклама изделия. Составление листовки, девиза, товарного знака. Оформление ярлыка.
- Оформление творческого проекта. Требование к тексту, к оформлению аннотации, пояснительной записки, приложения.
- Презентация изделия. Оценка на детской бирже труда .
- Защита проекта. Достоинства проекта и результат. Рефлексия. Результат обучения.