Мои выступления

Савченко Ирина Николаевна

На этой странице представлены мои публикации, доклады, выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Мастер-класс    «Шаг в будущую профессию – как развитие гражданско-правовой зрелости обучающихся»

Данный мастер-класс был проведен 10 октября 2013 года  классными  руководителями 9-х классов Савченко И.Н и  Подгорной Е.А.  на стажировочной пложадке     в Алданской гимназии  в рамках   II Южно-Якутского  образовательного  Форума по теме: «Моделирование «дорожных карт» реализации ФГОС дошкольного и основного общего образования»

                                                                       

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы

  • Обеспечить  формирование мотивации и познавательной потребности в данном  виде  деятельности;
  • Стимулировать  познавательный интерес, отработать  условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществить  индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отследить  позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Тип урока:  Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Форма обучения:  мастер-класс.

Оборудование:  

  1. Презентация « Шаг в будущую профессию – как развитие гражданско-правовой зрелости обучающихся»
  2. Профессиограммы по профессиям.
  3. Анкет учащихся
  4. Буклеты
  5. Рефлексия.

Ход  мастер-класса

Приветствие. ( 1 мин)

Задача этапа. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку  работы на занятии и психологически подготовить слушателей  к предстоящему занятию.

  1. этап. Презентация педагогического опыта педагогов. (10 мин)

Задачи этапа:  

 кратко характеризуются основные идеи  курса,  описываются достижения в работе,

 доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности  курса,  определяются проблемы и перспективы в работе.

         

В сентябре прошлого года в Алданской гимназии стартовал проект «Шаг в будущую профессию», идейными вдохновителями которого являются классные руководители 9 классов Савченко Ирина Николаевна и Подгорная Евгения Александровна. Прошло больше года, а проект набирает большие обороты и открывает перед ребятами новые горизонты. Уже сейчас ясно, что проект является своевременным, актуальным, с новым взглядом, новым подходом. Цель проекта - помочь ребятам с осознанным выбором профессии, учитывая их индивидуальные качества  и профессиональные  предпочтения.

     С чего все началось? Прежде всего, с изучения литературы по профориентации. Нам сразу стало ясно, что профориентационная работа в современной школе подзабыта. Пришлось искать новые пути, опираясь на существующий опыт. Большую помощь оказала педагог-психолог гимназии Демина Наталия Владимировна, которая, используя различные методики и диагностики, помогала выявить профессиональные интересы ребят, склонности, административные, менеджерские и другие способности, проводила разные мероприятия, помогающие определиться с будущей профессией.

      Использовали разные формы профориентационной работы: анкетирование, тестирование, консультирование, деловые игры, практикумы, презентации мини – проектов, рассказывали о профессиограммах и их составлении, о самых редких, модных, востребованных и даже странных профессиях.   

Результаты профоориентационной работы

Профессия (или направление)

Количество учащихся

Медицина

3

Экономика

4

Юриспруденция

2

Инженер нефтегазовой промышленности

3

Программирование и компьютерная безопасность

1

Федеральная служба безопасности

3

Техническое направление

11

Гуманитарное направление

3

Социальная работа

1

ИТОГО

31 человек

        Достижения:

  • 3 место в районном конкурсе детских и молодежных проектов «Я гражданин», г.Алдан
  • 1 место в республиканском конкурсе детских и молодежных проектов «Я гражданин», г.Якутск
  • 2 место в российском конкурсе-фестивале «Я б в рабочие пошел…»,г.Томск

  Перспективы

  • Социальные пробы по выбранным специальностям
  • Корректировка выбранных профессий (направлений)                                                                                                                   
  1. этап. Представление  системы занятий.

Задачи этапа:  

описывается система  занятий курса,  основные приемы  и формы работы.

Используемые методики:

  • Анкета оптанта (первичная информация)
  • Карта интересов А. Голомштока
  • Определение темперамента подростков (опросник Айзенка)
  • Методика изучения склонностей
  • Методика «Мотивы выбора профессии»
  • Выявление административных, менеджерских, предпринимательских  способностей
  • Оценка творческого потенциала, контроля над жизненными ситуациями, неспецифических личностных качеств, волевых и адаптационных качеств
  • Диагностика уверенности в себе

Формы работы:

  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Консультирование
  • Лекции
  • Практикумы
  • Деловая игра
  • Презентация мини-проектов, творческих работ
  • Работа с Интернет-ресурсами
  • Рефлексия
  • Социальные пробы

Организация экскурсий.

Одним из видов профориентационной работы является экскурсия т.к.  оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядностьи доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.

При подготовке к экскурсиям, мы проводили анкетирование,  учитывали интересы ребят наши возможности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребят. Подготавливали ребят к активному восприятию информации,  рекомендовали, какие вопросы  лучше задавать, чтобы получить более подробную информации о данной профессии.   Помогли  в организации многих экскурсий  наши родители.

За это время были проведены экскурсии в Администрацию Алданского района, ЗАГС, Пожарную часть, Отдел вневедомственной охраны, Радиотелевизионную передающую станцию (п. Лебединый), Сахателеком филиал ООО «ДРСК» «ЮЯЭС» и другие предприятия города. Обо  всех экскурсиях ребята писали на страницах местных газет. Надо отметить, что везде нас встречали радушно, с волнением ждали нас в каждом отделе, в каждом кабинете. Специалисты от всей души раскрывали перед нами все секреты своих профессий, называли плюсы и минусы, делились опытом. Советовали, куда пойти учиться и как получить профессию, даже обещали помочь с трудоустройством в дальнейшем. Ребята были активными слушателями, задавали вопросы, вступали в дискуссию.

Демонстрация использования Интернет-ресурсов для профессионального   определения

Не всегда экскурсии дают полное представление о профессии. И не все экскурсии мы можем организовать.

Поэтому более полное представление о профессиях можно получить с помощью профессиограмм, которые представляют

систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включают  в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией  к работнику.

На данном практическом занятии  мы показывали важность использование профессиограмм,  и  обучали  умению использовать Интернет ресурсы для профессионального определения.

Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:

  • Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
  • Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
  • Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».

Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:

  • Человек-человек
  • Человек-техника
  • Человек-знак
  • Человек-художественный образ
  • Человек-природа

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  • Презентация профессии
  • Тип и класс профессии
  • Содержание деятельности
  • Требования к знаниям и умениям специалиста
  • Требования к индивидуальным особенностям специалиста
  • Условия труда
  • Медицинские противопоказания
  • Базовое образование
  • Пути получения профессии
  • Области применения профессии
  • Перспективы карьерного роста

В качестве примера рассмотрим  Профессиограмму  бухгалтера.

  1. этап. Моделирование классного часа «Я и мир профессий»

Задачи этапа:  

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию фрагмента  классного часа
  • мастера  выполняют  роль консультантов, организуют самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • мастера совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

1. Выполнение заданий группами. Время выполнения - 3 минут

Группа 1.

  • Написать советы детям от «бывалых» профессионалов.
  • Творческое задание.

Группа 2.

  • Написать советы родителям от «бывалых» профессионалов.
  • Творческое задание.

Группа 3.

  • Сочинить рекламу (слоган, лозунг) востребованным профессиям.
  • Творческое задание.

2. Подведение итогов работы. ( 3 мин)

Советы  детям от  участников  Южно-Якутского образовательного Форума и участников фестиваля  дополнительного образования «Шаги к успеху».  

Как выбрать профессию?

  • Прислушайся к своему внутреннему «Я» - «Кто я в будущем?»
  • Проанализируй свои личностные качества и возможности.
  • Постарайся, как можно  больше узнать о разных профессиях. ( от родителей, друзей родителей, через Интернет)
  • Попробуй себя в роли какой-либо профессии.
  • Взвесь все «за « и «против».
  • Помни, что будущая профессия – твой выбор – твой успех!

4 этап. Рефлексия  ( 2 мин)

Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии:

  1. Что было важно в сегодняшней встрече?
  2. О чем пришлось задуматься?
  3. Какие пожелания, замечания возникли?

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям и раздача буклетов.