Мои выступления
На этой странице представлены мои публикации, доклады, выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Мастер-класс «Шаг в будущую профессию – как развитие гражданско-правовой зрелости обучающихся»
Данный мастер-класс был проведен 10 октября 2013 года классными руководителями 9-х классов Савченко И.Н и Подгорной Е.А. на стажировочной пложадке в Алданской гимназии в рамках II Южно-Якутского образовательного Форума по теме: «Моделирование «дорожных карт» реализации ФГОС дошкольного и основного общего образования»
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы
- Обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в данном виде деятельности;
- Стимулировать познавательный интерес, отработать условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- Осуществить индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отследить позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Тип урока: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Форма обучения: мастер-класс.
Оборудование:
- Презентация « Шаг в будущую профессию – как развитие гражданско-правовой зрелости обучающихся»
- Профессиограммы по профессиям.
- Анкет учащихся
- Буклеты
- Рефлексия.
Ход мастер-класса
Приветствие. ( 1 мин)
Задача этапа. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку работы на занятии и психологически подготовить слушателей к предстоящему занятию.
- этап. Презентация педагогического опыта педагогов. (10 мин)
Задачи этапа:
кратко характеризуются основные идеи курса, описываются достижения в работе,
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности курса, определяются проблемы и перспективы в работе.
В сентябре прошлого года в Алданской гимназии стартовал проект «Шаг в будущую профессию», идейными вдохновителями которого являются классные руководители 9 классов Савченко Ирина Николаевна и Подгорная Евгения Александровна. Прошло больше года, а проект набирает большие обороты и открывает перед ребятами новые горизонты. Уже сейчас ясно, что проект является своевременным, актуальным, с новым взглядом, новым подходом. Цель проекта - помочь ребятам с осознанным выбором профессии, учитывая их индивидуальные качества и профессиональные предпочтения.
С чего все началось? Прежде всего, с изучения литературы по профориентации. Нам сразу стало ясно, что профориентационная работа в современной школе подзабыта. Пришлось искать новые пути, опираясь на существующий опыт. Большую помощь оказала педагог-психолог гимназии Демина Наталия Владимировна, которая, используя различные методики и диагностики, помогала выявить профессиональные интересы ребят, склонности, административные, менеджерские и другие способности, проводила разные мероприятия, помогающие определиться с будущей профессией.
Использовали разные формы профориентационной работы: анкетирование, тестирование, консультирование, деловые игры, практикумы, презентации мини – проектов, рассказывали о профессиограммах и их составлении, о самых редких, модных, востребованных и даже странных профессиях.
Результаты профоориентационной работы
Профессия (или направление) | Количество учащихся |
Медицина | 3 |
Экономика | 4 |
Юриспруденция | 2 |
Инженер нефтегазовой промышленности | 3 |
Программирование и компьютерная безопасность | 1 |
Федеральная служба безопасности | 3 |
Техническое направление | 11 |
Гуманитарное направление | 3 |
Социальная работа | 1 |
ИТОГО | 31 человек |
Достижения:
- 3 место в районном конкурсе детских и молодежных проектов «Я гражданин», г.Алдан
- 1 место в республиканском конкурсе детских и молодежных проектов «Я гражданин», г.Якутск
- 2 место в российском конкурсе-фестивале «Я б в рабочие пошел…»,г.Томск
Перспективы
- Социальные пробы по выбранным специальностям
- Корректировка выбранных профессий (направлений)
- этап. Представление системы занятий.
Задачи этапа:
описывается система занятий курса, основные приемы и формы работы.
Используемые методики:
- Анкета оптанта (первичная информация)
- Карта интересов А. Голомштока
- Определение темперамента подростков (опросник Айзенка)
- Методика изучения склонностей
- Методика «Мотивы выбора профессии»
- Выявление административных, менеджерских, предпринимательских способностей
- Оценка творческого потенциала, контроля над жизненными ситуациями, неспецифических личностных качеств, волевых и адаптационных качеств
- Диагностика уверенности в себе
Формы работы:
- Анкетирование
- Тестирование
- Экскурсии
- Беседы
- Консультирование
- Лекции
- Практикумы
- Деловая игра
- Презентация мини-проектов, творческих работ
- Работа с Интернет-ресурсами
- Рефлексия
- Социальные пробы
Организация экскурсий.
Одним из видов профориентационной работы является экскурсия т.к. оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядностьи доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
При подготовке к экскурсиям, мы проводили анкетирование, учитывали интересы ребят наши возможности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребят. Подготавливали ребят к активному восприятию информации, рекомендовали, какие вопросы лучше задавать, чтобы получить более подробную информации о данной профессии. Помогли в организации многих экскурсий наши родители.
За это время были проведены экскурсии в Администрацию Алданского района, ЗАГС, Пожарную часть, Отдел вневедомственной охраны, Радиотелевизионную передающую станцию (п. Лебединый), Сахателеком филиал ООО «ДРСК» «ЮЯЭС» и другие предприятия города. Обо всех экскурсиях ребята писали на страницах местных газет. Надо отметить, что везде нас встречали радушно, с волнением ждали нас в каждом отделе, в каждом кабинете. Специалисты от всей души раскрывали перед нами все секреты своих профессий, называли плюсы и минусы, делились опытом. Советовали, куда пойти учиться и как получить профессию, даже обещали помочь с трудоустройством в дальнейшем. Ребята были активными слушателями, задавали вопросы, вступали в дискуссию.
Демонстрация использования Интернет-ресурсов для профессионального определения
Не всегда экскурсии дают полное представление о профессии. И не все экскурсии мы можем организовать.
Поэтому более полное представление о профессиях можно получить с помощью профессиограмм, которые представляют
систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включают в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.
На данном практическом занятии мы показывали важность использование профессиограмм, и обучали умению использовать Интернет ресурсы для профессионального определения.
Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:
- Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
- Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
- Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».
Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:
- Человек-человек
- Человек-техника
- Человек-знак
- Человек-художественный образ
- Человек-природа
Каждая профессиограмма включает следующие разделы:
- Презентация профессии
- Тип и класс профессии
- Содержание деятельности
- Требования к знаниям и умениям специалиста
- Требования к индивидуальным особенностям специалиста
- Условия труда
- Медицинские противопоказания
- Базовое образование
- Пути получения профессии
- Области применения профессии
- Перспективы карьерного роста
В качестве примера рассмотрим Профессиограмму бухгалтера.
- этап. Моделирование классного часа «Я и мир профессий»
Задачи этапа:
- учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию фрагмента классного часа
- мастера выполняют роль консультантов, организуют самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- мастера совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
1. Выполнение заданий группами. Время выполнения - 3 минут
Группа 1.
- Написать советы детям от «бывалых» профессионалов.
- Творческое задание.
Группа 2.
- Написать советы родителям от «бывалых» профессионалов.
- Творческое задание.
Группа 3.
- Сочинить рекламу (слоган, лозунг) востребованным профессиям.
- Творческое задание.
2. Подведение итогов работы. ( 3 мин)
Советы детям от участников Южно-Якутского образовательного Форума и участников фестиваля дополнительного образования «Шаги к успеху».
Как выбрать профессию?
- Прислушайся к своему внутреннему «Я» - «Кто я в будущем?»
- Проанализируй свои личностные качества и возможности.
- Постарайся, как можно больше узнать о разных профессиях. ( от родителей, друзей родителей, через Интернет)
- Попробуй себя в роли какой-либо профессии.
- Взвесь все «за « и «против».
- Помни, что будущая профессия – твой выбор – твой успех!
4 этап. Рефлексия ( 2 мин)
Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии:
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- О чем пришлось задуматься?
- Какие пожелания, замечания возникли?
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям и раздача буклетов.