дистанционное обучение
10.06.2013
Мастер-класс
Предлагаю вниманию всех педагогов мастер-класс "Педагогические ситуации", который можно провести как с учителями, так и с обучающимися и их родителями.
Предлагаемые мной педагогические ситуации помогут лучше узнать друг друга во взаимодействии " учитель-ученик", "учитель-родитель", "родитель-ученик".
Материал можно использовать на родительских собраниях, педагогических советах, классных часах.
Вперед! Желаю успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 5 классе | 20.2 КБ |
10.06.2013. Мастер-класс "Педагогические ситуации" | 128.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьяченко Ольга Николаевна
МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Кувыка»
Татищевского муниципального района
Учебный предмет: русский язык
УМК: под редакцией В.В.Бабайцевой
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Класс: 5( в классе всего 8 человек)
Цели урока
Содержательная: обобщение понятийной базы морфологического класса имени существительного.
Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного материала.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Этап мотивации Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности. | ||
1) Просит обучающихся решить кроссворд и в выделенных клеточках прочитать название дерева (С у.58) – см.прил.№1 2) «Ребята, что объединяет все эти слова?» | 1) Записывают ответы на каждый вопрос кроссворда (белка, ветер, крот, ёлка, заяц, лиса), угадывают зашифрованное слово ( берёза). 2) Делают вывод, что все они справились с заданием, т.е. записали ряд слов – существительных. | Поиск и выделение информации. Подведение под понятие. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ||
1) Предлагает детям разделиться на группы и выбрать тему для работы в группе ( Темы заранее написаны на доске:1) Что нужно сделать, чтобы определить, в каком падеже употреблено существительное в предложении? 2) Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного? 3) Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание сущ-го в род., дат и предл. падежах? 4) Что нужно сделать, чтобы написать/не написать Ь на конце сущ-ых? 5) Общее грамматическое значение имени сущ-го, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | 1) Дети объединяются, составляют алгоритм действий. Если группе сложно, она имеет право использовать сборник упражнений или теорию. В качестве примеров можно использовать записанные в тетради сущ-ые. | Поиск и выделение информации, подведение под понятие, выражение собственного мнения, аргументация, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать с источниками. |
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при составлении алгоритма действий. | ||
Предлагает выступить представителю каждой группы с комментированием алгоритма действий у доски. | Корректируют свои рабочие варианты, проговаривают все нюансы, дополняют примерами. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, коррекция. |
IV. Этап включения изученного в систему знаний Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о частях речи. | ||
1.Предлагает выполнить упр.62.2. – см прил.№2 2.Предлагает отгадать загадки и ответ записать в тетрадь. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами закрываются. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. 3.Предлагает вспомнить загадки и назвать из них имена сущ-ые, на конце которых пишется Ь. 4.Раздает карточки с сущ-ми, предлагает распределить их. Реч(?), луч(?), товарищ(?), шалаш(?), чертёж(?), полночь(?), богач(?), вещ(?), молодёж(?), карандаш(?), ключ(?), брош(?), дрож(?), помощ(?). | Читают предложения. Находят имена сущ-ые, определяют склонение и падеж сущ-ых, объясняют орфограмму, указывают синтаксическую роль сущ-го в предожении. Глаза, глобус. Называют общее грамматическое значение имени сущ-го, морфологические признаки. Ночь, вещь. Записывают, рассказывают, как определили, что надо написать Ь. Распределяют сущ-ые на группы, объясняют причины распределения на группы, объясняют орфограмму. | Осознанное и произвольное построение высказывания. Контроль. Коррекция. Оценка. Волевая регуляция в ситуации затруднения. Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | ||
1) Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся (знаковая система оценивания: ? ! . … 2) Предлагает сделать сорбоки по имени существительному, а в тетрадях записать ряд сущ-ых или предложений, которые на уроке вызвали затруднения. Используйте для этого Т$4, С стр.22-28 | Показывают карточки со знаком Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Предварительный просмотр:
1. На уроке истории учительница рассказыва ет об изобретателе книгопечатания И.Гуттен берге. Вдруг один мальчик спрашивает: «Еле на Александровна, а кем по жизни был Гуттенберг?» Учительница в растерянности. Она об этом никогда не задумывалась и не читала. Что ответить?
а) В подобных ситуациях лучше отшутиться;
«Если бы я знала ответы на все ваши вопросы, то сама бы написала учебник, да та кой, чтобы был интереснее детектива»;
б) мягко заметить, что на все вопросы отве тите в конце урока (изо всех сил поста раться, чтобы на ответ не хватило време ни, поэтому пообещать ответить в следу ющий раз);
в) пообещать, что ответите в конце урока, а за оставшееся время придумать какую-либо отговорку, например ,что о жизни И.Гуттенберга известно очень мало, оттого и достоверных сведений о его профес сии нет;
г) честно сказать, что никогда об этом не за думывались и не читали;
д) честно сказать, что не знаете, пообещать найти нужную информацию и рассказать
на следующем уроке;
е) честно ответив, что не знаете, поручить спросившему мальчику разыскать интере сующую его информацию и приготовить
сообщение к следующему уроку.
2. Ставя двойку по литературе за невыученное стихотворение, учительница говорит: «К завт рашнему уроку выучишь». Мальчик отвечает: «К завтрашнему дню я не успею — у моего стар шего брата сегодня день рождения, будут гос ти. Когда мне учить?» Что ответить?
а) Понимающе кивнуть: «Ну, ладно, завтра спрашивать не буду, но к началу следую щей недели подготовься!»;
б) спокойно сказать: «Ну, что же, веселись. А в конце четверти повеселюсь я»;
в) сказать как можно строже: «Делу — время, а потехе — час; сначала выучишь стихотво рение, а потом повеселишься вместе с бра том и его гостями»;
г) грозно процедить: «Что-то я тебя не очень понимаю. Схлопотал двойку и еще о чем-то рассуждаешь...»;
д) искренне удивиться: «Какие проблемы?
После уроков останься, выучи, а потом от правляйся домой развлекаться».
3. В самом начале урока биологии мальчик спрашивает: «Ольга Васильевна, Вы смотрели
вчера по телевизору «Секретные материалы»? Там было о внеземном биологическом оружии. Как Вы думаете, насколько это реально?» Что
ответить?
а) Без колебаний заявить, что не видели филь ма и потому ничего не можете сказать;
б) ответить вопросом на вопрос: «А ты сам что об этом думаешь?»;
в) уйти от ответа, сказав, что ни к учебной теме, ни к домашнему заданию это не от носится, а потому обсуждать фильм во вре мя урока Вы не намерены;
г) уклончиво ответить, что нельзя принимать все происходящее в художественном филь ме за чистую монету;
д) твердо сказать: «Лично для меня эти филь мы — только научная фантастика. А что происходит на самом деле, думаю, не зна ют даже их авторы»;
е) ненавязчиво заметить, что в научной фан тастике, как правило, сочетаются и прав да, и вымысел, а потому нельзя полностью
отрицать идеи фильма;
ж) иронично заметить, что этот вопрос луч ше адресовать агентам Скалли и Малдеру.
4. Учитель-историк рассказывает детям о ры царях. Услышав рыцарский девиз («Душу —
Богу, жизнь — королю, сердце — женщине, честь — себе»), один мальчик восторженно ком ментирует: «Bay, это круто!» Что ответить?
а) Понимающе кивнуть: «Еще как круто!»;
б) спокойно заметить: «Юра, это не рыцар ский лексикон!»;
в) молча укоризненно посмотреть и оставить без комментариев;
г) весело предложить: «Ну, раз тебе так по нравилось, подготовишь к следующему уроку небольшое сообщение о рыцарских
турнирах — литературу я тебе дам»;
д) улыбнуться: «Да, думаю, это лучшая из дошедших до нас рыцарских фишек»,
5. На уроке изобразительного искусства дети рисуют гипсовую маску. Проходя по классу, учительница видит у одного мальчика прекрас но нарисованную маску, но к ней подрисованы рога, усы, борода, серьга в ухе — ужас! Как
реагировать на эти художества?
а) Никак, сделать вид, что всего этого нет, и обсуждать только нарисованную маску;
б) оценить работу ученика дифференциро ванно и сказать, что за маску он получает - 5, а за все остальное — 2;
в) дружелюбно заметить: «А ты способный! Жаль только, что свои способности тра тишь не по назначению»;
г) ничего не комментируя, серьезно спро сить: «Автопортрет?»;
д) бесстрастно покрутить пальцем у виска и пройти мимо.
6. В кабинет истории вбегает девочка и с поро га огорошивает учительницу: «Ольга Петровна, нам тут реферат по мировой художественной
культуре задали. Вы поможете мне его напи сать?» Как поступить?
а) Помочь всегда можно, но помощь должна быть конструктивной: список литературы по теме, разработка общего плана, про смотр чернового варианта — и не более;
б) таких ситуаций лучше избегать, помощь должна исходить от учителя, задавшего на писать реферат;
в) если есть время, помогите (можно даже некоторые, наиболее сложные разделы де вочке написать — тогда положительная
оценка ей будет обеспечена);
г) объяснить девочке, что подобные вопро сы Вы обсуждаете только с родителями учеников, дав понять, что бесплатно помо гать не намерены;
д) поговорить с девочкой, внушить ей уверен ность в себе, убедить в ненужности чьей-либо дополнительной помощи.
7. Случилось непредвиденное: учительница раньше времени закончила урок. До звонка еще
7 минут. Что делать?
а) Ничего, закончить урок и отпустить ребят на перемену;
б) закончить урок, но до звонка не выпускать ребят из класса, чтобы не шумели в коридоре;
в) на этот случай нужно иметь в запасе ка кую-либо интересную информацию, пусть даже не связанную с предметом, которой
можно было бы занять ребят;
г) побеседовать о проблемах изучения свое го предмета, выслушать пожелания ребят;
д) использовать оставшееся время для мини-контрольной — это самое эффективное;
е) предложить ребятам начать выполнять до машнее задание.
8. Проверяя письменные работы, учительница с удивлением увидела, что одна из них подпи сана — «Малышка SKVO». Учительница дога далась, что это производное от фамилии «Скворцова». Как реагировать?
а) Никак, оставить без внимания;
б) зачеркнуть и разборчиво написать —Скворцова;
в) снизить на балл оценку, чтобы неповадно было так шутить;
г) раздавая работы, уверенно назвать девоч ку так, как она сама написала;
д) немедленно взять идею девочки на воору жение: дать задание классу, чтобы к следу ющему уроку каждый придумал себе псев доним;
е) рядом с выставленной оценкой разборчи во написать «Училка SID» (от фамилии«Сидорова»).
9. В конце урока математики учительница про сит девочку сдать для проверки индивидуаль ное дополнительное задание, выполненное дома. Девочка в изумлении: «Вы мне ничего не
задавали!» Учительница возмущена: «Опять ленишься, да еще и обманываешь!» — и ста вит двойку. Выясняется, что учительница пе репутала девочку с ее старшей сестрой. А двой ка уже выставлена. Девочка чуть не плачет. Что делать?
а) извиниться и аннулировать двойку;
б) извиниться, но объяснить девочке, что вы ставленную оценку ей придется исправить;
в) спокойно объяснить девочке, что в этой пу танице виновата только ее старшая сестра;
г) сухо порекомендовать: «Все проблемы ре шай теперь со своей сестрой»;
д) успокоить девочку и тут же дать индиви дуальное дополнительное задание на дом,чтобы поскорее исправить двойку;
е) превратить все в шутку, двойку аннулировать и посмеяться над собой и над сестрами.
10. Учительница геометрии объясняет теорему Пифагора. Вдруг мальчик спрашивает: «А Пи фагор — кто это вообще такой? Я слышал, что
он был знаменитым спортсменом и даже олим пийским чемпионом». Учительница в замеша тельстве: ее дело — теоремы, а о самом Пифа горе она почти ничего не знает. Что делать?
а) Изумиться: «Какой спортсмен? Это вели кий математик древности»;
б) отмахнуться: «Васильев, оставь свои штуч ки! Продолжим о теореме...»;
в) задумчиво произнести: «Что-то я не знаю среди наших спортсменов ни одного ма тематика...»;
г) лучше все превратить в легкую шутку: «С добрым утром, Витя! Выспался? Слушай внимательно, а то до конца урока так и не
поймешь, кто такой Пифагор»;
д) на всякий случай переспросить: «Тебе ин тересно? Ну что же, в следующий раз я рас скажу вам о Пифагоре подробнее»;
е) похвалить мальчика за любознательность
и тут же поручить ему разыскать в библио теке сведения о Пифагоре и на следующем уроке рассказать всем.
11. На уроке истории речь идет о династии Ро мановых. Дети «пытают» учительницу, кто за кем правил Россией. Учительница отвечает, но
чувствует, что ее просто «проверяют». Что де лать: прервать «экзамен» или продолжать до победного конца?
а) Конечно, продолжать до победного конца — знай наших!
б) конечно, прервать «экзамен» и сухо ска зать: «А теперь вернемся к теме нашего урока»;
в) ехидно заметить: «Уважаемые экзаменато ры, не слишком ли вы увлеклись?»;
г) сухо предупредить: «Сегодня вы проверили меня, а в следующий раз я проверю вас — готовьтесь!»;
д) с улыбкой покачать головой: «Бодались телята с дубом...»;
е) все сказать и резюмировать: «У вас на меня царей не хватит!»
12. Во время урока девочка вдруг завизжала и выскочила из-за парты. На вопрос изумленной учительницы она отвечает, что увидела таракана,
а этих насекомых она не выносит. Что делать?
а) Успокоить девочку и срочно провести дез инфекцию класса;
б) успокоить девочку и в тот же день поста вить перед администрацией вопрос о необ ходимости срочной дезинфекции школы;
в) подтрунить над девочкой: «Ну и трусиха же ты! Мальчики, возьмите надЯной шефство!»;
г) фыркнуть: «Что ты так переполошилась? Кто у нас сильнее: человек или таракан?»;
д) оставить ситуацию без комментариев, но подойти к парте, найти таракана и разда вить;
е) что бы ни случилось, успокоить девочку: «Тебе просто показалось — у страха глаза велики. Ну какие у нас тараканы?»
13. Учительница начальных классов дала ребя там задание написать рассказ о своих домаш них животных. Один мальчик написал о тара канах — других «животных» у него нет. Как реагировать?
а) Самое безопасное — оставить тематику со чинения без внимания;
б) ободрить мальчика, что при неимении дру гой живности и тараканы — в радость;
в) посоветовать мальчику предварительно об суждать сочинения с родителями и только
после этого нести в школу;
г) при случае поговорить с родителями маль чика и посоветовать им завести для сына кошку, собаку или, в крайнем случае, че репаху, хомячка;
д) обязательно поговорить с мамой мальчи ка, посоветовать ей обратиться в санэпи демстанцию;
е) ни в коем случае не афишировать содер жание этого сочинения, а мальчику при случае объяснить, что тараканы — не жи вотные, а насекомые, к тому же вредные;
ж) получили? Вот и не нужно впредь давать ребятам эту тему.
14. Девочки одолевают пожилую учительницу: «Вера Ивановна, а Вам нравится Леонардо ди Каприо?» С трудом соображая, о ком идет речь, учительница уклончиво отвечает, что он ей безразличен. Девочки не унимаются: «А Брюс Уиллис? А Киану Ривз?» Приходится
признаться, что эти имена учительнице неиз вестны. В ответ — коллективный хохот. Что делать?
а) Не поддаваться на провокации, реагиро вать дружелюбно, например, с улыбкой раз вести руками: мол, где же мне за вами уг наться?
б) просто спросить: «Девочки, а где их мож но увидеть или о них почитать?»;
в) закатать глаза: «Разве мне запомнить име на всех ваших звезд и звездочек?»;
г) разыграть обиду: «Ничего смешного нет, я же не спрашиваю вас о Николае Рыбни кове или Кирилле Столярове!»;
д) улыбнуться: «Вы бы лучше не хохотали, а просветили бы меня»;
е) строго заметить: «Если бы так же, как име на актеров, вы выучивали правила русско го языка»;
ж) признаться честно: «Мне всегда больше всех нравился Вячеслав Тихонов».
15. Учительница спрашивает у первоклашек, кем они хотят стать. Ответы — кто во что го разд. Одна девочка говорит: «Я хочу стать ба лериной. А Вы, Наталья Петровна, кем хотите стать, когда вырастете?» Что ответить?
а) Спокойно сказать: «Я уже выросла и стала тем, кем хотела»;
б) взгрустнуть: «Я бы тоже хотела стать ба лериной, да видишь, стала учительни цей»;
в) ответить вопросом на вопрос: «Тебе не нра вится, что я стала учительницей?»;
г) ласково посоветовать: «В следующий раз сначала подумай, а потом говори»;
д) осадить девочку: «Катя, подумай хоро шенько, что ты спрашиваешь: ты — это
одно, а я — совсем другое»;
е) сурово приказать: «Катя, прикуси язы чок!»;
ж) весело откликнуться: «Какой хороший во прос — надо будет серьезно его обдумать!»
16. В школе — выпускные экзамены. Выйдя к учительскому столу за билетом по биологии, выпускница осеняет разложенные билеты кре стным знамением и только после этого берет один из них. Комиссия оторопела от неожидан ности. Как вести себя в этой ситуации?
а) Абсолютно спокойно, не придавая ника кого внимания такой мелочи;
б) понимающе улыбнувшись, сказать: «Ждем от тебя отличного ответа»;
в) иронично заметить: «Ну, теперь ты навер няка ответишь с ходу, без всякой подго товки»;
г) серьезно сказать: «Будем надеяться, что ты помогла не только себе, но и всем остальным экзаменующимся»;
д) сказать: «В такой момент лучше мысленно попросить Бога о помощи всем экзамену ющимся».
17. Молодая учительница пришла на работу в новой модной кофточке. Сидящие на первой парте девочки, судя по их откровенным взгля дам и шушуканью, обсуждают обновку учитель ницы. Что предпринять?
а) Абсолютно ничего: Вы произвели эффект,а это немаловажно, в том числе и с педа гогической точки зрения;
б) разыграть недоумение: «В чем дело? У меня что-нибудь не в порядке?»;
в) возмутиться: «Не понимаю, сколько мож но обсуждать тряпки? Займитесь делом»;
г) ограничиться коротким сухим замечанием, вроде: «Работаем...»;
л) отделаться шуткой: «Девочки, как я вас понимаю!»
18. Учительница средних лет впервые пришла на работу в брюках. Ученики этого никак не ожидали: они с интересом разглядывают новый
наряд, обсуждают его между собой, шушукают ся. Учительница чувствует себя неловко, стес няется, старается не вставать из-за стола. Как
вести себя в этой ситуации?
а) Брюки — это очень практично, модно, а зимой еще и тепло (все остальное вто рично);
б) главное — преодолеть собственную за комплексованность, это важно и для Вас лично, и для детей, за Вами наблюдающих;
в) извлечь из нее урок: не надевали брюк раньше и впредь никогда больше не наде вайте;
г) все-таки брюки — это мужская одежда и носить ее дано не каждой женщине — по дойдите к этому самокритично;
д) чтобы не чувствовать неловкости, еще раз продумайте цвет и покрой брюк и в любом случае надевайте к ним длинный жакет или пиджак, чтобы скрыть возможные изъяны
Вашей фигуры.
19. Перед 8 Марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети готовятся ее поздра вить, — они суетятся, переглядываются, шеп чутся. Что делать?
а) Спокойно подождать, пока дети Вас позд равят, а затем начать урок;
б) с порога предупредить: «Никаких поздрав лений!» — и немедленно начать урок;
в) сгладить неловкость и первой поздравить девочек с наступающим праздником;
г) перехватить инициативу и ехидно спро сить: «Кто из вас знает этикет: можно ли дарить подарки учителям?»;
д) ободряюще сказать: «Я жду, поторопитесь, а то мы никогда не начнем работать!»;
е) успокоить класс решительным жестом и провозгласить: «А теперь предпразднич ный сувенир — контрольная!»;
20. Перед праздником папа одной из учениц приходит к молодой учительнице и вручает ей цветы и конверт. Учительница благодарит и бе рет, думая, что в конверте — красочная открыт ка. А там оказываются деньги. Догнав папу, учительница их возвращает. Папа искренне изумлен: подарить деньги — это же нормально. И делает он это, по его словам, далеко не в пер вый раз. Что ответить?
а) Извинившись, вернуть деньги и ничего не объяснять;
б) вернуть деньги и мягко упрекнуть папу в бестактности;
в) вернуть деньги и, не стесняясь, отчитать папу, чтобы впредь неповадно было;
г) вернуть деньги и укоризненно заметить, что такая форма благодарности — в купю рах — для Вас неприемлема;
д) такое поведение учителя изначально оши бочно: деньги совсем не обязательно воз вращать. В качестве спонсорской помощи
их можно сдать на нужды школы директо ру, родительскому комитету, попечитель скому совету и т.д.
Варианты ответов
- д 11. а. г
- в, д 12. а, г
- д ,е 13. г, е
- а. г 14. б, г
- б, в 15. а, ж
- а, д 16. а, б
- в . е 17. а, д
- б, д 18. б, г, д
- а 19. в
- д 20. а, г