Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Программное содержание:
Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.
Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)
-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.
Станция «Игралочка»
Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.
-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)
-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)
Станция «Звукоград»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).
Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».
Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Игра заканчивается на слове птица (птичка)
Станция «Физкультурная»
Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
Рот открыл.
Смотрю я в небо.
Вправо-влево,
Здесь я не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх!
Крылья вниз!
Только слышен ветра свист!
Я подпрыгнул чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Звуковой анализ слова «часики»
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
Дети:
- «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)
- «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.
- «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
- «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)
- Сколько всего гласных звуков? (три)
- Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)
- Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.
-Сколько в слове слогов? (три)
-Какой слог ударный? (первый)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Станция «Буквоград»
Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.
(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.
Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.
Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.
Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?
Вы - умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Программное содержание:
Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.
Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)
-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.
Станция «Игралочка»
Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.
-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)
-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)
Станция «Звукоград»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).
Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».
Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Игра заканчивается на слове птица (птичка)
Станция «Физкультурная»
Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
Рот открыл.
Смотрю я в небо.
Вправо-влево,
Здесь я не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх!
Крылья вниз!
Только слышен ветра свист!
Я подпрыгнул чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Звуковой анализ слова «часики»
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
Дети:
- «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)
- «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.
- «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
- «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
- Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)
- Сколько всего гласных звуков? (три)
- Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)
- Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.
-Сколько в слове слогов? (три)
-Какой слог ударный? (первый)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Станция «Буквоград»
Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.
(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.
Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.
Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.
Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?
Вы - умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!