Проектная деятельность
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание на основе народных промыслах" средняя группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly.docx | 51.51 КБ |
p.i_kartoteka_narodnye_promysly.docx | 87.78 КБ |
d.i_kartoteka_narodnye_promysly.docx | 52.48 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_narodnye_promysly.docx | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
« Нравственно-патриотическое воспитание на основе народных промыслах»
Руководители проекта: Сидорова Г.А. – воспитатель, первая квалификационная категория;
Гришина О.В. – воспитатель, первая квалификационной категории.
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Исходя из возникшей проблемы и актуальности выбранной темы, была определена цель нашего проекта - формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративным искусством.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
с дошкольниками:
Образовательные:
Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.
с родителями:
- Способствовать активному участию родителей воспитанников группы №16 к жизни группы и дошкольной образовательной организации по реализации проекта;
- Привлекать родителей к пополнению мини-музея «Народные промыслы».
Вид проекта – наш проект является краткосрочным (1 неделя; с 28 октября по 1 ноября 2024 года) внутригрупповым, информационно-позновательным.
Возрастная категория воспитанников - 4-5 лет, средний дошкольный возраст.
Продуктом проекта стали:
- Картотека подвижных и дидактических игр;
- Дидактическая игра «Собери матрешку по образцу» (разрезные картинки).
с родителями:
- Консультация «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»;
- Мини-музей «Народные промыслы»
Предполагаемым итогом нашего проекта явилось:
- Расширить и творчески применить знания детей о народных помыслах в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности;
- У детей появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа;
- Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников;
- Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной живописи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге;
- Развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Разработка проекта предполагала:
1.Подбор методической литературы по данной теме;
2. Подбор дидактических материалов и игр для игровой деятельности;
3. Составление перспективного плана мероприятий;
4. Изготовление детьми рисунков и поделок из пластилина.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
1.Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
2. Разработка перспективного плана работы по проекту на 1 неделю, включающий в себя конспекты занятий, бесед;
3. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
4. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным промыслом;
5. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
6. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед;
8. Разработка содержания проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание на основе народных промыслах».
2 этап – практическая деятельность:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Организация мини-музея «Народные промыслы»;
- Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
- Дидактические игры;
- Творческая деятельность (рисование, лепка);
- Просмотр презентаций и рассматривание тематических альбомов:
«Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры»;
- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
3 этап – заключительный:
- Обновление предметно – развивающей среды;
- Выставка мини-музея «Народные промыслы»;
- Обобщение результатов работы на основе наших наблюдений;
- Подведение итогов проектной деятельности.
Перспективный план мероприятий проекта «Нравственно-патриотическое воспитание на основе народных промыслах»
Дни недели | Мероприятия |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница
|
|
Полученный результат:
- Познакомили детей и привлекли родителей к историческому и культурному наследию;
- Дети стали более отзывчивыми, общительными, дружелюбными;
- Сформировали навыки внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного.
- Закрепили знания и представления детей о народных промыслах России;
- Развили творческое воображение и творческое мышление;
- Сформировали предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Приложение 1
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе «Необычные матрешки»
Цели: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки, по разному сочетая элементы по цвету. Закрепить названия геометрических (круги, учить преобразовывать их, разрезая на две части. Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу, слева, справа, в середине).
Задачи: 1. Учить правильно передавать соотношения по величине.
2.Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими: делать прямые разрезы с одинаковым нажимом несколько раз. Вызвать интерес к вырезанию форм.
3.Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.
4. Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.
5. Развивать чувство ритма, композиции, эстетическое восприятие, самостоятельность. Подводить к эстетической оценке работ и воспитывать любовь к народной игрушке, уважение к людям, создавшим ее.
Предварительная работа:
Игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок, просмотр слайдов «Народные промыслы». Работа с книжками – раскрасками «Русская матрешка». Дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».
Материалы: народная игрушка - матрешка, силуэты матрешек из альбомного листа у детей на столах, разного цвета полоски, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос, ножницы в органайзере, музыкальные инструменты (ложки, бубны).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие гостья спешит. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это?
«Разноцветные подружки.
Любят прятаться друг в дружке.»
Дети: Это матрешка.
Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.
Игрушка эта непростая, а с хитринкой.
Первая куколка самая большая.
А эту куколку открой –
Будет третья во второй.
И сумеем мы найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри
Что там прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят.
Посмотрите, ребята, какие они все одинаковые, а как похожи друг на друга!
В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!
А еще они очень обрадовались, что пришли к ребятам в гости в детский сад.
Вот только одна матрешка (показывает на доску) невеселая. (У игрушки грустное выражение лица) Я знаю, почему она такая печальная. Грустит она оттого, что она вот в таком нарядном сарафане, а ее подружки – матрешки в простых. А ей так хочется, чтобы все были нарядные, красивые, веселые. Мы же с вами детки добрые, знаем, что нельзя оставлять друзей в беде. Давайте поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их необычным способом из полосочек.
Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.
Сейчас мы будем приклеивать полосочку на альбомный лист в разноцветном порядке.
А теперь ребята, давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
«Кулачки – ладошки»
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали.
А ладошки-баловницы тоже не отстали.
Воспитатель: Посмотрите, у меня еще одна матрешка здесь. Она тоже в нарядном сарафане. Давайте – ка расскажем о ней.
Рассказ ребенка
Эта матрешка в желтом сарафане. Сарафан украшен красным цветком, с оранжевой серединой. Лепестки расположены сверху, снизу, слева, справа. У цветка есть зеленые листья. Они находятся между лепестками.
Воспитатель: Ну что же все сарафаны рассмотрели, а сейчас приступаем к работе.
1. С чего начнем работать? (Выкладываем полосочки на сарафан).
2. Каких деталей не хватает? (лицо для матрешки)
3. Что сейчас будем делать? (Приклеиваем полосочку на лист бумаги, а потом серху еще контур вырезанной матрешки.
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.
Воспитатель проверяет, проводит индивидуальную работу с детьми. Напоминает приемы аккуратного наклеивания.
Дети работают самостоятельно.
В конце работы напомнить детям убрать свое рабочее место, вытереть руки влажной салфеткой. (Незаметно для детей поменять лицо матрешки на веселое изображение)
Воспитатель:
Ребята, ну-ка прислушайтесь, как только мы нарядили наших матрешек, они ожили, заговорили, стали хвалиться своими нарядами друг перед другом.
А теперь ребята подойдите ко мне и поставьте своих матрешек в хоровод.
(Дети выставляют свои поделки на доску).
Приложение 2
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе «Украшаем платочек» по мотивам дымковской росписи
Цели: формирование интереса к художественно-творческой деятельности. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве как основе развития творчества. Развивать чувство композиции и цвета;
Задачи:
- формировать умение правильно держать кисть, учить проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- формировать умение выделять элементы (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки) и называть цвета дымковской росписи;
- воспитывать аккуратность при работе с красками, эстетическое восприятие и воображение.
Материалы: презентация «Дымковская игрушка», краски гуашь, квадратные листы бумаги 18*18 см, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.
Ход НОД:
Слайд № 1
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела бы познакомить вас с дымковскими игрушками. Посмотрите, какие они яркие и необычные. Появились они давным-давно, далеко на севере. Там жили люди в небольших избах и когда зимой их дома были полностью покрыты снегом и были практически не видны со стороны, только по тоненьким дымкам из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и назвали ту деревню Дымково. Что бы как-то разукрасить свою жизнь и порадовать своих детишек люди из деревни Дымково стали делать игрушки из глины, которой было предостаточно на берегах рек.
Слайд № 2
Посмотрите, ребята, вот такие игрушки лепили из глины. Тут и барышни в широких юбках, и разнообразные животные, и всадники на лошадях.
Слайд № 3
А вот здесь мы видим уже почти готовые игрушки.
Слайд № 4
Мастерица их обелила и поставила на просушку.
Слайд № 5
А когда игрушки высохнут их разукрасят дымковской росписью.
Слайд № 6
Посмотрите, как тщательно мастерица прорисовывает детали игрушки. Обратите внимание, какими кругами, полосами и точками разукрашена дымковская барышня.
Слайд № 7
А вот здесь уже готовые игрушки, посмотрите какие яркие. Давайте перечислим, кого же мы тут увидели. (Дети перечисляют)
Слайд № 8
А вот и наши дымковские барыни. Правда, красивые? Скажите мне, пожалуйста, как украшена первая барыня (Дети описывают). А вторая? (Дети описывают). А третья? (Дети описывают) (Воспитатель дополняет рассказы детей).
Слайд № 9
Посмотрите, как украшены фартучки у дымковских барынь, давайте вместе назовем элементы, которыми украшены эти фартуки (круги, черточки, точки, волнистые линии) (Воспитатель называет эти элементы вместе с детьми).
А сейчас я предлагаю всем отдохнуть и немного размяться.
Физкультурная минутка:
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Слайд № 10
А сейчас кто желает выйти показать и рассказать, что изображено на этих картинках и какие элементы украшения тут использовались. (Выходит кто-нибудь из детей и с помощью указки показывает на картинки и описывает их. Воспитатель наводящими вопросами подводит его ответы к теме).
Воспитатель: Спасибо. А кто расскажет про следующую картинку?
Слайд № 11, 12, 13, 14
(Выходит кто-нибудь из детей и с помощью указки показывает на картинку и описывает ее. Воспитатель наводящими вопросами подводит его ответы к теме).
Слайд № 15
Читаем письмо «мастерицы» - мотивация к деятельности.
Слайд № 16
А вот здесь мы с вами видим элементы рисования, которыми можно украсить дымковское изделие.
( Показывает и рассказывает о каждом элементе: это волнистая линия, черточки, точки, круги, полоски).
Посмотрите на них внимательно и постарайтесь запомнить.
На доске прикреплен ватман квадратной формы. Дети приглашаются небольшими группками и вместе с воспитателем разукрашивают «большой платочек». Затем воспитатель предлагает детям разукрасить каждому свой собственный платочек. Дети садятся за столы и приступают к работе.
Слайд № 17
Посмотрите, дымковской барыне так понравились наши платочки, что она пустилась в пляс.
Индивидуальные вопросы детям о том, кто какие элементы использовал в росписи? Почему именно этот элемент выбрал?
(дети устраивают выставку из своих работ).
Приложение 3
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по основам науки и естествознанию в средней группе «Народные промыслы»
Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла.
Задачи:
- повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов и расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
- учить различать материал из которого делают игрушку;
- воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров;
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, внимание, познавательную активность и память.
Материал: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, тряпичные куклы, игрушка – забава.
Ход НОД:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
Здравствуйте мои друзья!
(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная. И живут в ней талантливые люди - мастера, которые делают замечательные изделия своими руками. Весь товар мастера везут продавать на ярмарку.
Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)
Дети: место, где можно что- то купить.
Воспитатель: Ярмарка - это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный своими руками. Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.
Хотите отправиться на веселую ярмарку?
Дети: да
Воспитатель: Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всякие - разные товары…
Подходите, подходите посмотрите, посмотрите
(открываю платок под котором спрятаны игрушки)
Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?
Назовите, что вы видите.
Дети: ложки, матрешка, куклы, барыни, куколки
Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России чудо - люди мастера.
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку об одном из этих предметов, попробуйте догадаться по описанию.
Этот предмет сделан из дерева, покрыт черной краской. На нем изображены ягоды, зеленые листочки, тонкая травка с завитком. Этим предметом можно есть пищу.
Дети: это ложки.
Воспитатель: Это ложки не простые, это ложки - хохломские.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью!
Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.
Эй, ребята молодцы
Заливные бубенцы
Ложки выбирайте
Играть начинайте!
(раздаем детям деревянные ложки)
Музыкальная игра: оркестр для малышей «Игра на ложках»
Воспитатель: Послушайте вторую загадку.
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая
В той еще сестра меньшая
Доберешься ты до крошки
Эти девицы – …!
Дети: матрешки
Воспитатель: Дети, что же это за игрушки? Дети отвечают (матрёшки)
Достаёт две матрёшки.
Матрёшки то разные, почему?
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: по росписи
Воспитатель: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорская матрешка – толстобокая в разноцветном передничке, в красном платочке; семеновская – в цветном фартуке, в желто – красном полушалке;
Давайте, разберём и посчитаем, сколько их внутри, только сначала
разделимся на две команды.
Игра по группам: собери матрешку.
Воспитатель:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Матрешки вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки (Хлопки перед собой.)
Дружные матрешки.
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно то правую ногу)
Топают матрешки. (Выставить вперед на пятку, то левую.)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево – вправо.)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо.)
Девчонок озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.)
Вы похожи, словно сестры. (Хлопки в ладоши перед собой.)
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Воспитатель: Давайте еще посмотрим товары мастеров (дымковская барыня)
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!
- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.
Дети: дымковские игрушки
Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня.
Чем они похожи?
А чем отличаются?
А как вы думаете, почему у них есть эти различия?
Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.
Воспитатель:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: А еще на ярмарке продавали игрушки – забавы. (показываю игрушку котик и мышонок, даю детям поиграть, сопровождая словами)
Молоточки стучат - нам грустить не велят.
А для девочек - много разных тряпичных куколок, которых делали из лоскутков ткани.
Русская тряпичная
Куколка простая.
Славила Россию,
Игрушка удалая.
Бодрая, веселая
Немного озорная.
И по нраву русская,
Значит нам родная.
Куколка красивая
Дивная и милая.
Пусть она оберегает
И злых духов отгоняет.
Чтоб малыш спокойно спал,
Зайчик духов отгонял. (кукла зайчик)
А желанница была девушка – подружка. (кукла – желанница)
С длинным волосом из пряж – тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось – в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполнения ждали.
Крупеничка – оберег сытости, достатка.( кукла – крупеничка)
От кормилицы Земли силы приходили, (кукла – кормилица)
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница – её травой наполняли разной. (кукла – травница)
Хвоя, мята, зверобой – служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился,
В этой куколке секрет – способ излечиться.
А традиции храня многовековые,
Пусть прошло уж много лет,
Но по – прежнему мастерим
Мы куколки обережные.
Неразлучники – этим все сказано (кукла – неразлучники)
Две судьбы в одну крепко связаны.
Чтоб семья была крепка –
На двоих одна рука.
Дарите людям доброту,
Дарите ангела, на счастье. (куколка – ангел)
Через тепло души своей
Оберегайте от напасти!
Воспитатель:
Самовар подарок главный
Он красивый, расписной.
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Воспитатель:
Тары – бары, растабары
Раскупили все товары.
Вот и солнышко садиться,
Пора, ребята, расходится.
Нашей ярмарке конец,
А кто слушал молодец
Подведение итога:
Понравилось вам на ярмарке?
Какие игрушки вам больше всего понравились, почему?
С какими игрушками мы познакомились?
Приглашаем всех на чай,
С караваем, сушками,
Пышными ватрушками.
Под веселую музыку устраиваем чаепитие.
Предварительный просмотр:
Картотека
подвижных игр
Разработали:
Сидорова Г.А.
Гришина О.В.
Подвижная игра «Каравай»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Подвижная игра «Большая карусель»
Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Подвижная игра «Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Подвижные игры «Мы матрешки»
Цель: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Подвижная игра «Куры и кошка»
Цель: Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
Подвижная игра «Зайчик в домике»
Цель: Упражнять детей в прыжках; учить сильно, отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.
Подвижная игра «Гуси»
Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.
Подвижная игра «Ручеек»
Цель: развитие координации движения. Научить правильно, прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Подвижная игра «Лиса и цыплята»
Цель: Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.
Подвижная игра «Катится колобок»
Цель: Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоночник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.
Подвижная игра: «Колечко»
Цель: Развитие скорости реакции.
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
Разработали:
Сидорова Г.А.
Гришина О.В.
Дидактическая игра: «Составь матрешку»
Цель: Закрепить знания детей о русской матрешке; Учить сравнивать предметы один с другим; Различать цветовые элементы росписи.
Дидактическая игра: «Угадай игрушку»
Цель: Закрепить знания детей о трех видах игрушки; Учить группировать, обобщать, анализировать; Развивать мышление, эстетическое восприятие; Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»
Цель: Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов; Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.
Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»
Цель: Игра носит контрольный характер. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Дидактическая игра: «Найди лишнее»
Цель: Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство; Развивать мышление, эстетическое восприятие; Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Дидактическая игра: «Что изменилось»
Цель: Закрепить представление о какой-либо росписи; Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.
Дидактическая игра: «Собери матрешку по образцу»
Цель: Уметь составлять целое изображение из частей; Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.
Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»
«Подбери элемент к игрушке»
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской); Учить узнавать игрушки по силуэту; Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
Дидактическая игра: «Найди вторую половину»
Цель: Упражнять в умении замечать и называть различия в цвете, узоре, форме; Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.
Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»
Цель: Закрепить знания детей о гжельской росписи; Уметь составлять целое изображение из частей; Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» (В. Г. Белинский)
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Нравственное воспитание - воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности, к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.
Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.
Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живет ребенок.
Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.
В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Они содержат педагогическую идею, оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т. д.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.
В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказках главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно вводить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, расширяют их кругозор, развивают память, речь, воображение, способствуют умственному развитию.
Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка.
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.