Учитель года - 2021 г.
Учитель года-2021г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе. | 126.83 КБ |
Описание опыта. | 133.71 КБ |
shubina_o.s._informatsionnaya_karta.doc | 188 КБ |
shubina_o.s._prezentatsiya_pedagogicheskogo_opyta.pdf | 879.16 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 94.5 КБ |
konspekt_uroka.docx | 31.23 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 98.5 КБ |
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной профессиональный конкурс «Учитель года» 2021 Шубина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №4» города Десногорска Смоленской области
Конкурсное задание «Эссе»
«Я – учитель, или как я стала учителем»
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу». Мне близки эти мудрые слова. Если бы их не сказал Ричард Олдингтон, то их сказала бы я. Почему я так считаю? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Я люблю свою профессию! Еще в детстве, учась в начальной школе, я поняла, что стану учителем и больше никем. Мне повезло. Главным наставником на пути к моей мечте была моя первая учительница Усик Любовь Ивановна, которая и сейчас работает в школе. Это мудрый и добрый человек, который является примером того, что в жизни главное - любовь. Любовь к школе, к себе, к детям, к людям, к миру вокруг себя. Она научила быть требовательной к себе. Ведь неспроста говорят: «Начать с себя – хорошая привычка». Именно этого я и придерживаюсь в своей жизни. Школа – это островок воспитанности и интеллигентности, поиска и движения только вперед.
Быть учителем – это значит мечтать вместе с детьми, задумывать интересные проекты, задавать вопросы и отвечать на них. Быть именно хорошим учителем, учителем с большой буквы, учителем для детей – это значит быть тем, кто вместе со своими учениками ежедневно превращает задуманные мечты в цели, а цели - в прекрасные результаты. Научить увидеть, объяснить, заинтересовать – моя главная задача. А еще – быть в круге доверия детей. Школа – это своего рода мастерская художника. Только художник – учитель не картины пишет, а формирует человека. Каждый день я вместе со своими учениками небольшими шажками иду к достижению общих результатов. Как бы ни было трудно, стараюсь превращать свои и детские мечты в реальность.
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных и интересных. Почему? Чаще всего окружающие думают, что учитель – это тот, кто только учит. Но это заблуждение: это дети учат нас. Благодаря моим ученикам я понимаю, куда мне двигаться дальше. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а над чем еще нужно работать. Дети умеют учить лучше взрослых; они говорят и действуют открыто, прямо; у них тонкая и чистая душа. Главное для меня – поддерживать огонек в глазах ребёнка, говорить о том, что его волнует, радует или печалит. Я считаю, что, если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить и делать то, что от них ждут. Решение проблемы вижу именно в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае свершится прямое общение и взаимное обучение.
Каждый день я учусь, но не потому, что так надо - я учусь и «нечаянно»: жизненные ситуации, общение с окружающими, чтение литературы, путешествия дают мне возможность понять, кто я. Еще раз убедиться, что я – учитель.
Я всегда учусь. Я учусь учить детей. Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
И это та цель, благодаря которой я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который поможет каждому ученику добиваться высоких результатов не только в обучении, но и в жизни.
Почему это для меня так важно? Зачем уметь учиться? «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)
Особенно сложно и трудно быть учителем в современном мире, когда ему свойственны изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всей своей жизни, анализировать свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: «Что я знаю, а чего еще не знаю? что умею, а что не умею?» И только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать новое, что попробовать сделать впервые. Вот так должно быть и у детей.
Я учитель начальных классов. И этим горжусь. Младший школьный возраст является благодатной порой в жизни человека, когда формируется основа - фундамент умения учиться. В этом возрасте важно сформировать у ребенка желание учиться, ведь это залог успеха в дальнейшем. Без объективной словесной оценки действий ребенку будет очень трудно двигаться к цели. Оценка – это не самоцель, это не показатель успешности. В 1 классе мы не оцениваем детей. У ребенка может быть плохое самочувствие, настроение. В 1 классе мы можем ребенка только поощрять. Узнавать новое всегда интересно. Таким образом, я пытаюсь сформировать учебную мотивацию у детей, жажду новых открытий от своих учеников, желание узнать больше. Я формирую учебный, познавательный интерес. А это, на мой взгляд, главное.
Уверена, что важно учить детей тому, что ошибка – это не только препятствие, но и подарок, возможно, испытание. Ведь ошибка – это предвестник положительного результата. Таким образом, у ребёнка формируется представление об учёбе как о пути, направлении, на котором будут и ошибки, и успехи. Тогда, видя, что ситуация успеха состоялась благодаря приложенным усилиям, ребенок испытывает желание двигаться вперед.
Одним из важнейших педагогических средств в обучении для меня как учителя является Портфель достижений ученика. Это мощный положительный инструмент оценки усилий ребенка им самим под девизом «Я смог, сумел». Собирая Портфель достижений, ученик понимает, что он успешный и сам может строить траекторию своего развития.
Я считаю, что учитель должен мечтать! Если этого не делать, можно очерстветь душой, что недопустимо в нашей профессии. Ведь тогда происходит потеря такой ценности, как общение с ребёнком. Наше профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать своей мечте пропасть или погибнуть под грузом каждодневной работы. Моё педагогическое кредо: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». (Конфуций). Так вот, я не работаю. Я учусь, развиваюсь, воспитываюсь вместе с моими учениками. Только благодаря моим ученикам я смогла стать счастливым учителем, который превращает мечты в реальность!
Предварительный просмотр:
Описание профессионального опыта
Шубина Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №4»
города Десногорска
Смоленской области
Адрес web - сайта: https://nsportal.ru/shubina-olga-sergeevna
Тема педагогического опыта
"Развитие познавательных способностей младших школьников на основе метода проектов на уроках окружающего мира"
Актуальность данной темы в том, что детям нужен неравнодушный творческий человек, который научил бы их любить то, что любит сам, иметь нестандартное мышление. Проект – это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Наличие познавательного интереса у ученика – одно из важнейших условий эффективности его обучения, поэтому учителю необходимо развивать познавательный интерес учащихся. Познавательный интерес – это особый вид интереса, который побуждает ученика к получению новых знаний и к применению их на практике, это мотив учения, благодаря которому младшему школьнику интересен процесс обучения.
Данный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, умений, навыков сотрудничества, а также развивает умения самостоятельного конструирования собственных знаний и осуществления поиска информации, которая находится в свободном пространстве.
Учебная деятельность
Цель:
Изучение особенностей влияния метода проектов на познавательную активность обучающихся в урочное время.
Особое место среди других предметов, которые изучаются в начальной школе, занимает «Окружающий мир». Это связано интеграцией в его содержании естественнонаучных, обществоведческих, исторических знаний о человеке, природе, обществе. Представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями позволяет наличие в курсе основных содержательных блоков: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Обучающиеся могут представить свой проект как в рабочей тетради, так и в отдельной папке, фотоальбоме и др.
Разработана система проектов по окружающему миру с 1 по 4 класс, этапы работы над проектом, методический паспорт учебного проекта.
В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы.
Основные направления и способы деятельности.
— уроки на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и уроки-путешествия, экологические уроки, уроки-конференции;
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры, дидактические игры);
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт
— результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (выставка работ учащихся);
— работа в малых группах: создание лэпбука, поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка);
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
На уроках окружающего мира (система «Школа России») в 1 классе предполагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты:
-осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи;
- развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;
-осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:
1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).
3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
Так, в работе над проектом по разделу “Наши питомцы” 1 класс, на 1-м этапе детям предлагаются следующие темы:
•Аквариумные рыбки.
•Пернатые питомцы.
•Все о кошках.
•Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того, как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.
4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Каждому учащемуся я выдаю памятку работы над проектом.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта:
1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
3.Продумай этапы деятельности.
4.Решите, кто и за что будет отвечать.
5.Выясните, что нужно подготовить заранее.
6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.
Во 2-м классе представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Моя будущая профессия», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».
Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.
В 3 классе реализуются шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.
Внеурочная деятельность
Цель:
Изучение особенностей влияния метода проектов на познавательную активность обучающихся во внеурочное время на примере кружка «Моя первая экология».
В рамках внеурочной деятельности продолжается формирование познавательного интереса у младших школьников.
Так, в работе над проектом по разделу “Удивительный мир животных” 1 класс, детям предлагаются следующие темы:
•Экзотические животные.
•Домашние и дикие животные.
•Наши пернатые друзья.
•Зимующие и перелетные птицы.
Дети могут использовать и свои варианты тем.
Причины, побудившие к изменению своей педагогической практики:
недостаточная разработанность методов и приемов формирования познавательного интереса младших школьников именно на уроках окружающего мира, учитывающие индивидуальные способности и особенности обучающихся.
Противоречия: между необходимостью формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе и недостаточным использованием современных методов и приемов их формирования.
Проблема: Как сформировать познавательный интерес на уроках окружающего мира в начальной школе?
Цель:
Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с помощью метода проектов.
Развитие потребности в познании, в ориентировке в окружающей действительности.
Развитие инициативности и активности обучающихся.
Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся.
Задачи:
-составить систему продуктивных методов и приемов обучения по формированию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
-создать благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, повысить качество знаний, общее развитие учащихся, подтолкнуть детей к самостоятельному поиску информации.
В основу концепции положены идеи таких ученых как Г.И. Щукиной, Е.С. Полат.
Галина Ивановна Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер.
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями…». Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.
Евгения Семеновна Полат внесла большой теоретический и практический вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, работала над теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Она разработала и апробировала дидактическую систему личностноориентированного подхода, реализованного, в частности, с помощью использования проектной деятельности учащихся. Е.С. Полат подчеркивает: «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»
Сущность ИПО.
Выявление эффективных методов и приёмов формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Условия реализации изменений.
Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира через метод проектов будет реализовываться при условии компетентности педагога, при наличии у педагога ценностных отношений к освоению инновационных образовательных технологий, систематической самообразовательной работе, тесном взаимодействии семьи и школы.
Результативность применения метода проектов на уроках окружающего мира.
Овладение навыками проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширение кругозора учащихся.
Овладение навыками работы в команде, помощи друг другу.
Аналитико-прогностический этап
Цель: диагностирование результативности использования способов, форм, средств и методов формирования познавательного интереса младших школьников к уроку окружающего мира методом проектов, проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества детей, родителей и учителя в данном направлении.
Включение учащихся в проектную деятельность повышает активность учащихся на уроках, развивает познавательный интерес и творческие способности, организованность, самостоятельность и целеустремленность, способствует положительной динамике учебных достижений, повышению удовлетворённости учащихся образовательным процессом.
Результативность деятельности:
Повышение познавательной активности и школьной мотивации на уроках.
Повышение уровня обученности.
Повышение интеллектуального развития.
Понижение уровня тревожности.
Высокие учебные и творческие достижения учащихся.
Диагностика показала, что опыт проектов благотворно влияет на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Шубина Ольга Сергеевна | |
Учреждение, в котором работает автор опыта, | МБОУ «Средняя школа № 4» города Десногорска Смоленской области | |
адрес с индексом, | Смоленская область, город Десногорск, 3 мкр., строение 4. 216400 | |
номер контактного телефона | ||
Должность | МБОУ «Средняя школа № 4» города Десногорска Смоленской области | |
преподаваемый предмет или выполняемый функционал | Начальные классы | |
Стаж работы в должности | 14 лет |
II.Сущностные характеристики опыта
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Название ОУ | МБОУ «Средняя школа №4» г. Десногорска Смоленской области |
Учитель | Шубина Ольга Сергеевна |
Предмет | Окружающий мир УМК «Школа России» |
Класс | 1 |
Дата | 19.04.2021г. |
Тип урока | Урок усвоения нового материала (по Ю. А. Конаржевскому) |
Тема | «Режим дня» |
Цель | познакомить учащихся с режимом дня школьника, научиться его составлять. |
Задачи ТЦУ-триединая цель урока | Образовательная: создать условия для понимания необходимости соблюдения режима дня; умения составлять режим дня; умения правильно распределять время на работу и отдых; умения ценить время. Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли с условиями коммуникации, умение слушать собеседника, умение строить понятные для партнёра высказывания), познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование темы урока, логические: умение работать с определением, выделять главное). Воспитательная: воспитывать положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; прививать навыки соблюдения режима; вызывать интерес к новому материалу; адекватную самооценку результатов деятельности. |
Достижение учащимися результатов | Предметные: составляют и соблюдают режим дня. Личностные: придерживаются соблюдения здорового образа жизни, режима дня. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа и беседы с учителем, картинок с режимными моментами, мультфильма, своего жизненного опыта; логические – строят рассуждения в форме простых суждений, приводят доказательства. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания, умеют сотрудничать в поиске и сборе информации, построении продуктивного взаимодействия в группах и сотрудничать со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя). |
Элементы технологий |
|
Оборудование: | Индивидуальный раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор, видеофрагмент мультфильма «Смешарики-Распорядок», сигнальные карточки. |
Дидактическая структура урока/этапы | Цель этапа | Учебные ситуации; задания, направленные на планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||||
Личностные | Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | ||||||
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты) | Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. | Приветствие. Прием: «Эмоциональное вхождение в урок» | - Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, солнцем, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. | Дети получают положительный эмоциональный настрой на урок. | Формирование положительной мотивации к обучению. | Регулятивные:настраивать себя на продуктивную работу. Коммуникативные: выполняют принятые правила речевого поведения, культуры речи: | |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии 4-5 минут | Подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений, подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Фронтальная работа. | –Ребята, а вы, когда шли в школу, успели полюбоваться красивой природой, птичками? -А всегда ли удается полюбоваться красивой природой, подышать свежим воздухом? -А почему не всегда есть время посмотреть на мир вокруг себя? -Почему одни успевают посмотреть на мир вокруг, а другие нет? -Давайте поразмышляем, а из-за чего мы опаздываем? -Давайте вместе с героями мультфильма - Смешариками выясним, что же нам мешает все успевать! | Ответы детей. | Самоопределение. | Регулятивные:анализ своих знаний. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 мин | Фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения, анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, постановка целей учебной деятельности. | Создание проблемной ситуации, выявление проблемы. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Смешарики- Распорядок». | -Ребята, давайте посмотрим мультфильм. -Ребята, а почему заболел Лосяш? -А почему заболел Крош? -Ребята, а почему Ежик не заболел, почему он бодрый, здоровый, веселый? -Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Молодцы, тема нашего урока «Режим дня» (Открываю доску) -Давайте составим план урока. -Что нам нужно узнать? 1.Узнать, что такое режим дня! (Вывешиваю план на доску). -Что еще нужно узнать? 2.Узнать, зачем нужен режим дня? -Чему нужно научиться? 3.Научиться его составлять. -Ребята, как вы думаете, что такое режим дня? (Молодцы!) -Да, ребята, режим дня – это правильное распределение различных видов деятельности в течение дня. -Ребята, расскажите о вашем распорядке дня. Что вы делаете каждый день? -Молодцы, ребята, каждая группа заслуживает по жетону. | Просмотр мультфильма. Ответы детей. | Осознание ответственности за формулировки. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Коммуникативные: высказывать свое предположение. | |
Физкультминутка | Предупредить утомление, восстановить работоспособность мозга в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. | Глазки видят всё вокруг, | Дети выполняют движения. | ||||
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа по группам. | - Ребята, чтобы нам было удобно работать над темой урока, мы будем работать в группах. Предлагаю каждой группе дать название. 1группа-«Утро». 2 группа-«День». 3 группа-«Вечер». -Каждая группа будет выполнять свое задание. -Перед вами лежат конверты с картинками режимных моментов школьника. -Ребята, вам необходимо взять из конверта свои картинки и расположить их по порядку, затем картинки необходимо вывесить на доску. Сначала вывешивает 1 группа, затем 2 группа и, наконец, 3 группа. | Работают над заданием в группах. | Формирование представлений о режиме дня. | Смыслообразование. | Регулятивные:планирование, прогнозирование. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств.Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Реализация построенного проекта 4-5 минут | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Защита проекта. | - Ребята, прошу представителей каждой группы защитить свой проект. -Объясните, почему именно так вы расположили картинки. -Ребята, а теперь мы перевернем наши картинки. Посмотрите, что получилось. Пожелание здоровья: Желаем вам здоровья! -Ребята, значит, мы правильно составили распорядок дня. -Молодцы, ребята, каждая группа заслуживает по жетону. | Защита мини-проектов каждой группой. | Умение представлять полученные знания. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
6.Первичное закрепление 4-5 минут | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Стук в дверь. Заходит доктор Пилюлькин. | -Ребята, кто-то постучался нам в дверь! -Давайте посмотрим кто это? Заходит доктор Пилюлькин. -Ребята, здравствуйте! Я слышал, что вы сегодня на уроке говорите о режиме дня школьника. Так вот, я пришел, чтобы дать вам советы о соблюдении режима дня. 1. Правильно питайтесь. Употребляйте в пищу больше овощей, фруктов и ягод. Питайтесь в одни и те же часы. 2.Каждый день выполняйте утреннюю гимнастику. 3. Не забывайте про дневной сон. 4. Каждый день гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры. 5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом. 6. Меньше времени проводите у телевизора и компьютера. 7. Спите не менее 10 часов. 8. Перед сном не играйте в шумные, "заводные" игры, не смотрите страшные фильмы. 9. Просыпайтесь и вставайте в одно и то же время. -Ребята, вы согласны соблюдать мои советы? -Ребята, давайте немного разомнемся. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» -Ребята, давайте выполним задание. (Сидя за партами). Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет. 5.Ох, неловкая Людмила, Навсегда запомните, Милые друзья, -Ребята, вы молодцы! Вы правильно определили, где вредные советы, а где правильные. -И за это вы заслуживаете по жетону. | Регулятивные: контролировать и корректировать свою деятельность. Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 2-3 минуты | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Слайд страницы из учебника. - Рассмотрите рисунки. -Обсудите, почему один мальчик уснул, а другой нет. -Молодцы, ребята, вы заслуживаете по жетону. | Ответы детей. | Умение применять полученные знания. | Личностные: смыслообразование. | Регулятивные: контроль. Познавательные: самопроверка. Коммуникативные: умение сотрудничать. | |
8. Включение в систему знаний и повторение 1-2 минуты | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Работа с интерактивной доской. Фронтальная работа. | -Ребята, внимание, выполним задание «Корзинка». На интерактивной доске необходимо определить, что полезно для здоровья, а что вредно. -А почему вредно, объясните. -Ребята, вы молодцы! Все верно сделали. -Ребята, вернемся к плану нашего урока. Приклеить галочки. -Мы узнали, что такое такое режим дня? (Узнали) Что это такое? 2.Узнали, зачем нужен режим дня? (Узнали) Так зачем он нужен? 3.Научились составлять режим дня. (Научились) - Ребята, скажите, будете ли вы соблюдать режим дня? -Молодцы, ребята, вы заслуживаете по жетону. | Ответы детей. | Регулятивные:самостоятельно делать выбор необходимых знаний по теме урока, формулировать знания в устной форме. Познавательные: обобщение знаний по теме. Коммуникативные: умение сотрудничать. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 1 минута | Задача учителя – инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Организация рефлексии. Оценивание своей деятельности. Приём «Светофор» | -Ребята, а сейчас я предлагаю посчитать ваши жетоны! -Ребята, вы большие молодцы! В качестве благодарности я дарю вам памятки с распорядком дня. -Ребята, а как вы оцените вашу работу на уроке? -Перед вами лежат кружки зеленого, желтого и красного цвета. Вам необходимо выбрать кружок одного цвета. -Если на уроке вам все было понятно и вы легко справились с заданиями, то поднимите зеленый кружок. -Если на уроке у вас были небольшие затруднения, то поднимите желтый кружок. -Если на уроке были значительные затруднения, то возьмите красный кружок. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Обеспечение психологического комфорта. | Регулятивные: оценка результатов деятельности, умение адекватно оценивать свое состояние и настроение. Познавательные: умение проводить рефлексию способов и условий свих действий. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-17-95 E-mail: dssh4@yandex.ru
Конспект урока окружающего мира по теме: «Режим дня»
УМК «Школа России»
1 класс
Учитель начальных классов:
Шубина Ольга Сергеевна
г. Десногорск
2021 г.
Дата: 19.04.2021 год.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с режимом дня школьника, научиться его составлять.
Задачи (ТЦУ):
Образовательная:
создать условия для понимания необходимости соблюдения режима дня;
умения составлять режим дня;
умения правильно распределять время на работу и отдых;
умения ценить время.
Развивающая:
развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли с условиями коммуникации, умение слушать собеседника, умение строить понятные для партнёра высказывания), познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование темы урока, логические: умение работать с определением, выделять главное).
Воспитательная:
воспитывать положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
прививать навыки соблюдения режима;
вызывать интерес к новому материалу;
адекватную самооценку результатов деятельности.
Достижение учащимися результатов:
Предметные: составляют и соблюдают режим дня.
Личностные: придерживаются соблюдения здорового образа жизни, режима дня.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа и беседы с учителем, картинок с режимными моментами, мультфильма, своего жизненного опыта; логические – строят рассуждения в форме простых суждений, приводят доказательства.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания, умеют сотрудничать в поиске и сборе информации, построении продуктивного взаимодействия в группах и сотрудничать со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Элементы технологий:
• здоровьесберегающего обучения,
• личностно-ориентированного обучения,
• проектная технология,
• проблемное обучение,
• обучение в сотрудничестве
Оборудование:
Индивидуальный раздаточный материал, компьютер, видеофрагмент мультфильма “Смешарики-Распорядок”, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки.
Методы
- подводящего и побуждающего диалога,
- деятельностный,
- наглядный
- поисковый.
Формы работы
• индивидуальная,
• фронтальная,
• работа в группах
Принципы
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач,
- принцип доступности и посильности обучения,
- принцип систематичности и последовательности.
Ход урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты)
- Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, солнцем, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Дети получают положительный эмоциональный настрой на урок.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии. 4-5 минут
Фронтальная работа.
– Ребята, а вы, когда шли в школу, успели полюбоваться красивой природой, птичками?
-А всегда ли удается полюбоваться красивой природой, подышать свежим воздухом?
-А почему не всегда есть время посмотреть на мир вокруг себя?
-Почему одни успевают посмотреть на мир вокруг, а другие нет?
-Давайте поразмышляем, а из-за чего мы опаздываем?
-Давайте вместе с героями мультфильма - Смешариками выясним, что же нам мешает все успевать!
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности
4-5 мин
Создание проблемной ситуации, выявление проблемы.
Просмотр мультфильма «Смешарики- Распорядок».
-Ребята, давайте посмотрим мультфильм.
-Ребята, а почему заболел Лосяш?
-А почему заболел Крош?
-Ребята, а почему Ежик не заболел, почему он бодрый, здоровый, веселый?
-Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Молодцы, тема нашего урока «Режим дня» (Открываю доску)
-Давайте составим план урока.
-Что нам нужно узнать?
1.Узнать, что такое режим дня! (Вывешиваю план на доску).
-Что еще нужно узнать?
2.Узнать, зачем нужен режим дня?
-Чему нужно научиться?
3.Научиться его составлять.
-Ребята, как вы думаете, что такое режим дня? (Молодцы!)
-Да, ребята, режим дня – это правильное распределение различных видов деятельности в течение дня.
-Ребята, расскажите о вашем распорядке дня. Что вы делаете каждый день?
-Молодцы, ребята, каждая группа заслуживает по жетону.
Физкультминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
7-8 минут
Работа в группах.
- Ребята, чтобы нам было удобно работать над темой урока, мы будем работать в группах.
Предлагаю каждой группе дать название.
1группа-«Утро».
2 группа-«День».
3 группа-«Вечер».
-Каждая группа будет выполнять свое задание.
-Перед вами лежат конверты с картинками режимных моментов школьника.
-Ребята, вам необходимо взять из конверта свои картинки и расположить их по порядку, затем картинки необходимо вывесить на доску.
Сначала вывешивает 1 группа, затем 2 группа и, наконец, 3 группа.
5.Реализация построенного проекта. 4-5 минут
- Ребята, прошу представителей каждой группы защитить свой проект.
-Объясните, почему именно так вы расположили картинки.
-Ребята, а теперь мы перевернем наши картинки. Посмотрите, что получилось.
Пожелание здоровья: Желаем вам здоровья!
-Ребята, значит, мы правильно составили распорядок дня.
-Молодцы, ребята, каждая группа заслуживает по жетону.
6.Первичное закрепление. 4-5 минут
-Ребята, кто-то постучался нам в дверь!
-Давайте посмотрим кто это?
Стук в дверь. Заходит доктор Пилюлькин.
-Ребята, здравствуйте! Меня зовут доктор Пилюлькин! Я слышал, что вы сегодня на уроке говорите о режиме дня школьника. Так вот, я пришел, чтобы дать вам советы о соблюдении режима дня.
1. Правильно питайтесь. Употребляйте в пищу больше овощей, фруктов и ягод. Питайтесь в одни и те же часы.
2.Каждый день выполняйте утреннюю гимнастику.
3. Не забывайте про дневной сон.
4. Каждый день гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры.
5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.
6. Меньше времени проводите у телевизора и компьютера.
7. Спите не менее 10 часов.
8. Перед сном не играйте в шумные, "заводные" игры, не смотрите страшные фильмы.
9. Просыпайтесь и вставайте в одно и то же время.
-Ребята, вы согласны соблюдать мои советы?
-Ребята, давайте немного разомнемся.
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
-Ребята, вы молодцы! Вы справились с моими заданиями! Вот теперь я вижу, что вы будете соблюдать мои советы. До свидания, ребята!
-Ребята, давайте выполним задание. (Сидя за партами).
Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите дружно: нет.
1.Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
2.Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (нет)
3. Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (нет)
4.Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? (нет)
5.Ох, неловкая Людмила,
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? (нет)
6.Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? (нет)
Навсегда запомните, Милые друзья,
Не почистив зубы, Спать идти нельзя.
-Ребята, вы молодцы! Вы правильно определили, где вредные советы, а где правильные.
-И за это вы заслуживаете по жетону.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу). 2-3 минуты
Слайд страницы из учебника.
- Рассмотрите рисунки.
-Обсудите, почему один мальчик уснул, а другой нет.
-Молодцы, ребята, вы заслуживаете по жетону.
8. Включение в систему знаний и повторение. 1-2 минуты
-Ребята, внимание, выполним задание «Корзинка». На интерактивной доске
необходимо определить, что полезно для здоровья, а что вредно.
-А почему вредно, объясните.
-Ребята, вы молодцы! Все верно сделали.
-Ребята, вернемся к плану нашего урока. Приклеить галочки.
-Мы узнали, что такое такое режим дня? (Узнали) Что это такое?
2.Узнали, зачем нужен режим дня? (Узнали) Так зачем он нужен?
3.Научились составлять режим дня. (Научились)
- Ребята, скажите, будете ли вы соблюдать режим дня?
-Молодцы, ребята, вы заслуживаете по жетону.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 1 минута
-Ребята, а сейчас я предлагаю посчитать ваши жетоны!
-Ребята, вы большие молодцы! В качестве благодарности я дарю вам памятки с распорядком дня.
-Ребята, а как вы оцените вашу работу на уроке?
-Перед вами лежат кружки зеленого, желтого и красного цвета. Вам необходимо выбрать кружок одного цвета.
-Если на уроке вам все было понятно и вы легко справились с заданиями, то поднимите зеленый кружок.
-Если на уроке у вас были небольшие затруднения, то поднимите желтый кружок.
-Если на уроке были значительные затруднения, то возьмите красный кружок.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Название ОУ | МБОУ «Средняя школа №4» г. Десногорска Смоленской области |
Учитель | Шубина Ольга Сергеевна |
Кружок | «Моя первая экология» |
Класс | 1 |
Дата | 20.04.2021 год |
Тип занятия | Усвоение нового материала (по Ю.А. Конаржевскому) |
Тема | «Дикорастущие и культурные растения» |
Цель | создание условий для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения. |
Задачи ТЦУ | 1.Формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения». 2. Развитие умения классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы. 3.Воспитание бережного отношения к природе. |
Достижение учащимися результатов | Предметные: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы. Личностные: способность к самооценке. Универсальные учебные действия (метапредметные): |
Элементы технологии |
|
Оборудование: | Презентация, обучающее видео, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, сигнальные карточки (яблочки), клей. |
Дидактическая структура урока/этапы | Цель этапа | Учебные ситуации; задания, направленные на планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||||
Личностные | Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | ||||||
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты) | Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. | Приветствие. Прием: «Эмоциональное вхождение в занятие» | -Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу. | Дети получают положительный эмоциональный настрой на занятие. | Формирование положительной мотивации к работе на занятии. | Регулятивные: настраивать себя на продуктивную работу. Коммуникативные: выполняют принятые правила речевого поведения, культуры речи: | |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии 4-5 минут | Подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений, подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Посмотри, мой милый друг, -Да, ребята, природа-это все живое, что нас окружает. | Ответы детей. | Учатся различать природные объекты, животный и растительный мир, сравнивать. | Самоопределение. | Регулятивные: анализ своих знаний. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: учатся строить речевые высказывания в устной форме.
| |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 мин | Фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения, анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, постановка целей учебной деятельности. | Создание проблемной ситуации, выявление проблемы. Приём «Столкновение мнений учащихся» | -Ребята, перед вами лежат конверты с картинками различных растений. Попробуйте разделить их на 2 группы! -Скажите, у вас получается разделить растения на две группы? -Почему не получается? -Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить растения на группы? -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? - Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей) -Да, ребята, мы сегодня будем говорить о растениях. Открываю на доске тему: «Дикорастущие и культурные растения». -Давайте составим план занятия.
-Молодцы, ребята! За дружную работу вы получаете семечко. | Работая в группах, ребята обмениваются мнениями. разделяют растения (крапива, сосна, орешник, яблоня крыжовник, огурец) на 2 группы. Представитель каждой группы объясняет, почему именно так они разделили растения. | Осознание ответственности за формулировки. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их, высказывать свое предположение. Целеполагание Коммуникативные: высказывать свое предположение. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Просмотр видео. Презентация. | -Ребята, давайте посмотрим видео. -Какие растения называются дикорастущими? -Ребята, как появились растения? -Ребята, вы молодцы! Каждая группа получает по семечку. Презентация. Слайд. -Ребята, я, когда гуляла в лесу, повстречала вот такую яблоню. Как вы думаете, к каким растениям относится эта яблоня? (Молодцы!) (К дикорастущим). - А другую повстречала - в школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня? (Молодцы!) ( К культурным). - Ребята, а кто-то из вас встречал дикую яблоню? (Ответы детей). Слайд - Ребята, может быть из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони? (Ответы детей). - Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются? -Какой можем сделать вывод? (Плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие). | Ответы детей.
| Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физкультминутка | Предупредить утомление, восстановить работоспособность мозга в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. | Приём «Цветы» | -Ребята, посмотрите на меня. Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх). Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро). Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза). Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам). | Дети выполняют нужные движения. | Регулятивные: контроль своей деятельности. | ||
5.Реализация построенного проекта 4-5 минут | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации в группах. | - Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Каждой группе будет дано свое задание. 1 группа: Ваша задача выбрать культурные растения из предложенных карточек и оформить на плакате. 2 группа: Ваша задача выбрать дикорастущие растения из предложенных карточек и оформить на плакате. -Приступаем к работе. (Музыка) | Получают индивидуальные задания для работы в группе. | Умение применять полученные знания. | Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно выбирать речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |
6.Первичное закрепление 4-5 минут | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Защита проектов. | - Ребята, прошу представителей каждой группы защитить свой проект у доски. Объясните, почему вы выбрали эти растения. Молодцы! -За хорошую работу вам в награду семена. | Каждая группа защищает свой мини-проект у доски. | Умение представлять полученные знания. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
Физкультминутка | Приём «Какие бывают растения» | Правила: исходное положение – стоя у парты. -Ребята, если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть. Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы. | |||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Задание «Мой сад» | На интерактивной доске. -Ребята, а сейчас выполним еще одно задание. -Представьте себе, что вы приобрели дачный участок. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать. -Давайте выберем растения, которые вы посадите на даче. А какие будут расти в лесу. -Объясните, почему вы выбрали эти растения. -Молодцы, ребята, за отличную работу вам в награду семена. | Умение применять полученные знания. | Личностные: смыслообразование. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: учатся делать вывод. Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
8. Включение в систему знаний и повторение 3 минуты | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Посадка семян. | - Ребята, вернёмся к нашей проблеме: в начале занятия нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и культурные. - А теперь скажите мне, какие растения называют дикорастущими? (Молодцы!) - Какие растения называют культурными? (Молодцы!) -Как понять, какое растение культурное, а какое дикорастущее? - Ребята, а теперь я предлагаю посадить ваши семена в землю. -Надеваем перчатки. Берем семечки. Делаем углубление. Кладем семечко и присыпаем земелькой. Поливаем. Опрыснуть землю. -Ребята, мы с вами будем ухаживать за нашими семенами, поливать их, заботиться о них. -Ребята, вот сейчас мы посадили семена, ухаживали за ними. -Значит, какое это растение? Молодцы! -Зафиксируем дату посадки. Сегодня 19 апреля 2021 года. Записываю в таблице. -А дальше мы будем наблюдать, как развиваются наши семена. | Ответы детей. | Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: учатся обобщать полученные знания. Анализ, синтез. Коммуникативные: умение сотрудничать. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 2 минуты | Задача учителя – инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Приём рефлексии «Яблоня успеха» | - Ребята, оцените свою работу на занятии. -Если занятие вам понравилось, вы не испытывали трудностей, то прикрепите на яблоню желтое яблоко. - Если у вас были небольшие затруднения, то прикрепите на яблоню зеленое яблоко. - Если были значительные затруднения, то прикрепите на яблоню красное яблоко. (Осуществляют самооценку собственной деятельности). Спасибо скажем мы не раз | Осуществляют самооценку собственной деятельности. | Обеспечение психологического комфорта. Способность к самооценке, самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке | Регулятивные: оценка результатов деятельности, умение адекватно оценивать свое состояние и настроение. Познавательные: умение проводить рефлексию способов и условий свих действий. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-17-95 E-mail: dssh4@yandex.ru
Конспект внеурочного занятия по теме: «Дикорастущие и культурные растения».
Кружок «Моя первая экология»
1 класс
Учитель начальных классов
Шубина Ольга Сергеевна
2021 г.
Тип занятия: усвоение нового материала
Дата проведения: 20.04.2021г.
Цель: создание условий для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.
Задачи (ТЦУ):
1.Формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения».
2. Развитие умения классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.
3.Воспитание бережного отношения к природе.
Достижение учащимися результатов:
Предметные: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.
Личностные: способность к самооценке.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: использовать модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
Элементы технологий:
- здоровьесберегающего обучения,
- личностно-ориентированного обучения,
- проектная технология,
- проблемное обучение,
- обучение в сотрудничестве
Оборудование:
Презентация, обучающее видео, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, сигнальные карточки (яблочки), клей.
Методы:
- подводящего и побуждающего диалога,
- деятельностный,
- наглядный
- поисковый.
Формы работы
• индивидуальная,
• фронтальная,
• работа в группах
Принципы
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач,
- принцип доступности и посильности обучения,
- принцип систематичности и последовательности.
Ход урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты)
Приветствие.
Прием: «Эмоциональное вхождение в занятие»
-Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии. 4-5 минут
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
- Ребята, как вы думаете, что такое природа? (Молодцы!)
-Да, ребята, природа-это все живое, что нас окружает.
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. 4-5 мин
Создание проблемной ситуации, выявление проблемы.
Приём «Столкновение мнений учащихся»
-Ребята, перед вами лежат конверты с картинками различных растений. Попробуйте разделить их на 2 группы!
-Скажите, у вас получается разделить растения на две группы?
-Почему не получается?
-Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить растения на группы?
-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей)
-Да, ребята, мы сегодня будем говорить о растениях.
Открываю на доске тему: «Дикорастущие и культурные растения».
-Давайте составим план занятия.
- Узнаем, какие растения относятся к дикорастущим.
- Узнаем, какие растения относятся к культурным.
- Научимся делить растения на группы.
- И их различать.
-Молодцы, ребята! За дружную работу вы получаете семечко.
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
7-8 минут
-Ребята, давайте посмотрим видео.
-Ребята, какие растения называются культурными?
-Какие растения называются дикорастущими?
-Ребята, как появились растения?
-Ребята, вы молодцы! Каждая группа получает по семечку.
Презентация.
Слайд.
-Ребята, я, когда гуляла в лесу, повстречала вот такую яблоню. Как вы думаете, к каким растениям относится эта яблоня? (Молодцы!) (К дикорастущим).
- А другую повстречала - в школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня? (Молодцы!) ( К культурным).
- Ребята, а кто-то из вас встречал дикую яблоню? (Ответы детей).
Слайд
- Ребята, может быть из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони? (Ответы детей).
- Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются?
-Какой можем сделать вывод? (Плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие).
Физкультминутка
“Цветы”
-Ребята, посмотрите на меня.
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро).
Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза).
Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
5.Реализация построенного проекта. 4-5 минут
- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Каждой группе будет дано свое задание.
1 группа: Ваша задача выбрать культурные растения из предложенных карточек и оформить на плакате.
2 группа: Ваша задача выбрать дикорастущие растения из предложенных карточек и оформить на плакате.
-Приступаем к работе.
(Музыка)
6.Первичное закрепление. 4-5 минут
- Ребята, прошу представителей каждой группы защитить свой проект у доски. Объясните, почему вы выбрали эти растения. Молодцы!
-За хорошую работу вам в награду семечко.
Физкультминутка
«Какие бывают растения»
Правила: исходное положение – стоя у парты.
-Ребята, встаньте, пожалуйста.
-Ребята, если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть.
Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу). 4-5 минут
Задание «Мой сад». На интерактивной доске.
-Ребята, а сейчас выполним еще одно задание.
-Представьте себе, что вы приобрели дачный участок. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать.
-Давайте выберем растения, которые вы посадите на даче. А какие будут расти в лесу.
-Объясните, почему вы выбрали эти растения.
-Молодцы, ребята, за отличную работу вам в награду семена.
8. Включение в систему знаний и повторение. 3 минуты
- Ребята, вернёмся к нашей проблеме: в начале занятия нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и культурные.
- А теперь скажите мне, какие растения называют дикорастущими? (Молодцы!)
- Какие растения называют культурными? (Молодцы!)
-Как понять, какое растение культурное, а какое дикорастущее?
- Ребята, а теперь я предлагаю посадить наши семена в землю.
-Надеваем перчатки. Берем семечки. Делаем углубление. Кладем семечко и присыпаем земелькой.
Поливаем.
-Ребята, мы с вами будем ухаживать за нашими семенами, поливать их, заботиться о них.
-Ребята, вот сейчас мы посадили семена, ухаживали за ними.
-Значит, какое это растение? Молодцы!
-Зафиксируем дату посадки. Сегодня 20 апреля 2021 года. Записываю в таблице.
-А дальше мы будем наблюдать, как развиваются наши семена.
-Снимаем перчатки.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 2 минуты
Приём рефлексии «Яблоня успеха»
- Ребята, оцените свою работу на занятии.
-Если занятие вам понравилось, вы не испытывали трудностей, то прикрепите на яблоню желтое яблоко.
- Если у вас были небольшие затруднения, то прикрепите на яблоню зеленое яблоко.
- Если были значительные затруднения, то прикрепите на яблоню красное яблоко. (Осуществляют самооценку собственной деятельности).
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!