Для родителей
Предварительный просмотр:
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Материалы родительского собрания включают в себя текстовый вариант, слайдовую презентацию (Приложение 1), брошюру с рекомендациями (Приложение 2).
Слайд 2. Что ребенок должен знать о деньгах
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.
В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: «У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег».
В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны – они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей.
Слайд 3. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?
Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.
Слайд 4.
Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.
Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!
Слайд 5. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?
Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите – две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»
Слайд 6. Как научить ребенка понимать стоимость денег?
Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.
Слайд 7.
Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете?
Слайд 8.
Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег.
Слайд 9.
Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.
Слайд 10.
Трезвое отношение к деньгам – это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.
Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью – мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе – к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» – реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей – ему мама не дала денег».
Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.
Слайд 11.
Честное отношение к деньгам – это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый «семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою «второсортность».
Слайд 12. С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?
- С какого возраста давать ребенку карманные деньги – зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
- Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
- Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
- Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
- Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
- В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.
Слайд 13. Стоит ли поощрять детей деньгами
Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.
- Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.
- Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы быстрее поменять перегоревшую лампочку. Скажите: «Наверняка тебе и самой приятнее спать в чистой комнате!» Таким образом вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.
- Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.
- Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.
Слайд 14. Как правильно поощрять своего ребенка
Проблема | Неудачное поощрение | Удачное поощрение |
Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату. | Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота. | Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино. |
Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает. | Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор. | Повесьте на стену «мусорный календарь». Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск. |
Слайд 15. Сколько денег давать ребенку?
- Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
- Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
- На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
- «По какому курсу» выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его «особого положения».
- Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
- Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.
Слайд 16. На что он будет тратить свои деньги?
Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их «на ластик, линейку и глазированный сырок», это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.
В Европе педагогический «мейнстрим» считает, что когда дети копят деньги – это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.
Слайд 17. Лишать ли карманных денег за проступки?
На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, «в несколько траншей», чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.
А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.
Слайд 18. Счастье не в деньгах...
А в их количестве? В общем, деньги для детей – хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто – любящая семья с братьями и сестрами. А вот говорить детям: «Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?» не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные – купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, – но от этого не менее значимые.
Слайд 19.
Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.
В конце родительского собрания родителям предлагается брошюра с практическими советами по теме собрания.
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2011год
РЕЖИМ ДНЯ
Всему свой устав и законный уклад,
блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд.
Юсуф Баласагунский
Режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка.
Режим – это основа нормальной жизнедеятельности ребенка и одно из условий успешного обучения в школе.
Режим:
- обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года;
- предохраняет нервную систему от переутомления;
- повышает общую сопротивляемость организма;
- создает благоприятные условия для физического и психического развития.
В понятие режима дня входят: деятельность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приема пищи.
В режиме дня медики определяют шесть основных компонентов: сон, пребывание на свежем воздухе, учеба, отдых, прием пищи, личная гигиена.
Любое нарушение отрицательно сказывается на здоровье детей, а значит, на настроении и успеваемости.
Наиболее благоприятное время для подъема – 7.00-7.30ч. утра (дети с ослабленным здоровьем, если учатся со II-й смены, могут поспать подольше).
После подъема необходимо сделать утреннюю зарядку, совершить туалет, позавтракать и отправиться в школу. Желательно, чтобы ребенок шел пешком, не торопясь – данная утренняя прогулка способствует интенсификации физиологических функций в утренние часы и подготавливает организм к предстоящей учебной деятельности. В школу ученик должен приходить за 10-15 минут до начала занятий и успеть подготовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание и хорошо воспринимать учебный материал.
Чередование учебных предметов в расписании уроков предусматривает переключение деятельности центральной нервной системы. Тем самым предусматривается развитие выраженного утомления и переутомления.
Главная задача учителя – обучить ученика умению работать. Ученик, умеющий продуктивно работать, на небольшом материале приобретает более глубокие знания и прочные навыки. Организация правильного процесса мышления, овладение техникой самостоятельной работы, усвоение рациональных приемов организации труда – вот основные черты, которые необходимо выработать ученику для хорошей подготовки домашнего задания.
После окончания уроков желательно, чтобы ученик возвращался домой не спеша, не тратя лишней энергии и дольше дышал свежим воздухом.
Дома ученик переодевается, моет руки, обедает, далее – можно отдохнуть или поспать, поиграть на свежем воздухе, желательно в подвижные игры или заниматься физкультурой и спортом. Занятия физкультурой и спортом чрезвычайно полезны для здоровья, снимают усталость, повышают жизненный тонус и работоспособность детей, заставляют активно работать головной мозг.
Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Неверно мнение о том, что «больше занятий – больше успехов». Не следует превышать время для подготовки домашнего задания, особенно, если ребенок учится в первую смену.
Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы, это поможет выполнять их быстрее и лучше. Привычка заниматься в одно и то же время способствует настрою всего организма к напряженной умственной работе.
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с задания средней сложности, затем переходить к более сложному материалу, а завершить работу выполнением самых легких заданий. Такой распорядок способствует постепенному вхождению в работу, сложные задания будут выполняться в пик продуктивности, а легкие – во время спада работоспособности. Вначале рекомендуется выполнять письменные задания, а затем устные. Чтобы напряженная работа была более эффективной надо через каждые 20 минут делать короткие перерывы (не дожидаясь усталости), с выполнением физических упражнений и снятием зрительного напряжения. Это способствует быстрому восстановлению работоспособности и предупреждает развитие утомления. Через 1 час работы следует устроить более длительный перерыв (10-15 минут).
Здесь необходимо отметить, что неудобное рабочее место вызывает раздражение и мешает сосредоточиться. Поэтому необходимо создать рабочую обстановку, которая помогает продуктивному умственному труду: мебель по росту (стол и стул), свет должен падать слева, определенный порядок расположения.
учебных принадлежностей. Кроме того, надо создать условия для работы, помочь найти правильные методы выполнения заданий, обучать ребенка умению правильно (адекватно) оценивать результаты своего самостоятельного труда (качество, как оценит учитель, как в следующий раз выполнить лучше).
Просмотр телевизора при всей его занимательности и пользе для общего развития и кругозора ребенка, дает значительную нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха; ребенок становится менее усидчивым и терпеливым. Поэтому максимальная продолжительность пребывания у телевизора – не более 1-2 часов, с периодическим отдыхом для глаз. При нормальном зрении расстояние между экраном и зрителем (в удобной позе) должно быть от 2 до 5 метров, в слегка освещенной комнате; телевизор должен быть исправен и хорошо настроен.
Чтение должно занимать ведущее место среди всех общекультурных интересов во внеучебное время. Чтение связано с напряжением коры больших полушарий мозга, поэтому длительность чтения не должна превышать 2 часов с соблюдением всех гигиенических требований (хорошее освещение, периодический отдых для глаз, удобная поза: не лежа и не за едой).
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь по дому. Труд – это активная форма физической и умственной деятельности, поэтому он способствует не только правильному воспитанию, но и духовному развитию ребенка, укреплению его здоровья и взаимоуважительных отношений в семье.
Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления – важная составляющая жизни человека.
Прогулки на свежем воздухе очень важны, они снимают утомление, возбуждение нервной системы, способствуют лучшей работоспособности и умственной деятельности во время приготовления уроков и лучшему засыпанию вечером. Особенно полезны прогулки после ужина, перед сном. Общая дневная продолжительность прогулок – не менее 3 часов. Врачи утверждают, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья ребенка.
Очень важный раздел режима – питание как условие нормального роста и развития организма, функционирования всех его органов и систем. Еда в определенные часы способствует хорошему усвоению пищи, успешному функционированию пищеварительной системы, нормальной жизнедеятельности всего организма, сохранению его здоровья на будущее. Пища должна быть богата белками, углеводами и жирами. Очень важно полноценное и рациональное питание: мясо, рыба, молочные продукты, каши, овощи и фрукты, т.е. те продукты, которые усиливают обмен веществ в организме, тем самым способствуют хорошей работе головного мозга. Потребление сладкого и мучного необходимо ограничивать. Вредны для здоровья такие продукты как газированные напитки, кофе, крепкий чай, чипсы, сомнительного качества шоколад: сникерсы и марсы.
Особое значение для нормальной жизнедеятельности имеет сон (занимает одну треть жизни человека). Сон играет роль восстановительного процесса, в котором осуществляется генеральная «чистка» всего организма, он необходим для нормальной умственной жизнедеятельности и комфортного психологического
состояния. Сокращение длительности сна приводит к снижению сопротивляемости организма, отклонениям в психике, ухудшению работоспособности. Для того, чтобы обеспечить глубокий полноценный сон, не рекомендуются перед сном шумные игры, просмотр впечатляющих телепередач, эмоциональное возбуждение, усиленная умственная работа. Ужин должен быть легким, исключающим возбуждающие нервную систему напитки и не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна очень полезна прогулка перед сном и проветренная комната, постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – большой. Средняя продолжительность сна младшего школьника должна составлять 10,5 – 11 часов. При значительном увеличении физической и умственной нагрузки ночной сон необходимо увеличить еще на один час. Однако, более продолжительный сон – вреден. Дневной непродолжительный сон также полезен.
Надо понять главное: без соблюдения основных режимных моментов таких как: разумное чередование умственного и физического труда с отдыхом, рационального питания и полноценного сна – невозможно учение без ущерба здоровью и развитию ребенка. Упорядочение чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школьной жизни.
Постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования и сна, т.е. отсутствие режима дня – приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью; к серьезным нарушениям здоровья и неврозам ребенка. Врачи-педиатры предупреждают: если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, отставание в физическом развитии, то чаще всего причина состоит именно в нарушении или несоблюдении режима дня.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- Необходимо соблюдать рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, т.е. режим дня.
- Учитывать часы пик для лучшей работоспособности: с 8 до 12 ч. и с 16 до 18 ч., дни недели: с понедельника по четверг, месяцы: с сентября по декабрь и с апреля по июль. В это время при минимальной затрате сил можно выполнить большой объем работы.
- Приложить максимум усилий для того, чтобы наиболее важные дела выполнялись в определенное время. Всякого рода работа выполняется легче, если человек трудится и отдыхает ритмично, т.е. соблюдает режим дня.
- Самое главное – добиться того, чтобы выполнение режима стало для ребенка естественным фоном, условием его жизни, а не жизни строго по часам.
Примерная схема режима дня для школьника
Пробуждение и подъем | 7.30 |
Утренняя гимнастика, закаливание, посещение туалета, уборка постели, умывание, завтрак | 7.30-8.15 |
Дорога в школу | 8.20-8.45 |
Пребывание в школе и завтрак на большой перемене | 9.00-14.00 |
Дорога из школы домой, прогулка | 14.00-14.30 |
Обед | 14.30-15.00 |
Послеобеденный отдых, помощь по дому | 15.00-16.00 |
Приготовление уроков | 16.00-19.45 |
Свободное время, ужин, чтение книг, просмотр телепередач, приготовление ко сну, вечерний туалет | 19.45-22.00 |
Сон | 22.00-7.30 |
Использованная литература:
- Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2002. – С.57-66.
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
Несколько полезных советов.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Десять заповедей для родителей
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
- предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
- лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
- не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
Помогите ему самому найти выход:
- в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
- не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
- не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
МАМЫ И ПАПЫ
- Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
- Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.