Педагогическое эссе учителя
Эссе учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе "Учить нельзя воспитывать!" | 16.56 КБ |
эссе "Я-учитель" | 16.57 КБ |
эссе "Мои педагогические находки" | 16.97 КБ |
эссе "Учить и учиться" | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Учить нельзя воспитывать!»
Учителя русского языка и литературы
Биче-оол Долааны Артуровны
МБОУ СОШ с. Ак-Тал
«Учить нельзя воспитывать!» трудно поставить запятую, не так ли? Но почему? Давайте рассмотрим все по порядку.
Что значит учить?
Различают два понятия: учение и обучение. Каждый может найти из словарей определения понятиям учение и обучение.
Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый, в ходе которого учитель преподносит знания, обучает методам и приемам осмысленного приобретения, закрепления и применения знаний на практике, проверяет качество знаний, умений, навыков.
Учение – одна из сторон процесса обучения – активная познавательная деятельность ученика в овладении знаниями и навыками, их применении в практической деятельности. То есть, учение – основная задача школьного образования. А учить – это основная задача учителя. Учитель дает ученикам знания по определенным предметам, формируя у них конкретные умения и навыки. Но ведь не просто – объяснить детям, да так, чтобы они запомнили и научились.
Поэтому личность, опыт и педагогические качества учителя играют важную роль, чтобы научить детей и дать им качественное образование. Учитель – это пример для учеников.
Для начала учителю необходимо мотивировать учащихся на обучение и изучение. Ученик должен понять, зачем ему учиться, зачем ему учить разные темы, предметы. Далее учитель должен построить таким образом, чтобы интерес и мотивация учения сохранялись на всем протяжении обучения.
Процесс обучения на сегодняшний день характеризуется, как известно, огромным разнообразием программ и учебников. К выбору программы учитель должен подходить осознанно, учитывая особенности детей и школы.
Как мы выяснили, учить – основная задача, то и вернее будет фраза – «Учить, нельзя воспитывать!»
Тогда давайте рассмотрим, что такое воспитание.
Хотя, у меня не так много педагогического опыта, но мне, как и каждому учителю, известно, что учить детей легче, чем воспитывать. А в чем же эта разница заключается?
Ведь обучение и воспитание – два взаимосвязанных и неразрывных процесса.
А помните, как нас всех учили – перед проведением урока всегда ставить цель и задачи урока, которые включали в себя развивающие, образовательные и воспитательные!
Что же мы воспитываем в учениках? Это может быть воспитание уважения к окружающим, окружающему – к людям, к Родине, к труду и т.д.
Воспитание – комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности. А ведь повлиять или изменить личность или отдельные ее черты очень трудно.
Если допустить ошибки в воспитании, то изменить это будет уже труднее, чем изменить ошибки при обучении ребенка. Если не получилось дать определенные знания ребенку, то это исправимо, к тому же, знания могут прийти с опытом. Если не получилось воспитывать в ребенке какое-то чувство или качество, то со временем будет труднее. Перевоспитывать или воспитывать. Ведь личность ребенка формируется, а не стоит на месте. А на сформированную личность трудно повлиять.
Воспитывать нужно с самого детства, в дошкольном и младшем школьном возрасте, ведь при переходе на среднюю ступень обучения, личность и мировоззрение ребенка практически сформированы. То есть дошкольный и младшешкольный возраст – это самые главные и важные этапы в развитии ребенка.
Согласитесь, что воспитанный человек, но малообразованный более приятный в общении, чем человек образованный, но не воспитанный! Ведь, как говорится, «век живи, век учись». Учиться мы можем в любое время, но изменить себя внутри нам представляется уже невозможным или очень трудным.
Таким образом, в этом плане воспитание становится важнее обучения! И фраза «Учить нельзя, воспитывать!» будет правильнее. Но!
Но я считаю, что нельзя сравнивать учение (обучение) с воспитанием, выводить на первый план что-то одно, а другое попросту не учитывать. К тому же это будет не педагогично.
Поэтому лучше слово «нельзя» просто убрать, а добавить другое слово – «Учить, воспитывать, любить!» Учитель может хорошо преподносить знания учащимся, но и это он должен делать с любовью к своему предмету, к своей работе и, конечно же, к своим ученикам. Озлобленный учитель куда менее приятный для ребенка, чем учитель, который проявляет уважение и любовь. Поэму учите, воспитывайте и любите!
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
Учителя русского языка и литературы
Биче-оол Долааны Артуровны
МБОУ СОШ с. Ак-Тал
«Учитель – тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу» - эти замечательные слова Квинта Энний вот уже много-много лет являются жизненным кредо моей семьи.
В нашем небольшом Чеди-Хольском районе есть два замечательных села – Ак-Тал и Чал-Кежиг, где стар и млад, знают фамилии потомственных учителей Оюн, Яндай, Ондар, Маадыр-оол и Биче-оол.
Самым близким и дорогим человеком для меня является моя мама. Я преклоняюсь перед ней и искренне признаюсь в любви в ее лице человеку, чье высокое призвание – Учитель. Моя мама учитель технологии и черчения. Она пример того, какой высокой должна быть любовь к детям и к своей работе, каким должно быть открытым сердце, терпение и мудрость, самоотдача и неиссякаемое желание творить. В семье нас пятеро детей. Из них трое дочерей пошли по стопам мамы. Старшая сестра Чойган Артуровна – учитель начальных классов, Чодураа Артуровна – преподает в Тувинском строительном техникуме (мастер-сварщик), я – Долаана Артуровна – учитель русского языка и литературы.
Родоначальником династии является мой родной дедушка по линии матери – Яндай Александр Дартакыевич. Он на протяжении 17 лет проработал учителем технологии в Ак-Тальской средней школе. Чыртак-кыс Дартаковна в Чал-Кежигской школе проработала 38 лет учителем начальных классов. Ее сын Ондар Роман Май-оолович тоже педагог по боксу в детско-юношеской спортивной школе с. Хову-Аксы. Ондар Алексей Май-оолович тренер-преподаватель по национальной борьбе «Хуреш» в Чал-Кежигской школе. Большой вклад в образовательный процесс Ак-Тальской средней школы внесла моя бабушка – Маадыр-оол Кевилмаа Дартаковна. В нашей школе она проработала более 40 лет, большую часть которых руководила ею. За этот период работы под ее руководством окончили школу многие поколения. Сейчас это уже взрослые люди, бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Ее ученики – директор школы Сотпа У. Д., учителя Чымыыжык А. Ш., Шулуу В. Д., Кунгаа К. Д., Намчан Ж. Х., Бады Н. Б. продолжают трудиться в родной школе. Бады Нурья Борисовна – дочь родной сестры нашей мамы Ирины Александровны. Она в течение 19 лет работает воспитателем интерната.
Учитель – это слово чище света! Для меня так было, наверное, с самого детства. Все свое сознательное детство я провела в школе, среди учителей и учеников. Здесь я училась читать, писать, считать. А, приходя домой, усаживала свою младшую сестренку за стол и учила ее. Шли годы, и я все лучше понимала, что мое призвание – учитель.
В 2009 году я окончила Ак-Тальсую среднюю школу, а ровно через пять лет окончила Тувинский государственный университет по специальности учитель русского языка и литературы. Во время учебы была награждена грамотами за активное участие в жизни университета. И вот уже пятый год в школе я посвящаю свою жизнь обучению ребят. Наверное, нет в жизни большего счастья, чем осознание того, что ты выбрал профессию, которой можно и должен гордиться, когда видишь счастливые глаза своих учеников и каждый день окрыленный спешишь на урок. Все это благодаря моей семье – моей опоре и поддержке во всех начинаниях.
В нашей школе работают замечательные, творческие педагоги, реализующие множество образовательных программ и проектов. Наши ученики успешно защищают честь нашей школы на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях высокого уровня. Я рада, что в этом есть и заслуга моей семьи.
В заключение хочется вспомнить слова поэта Андрея Дементьева: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». А наша славная династия учителей, существующая всего три поколения, надеюсь, найдет продолжение не только в наших учениках, но и в детях и внуках. Я горжусь тем, что наш общий педагогический стаж – 140 лет! И я продолжатель династии педагогов!
Предварительный просмотр:
Эссе «Мои педагогические находки»
Учителя русского языка и литературы
Биче-оол Долааны Артуровны
МБОУ СОШ с. Ак-Тал
Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь! (В. Ключевский)
В детстве большинство детей играют в школу с друзьями, с сестрами или просто с игрушками. Но только единицы становятся учителями. И я не исключение.
Я молодой учитель, который только начинает свой путь. Но уже с гордостью ношу это звание.
Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание.
Хочу сказать, что я благодарна судьбе, что попала в школу и стала учителем русского языка и литературы
Школа – самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
В своей педагогической деятельности я целенаправленно использую исследовательский метод обучения. Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют самостоятельные письменные работы учащихся как изложения и сочинения. В старших классах практикует сочинения на свободную тему. Сочинения на свободную тему близки к работам публицистического характера: в них проявляется гражданская зрелость учащихся, их мировоззрение, умение глубоко и тонко понять проблему, осознать ее.
Для формирования у учащихся навыков выполнения исследовательской работы на уроках русского языка и литературы использую различные формы обучения: лекции, практические занятия, в результате которого учащиеся учатся писать небольшие сочинения, эссе, рефераты, учатся составлять простые и развернутые планы. В результате учащиеся 8 класса выполняют самостоятельно небольшие исследовательские работы, а старшеклассникам под силу и более сложные, объемные работы.
Использую в своей деятельности очень простой и удобный метод ежедневного итогового контроля метод «пяти пальцев» Лотара Зайверта. Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. (М (мизинец) – МЫСЛИ, информация, знания. Б (безымянный палец) – БЛИЗОСТЬ к цели. С (средний палец) – СОСТОЯНИЕ духа.
У (указательный палец) – УСЛУГА, сотрудничество, помощь. Б (большой палец) – БОДРОСТЬ, физическое состояние). Говорю ребятам: «Если Вы будете ежедневно анализировать прошедший день, контролировать приближение к поставленной цели, то Вы обязательно её достигнете».
Ещё применяю на уроке один из методов познания Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления». (Белая – факт, красная – эмоции, чёрная – критика, жёлтая –оптимизм, зелёная – творчество, синяя – жизненный урок). Этот метод формирует способности к саморегуляции в стрессовой ситуации.
Я уверена, что учитель должен быть примером во всем для своих учеников, потому что он всегда и везде на виду. Дети в большей степени визуалы, они сначала смотрят, что делает взрослый человек, а потом уже что он говорит. И не важно, где ты находишься: в школе или за ее пределами ... Задача учителя – своим примером учить и воспитывать школьников.
Предварительный просмотр:
Эссе «Учить и учиться»
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Ак-Тал
Вечным законом да будет:
учить и учиться всему через примеры,
наставления и применение на деле.
Я.А.Коменский
Эпиграфом к своей работе я взяла слова известного педагога XVII века, Я.А.Коменского, раскрывающие, на мой взгляд, суть темы «Учить и учиться».
В современной школе учат учиться, создают условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием. Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, можно сказать, что для системы образования сформировался новый лозунг – «Образование на протяжении всей жизни».
«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». (Сташа Паушер)
Решение стать учителем, педагогом было принято мною ещё в раннем детском возрасте. Меня всегда увлекала работа с детьми. Благодаря своей маме, я открыла и развила в себе интерес к учительству. Поэтому после окончания школы я четко понимала, куда буду поступать и какую специальность выберу.
Я окончила школу в 2009 году. Рубеж столетий, изменения, связанные с исторической обстановкой, смена образовательных парадигм. Я отношусь к тому поколению, которое оказалось на историческом переломе. Остатки советской системы образования сменялись новыми веяниями.
Мне очень повезло с моими педагогами, добрыми, мудрыми и отзывчивыми наставниками, которые не жалея сил и времени каждый день вкладывали в меня частичку своей души и вели в страну Знаний. С искренней благодарностью я вспоминаю своих учителей, с некоторыми из которых мы теперь коллеги. Они - профессионалы своего дела, ведь главное для них – пробудить мысль в каждом своем ученике.
Еще, будучи студенткой, меня по воле судьбе пригласили работать в родную школу. И вот уже 6 лет я – учитель русского языка и литературы. Каждый раз, входя в класс, я испытываю тревогу: поймут ли меня дети? Смогу ли я добиться их доверия? Смогу ли научить мыслить и рассуждать, отстаивать свою точку зрения?
Сложилось представление о том, что учитель – это человек, способный увидеть индивидуальность учащихся, реагировать на различные потребности школьников, создавать благоприятный климат и принимать ответственность за качество своей деятельности.
Постоянно я себе задаю вопрос, что должно быть главным для меня, как учителя? Ответить на него очень не просто. Главное для меня в моей педагогической деятельности - найти подход к каждому ребенку, стать старшим товарищем, наставником, к которому можно обратиться за помощью и советом по разным вопросам, порой, даже не касающихся школьной жизни, ведь учитель – это ещё и врачеватель души.
Учитель – образец для подражания. Ученики осознанно или неосознанно перенимают от него то, что он делает, как говорит, как одевается. Но при этом важно помнить о том, что обучение – процесс обоюдный.
«Обучать – значит вдвойне учиться». (Ж. Жубер)
В настоящее время изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно же, педагоги.
XXI век – век информации. У подавляющего большинства учеников есть множество различных современных гаджетов (компьютер, смартфон, планшет, интернет), которые позволяют без труда и, порой в один клик, отыскать нужный материал. Информацию дети получают и в школе, но её стремительно увеличивающийся объем часто не позволяет выстроить логический ряд и разложить «всё по полочкам». И поэтому главная задача современного педагога – научить работать с информацией, показать наиболее легкий и удобный путь её получения, анализа и грамотного использования.
В виду сложившихся обстоятельств передо мной, как учителем, встаёт вопрос: «Достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни?» А как же без нравственных ориентиров – доброты, любви, честности, справедливости? Задача современного учителя – воспитать Человека, который сможет найти своё место в жизни, ставить перед собой цели и достигать их, самореализоваться и быть активным гражданином и патриотом своей Родины.
Думая над вопросами «кто, кого и чему учит?», я прихожу к выводу, что мы с учениками находимся на равных. Ведь для того, чтобы учить, надо учиться самому и делать это с интересом.
Перед учителем XXI века - находится ученик XXI века, которому скучно получать готовые знания. Именно поэтому должен меняться облик современного учителя. Теперь это не просто человек, передающий определенную систему знаний, умений и навыков, проверяющий степени их усвоения, а также оценивающий успеваемость и качества знаний. Современный учитель – искатель, странник, всегда находящийся в пути, в поиске, готовый учиться и отвечать на вызов времени.