Памятка для родителей
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Поведение родителей с конфликтными детьми
- Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с друзьями. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах её возникновения.
- После конфликта обговорить с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.
ПАМЯТКА
Родители!
- Если ребёнок живёт в критике, он учится осуждать.
- Если ребёнок живёт во враждебности, он учится бороться.
- Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
- Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.
- Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым.
- Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.
- Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.
- Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.
- Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
- Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.
- Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
- Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
- Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
- Если ребёнок живёт в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
- Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.
Памятки родителям первоклассника
Нельзя:
1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
2. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим тем, что ребенку такая еда нравится.
3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих оценок.
6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности
8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 мин. в день.
12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
13. Ругать ребенка перед сном.
14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Советы родителям:
- Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
- Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
- Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
- Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
- Создавать благоприятный климат в семье.
- Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
- Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
- Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
- Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Рекомендации родителям:
Поддержите ребёнка в его стремлении стать школьником. Заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к первым успехам и достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ребёнок может ошибиться. Не ругайте его, ведь он только учится. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Если есть какие-то трудности, не запускайте их, а решите на начальном этапе.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
Родительская одаренность
Американский ученый Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и, прежде всего это — стиль родительского взаимодействия с ребенком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально-творческих способностей.
Предложенный список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей.
- Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
- Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
- Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я поручаю ребенку посильные заботы.
- Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
- Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
- Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
- Я помогаю ребенку нормально общаться c детьми из разных социальных и культурных слоев.
- Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
- Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
- Я никогда не наказываю ребенка унижением.
- Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
- Я регулярно читаю ребенку.
- Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
- Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
- Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
- Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
- Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
- Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
- Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
- Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
- Не существует тем, которые я исключаю для общения с ребенком.
- Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
- Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.
- Я поощряю в ребенке независимость.