Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2018"

Страница содержит материалы конкурсных заданий заочного тура.

Конкурсное задание "Видео-визитка" доступно по ссылке https://cloud.mail.ru/public/KUJN/KaWPbtsgS

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар тема опыта : «Реализация технологии развития критического мышления на уроках ИЗО как способ формирования регулятивных действий» Андреева Елена Павловна , учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.М. Горького» городского округа город Фролово

Слайд 2

Актуальность выбранной темы «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология предполагает систему конкретных методических приёмов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становление педагогического опыта Внедрение новых ФГОС Изучение литературы по теме Курсовая подготовка Изучение опыта коллег Мониторинг собственного опыта

Слайд 3

Обоснование проблемы Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся Поиск эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся

Слайд 4

Цели и задачи педагогической деятельности Цель моей работы: создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся на уроках через использование приемов технологии развития критического мышления. Задачи профессиональной деятельности: формировать новый стиль мышления в процессе обучения изобразительному искусству, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией; повышать качество и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательной технологии.

Слайд 5

Условия становления опыта История вопроса Технология развития критического мышления (ТРКМ) - появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основные положения ТРКМ нашли свое развитие и в трудах российских ученых. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав. лабораторией доктор пед.наук, профессор Е.С.Полат). Источник Определение Дж.Браус, Д.Вуд Критическое мышление-это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Это поиск здравого смысла. Д. Халперн «Психология критического мышления» Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Слайд 6

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 7

Практическое применение опыта ВЫЗОВ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА В ПОЛУЧЕНИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНОЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ И ДОМА АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ

Слайд 8

ВЫЗОВ ( ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА) УЧАЩИЕСЯ ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АССОЦИАЦИИ

Слайд 9

ВЫЗОВ Новизна опыта содержится в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Знаю Хочу узнать Узнал Из глины изготавливают глиняную посуду, игрушки-свистульки Как расписывали вазы в Греции ( Заполняется на этапе рефлексии) Приём «Тонкие и толстые вопросы» ТОНКИЕ? ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» 5 класс. Тема: «Греческая вазопись»

Слайд 10

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ (ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) КОНТАКТ С НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (ТЕКСТ, ФИЛЬМ, ЛЕКЦИЯ), САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ СООТНЕСЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ С ИМЕЮЩИМИСЯ ЗНАНИЯМИ

Слайд 11

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УЧАЩИЕСЯ СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ВЕДУТ ЗАПИСИ ПО МЕРЕ ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНСЕРТ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН МУДРЫЕ СОВЫ РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН ЗИГЗАГ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Слайд 12

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) Приём КЛАСТЕР (6 класс. Тема: «Виды изобразительного искусства») Приём КОРЗИНА ИДЕЙ ( 5 класс. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы») 1. Индивидуальная работа. Через указанный промежуток времени предлагаете свое определение термина. (2-3 мин) 2. Работа в парах. 3. Откройте соответствующий параграф ваших учебников и найдите данные понятия в тексте. 4.Ответьте, совпало ли ваше определение с определением, данным в учебнике. Знак Род Герб Эмблема Принадлежность кому-либо

Слайд 13

СООТНЕСЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕФЛЕКСИЯ ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Слайд 14

16.12.17 УЧАЩИЕСЯ СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ РАНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛИ ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭССЕ СИНКВЕЙН ВЫБОР АФОРИЗМА ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ) «+», «-», «ИНТЕРЕСНО» НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ Примеры синквейнов, составленных учащимися 7 класс. Тема: «Жанр портрет» 6 класс. Тема: «Хохломская роспись» Портрет Парадный, камерный. Позирует, изображает, выражает. Информация о человеке. Сходство. Хохлома Золотая, красочная. Украшает, грунтует, расписывает. Всех чудесней наша хохлома. Промысел. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» 5 класс. Тема: «Греческая вазопись» Знаю Хочу узнать Узнал Из глины изготавливают глиняную посуду, игрушки-свистульки Как расписывали вазы в Греции Стили росписи ваз: краснофигурный, чернофигурный

Слайд 16

1. Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества. 2. Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. 3. Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность. 4. Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. 1.Повышение эффективности восприятия информации. 2. Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. 3. Умение критически мыслить. 4. Умение ответственно относиться к собственному образованию. 5. Умение работать в сотрудничестве с другими. 6.Повышение качества образования учеников. 7. Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает : ученику: учителю:

Слайд 17

Результативность опыта Успеваемость – 100%, качество знаний – 98%. Выпускники разных лет, поступившие в художественные ВУЗЫ: Ленинградский областной колледж культуры и искусства Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - 1 человек, 2011 год. ВОГГТУ - Волгоградский архитектурный университет Факультет архитектуры и градостроительного развития - 7 человек, 2012 - 2017 годы. МГИК – Московский государственный институт культуры Дизайн среды - 1 человек, 2017 год. Повысился интерес учащихся к участию в предметных дистанционных олимпиадах: 2016 г.- 48%, 2016 г.-52%, 2017 г.- 56% .

Слайд 18

Диссеминация педагогического опыта № Форма Темы 1 2 Выступления на педагогических советах, предметных МО Размещение материалов в сети Интернет МО учителей технолого-эстетического цикла. «Метод проектов на уроке ИЗО». Февраль 2015 г. Педагогический совет. «Применение ИКТ на уроках изобразительного искусства. Виртуальные экскурсии», 2016 год. Семинар учителей технолого-эстетического цикла. «Технология развития критического мышления как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС», 2017 год. Проект infourok.ru . Методическая разработка «Конструкция и декор предметов народного быта». Конспект урока. «Текст и изображение как элемент композиции», 2016 год. Соцсеть работников образования nsportal.ru . «Восприятие цвета в развитие художественно - творческих способностей учащихся», 2015 год.

Слайд 19

Диссеминация педагогического опыта № Форма Темы 3 Проведение мастер-классов «Приемы технологии развития критического мышления на уроках ИЗО» (Всероссийская образовательная программа «Гимназический союз России», 2015 год). «Птица Счастья», (бумагопластика).( Городское методическое объединение , 2016 год). 4 5 Курсы повышения квалификации Участие в конкурсах профессионального мастерства Конструирование уроков изобразительного искусства в школе (в контексте требований ФГОС ОО), 2016 год. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении " (в контексте требований ФГОС ООО)", 2016 год. Участие в проекте «Источник Знаний», с 2012 года. Тема: «Уроки ИЗО по программе Б. Неменского»,«Основы ТРИЗ». Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером», 2016 год. Участие в олимпиаде «Современный урок по ФГОС», 2017 год Международная олимпиада для учителей «Современные образовательные технологии», 2017 год.

Слайд 20

Список литературы 1. Браус Дж. А., Вуд Д. Энвайроментальное образование в школах [ Текст ] :Пер.с англ. – NAAEE , 1994. 2. .Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128. 3.Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. Ru 4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды). 5.Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp . 6 .Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. 7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 8. Халперн Д. Психология критического мышления [ Текст ] . – СПб.: Питер, 2000.-512с.



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар».

Пояснительная записка к методическому семинару

«Реализация технологии развития критического мышления на уроках ИЗО

как способ формирования регулятивных действий».

1-й слайд.

     В рамках методического семинара предлагаю Вам знакомство с моим педагогическим опытом по теме: «Реализация технологии развития критического мышления на уроках ИЗО как способ формирования регулятивных действий».

2-й слайд.  

     Хотелось бы начать с эпиграфа: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Т. Эдисон.   Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения общеобразовательной программы основного общего образования.

     Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся.

      Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной  из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология критического мышления. Технология предполагает систему конкретных методических приёмов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.

     Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни. Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализоваться, и это способствует мотивации к учению. Новизна современной педагогической практики преподавания изобразительного искусства характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня три года назад.

3-й слайд.

     Каким же образом должна быть организована учебная деятельность обучающихся, чтобы она стимулировала развитие их критического мышления на уроках

изобразительного искусства? Изучая массовый опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике не накоплен достаточный материал по использованию технологии критического мышления как средства формирования познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности, с другой – отсутствие эффективных способов достижения результатов познавательной деятельности обучающихся. Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в  поиске эффективных способов. Это привело к  решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

4-й слайд.

     При внедрении технологии критического мышления мною были поставлена  цель: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках через использование приемов технологии развития критического мышления.

     Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

-  формировать новый стиль мышления в процессе обучения изобразительному искусству,  

- развивать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией;

- повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей  образовательной  технологии;

- усилить метапредметную составляющую содержания обучения через внедрение приёмов технологии.

5-й слайд.

     Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основные положения ТРКМ нашли свое развитие и в трудах российских ученых. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав. лабораторией доктор пед. наук, профессор Е.С.Полат).

6-й слайд.

     Как развить критическое мышление у детей, когда они и так все критикуют? Критика это не значит критическая оценка. Критичность-это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Переоценить свое отношение и взгляды. Российские педагоги и исследователи представили образовательную технологию  развития критического мышления в виде следующих этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия.

7-й слайд.

     Задача первой стадии «Вызов»: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по

изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.

8-й слайд.

     Перечисленные приемы способствует формированию ключевых компетенций: предметных, личностных, метапредметных. Способствуют тренировке, умению кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления.

9-й слайд.  

    Я остановлюсь на некоторых приёмах, которые использую на своих уроках. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. По мере работы с различными источниками информации таблица пополняется новыми данными, а затем ее содержание обсуждается на стадии рефлексии. Часто использую такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.

10-й, 11-й слайд.

     Вторая стадия «Осмысление». Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию (текст, фильм, материал параграфа, лекция), осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Формируется информационная компетенция - умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Работа ведется индивидуально или в парах, группах, что позволяет развить коммуникативные компетенции.

12-й слайд. 

     Применяемый приём - «оставление кластера», «корзина идей». Это способы графической организации материала. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле темы.

13-й, 14-й слайд.

      Третья стадия «Рефлексия». Основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. В результате формируются коммуникационные, информационные, мотивационные и оценочные компетенции.

15-й слайд.

     Синквейн – быстрый и мощный, практически незаменимый для меня инструмент рефлексии. Вырабатываю у учащихся умение резюмировать информацию, излагать идеи чувства и представления. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

16-й слайд.

     Уроки, выстроенные и проведённые мной по технологии «критического мышления», позволяют удовлетворить потребность изменений в содержательном и технологическом аспектах образовательной деятельности учителя, в освоении новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся. Роль учителя в основном координирующая! Формируя у детей критическое мышление, не надо вести их «за ручку» к ответу,  не надо давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а надо постепенно учить детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей.

     Учитель сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний.

17-й слайд.

     Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры в различных конкурсах и олимпиадах, выпускники  разных лет, поступившие в художественные ВУЗЫ.

18-й, 19-й слайд.

     Работая над данной темой в течение последних 3 лет, я представляла неоднократно результаты своей практической деятельности на заседаниях ГМО, муниципальных  семинарах, на мастер-классах. И пришла к выводу, что навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между детьми принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

20 -й слайд.  

     В списке литературы по данному вопросу хотела бы особенно выделить труды

Полат Евгении Семеновны, Даяны  Халпер.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

 «Здравствуй,  любимая школа!» - каждый день произношу я эти слова. И осенью, когда  кружат желтые листья, и зимой, когда земля покрыта белым снегом, и весной, когда воздух наполнен ароматами распускающейся листвы. Как хорошо прийти в школу раньше всех, подняться по лестнице на третий этаж и войти в хрупкую тишину коридоров, которую вот - вот нарушит  звук звонка и топот бегущих детских ног! Школа – это  мир детства, мир радости, улыбок, смеха детей.

Я учитель уже 24 года. Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть? Я точно знала:  буду работать с детьми! Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире.  От усилий  педагога зависит будущее человечества. Эта уверенность передалась мне от моей мамы, которая 32 года проработала в системе образования.  Для меня её активная жизненная позиция, мудрость, опыт являются стимулом моей педагогической деятельности.

Каждый хоть раз в жизни задаёт себе вопрос:  «Счастливый ли я человек?». Я с уверенностью могу ответить: да!  Ведь у меня есть любимая профессия, ответственная, сложная,  многогранная, яркая, творческая, благородная, эмоциональная. Моя профессия  не из простых! Работая с  детьми, я всегда помню о том, что все мы «родом из детства», поэтому первое правило мое как учителя – не навредить этому хрупкому миру, который называется Детством. 

  Я помню свой первый рабочий день. Были волнения, как он пройдет: удачно или нет. Ведь от этого зависела вся моя дальнейшая жизнь и судьба. Помню, как я вошла в класс, увидела лица ребят, их глаза. Трудно было сначала, так как не всё получалось. Но мне всегда везло на хороших людей. Моему становлению как учителя помогали директор школы Давыдова Т.Н., зам. директора по УВР Макарова В.Н. и учитель обслуживающего труда  Старченко И.А. Они открыли мне истину, которой верна до сих пор: «Учитель должен быть примером во всём».

По специальности я учитель труда. Но, так уж сложилось в моей жизни, что преподавать мне пришлось не только обслуживающий труд, технологию, но и изобразительное искусство.

Учителя изобразительного искусства, технологии занимают в школе особое место - знакомят детей с миром искусства, творчества.

По мере преподавания происходило переосмысление многих вопросов.

Учитель по своей профессии – созидатель? Каким будет мой ученик? Что оставит после себя?  Я поняла, что учитель – это призвание! Он должен  доступно и качественно донести до каждого ребёнка те знания, без которых ученик не может состояться как личность.

Как в искусстве, у каждого урока – сверхзадача. Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, урок обретает свою учебную и нравственную емкость.

Современный педагог должен быть компетентным учителем, а от этого зависит и компетентность ученика. Я думаю, что компетентный учитель – это педагог, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Итак, у меня возник вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации.  «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - писал В. А. Сухомлинский. Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование развивающего обучения, проектная технология, игровая, технология формирования критического мышления. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию личности, развитие её интеллектуальных и художественно - творческих способностей.  Я всегда в душе радуюсь, когда дети, слыша звонок в конце урока, восклицают: «Как? Уже закончился? Так быстро?». Значит, моим ученикам все было понятно, интересно, легко и комфортно. Они довольны  своими результатами. Значит, я не напрасно, готовясь к этим урокам, продумывала, как провести открытие новых знаний, какой материал отобрать для закрепления изученного, как лучше использовать презентацию.

Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход  из роли учителя – информатора, контролера в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.

 Какие разные они, эти мои ученики! Каждый ребёнок – особый мир. Один - мечтатель, романтик. Другой – сухой прагматик. Третий увлечён техникой, четвёртый  - компьютерами, пятый – спортом. А ведь они для меня – открытая книга, страницы которой я заполняю сама, чувствуя при этом большую ответственность! Я помогаю детям пережить неудачи, ведь  учитель XXI века  - это ещё и   психолог, он идёт в ногу со временем, он - разносторонний человек, не ограниченный только сферой своего предмета.

Школа для меня - это единственное место, где я забываю о житейских проблемах. Ребята никогда не дают унывать. Глядя в пытливые глаза детей, ожидающих от тебя много нового и интересного, делающих каждый день открытия, ты полностью доверяешься им, даришь  свою улыбку, знания,  доброту.

Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой  быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми!  Говорят, что рецептов счастья нет. А я узнала такой «рецепт» от своего учителя истории Чайковского В.С. ещё в 10 классе: «Счастливый человек идет на работу с удовольствием и возвращается домой  с радостью». Так пусть же и мои воспитанники торопятся в школу в ожидании чуда. Мне очень важно оправдать их доверие, поддержать, согреть заботой.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по теме

«Приемы технологии развития критического мышления»

Автор: Андреева Е.П., учитель изобразительного искусства

МКОУ «Средняя школа №1 имени А.М. Горького»

городского округа город Фролово

Ход мастер-класса

1. Приветствие.

- Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

 На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию несколько методических приёмов технологии развития критического мышления, которые я чаще всего использую на своих уроках (слайд 1).

2. Теоретическая часть.

- Я себе задавала вопросы: как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как развить такие базовые качества личности, как  самостоятельность, коммуникативность, рефлексивность? Познакомившись с технологией развития критического мышления, я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает вопросы и пытается найти ответы на них.

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и формах работы, роль учителя – в основном координирующая (слайд 2).

Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Основываясь на стандартах 2-го поколения в программе основного общего образования по искусству подчеркивается, что «…особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений  изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества»

Работая по теме 3 года,я  изучила много теоретического материала, который применяю на практике.

Хочу поделиться своим умением пользоваться данной технологией.

Цель:         показать возможности использования методов и приемов   критического мышления на уроках изобразительного  искусства.

Задачи:  познакомиться с технологией развития критического мышления;

приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТКРМ;

наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности (слайд 3).

3. Практическая часть (слайд 4).

3.1. Первый этап работы в технологии называется стадия «Вызова» - создание мотива к обучению.

На этой стадии использую такие приемы, как «Верите ли Вы, что…?», «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговая атака» и другие... (слайд 5).

Прием «Верите ли Вы, что…?» (слайд 6).

Заполнение таблицы – первой строки: «+» - верю,  « - » - не верю.

- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

- Верите ли вы, что технологию критического мышления можно применять на любом уроке?

- Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»?

3.2. Второй этап – стадия «Осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.

 На этом этапе я использую такие приёмы как:  «Инсерт», «Кластер», «Синквейн (слайд 7).Сейчас мы с вами попробуем составить  Синквейн на тему «Искусство (слайд 8).

 Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. В них заключены сокращенные сведения по теме.

Основное слово

Схема синквейна

Синквейн

Искусство

1-я строчка - существительное

2-я строчка - два прилагательных

3-я строчка - три глагола

4-я строчка – предложение - 4-5 слов

5-я строчка - одно существительное – ассоциация. 

1__________________________________

2__________________________________

3__________________________________

4__________________________________

___________________________________

5__________________________________

Самый древний вид творческой деятельности человека – искусство изображения. Предлагаю поработать с текстом и составить кластер на тему «Изобразительное искусство».

Кластер - графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы в виде схем (слайд 8).

Изобразительное искусство

Искусство изображения – самый древний вид творческой деятельности человека, сопровождающий его на протяжении тысячелетий.

Изобразительное искусство — вид искусства, главной особенностью которого является отражение действительности в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Основные виды изобразительного искусства – живопись, графика и скульптура. В своем творчестве художники пользуются различными материалами и техниками, совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира. Живопись использует для этого все богатство красок и оттенков. Цвет и свет – два главных средства художественного выражения в живописи, но техник выполнения работ много. К живописным техникам относятся также мозаика и витражное искусство. Графика – игра теней и строгая графичность линий. Графическое изображение – это рисунок, созданный сочетанием линий, пятен и штрихов черного, белого и серого цвета.

Скульптура как вид искусства обладает весьма специфическими особенностями. Главная из них – это то, что скульптурное изображение трехмерно, объемно. Живопись и скульптура, в свою очередь, подразделяются на станковую и монументальную. Станковые произведения создаются на специальных станках или мольбертах для камерного показа на выставках или в залах музеев, а монументальные произведения живописи и скульптуры украшают фасады или стены зданий и площади городов.

Виды изобразительного искусства существуют параллельно, но при этом тесно переплетены друг с другом. Они являются отображением художественного сознания общества, конкретного исторического периода его развития.

- Поделитесь вашими вариантами выполнения задания.

3.3.Третий этап  стадия «Рефлексия» (слайд 9).

На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как эссе, метод 6 шляп, «Продолжи фразу»

- А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о  нашем занятии, опираясь на  метод «Шесть шляп» (слайд 10).

Начнем   с белой шляпы. Говорим только факты.

Красная шляпа. Вам нужно без комментариев и пояснений выразить свои эмоции.

Чёрная шляпа  Что не понравилось, настораживает, критика.

Жёлтая шляпа. Что положительного?

Зелёная шляп . Какие появились вопросы, идеи?

Синяя шляпа. Вы - координатор. Сделайте, пожалуйста, обобщение. Чего мы достигли и что предстоит?

- Итак, вернемся к нашей таблице «Верите ли вы, что…?» ( слайд 11).

Необходимо заполнить вторую строку в таблице: «+» - верю, «-» - не верю.

Изменились ли ваши ответы после занятия?

4. Итог работы. И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.  А в этом нам призвана помочь данная технология. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества (слайд 12).

Я желаю Вам творческих успехов и дарю настольную памятку с перечислением приёмов организации каждой из стадий урока.

Большое спасибо. Наше занятие закончено!

 

https://arhivurokov.ru/uploads/public/files/Statya%20%C2%ABTekhnologiya%20razvitiya%20kriticheskogo%20myshleniya%C2%BB8.jpg

3.3.Третий этап  стадия «Рефлексия» (слайд 9).

На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как Эссе, Метод 6 шляп, «Продолжи фразу».

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о  нашем занятии, опираясь на  метод «Шесть шляп» (слайд 10).

Белая шляпа. Говорим только факты.

Красная шляпа, вам нужно без комментариев и пояснений выразить свои эмоции.

Чёрная шляпа – что не понравилось, настораживает, критика.

Жёлтая шляпа – что положительного?

Зелёная шляпа – креативность. Какие появились вопросы, идеи?

Синяя шляпа Вы - координатор. Сделайте, пожалуйста, обобщение. Чего мы достигли и что предстоит?

- Итак, вернемся к нашей таблице «Верите ли вы, что…?» Необходимо заполнить вторую строку в таблице: «+» - верю, «-» - не верю.

- Изменились ли ваши ответы после занятия?

4. Итог работы. И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.  А в этом нам призвана помочь данная технология. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества (слайд 11).

Я желаю Вам творческих успехов и дарю настольную памятку с перечислением приёмов организации каждой из стадий урока.

Большое спасибо. Наше занятие закончено!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме «Приёмы технологии развития критического мышления» Андреева Елена Павловна , учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А.М. Горького» городского округа город Фролово

Слайд 2

История вопроса Источник Определение Дж.Браус, Д.Вуд Критическое мышление-это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Это поиск здравого смысла. Д. Халперн «Психология критического мышления» Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Слайд 3

Цели и задачи Цель: показать возможности использования методов и приемов критического мышления на уроках изобразительного искусства. Задачи: познакомиться с технологией развития критического мышления; приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТКРМ; наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

Слайд 4

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 5

ВЫЗОВ ( ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА) УЧАЩИЕСЯ ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АССОЦИАЦИИ

Слайд 6

ВЫЗОВ Прием «Верите ли Вы, что…?» - Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? - Верите ли вы, что технологию развития критического мышления можно применить на любом предмете? - Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»?

Слайд 7

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УЧАЩИЕСЯ СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ВЕДУТ ЗАПИСИ ПО МЕРЕ ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНСЕРТ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН МУДРЫЕ СОВЫ РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН ЗИГЗАГ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Слайд 8

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) Приём КЛАСТЕР (Тема: «Изобразительное искусство») Приём Синквейн ( Тема: «Искусство») 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 9

31.01.18 УЧАЩИЕСЯ СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ РАНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛИ ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭССЕ СИНКВЕЙН ВЫБОР АФОРИЗМА ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ) «+», «-», «ИНТЕРЕСНО» НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ «Шесть шляп мышления»

Слайд 11

ВЫЗОВ Прием «Верите ли Вы, что…?» - Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? - Верите ли вы, что технологию развития критического мышления можно применить на любом предмете? - Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»?

Слайд 12

Заключение Цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь данная технология. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения, помогают реализации ФГОС, формированию универсальных учебных действий. Формируют обстановку творческого сотрудничества.

Слайд 13

Список литературы 1. Браус Дж. А., Вуд Д. Энвайроментальное образование в школах [ Текст ] :Пер.с англ. – NAAEE , 1994. 2. .Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128. 3.Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. Ru 4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды). 5.Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp . 6 .Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. 7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 8. Халперн Д. Психология критического мышления [ Текст ] . – СПб.: Питер, 2000.-512с.