Разработки уроков

Киргинцева Наталья Дмитриевна

Методические разработки уроков по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №4                        ДАТА _____________________________

Тема

Форма, размеры и движения Земли. 

Цель  

Формирование представлений о форме и размерах Земли, движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи

Обучающие: 

                      - рассмотреть особенности формы, размеров Земли, её движений;

                      - сформировать представления о полюсах, экваторе, полушариях Земли;

                      - раскрыть особенности соотношения радиусов Земли;

                      - ознакомить учащихся с географическими следствиями движений Земли;

                      - продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Развивающие:

                      - развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

Воспитательные: 

                      - формирование культуры общения при работе в парах и группах.

Основное содержание темы, термины и понятия

  1. Размеры Земли: полярный и экваториальный радиусы.
  2. Полюсы и экватор.
  3. Движения Земли и их географические следствия.

Планируемый результат

Предметные

УУД

Знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты.

 Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Предметные: Учащиеся научатся:

  • анализировать географическую информацию представленную в тексте учебника;
  • показывать учебный эксперимент;
  • использовать географическую информацию для решения учебных задач;
  • различать и сравнивать соотношения радиусов Земли, географические следствия движений Земли.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:  уметь вести самостоятельный поиск, анализировать  информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь создавать модель Земли. 
  • Регулятивные УУД: научатся  организовывать свою деятельность, определять цели, задачи и  способы деятельности. Уметь оценивать свой результат.
  • Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, выслушивать мнение другого, вырабатывать общее решение.
  • Личностные УУД:
  •  формировать толерантность  как норму осознанного и доброжелательного отношения в коллективе;
  • • освоение социальных норм и правил поведения в группах;

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма, размеры и движения Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

 Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Относительно Солнца планета Земля располагается

А) на 2-м месте;

Б) на 3-м месте;

В) на 5-м месте?

Планета Земля располагается в Солнечной системе между

А) Юпитером и Сатурном;

Б) Венерой и Марсом;

В) Меркурием и Венерой?

Какую форму имеет Земля?

Что нам неизвестно о Земле?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал

Определяют, каких знаний им не хватает

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации:

Что мне известно о форме и размерах Змели?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради 

Этап 3. Целеполагание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          :                                                          

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Цель записывается на доске и обсуждается

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и привести доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

Помогает выявить причинно-следственные связи суточного и годового вращения Земли.

Работают с учебником : находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание 

Практикум: работа в группах,

 делают  расчеты и записывают ответы в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов  

Работают с глобусом 

Моделируют виды движения Земли 

 Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют

Дают развернутый ответ, обобщают информацию 

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводывыставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели

Этап 7. Домашнее задание

Комментирует д/з : §4,

выполнить работу в тетради - практикуме стр. 12 с 3 по 8 задание.

Записывают домашнее задание

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.

Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Относительно Солнца планета Земля располагается

А) на 2-м месте;

Б) на 3-м месте;

В) на 5-м месте?

Планета Земля располагается в Солнечной системе между

А) Юпитером и Сатурном;

Б) Венерой и Марсом;

В) Меркурием и Венерой?

Какую форму имеет Земля?

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

Что вам известно о форме и размерах Земли?

2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

А) Солнце по размерам равно Земле.

Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.

В) Земля – круглая.

Почему не выбран ответ В) Земля – круглая?

Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

  1. Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
  2. Как они различаются по размерам?

Этап 3. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.

Этап 4. Земная ось -  воображаемая линия, вокруг которой происходит суточное вращение земли, наклонена к плоскости под углом 66,5°.

              Из-за вращения Земли вокруг своей оси она сплюснута у полюсов  и имеет форму эллипса (геоида).

             Северный и Южный полюсы – точки пересечения оси вращения с земной поверхностью.

             Самая длинная окружность        Земли – экватор   (40 076 км).

             Полярный радиус Земли - 6357км.

             Экваториальный радиус Земли - 6378 км.

Вывод в тетрадь:

              1. Форма Земли – геоид, несколько сплюснутый у полюсов шар.

             2.Экватор - самая длинная окружность (40 075 км).

             3.Полюсы – точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью вращения.

             4. Экватор – линия, которая находится на равном расстоянии от обоих полюсов.

Этап  5. Решение географической задачи.

          Високосный год – 366 дней, на одни сутки больше продолжительности обычного, не високосного года. Високосным годом является каждый четвёртый год. Рассчитайте, какой ближайший год в календаре будет високосным, если известно, что в 2020 году было 366 дней.

Этап 6. Рефлексия (итог урока). 

1. Форма Земли - ___________.

2. Полярный радиус ___________________ экваториального.

3. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за___часов.

      4.  За 365 дней и 6 часов Земля совершает полный оборот вокруг__________.

      5. Следствием движения Земли вокруг своей  оси является _______________.

      6.  Следствием движения Земли вокруг солнца является  _________________.

Этап 7. §4, выполнить работу в тетради - практикуме стр. 12 с 3 по 8 задание.