Главные вкладки
аттестация
материалы для аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценочный лист педагогической
деятельности педагога-психолога
(первая категория)
№ | Наименования | |
1 | Фамилия Имя Отчество | Тюлюш Байлакмаа Александровна |
2 | Год рождения | 06.03.1992 |
3 | Образование, какое учреждение закончил, год окончания | ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», 2015 г. |
4 | Место работы (полное наименование учреждения) | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский сельскохозяйственный техникум» |
5 | Должность (преподаваемый предмет) | Педагог-психолог |
6 | Общий трудовой стаж, стаж педагогической работы | 9 л |
7 | Стаж в данной должности | 9 л |
8 | Наличие квалификационной категории, дата присвоения | 1 категория, 29.11.2019 г. |
9 | Заявленная квалификационная категория | 1 категория |
10 | Ссылка размещения аттестационных материалов | https://nsportal.ru/baylak-tyulyush |
2024 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся техникума.
Задачи:
- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме;
- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;
- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;
- профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; экстремистских и террористических склонностей; употребления нецензурной лексики; самовольных уходов из общежития;
- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
СИСТЕМА РАБОТЫ:
1. Анализ образовательной среды с точки зрения изучения возможностей для обучения, воспитания и развития и тех требований, которые она предъявляет к их психологическим особенностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективности обучения и развития студентов, уровня сформированности ключевых образовательных компетенций.
3. Разработка и внедрение методик, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого.
4. Постоянный мониторинг уровня сформированности образовательных компетенций, поэтапный анализ результатов, позволяющий скорректировать формы и методы работы.
Работа педагога- психолога строится по следующим направлениям:
- Психологическая диагностика;
- Психологическая профилактика;
- Развивающие занятия;
- Психологическое консультирование;
- Психологическое просвещение;
- Организационно - методическая деятельность
Важнейшим направлением психолого- педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/ СПИД, школьного и дорожного травматизма
- РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРОМ
I.1. Психологическая диагностика
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Форма работы | Ответственные | Исполнение |
1 | Тест «Какой я педагог» по методике Р.Р. Калининой | С 1-20 ноября | Диагностика | Педагог-психолог | |
2 | Диагностика эмоционального выгорания у преподавателей «Самооценка эмоциональных состояний» | 1 март- 1 апрель | Диагностика | Педагог-психолог |
I.2. Психологическая профилактика и просвещение
№ | Мероприятие | Сроки | Форма работы | Ответственные | Исполнение |
1 | Беседа - консультирование на тему: «Особенности подросткового возраста», «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» | Сентябрь – ноябрь | Беседа по обращениям | Зам. По ВР Педагог-психолог | |
2 | Семинар-практикум для классных руководителей: - «Аутодеструктивное поведение детей и подростков. Причины. Признаки» - «Меры безопасности детей в интернет-пространстве» | Выступления на пед.советах, семинары | Педагог-психолог Социальный педагог | ||
3 | Выступления на пед.советах | В течение учебного года | Администрация | ||
4 | Профилактика профессионального выгорания учителя. | Апрель | Тренинг | Педагог-психолог |
I.3. Психологическое консультирование
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Форма работы | Ответственные | Исполнение |
1 | Консультирование администрации, педагогов, классных руководителей | Ежедневно | Беседа, рекомендации | Педагог-психолог |
I.5. Организационно - методическая деятельность
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Форма работы | Отметка о выполнении | Исполнение |
1 | Разработка и выдача рекомендаций для классных руководителей и преподавателей по вопросам специфики организации индивидуальной работы со студентами | Ноябрь | Буклет , рекомендации | Педагог-психолог | |
2 | Организация работы с обучающимися, отнесенными к группе риска по суицидальному поведению, специалистов-психиатров по профилактике СП | В течение года | По ИПС | Заместитель по ВР, Психолог, Соц.педагог Кл.руководители | |
3 | Обеспечение сопровождения обучающих, совершивших СП, врачами-психиатрами | По мере необходимости | Психолог, Кл.руководители |
- РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
II.1. Психологическая диагностика
№ | Мероприятия | Контингент | Сроки проведения | Форма работы | Ответственные | Исполнение |
1 | Проведение мониторинга психологического здоровья студентов с -Анкета Шкала безнадежности Бека -Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса - Нарциссический опросник личности - Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона - Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire -«Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева) - Бланк Шкалы семейной гибкости и сплоченности - тест адаптации | 1-4 курсы 1 курсы | Сентябрь – ноябрь Февраль – март | Диагностика | Педагог-психолог Социальный педагог | |
2 | Диагностическая работа со студентами группы «риска» (повторно по рекомендации классного руководителя) | Нуждающиеся помощи | Ноябрь - декабрь | Диагностика | Педагог-психолог | |
3 | Спт-2024 с 1-4 курсы | 1-4 курсы | По плану «Сайзырал» | Онлайн тестирование | Педагог-психолог Социальный педагог Кл.руководители |
|
4 | Диагностическое обследование на интернет зависимость | 1 курсы | Январь (3-4-я неделя) | Тест | Педагог-психолог Социальный педагог | |
5 | Повторный мониторинг психологического здоровья | Нуждающиеся в помощи психолога | Февраль -Март | Тест | Педагог-психолог Социальный педагог | |
6 | Мониторинг (повторный) психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов | 1 курсы | 10 – 20 апреля | Тест | Педагог-психолог | |
7 | «Мое репродуктивное здоровье» «Информированность о ранних половых связях» | 1 курсы | Апрель 2025г. | Тест | Педагог-психолог Соц.педагог | |
8 | Диагностика жестокого обращения | Несовершеннолетние, имеющие отчимов и мачех | Май 2025 г. | Тест | Педагог-психолог Кл.руководители |
II.2. Психологическая профилактика и коррекция
№ | Мероприятие | Контингент | Сроки | Форма работы | Ответственные | Исполнение |
1 | Психологическая профилактика суицидальных намерений студентов I курса тренинговое занятие по теме: «На что потратить жизнь». | 1 курсы | 1 – 21 октября | Тренинг | Педагог-психолог Кл.руководители | |
2 | Психологическая профилактика агрессивных форм поведения среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления». | 1 курсы | Октябрь – ноябрь 2024 г | Тренинг | Педагог-психолог Кл.руководители | |
3 | Занятия по адаптации студентов 1 курсов | 1 курсы и по запросу кл.руководителей | Октябрь – декабрь 2024 г. Апрель-май 2025 г. | Тренинг | Педагог-психолог Кл.руководители | |
4 | Психологическая профилактика употребления алкогольных напитков студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Умей сказать «НЕТ!»» | 1 курсы | Октябрь – декабрь 2024 г | Тренинг | Педагог-психолог Соц.педагог Кл.руководители | |
5 | Психологическая профилактика экзаменационных стрессов (в форме практикума) студентов | 1-4 курсы | 3 и 4 неделя декабря 2024г. | Тренинг с рекомендациями | Педагог-психолог Кл.руководители | |
6 | Психологическая коррекция и развитие студентов, нуждающихся в особом внимании психолога | Нуждающиеся в помощи психолога | Декабрь – март | Индивидуальные и групповые занятия | Педагог-психолог | |
7 | Психологическая профилактика употребления нецензурной лексики у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Сквернословие – это болезнь». | 1 курсы | 16 –20 января 2025 г | Лекция с тренингом | Педагог-психолог | |
8 | Профилактика суицидальных поведений у студентов по программе «Ценность жизни» | 1-4 курсы | 2 раза в месяц | Беседа с рекомендациями, тренинги | Педагог-психолог Кл.руководители | |
9 | Тренинговые занятия по половому воспитанию «Лики любви» | Несовершеннолетние беременные | Апрель 2025 г | Тренинг | Педагог-психолог Соц.педагог | |
10 | «Неделя психологии» | 1-4 курсы | 3 неделя месяца | Психолог, соц.педагог |
II.3. Психологическое консультирование
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Форма мероприятия | Ответственные | Исполнение |
2 | Индивидуальные и групповые консультации | Ежедневно | Беседа, консультирование | Педагог-психолог |
II.4. Психологическое просвещение
№ | Мероприятия | Контингент | Сроки проведения | Форма | Ответственные | Исполнение |
1 | Месячник психологической безопасности (проведение мероприятий для участников образовательного процесса, направленных по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, жестокому обращению с детьми, употребления психоактивными веществами и безопасному поведению; рисков и угроз современной интернет-среды среди несовершеннолетних) | 1-4 курсы | Сентябрь – ноябрь | Лекции | Педагог-психолог, соц педагог | |
2 | Информирование о психологической помощи для детей и подростков, и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках круглосуточного телефона доверия (8-800-2000-122) | 1-4 курсы | Сентябрь, январь, май | Акция | Педагог-психолог | |
3 | Квест-игра для 1 курсов «В гармонии с собой» | 1-4 курсы | Ноябрь (3-4-я неделя) | Квест-игра | Педагог-психолог | |
4 | Медиабезопасность | 1 курсы | Январь (3-4 неделя) 2025г | Лекция | Педагог-психолог, соц педагог | |
5 | «Мы против ПАВ» | 1-4 курсы | Март (2-я неделя) | Лекция | Педагог-психолог, соц.педагог | |
8 | Ранняя беременность (буклеты) | 1-2 курсы | Октябрь Март | Лекция | Педагог-психолог, мед работник, соц.педагог | |
6 | Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков | 1-4 курсы общежитие | Ноябрь Июнь | Лекция | Педагог-психолог Соц.педагог Мед.работник | |
8 | Международный день отказа от курения (31 мая) Просмотр на перерыве студентами видео: «Исцеляющий настрой от курения Н.Г. Сытина «Бросаем курить!». Психологическая профилактика курения «Секреты манипуляции - Табак» (просмотр видеофильма, интерактивная дискуссия) I курс. | Общежитие 1-4 курсы | 31 мая 2025 г | Видео, рассуждение, тренинг | Педагог-психолог Кл.руководители Общежитие |
II.5. Организационно - методическая деятельность
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Исполнение |
1 | Корректировка списков студентов входящих в «группу риска». | Сентябрь-апрель | Педагог-психолог | |
2 | Корректировка плана работы на год. | Сентябрь, октябрь | Педагог-психолог | |
3 | Создание информационных материалов, буклетов по проблемам психологического здоровья и ЗОЖ для студентов | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
4 | Обновление банка данных методических разработок в сфере профилактики наркомании и различных форм зависимостей | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
5 | Корректировка плана работы. Работа с документацией. | Январь | Педагог-психолог | |
6 | Подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
7 | Организация и методическая подготовка к проведению психодиагностики студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
8 | Обработка результатов психодиагностического исследования, составление заключений, психологических характеристик студентов. | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
9 | Изучение психолого-педагогической литературы. | В течение учебного года | Педагог-психолог | |
10 | Обмен практическим опытом по организации различных форм развивающей работы | Постоянно | Педагог-психолог | |
11 | Аналитическая деятельность по всем направлениям работы. | Июнь | Педагог-психолог | |
12 | Подготовка материалов в КДН и ЗП на несовершеннолетних, родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей для постановки на учет ПДН, КДН | Год | Воспит отдел | |
13 | Повышение квалификации пед. работников | по графику | Педагог-психолог | |
14 | Участие в семинарах для психологов, соц.педагогов, кл.руководителей и пед.работников «Профилактика ЖО с детьми: причины, последствия и помощь» | Педагог-психолог | ||
15 | Проведение учебно-методических семинаров, обучающих семинаров для пед.коллектива | По плану техникума | Педагог-психолог | |
16 | Оформление стендов, разделов на официальных сайтах, в техникуме | В течение года | Педагог-психолог Соц.педагог | |
17 | Составление и распространение методических рекомендаций по профилактике ранней беременности | Ноябрь, апрель-май | Педагог-психолог Соц.педагог | |
18 | Оформление стендов, разделов на официальных сайтах, страницах в социальных сетях «Уголок здоровья» (с размещением полезной инфор мации о здоровом образе жизни «Простые правила, сохраняющие жизнь») | В течение года | Педагог-психолог Соц.педагог |
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
III.1. Консультирование родителей
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Исполнение |
1 | Консультирование родителей по результатам диагностики. | В течение года | Педагог-психолог | |
Индивидуальные консультации | Ежедневно | Педагог-психолог |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа по сопровождению приемных и опекаемых семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей и сирот «Каждый ребенок должен жить в семье!»
Тюлюш Байлакмаа Александровна,
педагог-психолог
Номинация: методическая разработка
Пояснительная записка
Семья – это одна из важных и главных ценностей, которые созданы человечеством на протяжении долгого времени. Первые жизненные ценности и уроки жизни каждый ребенок получает в семье. Именно, семья способствует личностному и духовно-нравственному развитию человека. Из воспитания и психологического климата семьи зависят дальнейшее развитие общества: формирование характера, жизненной позиции ребенка, ценностных ориентаций каждого члена семьи.
Сопровождение приемной и опекаемой семей означает систему психолого-педагогических мер, которые направлены на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания.
В Конвенции ООН о правах каждого ребенка говорится о том, что каждый ребенок имеет права жить и воспитываться в семье. Таким образом, государство обязано обеспечить социальную защиту, лишенного семейной среды ребенка и предлагать выбор вида семейной заботы. В республике Тыва имеется 3 вида устройства детей в семьи: 1. Приемная семья; 2. Опекаемая семья; 3. Усыновление или удочерение.
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в РТ число замещающих семей растет. Для каждой семьи, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, стоит главная задача обеспечить ребенку возможность для благополучного развития.
Целью данной программы является оказание психологической помощи семьям с приемными детьми в поисках и обретении ценностей смысла жизни, также способствование гармоничного развития отношений родителей с детьми.
Для достижения заданной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Повышение родительской компетентности
- Оказание психологической поддержки и помощи детям из приемных и опекаемых семей в преодолении трудностей и проблем в развитии и в детско-родительских отношений
- Создание условий для творческого и личностного развития детей
Основные направления психологического сопровождения детей в образовательных учреждениях:
- Психологическая диагностика;
- Психологическое консультирование;
- Коррекционно-развивающая работа:
- Просветительская работа.
Формы работы
Индивидуальные
Беседы, консультирование, просвещение
Методы работы:
1. диагностика
Групповые
Тренинги с детьми и родителями, диагностика, встречи и т.д.
2. наблюдение
3. опрос
4. просвещение
Таким образом, программа, разработанная для замещающих семей, направлена на предотвращение неблагополучия семьи, преодоление трудностей через диагностическую, просветительскую, консультативную работы.
Цели и задачи, поставленные в программе, реализуются взаимодействием и работой приемных и опекаемых семей, учителей, социальных педагогов, психолога и т.д., направленного на решение проблем и трудностей в семье.
Ожидаемые результаты:
- Решение проблем и трудностей в замещающих семьях.
- Преобладание оптимизма во взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем.
- Оказание психологической помощи семье.
- Улучшение психоэмоционального климата в семье.
- Понимание ценности и значение семьи с приемными детьми. Повышение воспитательного потенциала семьи.
Сроки реализации программы
Занятия с родителями и их детьми проводятся в 2 раза в месяц с ноября по апрель, каждое занятие рассчитано на 1 час, всего 10 занятий.
Данная программа предназначена для детей школьного возраста и для родителей приемных и опекаемых семей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема мероприятия | Часы |
1 | Диагностика по методике «Моя семья» и «Человек под дождем» | 1 час |
2 | «Семья и ее влияние на ребенка» | 1 час |
3 | Игры и упражнения на установление доверительных отношений | 1 час |
4 | «Знаю ли я своего ребенка?» | 1 час |
5 | Упражнения на отреагирование негативных эмоций | 1 час |
6 | «Если отношения с ребенком вышли из под контроля …» | 1 час |
7 | Игры и упражнения для развития эмпатии | 1 час |
8 | Конкурсная программа для детей с родителями «День семьи» | 1 час |
9 | Развитие навыков проявления любви для родителей | 1 час |
10 | Итоговое занятие. Развитие навыков проявления любви для родителей | 1 час |
- Тест «Моя семья»
Может использоваться для детей с 4-5 лет. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
- Ощущение от рисунка
- Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
- Графическое изображение:
- кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим
4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)
5. размер членов семьи
6. Стирает ли?
7. Исправляет ли?
8. Добавляет ли комментарии
9. Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела
10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)
11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек
12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание
13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения
14. все за руки на рисунке – благополучие в семье
15. обратить внимание у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение
16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье
17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу
18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.
Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.
Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Проективный тест «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?
Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками.
Методика проведения. На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Интерпретация. При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечатление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа. Только после этого можно перейти к анализу специфических деталей с точки зрения логики интерпретации.
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются отличия. Важно посмотреть, что изменилось. Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей.
Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.
Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): - если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; -тесли большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.
Трансформация фигуры. Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды - «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Направление фигуры человека
В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: - повернута влево - внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; - повернута вправо - автор рисунка устремлен в будущее, активен; - виден затылок, человек изображен спиной - проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
Средства защиты от дождя.
Зонт, головной убор, плащ и т.д. - это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·
Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Атрибуты дождя. Дождь - помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли - как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии - тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи - окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа -предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Дополнительные детали.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности - схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности - много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
Признаки конфликта в семье - ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности - человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.
Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
* Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
* Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования - по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
* Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство - покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик - это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
* Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.
После рисования можно провести обсуждение.
Примеры вопросов психолога:
- Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
- Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
- Kакое у него настроение?
- Что ему больше всего хочется сделать?
- Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
- Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
- Любите ли Вы дождь? Почему?
- В какой момент времени мы его застали?
- Kакие у него перспективы?
- Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
- Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
А теперь вернемся к рисунку вверху страницы. Он иллюстрирует, как мало значат стандартные методики интерпретации без учета личности рисовавшего. Например, важно знать, воспринимается ли им дождь как негативный фактор? Есть у этого человека вообще привычка ходить под зонтом? Умеет ли человек рисовать, каковы его графические навыки?
2. «Семья и ее влияние на ребенка»
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» А Н. Острогорский (запись на доске или плакате).
Каждый человек появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.
Тест
Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например, следующие этапы развития человека:
I. 0 - 3 года.
II. 3 - 5 лет.
III. 6-10 лет.
IIV. 11-14 лет.
V. 15-17 лет.
Задание
Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?
Чему вы научились?
В конце работы следует обсудить полу результаты.
- Игры и упражнения на установление доверительных отношений
- Приветствие.
Первый участник дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально благодарит его и дарит другой подарок своему соседу справа и так дальше.
- Обсуждение правил группы
Уважаемые, родители и дети есть следующие правила в группе:
- Картинка «Волчок»- быть активными;
- Картинка «Ухо»- слушать и слышать каждого;
- Картинка «Человечки с мыслями»- говорить по очереди;
- Картинка «Два смайлика берутся за руки»- ценим толерантность, вежливость;
- Картинка «Круглый стол»- мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» - учимся
- Картинка «Часы»- это время. Используем его для себя эффективно.
- Игра «Фотография».
Цель игры: создание атмосферы доверия, развитие памяти и наблюдательности.
Играют в парах (родитель и ребенок). Ведущий принимает какую-нибудь неподвижную позу и говорит: «Внимание! Снимаю!». Нужно воспроизвести ту позу, что увидел. Потом меняются ролями.
- «Доверительное падение»
Ребенок становится перед родителем, спиной к нему. Затем, не сгибая ног и не отрывая их от пола, падает назад, родитель должен ловить ребенка, придерживая только ладонями в области подмышек. Ребенок должен сделать 3 падения, родитель старается ловить ребенка все ниже и ниже.
- Упражнение «Телефон доверия»
Участники «звонят» друг другу по очереди, называя конкретную проблему прав и обязанностей в семье между детьми и родителями.
- Упражнение «Письмо»
Родители и дети пишут письмо друг другу с пожеланиями. Чтение писем вслух. Высказывания после чтения.
Заключительная часть. Обратная связь (что понравилось участникам и что не понравилось. Идет обсуждение).
- «Знаю ли я своего ребенка?
(материал для размышления родителям учащихся среднего звена)
Задание
Родители заполняют карту, а затем сравнивают свои ответы с ответами ребенка и учителей (с целью предупреждения и исключения противоречий).
Проблемная карта готовности учащегося к обучению в школе
Утверждения | Степень выраженности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
очень слабо | слабо | нормально | сильнее | очень сильно | |
1. Мотивация Игровая Познавательная Общение со сверстниками | |||||
2. Интеллектуальная готовность Умение находить связи и отношения между предметами Логичность Способность запоминать прочно и надолго Упорство, воля, умение доводить начатое дело до конца | |||||
3. Социальная готовность Умение сотрудничать Тактичность Организованность способность проявлять требовательность к себе умение находить конструктивный (правильный) выход их трудных жизненных ситуаций | |||||
4. Речевая культура Умение говорить ясно, понятно Умение внимательно слушать и слышать | |||||
5. Система ценностей Интерес к выполнению общественных поручений Соответствии слова и дела Ответственность Добросовестность |
В конце задания родителям нужно дать время для самоанализа.
- Упражнения на отреагирование негативных эмоций
- «Приветствие без слов».
Каждый из участников должен поздороваться, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой) и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать пионерский салют, японский поклон и т.д. Остальные участники тоже отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались.
- Игра «Ладонь в ладонь»
Ребенок и родитель становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони. Таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, гору (в виде тучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д. Можно усложнить работу пар, если дать задание передвигаться прыжком, бегом, на корточках и т.д. Ладони до конца игры нельзя разжимать.
- Упражнение «Без маски»
Надо приготовить карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить. Примерный перечень карточек.
Для ребенка:
«Особенно мне нравится, когда члены моей семьи …….»
«Мне очень трудно забыть, но я …»
«Мне бывает стыдно, когда ...»
«Особенно меня раздражает то, что …»
«Мне особенно приятно, когда меня …»
«Знаю, что очень трудно, но я …»
«Иногда люди не понимают меня, но я …»
«Верю, что я еще …»
«Думаю, что самое важное для меня …»
«Когда я был маленький, я часто …»
«Мои родители …»
«Моя семья общается со мной, как …»
Для родителя:
«Мой ребенок для меня …»
«Я люблю своего ребенка …»
«Мой ребенок и я …»
«Думаю, что самое важное для моего ребенка …»
«Стыдно, когда я …»
«Мне особенно приятно …»
«Мне бывает неловко перед ребенком, когда …»
«Что бы мне хотелось изменить в себе, так это …»
«Иногда ребенок не понимает меня, потому что я …»
«Раздражает то, что я …»
Заключительная часть. Обратная связь (что понравилось участникам и что не понравилось. Идет обсуждение).
- «Если отношения с ребенком вышли из-под контроля…»
Тест
1. Помните ли вы несправедливость взрослого мира?
2. Что вы думали про своих родителей в момент наказания?
3. как вы сейчас относитесь к наказаниям?
4. Какие три «нельзя» хотел бы иметь ваш ребенок, когда вы его наказываете?
Запись на доске или плакате
Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным.
Комментарий
Каждый из нас имеет право на ошибку. Есть ошибки, которые хороший родитель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет. Если родитель от усталости поступает или несправедливо, он прикладывает все усилия, размышляет, спрашивает совета, прислушивается к себе и к ребенку, чтобы исправить ошибку.
Наказание уместно, когда.
— Оно следует немедленно за проступком.
— Оно оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества.
— Объяснено ребенку.
— Оно справедливое, нежестокое.
— Гораздо большее значение для детей имеет поощрение: словом, жестом, взглядом, действием.
Что мы, родители, можем сделать, чтобы не потерять уважение своих детей и сохранить душевное равновесие? Родители предлагают свои варианты для обсуждения, они могут быть оформлены как «Памятка для родителей» или правила.
Например:
1. Ребенок имеет право получить «урок жизни» на собственном опыте.
2. Не следует перегружать ребенка опекой и контролем
3. Воспитание должно быть непротиворечивым и последовательным.
4. Жестоко наказывая своего ребенка, мы рискуем сломать его личность.
5. Несмотря ни на что надо верить в ребенка, его силы и т.д.
- Игры и упражнения для развития эмпатии
- Приветствие. Упражнение «Здравствуй, уважаемый …».
Участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах. Упражнения настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.
Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника – поздороваться соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый … (имя соседа)» и выполнить какое-либо движение или жест. Следующииий участник здоровается с соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Жесты не должны повторяться.
- Упражнение «Игра без правил»
С помощью выражения «Я люблю, когда ты …» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни.
- Упражнение «Зрительный контакт»
Цель упражнения- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение его выразить.
- Дети сели напротив родителей, протянули им руки ладонями вверх, посмотрели в глаза друг другу: какого цвета глаза у вашей мамы или ребенка. Теперь улыбнулись друг другу. Как меняется цвет маминых глаз и ребенка? Теперь рассердились друг на друга. Как меняется цвет маминых глаз и ребенка, когда расстроены?
- Угадывание мыслей – дети загадали слова
(образец: сладкий мед, кислый лимон, соленая селедка, горький лук) представили соответствующую картинку и, не отрывая глаз от родителя, передать им этот образ. Вслед за угадыванием вкуса, предлагается угадать эмоции (веселый клоун, грустный Пьеро, страшное чудовище, злой Карабас).
4.Упражнение «Глаза в глаза»
Возьмитесь за руки. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: когда грустите, рассержены, печальны, веселы, не хотите разговаривать и т.д. После игры обсудите, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
Заключительная часть. Обратная связь (что понравилось участникам и что не понравилось. Идет обсуждение).
- Конкурсная программа для детей с родителями «День семьи»
Ход мероприятия:
Ведущий: «Добрый день, уважаемые участники конкурса! Разрешите поздравить Вас праздником семьи. Желаю Вам здоровья, счастья, взаимопонимания и мира в семье. Желаю Всем хорошего настроения и успехов».
- Конкурс «Визитная карточка».
Предлагаю вам представить свои команды, дать характеристику каждого члена семьи.
- Конкурс «Шустрый портняжка»
Кто за одну минуту нанижет больше макарон на нитку?
- Конкурс «Самая стройная семья»
За последнее время с экранов телевизоров нам предлагают множество средств для уменьшения веса и улучшения фигуры. Я не знаю, какими средствами пользуется ваша семья или вообще не пользуется.
Сейчас члены каждой команды должны как можно плотнее прижаться друг к другу. Можно вырасти вверх, взяв кого-нибудь на руки или посадив на плечи. А я с помощником обмерю каждую семью на уровне талии. Сравнив результаты, мы определим самую стройную семью.
- Конкурс «Самый меткий»
Каждая семья с определенного расстояния бросает 10 луковиц в корзину. Побеждает самая меткая команда.
- Конкурс «Музыкальный»
Вспомнить и напеть как можно больше детских песен.
Подведение итогов конкурсной программы. Каждой семье вручается благодарственное письмо.
- Развитие навыков проявления любви для родителей
- Приветствие. Упражнение «Волна».
Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он выпустит волну, а участники должны передать ее по кругу.
Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще 1 волну в противоположную сторону.
- Упражнение «Машины»
Ребенок – «машина», родитель – «мойщик машины». Глаза закрыты, «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.
- Игра «Фотография»
Игра в парах. Ведущий принимает какую-нибудь неподвижную позу и говорит: «Внимание! Снимаю!». Необходимо воспроизвести ту позу, что увидел. Потом меняются ролями.
- Упражнение «Мам, ты у меня самая …»
Родитель и ребенок держатся за руки. Ребенок говорит родителю, смотря в глаза: «Мама, ты у меня самая-самая …»родитель в ответ говорит: «Сынок, ты у меня самый …». В конце пара обнимается.
Заключительная часть. Обратная связь (что понравилось участникам и что не понравилось. Идет обсуждение).
- Развитие навыков проявления любви для родителей
- Приветствие.
Упражнение проводится в парах. Отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в паре взаимоотношений. Предлагается встать напротив друг друга и выполнить следующее задание:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
- Погладить своим мизинчиком партнера.
- Померяться силами с помощью средних пальцев.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой.
- «Ласковое имя»
Родители должны вспомнить и написать, каими ласковыми именами называют друг друга в семье. Также родители садятся в круг и рассказывают, какими ласковыми именами называют своего ребенка, свою жену (мужа). Когда? Почему?
- «Игра без правил»
«Я люблю, когда ты …». Дети и родители высказывают свое мнение. Опереться только на положительные характеристики.
- Упражнение «Мы любим друг друга»
Следующим упражнением мы будем признаваться друг другу в любви, называя оно «Мы любим друг друга». Сначала разучим слова:
«Я – дрозд, и ты – дрозд, У меня губки алые,
У меня нос, и у тебя нос. И у тебя губки алые.
У меня щечки красные, Я друг, и ты – друг.
И у тебя щечки красные. Мы любим друг друга!»
Теперь образуем 2 круга: родители внешний круг, дети – внутренний круг, все смотрим друг другу в глаза и говорим эти слова друг другу.
Заключительная часть. Поблагодарим каждого участника и помахаем друг другу руками.
Список использованной литературы
- Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья.- М.: Педагогическое общество России, 2000 – 192 с.
- Поиграй со мною, папа! // Метод.пособие. Кызыл: ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»
- Практикум по детской психокоррекции6 игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова – Ростов н/Д: Феникс, 2007- 349 с.
- Программа «Психолого-медико-социального споровождения семьи по предупреждению возможного неблагополучия ребенка» - Полякова В.В.
- Солдатова, Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими // Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. -112с.