СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Знаем ли мы свой организм? Умеем ли пользоваться им во благо себе? Ответ на эти вопросы ясен. Плохо знаем или вовсе не знаем. А главное, не умеем использовать его безграничные возможности.
Красивый, звучный голос, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – свидетельство интеллекта, психического и физического здоровья ребенка. Здоровый голос – это, прежде всего, верно построенное дыхание.
А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило – безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты), тихие глухие голоса, «каша во рту», неуверенность в себе, робость – одним словом, целый комплекс проблем, которые мешают становлению, развитию личности. Итак, учитесь правильно дышать для того, чтобы правильно говорить. Учите этому своих детей.
Предлагаю азбуку дыхания – уроки специализированной лечебной гимнастики основных элементов голосового аппарата.
Не забывайте проветривать помещение перед уроками дыхания и мыть руки перед массажем!
Урок первый
Нос - своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в легкие микробов. Дети, не умеющие дышать носом, чаще болеют ангиной, гриппом, бронхиальной астмой. Такие дети отстают в речевом и умственном развитии от своих сверстников, их голос становится глухим и гнусавым. Для нормализации носового дыхания следует заниматься специализированной дыхательной гимнастикой.
Такие уроки следует проводить с детьми после консультации врача – ларинголога
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
2. На выдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по крыльям носа, выдох носом свободный.
3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи – вдох, выдох носом свободный. Повторить 5 раз.
4. Сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем – вдох. Выдох носом свободный. Повторить раз.
5. Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую и наоборот. Повторить 5 раз.
Урок второй: Учите детей смешанному дыханию
Задачи упражнений: выявить лучшие качества голоса, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
«Рубка дров» И.п. стоя, руки над головой сложены в замок – вдох. На выдохе наклон вперед со звуком
У-Х-Х-Х, как бы имитируя удар топором. Повторить три раза.
«Свисток» И.п. стоя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка, сделать вдох, выдыхать
в воду через трубочку со звуком У-У-У. Повторить три раза.
«Трубач» И.п. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить
П-Ф-Ф-Ф, по окончании вдох. Повторить три раза.
«Каланча» И.п. стоя, руки разведены – вдох, опуская руки, произносить звуки С-С-С-С. Повторить три раза
Урок третий: Учите детей фонационной (звуковой) гимнастике
1. Произносить протяжно звук М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям.
Повторить три раза.
2. И.п. стоя, руки за спиной. Вдох и выдох носом. Повторить три раза.
3. Тренировка выдоха (с использованием рифмованного текста):
Юра Гагарин очень рад (вдох), О ракетах на параде
Юре нравится парад (вдох), Он рассказывает Наде (вдох)
4. Протяжно произносить МАММ, МЭММ, МОММ, делая наклон вперед (голова, шея, плечи без напряжения).
Вернувшись в исходное положение, прочтите текст, проверив звучание голоса:
У Верки - вертушки во рту две ватрушки.
5. Произносить НАНН, НЭНН, НОНН, одновременно поворачивая голову влево - вправо, вверх-вниз.
Вернувшись в и.п., прочтите текст, проверив звучание голоса:
Дали Алику рогалик, Алик дал рогалик Алле.
Алла Алика ругала, и рогалик ела Алла.