Моя педагогическая философия

Хакимова Светлана Юрьевна

Моя педагогическая философия

Творческое эссе «Откровение Сизифа».

 

Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и железо, фаянс и пластмасса. Десятки, сотни, тысячи деталей! А в конце концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка...

Счастье всегда строят по индивидуальному проекту. Тут деталей во много раз больше. И требования к качеству куда выше. И юношеская ошибка в фундаменте может дорого обойтись: прекрасно выстроенное здание, где вроде бы все продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и непоправимо...

Преподаватель строительного ВУЗа как-то сказал первокурсникам: "Многим из вас мой предмет понадобится в жизни пять, шесть, а может, вообще, один раз. Но от этого единственного раза будет зависеть, простоит ли мост века или обрушится через год под проходящим поездом.

Так что в нашем "деле лишних знаний не бывает..."

Глава 1 "Во французской стороне..."

 

Когда мне было семь лет, и пришла пора идти в школу, вся страна распевала самую популярную в то время песню. Хит сезона. Музыку написал Давид Тухманов. А словами стали стихи средневековых бродячих поэтов - вагантов. Пела эту песню и я:

"Во французской стороне,

На чужой планете

Предстоит учиться мне

В университете..."

Услышав мое пение, мама сказала: "Вон куда тебя занесло! Во французскую сторону! В университет! Быстрая какая! Еще не одни туфли собьешь, шагая туда".

Но я пошла! Пятнадцать лет бродила по этим дорогам сама; двадцатый год, как проводник, вожу по этим дорогам своих учеников. И всегда прошу их помнить, что поля вдоль дорог в этот край не пустынны, они богаты, плодородны, золотоносны.

Главное, не проглядеть... Как в сказке... В одном королевстве, во дворце стояла шкатулка, а в ней лежал камень, по виду - простой булыжник. Однако камень этот был волшебный. Пока он хранился во дворце, все девушки в королевском роду рождались только красавицами. А еще он мог превращать железо в золото.

У короля была дочь, принцесса, конечно же удивительная красавица. Ее любил принц, и даже день свадьбы был уже назначен. Но тут случилась большая беда. Простодушная принцесса рассказала про волшебный камень подруге, а та из низкой зависти украла его. Но она не знала, что камень способен превращать железо в золото, и не стала его беречь - злорадно ухмыляясь, швырнула на грязную телегу, перевозившую булыжник для постройки дорог.

Принц очень любил свою невесту. Он сказал: "Я найду этот камень!" Он повесил на шею железный обруч и пошел по дорогам королевства. К каждому булыжнику прикладывал обруч и с надеждой смотрел - не превратиться ли в золото?

... Прошло много лет. Принцесса состарилась в девушках и умерла. А принц одряхлел и ослеп. Но по прежнему ходил по дорогам и искал. Однажды он пришел в деревню и попросил хлеба и воды. Но люди прогнали его и кричали вслед: "Как тебе не стыдно попрошайничать, когда на шее у тебя золотой обруч!"

Вот такая притча... Принца жалко, а нам урок! Когда ищешь счастье, надо быть зрячим, надо быть внимательным. Не найти свой камень - обидно, но не так - тут вся вина, как говорится на судьбе. А найти и не заметить?! Тогда и золотой обруч на шее - не утешение, а насмешка...

 

Глава 2.

                                            За твоей спиной Троя.

 

С чего началась Троянская война?

Если по порядку, все произошло так. Боги собрались на пир, а Эриду не позвали. И обиженная богиня раздора швырнула на установленный яствами стол золотое яблоко с надписью: "Прекраснейшей". Коварный расчет оказался верен - жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита тут же затеяли яростный спор из-за яблока.

За решением обратились к Зевсу. Но властитель Олимпа не пожелал вмешиваться в распрю богинь и назначил судьей в их споре Париса, сына царя Трои, молодого красавца, который в ту пору был пастухом и не ведал о своем высоком происхождении. Юный пастух не спешил с приговором, и все три богини принялись склонять его на свою сторону. Гера посулила юноше власть, Афина - славу, Афродита - первую красавицу земли. Парис выбрал красавицу, и яблоко с надписью досталось Афродите.

Богиня выполнила обещание и помогла Парису похитить красивейшую женщину планеты, прекрасную Елену, жену греческого царя Менелая. Оскорбленный супруг решил отомстить обидчику. Богини, проигравшие в споре, принялись ему помогать. Разразилась война, длившаяся десять лет и закончившаяся гибелью Трои...

Романтическая история меняет формы и краски, если взглянуть на нее взглядом учителя...

Богов судить не будем! Им - богово!

Меня в этой истории по - настоящему волнует только человек. Только Парис. Ведь не боги приняли роковое решение - он. Решение, вызвавшее обвал, опустошившее Грецию, навек похоронившие Трою... Какую же ошибку допустил Парис? Хотя на его месте любой бы растерялся! А тут еще сулят немыслимые блага: власть, славу, первую красавицу. Выбрал девушку. А власть или славу - было бы лучше? Вот если бы кто - нибудь сказал ему: смотри, паренек, сделаешь то-то - получится так-то! Уже тогда бы он...

Никто не сказал. Даже не намекнул. Даже пальца предостерегающе не поднял, как регулировщик на перекрестке в сложную минуту поднимает свой жезл...

Парис, не останавливаясь, проскочил главный в своей жизни перекресток, Афродита получила яблоко, Парис хоть и ненадолго, Елену, а развалины Трои раскопал через тридцать веков Шлиман...

Боги бессмертны. Если ошибутся - исправятся, время у них есть.

Людям хуже: за свои ошибки платят полной мерой, а казна их до обидного тоща - каких-нибудь тридцать, а то и двадцать, а то и десять тысяч дней. Мало, невероятно мало!

Поэтому - будь очень внимателен, Парис! Не суетись, не жадничай - за твоей спиной Троя! В большом и малом живи и суди только по совести: никто не знает, какой из твоих поступков окажется главным, в какое из решений прицелилась взглядом судьба...

 

                                             Глава 3.

               Юный Сизиф приручает свой завтрашний камень.

Оглянитесь - все ли вокруг счастливые? Есть, конечно, кто в любви, кто в работе, кто в детях, в друзьях...

Но вот чтобы и тут и там, чтобы на сто процентов, чтобы годился в эталон...

Так не бывает. Счастье - это сизифов труд. Огромный камень, который мы с утра до ночи с муравьиной старательностью толкаем в гору, почти наверняка зная, что потом, спустя время, он все равно - с горы?

Но я задумалась вот о чём: а куда пропадают мифы? Куда уходят их герои?

С Гераклом все в порядке: за особые заслуги причислен к бессмертным богам. Персий тоже не обижен: созвездия в его честь названо.

Ну а Сизиф? С ним ведь по-иному, то ли действительно натворил что-то несусветное, то ли судебная ошибка - в любом случае приговор богов окончательный и обжалованию не подлежит. Не на год, не на два, не на сто - на веки вечные был он осужден толкать в гору камень, который тут же - с горы.

Нынче времена не мифические. Все вершины покорены альпинистами, все пропасти изучены спелеологами. Но никто из них ни разу не встретил на крутом склоне мускулистого мужчину с греческим носом и короткой курчавой бородой.

Что же случилось с Сизифом, самым упорным и неудачливым работягой в истории человечества?

Я полагаю, ничего из ряда вон выходящего. То же, что случается со всеми упорными работниками. В конце концов все же вкатил свой камень.

А произойти это могло приблизительно так.

Сизиф, весь из мускулов и упрямства, с черной от солнца и белой от соли спиной, в стотысячный раз завершал свою незавершимую работу, когда услышал вдруг звонкое: "Слушай, дяденька, давай помогу!"

Скосил заплывающие потом глаза - ничего выдающегося: стоит белесый мальчишка, молочные зубы частично выпали, костяные пока на подходе. Звенит, свистит, шепелявит: "Давай, дяденька, а? Чего одному-то ломаться? Вдвоем мы его живенько... Давай, а ?"

Розовые пятки уперлись в гору, розовые ладошки уперлись в камень. Вовсю работает молодой человек!

И ведь действительно вдвоем совсем иное дело: Сизифу, может быть, и не легче, но зато куда веселей. А более всего вот что важно:

Сизиф каторжный, а мальчишка –то вольный, на его белёсых волосёнках никагого заклятия нет. Ещё метр, ещё шаг, ещё усилие – и вот она, вершина, вот он, камень, лежит, будто век тут лежал.

Счастье –сизифов труд.

Однако кое-что обнадёживает. Поглядите вокруг: по всем окрестным горам, по холмикам. По буграм, даже вверх по насыпям катят свои камни старые и молодые, крепкие и хилые, умудрённые неудачами и совсем ещё наивные сизифы. Вверх –вниз, вверх –вниз, вверх –вниз…

Но… Не отчаиваются! Потому что труд, даже самый незначительный всё равно не пустой. Пускай не только в гору, пускай и с горы. Но при этом наращиваются мускулы, набирается опыт. А самое главное – навек врезаются в ладони золотые пылинки счастья. Слышали выражение –«счастливая рука?» Так вот, счастливая рука бывает не у всех –только у сизифов…

Я пишу всё это, а под окнами, во дворе, мой ученик лепит снежок. Слепил, нарастил, вновь помял в промокших варежках – и катит, катит по белой влажной целине. Уже не снежок –комок. Уже не комок –ком. Уже не ком – полуметровый в диаметре снежный шар.

Это не забава! Это юный Сизиф приручает свой завтрашний камень!!!