Проект "Мой любимый Сахалин"
Долгосрочный проект по краеведению в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_sahalin.doc | 61.5 КБ |
konspekt_gerb_2.doc | 42.5 КБ |
legenda_o_sahaline_i_kurilah.doc | 28.5 КБ |
konsultatsiya_patrioticheskoe.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по краеведению в средней группе «Мой любимый Сахалин»
Подготовила: Широкорад Зоя Сергеевна, воспитатель МБДОУ №8 «Журавленок» г. Южно-Сахалинск
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой родного города, края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Узнавая об особенностях края, в котором живет, ребенок осознает и себя ответственным за сохранение природы, возникает чувство гордости за свою, такую неповторимую, малую Родину, которая входит в одну огромную Родную страну.
Обычно планомерные занятия по краеведению начинают со старшей группы. Но и дети 3-5 лет вполне способны усвоить часть информации. В конце второй младшей группы проводилась диагностика знаний детей о городе Южно Сахалинске, его достопримечательностях и флоре и фауне Сахалина и Курильских островов.
Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном крае, об его особенностях и достопримечательностях.
Цель: Формировать представления детей о своей малой Родине – Сахалинской области и городе Южно-Сахалинске.
Задачи:
1. Пополнить знания детей о природе Сахалинской области, обогатить представления об особенностях родного края.
2. Ввести понятия «малая» и «большая» Родина.
3. Познакомить детей с символикой Сахалинской области.
1. Обогатить и уточнить первые представления о городе, в котором мы живем.
2. Познакомить с достопримечательностями города Южно-Сахалинск.
4. Воспитывать у детей гордость за свою малую Родину, любовь к родному городу и краю, желание их видеть красивыми, чистыми.
5. Приобщать детей к современной жизни города, желание посещать музеи, театры, выставки, участвовать в городских праздниках.
6. Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный.
Методы и формы работы: Образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, составление рассказа, экскурсия, театрализация, рассматривание изображений, просмотр слайдов, мультфильма, консультация для родителей, динамические упражнения, дидактические игры, художественно-эстетическая деятельность.
Ожидаемые результаты.
Реализация данного проекта позволит:
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине через «Малую Родину»;
-расширить представления детей о Сахалинской области как части России, о богатстве природного мира родного края;
-заложить основы поведения в природе, желание ее беречь.
Сроки реализации: октябрь 2016 г. - апрель 2017 г. (9 месяцев)
Участники проекта: дети средней группы №9 МБДОУ№8 «Журавленок» и их родители, музыкальный руководитель. воспитатели.
I. Деятельность в рамках проекта
Предварительный этап.
1. Диагностика знаний детей о Сахалинской области и городе Южно-Сахалинске.
2. Подбор литературы о Сахалинской области.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, видео, песни, фотографии, зарисовки),
- Подготовка картотек: животные Сахалинской области, достопримечательности г. Южно-Сахалинска, ягоды Сахалинской области, краснокнижные животные Сахалинской области, морские жители Сахалинской области.
- Подготовка изобразительного и природного материала для продуктивной деятельности.
- Подготовка дидактических игр:
Основной этап:
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
октябрь | 1. НОД «Мы живем на Сахалине». Познакомить детей с картой Сахалинской области. Выяснить, что Сахалин – остров, в состав Сахалинской области входят Курильские острова. Омывает наш край Тихий океан. Ознакомить с символикой области. 2. Чтение «Легенда о Сахалине и Курилах». 3. Беседа о ягодах, произрастающих в нашем лесу с показом слайдов. 4. Экскурсия по территории ДОУ «Какие ягоды растут в нашем саду». 5.Прослушивание песен о Сахалине. | Консультация «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» | Пополнение уголка патриотического воспитания гербом и флагом Сахалинской области, картой Сахалинской области; карточками с изображениями ягод, растущих в Сахалинской области. |
ноябрь | 1. НОД «Как красив наш край». Познакомить детей с природными особенностями Сахалинской области с помощью показа слайдов и рассказа. (сопки, тундра, тайга, море, подводный мир, вулканы Курил, гейзеры, грязевые вулканы, водопады и др.) 2. Рисование на тему «Как красив наш край» 3. Составление рассказов детей об интересных местах Сахалинской области. | Попросить родителей помочь детям подготовить короткие рассказы об интересных местах Сахалинской области, где они бывали. | Пополнение картотеки в уголке краеведения карточками с видами Сахалина и Курил; Вводится динамическое упражнение «На прогулку в лес». |
декабрь | 1.НОД «Животные Сахалина». Познакомить детей с животным миром Сахалинской области, с эндемиками. Вспомнить как зимуют животные. Выяснить, что дети знают о сахалинских животных. 2. Короткие рассказы о животных, наиболее заинтересовавших ребят. 3. Лепка «животные Сахалинского леса» 4. Загадывание загадок о животных. 5. Дидактическая игра «Загадай загадку о животных» | Рекомендация посетить краеведческий музей | Пополнение картотеки карточками с изображениями животных Сахалинской области. Вводится дидактическая игра «Загадай загадку» |
январь | 1. НОД «Кто живет в море». Познакомить детей с животным и растительным миром Японского и Охотского морей; 2. Беседа о морской капусте. 3. Поделки из природного материала, собранного на берегу моря (ракушки, камешки). | Пополнение картотеки карточками с изображениями морских обитателей. | |
февраль | 1.Красная книга Сахалинской области. Рассказать и показать фото и слайды животных и растений, наиболее заинтересовавших детей на предыдущих занятиях (редкие). Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Дидактическая игра «подзорная труба». | Пополнение картотеки карточками с редкими и исчезающими видами животных Сахалинской области. | |
март | 1.НОД «Наш флаг и герб». Познакомить детей со значением символов на флагах России и Сахалинской области. Дать понятие о том, что изображения на них не случайны и всегда что-то означают. 2. Заучивание стихотворения о флаге РФ. 3. Знакомство с достопримечательностями города Южно-Сахалинска. 4. Рассказы-презентации детей о достопримечательностях города. 5. Прослушивание песен о городе Южно-Сахалинске. | Попросить помочь детям подготовить небольшие рассказы-презентации о достопримечательностях города. | Вводится видео физкультминутка «Росиночка-Россия»; Вводится дидактическая игра «Разрезные картинки» (флаги и гербы РФ и Сахалинской области); Пополняется картотека изображениями с достопримечательностями города; Вводится физкультминутка «мы по городу идем». |
апрель | 1.Музыкальная театрализация «Теремок» 2. Рисование «Сказочный домик-теремок» | На родительском собрании попросить у родителей помощь в организации экскурсий на следующий учебный год. |
Заключительный этап:
1.Открытое НОД «Моя маленькая Родина». Познакомить детей с историей гербов, с их символами. Закреплять понятие «малая Родина», составление герба группы.
2. Развлечение «Путешествие с Дашей»
II. Оценка результатов.
Диагностика знаний детей средней группы №9 МБДОУ №8 «Журавленок» г. Южно-Сахалинск
III. Приложения
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности «Моя маленькая Родина» (составление герба группы).
Выполнила: Широкорад З.С.
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
- уточнить знания детей о символике России и Сахалинской области;
- обобщить знания детей о значении символов России и Сахалинской области, о символическом значении образов;
- ознакомить с историей появления гербов.
Развивающая:
-развивать познавательную активность детей, логическое мышление, воображение, память, внимание;
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова;
- активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина»;
- развивать творческие способности детей, конструкторские умения;
Воспитательная:
-воспитывать патриотические чувства, чувство любви к большой Родине – России, к малой Родине – Сахалинской области;
-воспитывать чувство гордости за свою самую малую родину – группу, желание участвовать во всех событиях в группе;
- способствовать сплочению детского коллектива, желанию помогать друг другу.
Материал:
- Презентация (1-солнышко – игровой момент; 2-мультфильм из цикла Мультироссия «Сахалин»; 3 – флаг РФ; 4- флаг Сахалинской области; 5 – рыцари; 6 – различные щиты; 7 –гербы городов России; 8 – герб РФ; 9- видеофизминутка «Росиночка – Россия»; 10 – герб Сахалинской области; 11 – щит – пустая основа для герба группы; 12 – голубой щит-основа и символы для выбора; 13 – готовый герб группы; 14- музыка для танца «Теремок» и изображение теремка)
- Разрезанные на 4 части флаги и гербы РФ и Сахалинской области.
- Голубая основа щита, вырезанные символы для выбора и приклеивания, клей, салфетка, клеенка.
Предварительная работа:
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Сахалинской области»;
-чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине;
-рассматривание иллюстраций, карт, символики РФ и Сахалинской области, дидактические игры;
-создание в группе познавательного центра «Наш родной край»;
-прослушивание музыкальных произведений.
Технические средства: проектор, ноутбук.
Ход занятия
Воспитатель: кто-то придумал просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам
Сегодня мы поговорим… А о чем… догадайтесь сами. В этом поможет мультфильм.
Просмотр мультфильма «Мультироссия. Сахалин.»
В: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?
Д: О России, о Сахалине.
В: Все правы. Речь пойдет и о башей большой Родине – России. И о нашей малой родине – Сахалинской области.
Подойдите к столу. Я подготовила для вас игру. Соберите картинки и расскажите что на них изображено.
Дети: 1. Флаг России
2. Герб России
3. Флаг Сахалинской области
4. Герб Сахалинской области.
Воспитатель: Вы уже знаете, что у каждой страны и у каждой области и даже у каждого города есть свои символы - флаг и герб. И цвета и изображения на них имеют смысл. Расскажите, что означают цвета российского флага?
Дети: Белый – чистоту и мир, синий – верность и правду, красный – отвагу, любовь.
Кто запомнил стихотворение про российский флаг?
Дети: Флаг у нас прекрасный – белый, синий, красный
Белый – мир и чистота, синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага… Вот цвета родного флага!
В: А что означает флаг Сахалинской области?
Дети: Голубое море, Сахалин и Курильские острова.
В: Молодцы! Про флаги вы уже все знаете. Сегодня я хочу вам рассказать о гербах.
В далекие времена, когда наши предки еще много воевали, во время боя им очень трудно было различить своего от чужого. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого был похож. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что их хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита. Давайте рассмотрим герб нашей Российской федерации. Что на нём изображено?
Ответы детей: -На гербе изображён двуглавый орёл. -Головы его смотрят в разные стороны: одна на запад, другая на восток. -Это символ единства огромной страны. -На груди орла щит с всадником.
Воспитатель: Всадник – это святой Георгий Победоносец, который издавна был покровителем Москвы – столицей нашей Родины. Он символизирует борьбу добра со злом.
Видео физкультминутка росиночка-Россия
Воспитатель: Герб есть и у нашей области. Что на нем изображено?
Дети: вулканы, корабль, море.
Воспитатель: Серебряная основа щита - это символ чистоты, добра, независимости.
В центре серебряного щита находится лазоревый, голубой столб. Это символ красоты и величия, моря.
В центре столба - золотое изображение русского казачьего коча. Именно на таких кораблях плавали первооткрыватели Сахалина
Изображения вулканов символизирует мощь природной стихии.
В: Сегодня мы много говорили о Родине. Какая страна для нас родная?
Д: Россия.
В: Расскажите стихотворение о России
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
В: Россия – это наша большая Родина, наша страна. Есть еще малая родина – место, где мы живем – Сахалин. Наш детский сад – это тоже родина для вас всех, а самая маленькая родина – наша группа. Сегодня я предлагаю придумать герб для нашей самой маленькой Родины.
Я подготовила вот такую красивую основу – щит.
Мы живем в окружении моря. Давайте наш щит будет голубого цвета.
Здесь несколько различных фигур (сжатые ладони, Сахалин, домик, дети, солнце, журавль, гора, лев, штурвал, камыш). Подумайте, что эти символы могут обозначать и какие подойдут для герба нашей группы.
Дети высказывают мнения. В итоге выбираем: Сахалин – это наша малая родина, Журавль – детский сад «журавленок», ладони в форме сердца – в нашей группе мы все дружим, любим и поддерживаем друг друга, солнце – в нашей группе тепло и светло, у всех хорошее настроение, теремок – группа «теремок», дети вокруг него, взявшиеся за руки – это все мы.
Дети берут заготовки и составляют герб нашей группы (приклеивают).
Воспитатель: Теперь у нашей самой маленькой родины, нашей группы есть свой герб. (приклеиваю на «магазин»). Давайте покажем как нам весело живется в нашем теремочке.
Распределяются роли зверей – танец «теремок».
Предварительный просмотр:
Легенда о Сахалине и Курилах
Когда-то в мире не было ничего кроме воды, а Солнце стояло высоко в зените. Именно тогда миром правили могучие титаны, самым главным из которых был великий Магок. И была у него дочь, прекрасная Курила, единственная, которая могла смягчить жесткий нрав грозного правителя. Магок безумно любил свою дочь, чему завидовала его жена Геда, не желавшая делить любовь мужа с падчерицей.
Однажды отправились они всей семьей осмотреть огромные владения титанов, и Магок взял с собой слугу, имя которому - Сахалин. Когда глаза Курилы и Сахалина встретились, они поняли, что влюблены... Но каждый из них понимал, что это была запретная любовь, ибо великий Магок не позволит своей дочери любить обычного раба.
Долго мучились влюбленные, Курила отказывалась есть, и горевшие ярким пламенем глаза погасли. Магок волновался за дочь и злился оттого, что не мог понять, почему так тосклива и несчастна его любимица? Но коварная Геда узнала причину уныния Курилы и предложила влюбленным встретиться тайно под раскидистыми ветвями волшебного Дуба. Молодая и доверчивая, Курила поверила злобной мачехе, и в тот же вечер она встретилась с Сахалином, но свидание их было недолгим.… Прибежала служанка Курилы Навага и предупредила госпожу о надвигающейся опасности. У влюбленных был только один выбор - бежать, но куда? Где бы ни попытались они спрятаться, великий Магок все равно найдет их, и даже любовь отца к дочери не сможет им помочь.
Узнав, что его дочь предупредили, Магок пришел в ярость и обратил служанку в рыбу Навагу. Сахалин и Курила попросили помощи у волшебного Дуба, чтобы тот тоже превратил их в рыб... И когда они оказались на свободе, то уплыли на глубокое дно... Три дня и три ночи бушевал океан, Магок был в бешенстве - стоило только кому-то попасться под его горячую руку, как тут же несчастный обращался в прах, даже предательница Геда была в ужасе...
Со временем об этой истории забыли, так же, как и о Сахалине и Куриле, у которых к тому времени появилась дочь Кета. Спустя три года решили они показать своей ненаглядной дочери Солнечный свет, по которому сами так соскучились... Забыв об опасности, они выплыли на поверхность океана. Едва завидел их Магок предателей, ярость закипела в нем с прежней силой, невзвидел он света и бросил молнию в самое сердце Сахалина, но Курила защитила любимого, и разбила смертоносная молния ее тело на 12 частей. Горю Сахалина не было предела, он дни и ночи проводил рядом с останками своей возлюбленной.… Так и стоит он там по сей день, где много лет назад погибла Курила. Каждый год сюда приплывает их дочь Кета, а в здешних местах часто поговаривают, что извержения вулканов - это слезы Курилы... Слёзы о потерянной любви.
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание.
Консультация для родителей
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах