Научно-методическая деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.Тамбовки»
Харабалинского района Астраханской области
ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ
Тема курсов: « Формирование эффективного профессионального взаимодействия педагогических работников как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»
Тема выступления :
« Организационно- педагогические условия подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по предметам».
Учитель географии, математики и экономики : Нурашова Жанылдык Батыховна | ||
(высшая квалификационная категория) Учитель иностранного языка Джумаханова Джамилия Джумалиевна |
с.Тамбовка 2017г.
Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Цель олимпиады по учебной дисциплине – это выявление специальных способностей, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Олимпиада является одной из форм внеклассной работы. В течение учебного года учащиеся могут принимать участие во всероссийских олимпиадах школьников по предметам, всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит», олимпиаде школьников «Ломоносов», международной эвристической олимпиаде «Совенок», интенсивной олимпиаде научного творчества «ПРОРЫВ», открытой межвузовской олимпиаде школьников «Будущее Сибири», всероссийских заочных конкурсах-олимпиадах «Познание и творчество», всероссийских открытых заочных конкурсах-олимпиадах «Интеллект-экспресс», всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде Eidos, олимпиадах вузов и т.п.
В последние годы внимание к предметным олимпиадам возросло. В статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио), который в настоящее время достаточно широко используется в педагогической практике. Участие в олимпиаде помогает школьникам лучше подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.
Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри. Олимпиады проводятся на основе нормативного документа «Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом МО и Н РФ от 18.11.2013г. №1252 (далее Порядок) с учѐтом изменений, внесѐнных в Порядок приказом Минобрнауки России от 17.03.2015г.№ 249.
Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.
Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще всего, эти дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.
Олимпиады позволяют школьникам, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремиться любой учитель. Олимпиады привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях.
Организация дополнительной работы с одаренными учащимися
Основное направление дополнительных занятий – установление связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах средней общеобразовательной школы.
Основной принцип – не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.
Основная форма занятий – индивидуальные занятия или групповые лекции с индивидуальными консультациями.
а) Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть долгосрочной.
Научить ребят решать задания по предмету очень не просто. Можно хорошо знать теорию и не уметь решить даже простейшее задание . Для того, чтобы успешно решать задания, знание теории необходимо, но недостаточно. И причина этого в том, что умение решать задания требует не только конкретных знаний, но в большей степени знаний обобщенных, которые приобретаются только на опыте, в процессе решения большого количества заданий. Отсюда, и это едва ли не главное условие обучения, - необходимо время для приобретения этого опыта.
Практика показывает, что не менее года систематических дополнительных специальных занятий необходимо провести с ребенком, прежде чем можно будет с надеждой на успех направлять его на олимпиаду по предмету. Поэтому начинать подготовку к олимпиаде учащегося, у которого определился интерес и способности к изучению предмета, желательно уже с 7 класса. Причем дополнительные занятия с одаренными ребятами должны быть не только постоянными в течение всего учебного времени, не должны они прерываться и во время школьных каникул.
б) Интенсивность дополнительных занятий.
Интенсивность занятий зависит от общей занятости учащегося. В идеале дополнительные занятия обзорного вида нужно проводить как можно чаще, например, не реже трех раз в неделю. Но в течение этой недели необходимо устраивать консультации для разрешения возникающих вопросов.
Во многих школах для интенсивных занятий используют каникулы, выдавая за это время максимум информации. Но такие занятия практически всегда имеют невысокий КПД, так как закрепления начитанного учителем материала не происходит. Значит, при таком графике работы методика должна быть специальной, учитывающей не только объем информации, но и методы наиболее эффективной ее обработки.
в) Формы дополнительных занятий.
Если на начальном этапе дополнительной работы с учащимися групповые занятия практикуются как основные, то по мере выявления различной степени одаренности детей занятия все больше приобретают индивидуальный характер.
Более того, групповые занятия дают нужный эффект только в сочетании с индивидуальными консультациями и постоянным контролем за выполнением намеченных заданий. Многие учителя практикуют заведение специальных дневников, куда записывают индивидуальный график дополнительных занятий, задание на определенный срок и отметки о выполнении этого задания. Именно такая работа учителя окупается успехами его учеников.
Следует обратить внимание, что целью дополнительных занятий является не столько изучение нового материала, сколько обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся у учащихся знаний. Поэтому возможно объединение учащихся разных классов при работе над какой-то конкретной темой, или наоборот, разъединение даже одноклассников на разные группы в соответствии с их способностями.
г) Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной.
Дополнительные занятия с одаренными ребятами должны проводиться в строгом соответствии с составленной программой. Бессистемные занятия по решению задач повышенной трудности чаще всего ничего или почти ничего не дают. По мере выявления способностей или наоборот не способностей детей освоить предложенную программу, она обязательно корректируется. Именно программа должна учитывать и отражать индивидуальные особенности каждого одаренного ребенка.
Отличительной особенностью подготовки к олимпиаде по математике и экономике является ее комплексность. Это не просто дополнительные занятия по углубленной программе. В отличие от других предметов, подготовка к олимпиаде по математике требует обязательного расширения и углубления знаний практически всех, изучаемых в школе разделов математики, знания основ строения вещества, изучаемого в химии, основ информатики, а также приемов развития памяти и методов запоминания.
Это должен быть комплекс взаимосвязанных тематикой и временем изучения программ по математике, физике, химии и информатике. Именно такое сочетание дает достаточно быстрое и качественное овладение приемами и методами решения математических задач.
Рекомендации по составлению программы по предмету.
Как было уже замечено, подготовка учащихся к олимпиаде по предмету не допускает бессистемных занятий. Необходима строго разработанная система занятий, в которой обязательно должны быть учтены все виды подготовки: основы теории, основные методы и приемы решения задач, эксперимент. При составлении программы подготовки к олимпиаде по предмету рекомендуется обратить внимание на те вопросы теории, которые всегда вызывают затруднения у ребят.
Порядок включения предложенных тем в программу по предмету может быть любым, в зависимости от возраста учащихся и методов работы конкретного учителя. Программа по предмету не может быть единой для всех учебных заведений. На ее содержание влияют очень многие факторы, начиная от состава учащихся, их подготовки, и заканчивая учебным планом данного учебного заведения. Более того, программа обязательно корректируется на каждый конкретный учебный год, на каждый конкретный подбор групп.
Поэтому можно только рекомендовать какие-то разделы или темы для их включения в программу. Но составить конкретную программу может только сам учитель. Разрабатывая программу подготовки к олимпиаде надо учитывать типичные ошибки учащихся.
Методика организации практической работы с одаренными ребятами также отлична от методики работы с классом в целом.
Очень большое место должно отводиться самостоятельной работе ребенка с обозначенным кругом обязательных для решения задний. На первых этапах обучения решению заданий рекомендуется давать учащемуся и подсказку и ответ. По мере приобретения опыта подсказки отменяются. А затем нужно убирать и ответ.
Рекомендуется требовать от каждого ребенка решения заданий определенным методом или решения одной и той же задачи различными методами для выработки вариативного подхода к решению задач. Только после достаточно длительной работы по такой методике ограничения в выборе метода решения можно снять.
Практика работы с одаренными учащимися показывает, что очень эффективен трехэтапный метод: вначале учитель впереди, ученик – за ним.
Это означает, что ученик в точности выполняет все указания учителя и именно в таком же варианте. Этот этап может быть довольно коротким для одних учащихся и более длительным – для других. Поэтому и требует он индивидуального подхода к каждому отдельному ребенку.
Следующий этап: учитель и ученик – рядом. Это означает, что варианты работы, предложенные учителем, дополняются, изменяются или корректируются самим учеником в зависимости от его творческих возможностей. Чаще всего именно этот этап является самым длительным и продуктивным. Конечным этапом работы с учеником в идеале является метод, когда учитель следует за учеником, помогая в выборе интересующей ученика информации и направляя его занятия.
Рекомендации при планировании учебного процесса.
Совсем нелегко предлагать конкретные рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам, по воспитанию олимпийца. Но существует несколько общих подходов.
Обозначим их:
- Успешная подготовка это решение как можно большего числа олимпиадных задач.
- Успешная подготовка это более подробное, дополнительное и изучение тем школьного курса. При этом не следует поначалу браться за сложные задания. За сложностью решения может потеряться суть явления. Сложные задания можно практиковать на заключительном этапе подготовки.
- Изучение различных методов решения заданий.
- Возможен и нужен свой путь подготовки учащихся к результативному участию в олимпиадном движении.
Есть несколько методических принципов, служащих вовлечению учащихся в олимпиадное движение.
Принцип №1: ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. На первом этапе, учитывая возраст и багаж знаний учащихся, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений.
Принцип №2: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано с мотивацией учащегося. На примере старших |ребят, удачных выступлений на олимпиадах можно сформировать мотивацию для занятий. Не последнюю роль играет обратная связь с родителями учащегося. Учащийся, учитель, родитель - звенья одной команды.
Принцип №3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы, простой набор олимпиадных заданий не даёт должного эффекта. Обязательна регулярность занятий.
Первые два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные занятия учащегося. Третий принцип определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания, уровень их сложности и последовательность зависят от потенциала учащегося. Поэтому использовать универсальную схему подготовки для всех учащихся, по крайней мере, некорректно.
Кроме всего прочего, учащегося предстоит обучить различным навыкам. Это и оформление работы, проверка и поиск ошибок, проведение и анализ данных эксперимента, умение апеллирования своей работы.
Остановимся подробнее на некоторых принципах.
Ненавязчивость и добровольность На первом уроке , когда происходит введение в предмет, есть смысл рассказать об успехах школы. Привлечь для разговора старшеклассников, студентов, которые могут на личном примере поделиться впечатлениями от участия в олимпиадном движении. Возможно, кто-то из учащихся уже добивался определённых успехов, выступая в олимпиадах по другим предметам, полезно будет выслушать и их.
Наряду с принципом «Пусть победит сильнейший» при подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», важно и просто участие. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение, и именно поэтому оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся. В связи с этим важнейшая задача учителя - привлечь к школьным турам олимпиад возможно большее число учащихся.
Высокая мотивация обучения. Дело в том, что олимпиадные задачи «выдумываются» жюри олимпиады и в подавляющем большинстве своём достаточно просты. Для их решения необходимо уловить красивую идею (обычно маскируемую автором задачи в условии). Предлагаемые же человеку природой проблемы чаще всего устроены по-иному и редко допускают простые и изящные решения. Однако олимпиадные задачи развивают умение глубже мыслить, интуицию, упорство и терпение, учат серьёзному подходу при решении проблемы. Тем не менее, нестандартность мышления, упорство при достижении цели, трудолюбие - качества, которые востребованы в реальной работе.
Продуманность и систематичность занятий. Пожалуй, самый сложный принцип, требующий продуманности действий, долгосрочного перспективного планирования. Здесь в полной мере проявляются как талант, так и интуиция учителя. От умения планировать, придерживаться выбранной линии, выполнения намеченного зависит успех начатого дела.
В олимпиадное движение включаются учащиеся на раннем этапе изучения предмета, а это семиклассники. Для них проводятся дополнительные занятия-консультации, на которых разбираются заявленные вопросы. Ребята работают по сборникам заданий, которые составлены разными авторами. Среди членов этой группы целесообразно проводить заочные туры олимпиад. Очный тур необходим в конце учебного года. Так формируется ядро, костяк команды параллели, которая приступает к серьёзной подготовке в следующем классе.
Учащиеся 8 класса переходят на очную форму занятий. Занятия проводятся регулярно. Происходит углубление ранее изученных тем. Разбираются задания олимпиад 7, 8 класса разных городов. Изучаются различные методические приёмы. На каникулах проводятся занятия со всей командой олимпиадников. Есть целесообразность объединения учащихся в разновозрастные группы.
В 9 классе количество занятий увеличивается. Практикуется проработка основных вопросов изученных тем, разбор олимпиад учащихся 7-9 классов городов, областей. Дверь в клуб олимпиадников открыт для всех желающих.
Старшие классы используют эту возможность как один из этапов подготовки к выпускным экзаменам.
9. Методические приемы, которые используются при подготовке олимпиадников:
Погружение: индивидуальная работа учащегося при поиске возможного решения поставленной задачи.
Обмен опытом: работа в парах, обмен и критика возникших идей.
Мозговой штурм: обсуждение решений четвёркой.
Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
Консультации: консультация старших и более опытных учащихся.
Консультация преподавателя.
Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая их в олимпиадное движение, формируя у них определённые качества, мы делаем важное дело - растим патриота, гражданина, личность.
Таким образом, можно сделать вывод, что организационно- педагогические условия подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по предметам должны базироваться на выработке индивидуального образовательного маршрута: психолого-педагогическая диагностика (выявление интересов, наклонностей, способностей) - планирование (участие в конкурсах, проектах, исследованиях и т.п.) - осознание своих возможностей - реализация - промежуточная рефлексия и коррекция - заключительная оценка и рефлексия.
Литература:
1. Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам по физике (обобщение опыта работы участников семинара) /сост.Ф.З.Кадырова, Р.Р.Исмагилова, Г.Г.Мингазова. – Казань: ИРО РТ, 2015.
2. Вирачев Б. П. Методические принципы организации и проведения физической олимпиады и подготовки к ней учащихся . Челябинск, 1998 г