Формирование целостного образа предмета у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tselostnogo_obraza_predmeta_u_detey_s_zpr.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восприятие формы, цвета, величины и пространственных отношений формируется в процессе конструктивной деятельности ребенка с предметами. Ребенок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, к сопоставлению объекта или его частей с другими объектами. Накопление чувственных знаний об окружающем мире – первая предпосылка для образования и развития восприятия пространства. Второй является специализация пространственных признаков вещей и отношений между ними. Конструирование является одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, так как в процессе конструирования в значительной степени формируются как познавательные и практические действия, так и диалектическое мышление.
Закрепление пространственных признаков предметов в играх со строительными материалами; Формирование целостного образа при складывании разрезных картинок и картинок из кубиков; Закрепление различных форм предметов в играх с мозаикой; Предупреждение зеркального рисунка и выработка автоматизированных движений в конструировании из счетных палочек; Развитие манипулятивной деятельности в аппликациях. Обучение конструированию реализует следующие задачи :
Обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, а также положительно сказывается на произвольной регуляции деятельности ребенка. В процессе конструирования ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия: разбирая образец на детали, а затем, собирая их в модель, он на практике осуществляет анализ и синтез. Таким образом формируется способность к целенаправленной деятельности.
С годовалыми детьми начитают проводить неконструктивные ознакомительные игры со строительным материалом, цель которых – привлечение внимания, приучение к прослеживанию и подражанию, формирование целенаправленных действий при многократном повторении. На 2-м году жизни дети становятся более активными, они начинать говорить. Развивается способность к подражанию, а также к сосредоточению. Самостоятельные действия приобретают большую целенаправленность. С 1,5 м. дети способны воспроизводить знакомые действия не только по показу, но и по словесной инструкции, а также действия, наблюдаемые ими в жизни. Умеют различать 3-4 вида деталей строительного набора, дифференцировать их по размерам. Накладывать друг на друга детали, ставить их рядом, делать не сложное перекрытия, воспроизводить показанные 8-10 построек (домик, стол…) К 3-м годам у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий взаимосвязь зрения, кинестезии, статико-динамический ощущений, таких как равновесие и ускорение. На 3м году жизни внимание детей постепенно приобретает устойчивость. Детей учат воспроизводить элементарные постройки по инструкции, пользоваться разнообразным строительным материалом для сооружения, учат осязательно-действенному обследованию. Развитие конструктивной деятельности по годам:
Дети 4-х лет различают и называют строительные детали, делают постройки путем комбинирования знакомых форм. Могут располагать кирпичики вертикально по ругу, изменять постройки, надстраивая их в высоту и длину. Основным методом становится использование и анализ образца. Учат определять части постройки, детали, а также с чего начинать ее создание. Требование точности и аккуратности. Конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста усложняется. Требуется хорошего качества исполнения, украшение постройки. Группировка деталей по цвету, употребление слов, обозначающие пространственные отношения (дверь впереди…) Конструирование организуется по замыслу и по определенной теме. Если раньше у детей только намечалось стремление научиться, то в 6 лет у детей возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Есть упорство и самоконтроль. Учатся анализировать, рассказывать о ней. При этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа. 7лет. Ребенок становиться наблюдательным, у него повышается работоспособность. Сенсорные способности сформированы. Возрастает роль коллективной работы. Предъявляются требования к умению распределять обязанности , планировать деятельность . Шире используется чертежи, схемы, рисунки. Они могут сами рисовать чертеж. Они способны анализировать, переходя к самоанализу. Конструирование связано с игрой, но она уже по инициативе детей.
Для каждой области чувств у детей с ЗПР имеется материал с различной степенью трудности. Каждый ребенок проводит с материалом столько времени, пока он им не насытится и не перейдет к следующей степени трудности. От сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач; От конструирования по готовому образцу – конструированию по заданному сюжету или теме и далее по замыслу ребенка (свободному конструированию); От предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога – к самостоятельному замыслу, планированию, реализации замысла и самоанализу конечного результата.
Парамонова Л.А. выделяет в конструировании два этапа – замысел и исполнение. Замысел связан непосредственно с развитием творческого мышления ребенка, исполнение напрямую зависит от уровня сформированности практических навыков и умений. От развития манипулятивной функции рук и сформированности зрительно-моторной координации. В исполнении выделяются следующие составляющие: Ознакомление с материалом, обследование образца, его анализ, словесное обозначение пространственных отношений деталей образца, проговаривание последовательности собственных действий. Усвоение простейших технических приемов конструирования; Соотнесение объемной модели и плоскостного изображения, Конструирование по нерасчлененному образцу; Овладение умением мысленно поворачивать объект вокруг своей оси; Свободное конструирование.
При повторах, которые дети любят, ребенок упражняет в одинаковой степени свою моторику и сенсорику . У детей с ЗПР отмечаются нарушения сенсорного восприятия. Если сопровождается диагноз с нарушением зрительного анализатора, то страдают функции прослеживания, рассматривания, возможны оптико-пространственные нарушения, проявляющиеся виде зеркального письма. Если патология зрения и слуха это приводит к нарушению координированной деятельности различных анализаторных систем, что проявляется в недостаточности пространственных и временных представлений .
Становление конструктивной деятельности тесно связано с развитием пространственных представлений. Дети с ДЦП не достраивают части фигуры слева, рисуют и пишут только на правой стороне листа, при рассматривании картинок также видит только изображение справа.
Дошкольникам свойственны особенности эмоциональной сферы, которые следует учитывать при обучении. Выделяется два варианта эмоционального развития. При первом преобладает эмоциональная возбудимость раздражительность, двигательная расторможенность, при втором – робость, пассивность, заторможенность. Несформированность психических процессов ведет к недостаточному контролю эмоциональных переживаний и реакций. Материал имеет сильный стимулирующий характер, который идет навстречу этим интересам и побуждает автоматичность ребенка. Эта автоматичность, выбор материала, развитие способов работы вызывает и двигает вперед духовную деятельность детей. Они учатся планировать, подготовить, разделять, обозревать, согласовывать друг с другом , беседовать, работать вместе с другими.
Кубики Кооса — специальная методика для диагностирования наглядно-действенного интеллекта, иными словами — невербальный тест интеллекта. При выполнении пробы Кооса , дети находят части картинки, но не могут правильно расположить их относительно друг друга вследствие нарушения пространственного восприятия .