Технологии и программы используемые в работе
·Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г. По образовательной области «Познавательное развитие».
- - Раздел «Чувашский язык»; раздел «Родная страна» из Программы воспитания ребенка-дошкольника/ под ред. О.В. Драгуновой. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.
- - Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа/ Л.Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015. – 86 с. Во 2 группе раннего возраста и младших группах;
- -Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. р. Изд., 2015.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - Цветной мир, 2012;
и является составной частью Основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей старшей группы.
Программы | Планируемые результаты |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014 г. | • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. •С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх. • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). • Рисование Ребенок передает в рисунках красоту окружающих предметов и природы, правильно держит карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; аккуратно набирает краску на кисть, знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомится с оттенками (розовый, голубой, серый), приобщается к декоративной деятельности, украшает дымковскими узорами силуэты игрушек, ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки; изображает простые предметы, рисует прямые линии, подходит к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий; создает несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета, располагает изображения по всему листу. •Лепка Проявляет интерес к лепке, закрепляет представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки; раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями, соединяет концы получившейся палочки, сплющивает шар, сминая его ладонями обеих рук; украшает вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; создает предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу; аккуратно пользуется глиной, лепит несложные предметы, состоящие из нескольких частей; объединяет вылепленные фигурки в коллективную композицию; радуется результатом общей работы. • Аппликация Приобщается к искусству аппликации, формирует интерес к этому виду деятельности; выкладывает в определенной последовательности на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивает их; аккуратно пользуется клеем: намазывает его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывает стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимает салфеткой; радуется от полученного изображения; создает в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, рофесс и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. • Конструктивно-модельная деятельность Подходит к простейшему анализу созданных построек; совершенствует конструктивные умения, различает, называет и использует основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружает новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использует в постройках детали разного цвета; радуется удавшейся постройке; умеет располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота); создает варианты конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.); изменяет постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд); сооружает постройки по собственному замыслу; обыгрывает постройки, объединяет их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван — мебель для кукол; аккуратно складывает детали в коробки. • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. |
Программа воспитания ребенка-дошкольника./под рук. О.В. Драгуновой .– Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1995г. («Моя Республика») | «Моя республика» • Ребенок знает о том, что он живет в республике Чувашия, что в его городе, селе, поселке проживают люди разных национальностей: чуваши, русские, татары, мари, украинцы и др. • Дети знают чувашские сказки, стихи, чувашские подвижные игры и считалки, знают особенности родного края и города и т.д. |
Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа/ Л.Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015. | • Ребенок владеет основными способами декоративно-орнаментальной деятельности. • В рисовании передаст образы предметов народного прикладного искусства путем нанесения мазков, точек, кругов, линий разной длины и ширины и разной направрофесс (слева направо, сверху вниз). • В аппликации создаст из бумаги несложные орнаментальные композиции путем наклеивания готовых геометрических фигур (квадратов, полосок) рядом, чередуя их по цвету. • В лепке создаст несложные украшения по мотивам народных изделий. • Создает свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляет творчество. • Ребенок испытывает удовольствие и радость от встречи с изделиями народных промыслов, от занятий декоративно-орнаментальной деятельностью. • Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций, слайдов с изображением изделий декоративно-прикладного искусства. Замечает яркость и выразительность цветовых образов в предметах народного декоративно- прикладного искусства, эмоционально откликается на их красоту. • Взаимодействует активно со сверстниками и взрослыми в декоративно-игровой деятельности. Использует продукт своей деятельности в играх, дарит своим близким и родным. • Ребенок принимает активное участие в декоративно-игровой деятельности. • Ребенок выражает свои мысли по поводу красоты народного (чувашского, русского, татарского, мордовского и др.) орнамента, называет сочетания цветов, узоров и фона, расположение узоров. Рассказывает о выполненной работе по мотивам народного искусства. • У ребенка развивается мелкая моторика рук. • Ребенок не ломает и не бросает изделия народного искусства, ставит их после рассматривания и игры на специально отведенное место («полочку красоты»). • Ребенок с интересом и длительное время рассматривает изделия народного прикладного искусства, производит действия с ними. |
Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015 | • Ребенок проявляет интерес к восприятию национальной детской литературы; • Вступает в беседу со взрослым по содержанию знакомых чувашских (татарских, мордовских) сказок; • Совместно со взрослым пересказывает знакомые чувашские (татарские, мордовские) фольклорные произведения и стихотворения авторов, проживающих на территории Чувашии; • Ребенок эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивым иллюстрациям; • Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку, появляются любимые книги; • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг; • Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного; • Проявляет интерес и желание участвовать в инсценировках по знакомым фольклорным чувашским (татарским, мордовским) произведениям |
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.. | • У ребенка развиты предпосылки диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. • Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). • Расширена перспектива поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. • Поддерживает инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. |
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007. | - у ребенка сформированы способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры, ребенок может находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, может «входить в образ». - ребенок знаком с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семё новской, богородской), с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П. - ребенок владеет способами и приёмами изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. - ребенок самостоятельно выбирает способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы, отображает свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами, - может рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым вырази тельные образы; рисует кистью (аккуратно смачивает и промывает, набирает краску на ворс, ведет кисть по ворсу, проводит линии, рисует и раскрашивает замкнутые формы); создает одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; |
Парциальные программы | Основные задачи | Вид деятельности |
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера: 2009 г. | - Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. - Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). - Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. - Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. | Организованная образовательная деятельность. Совместная деятельность детей и взрослых, досуги |
Программа воспитания ребенка-дошкольника/ Под рук. О.В. Драгуновой.– Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1995г. («Моя Республика») | Всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, национальной самобытности, творческого потенциала. | Организованная образовательная деятельность. Совместная деятельность детей и взрослых, досуги. |
Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. о. Изд – во, 2015 | - Воспитывать эмоционально-положительное отношение к литературному наследию Чувашии на русском языке; - Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров чувашской (татарской, мордовской) литературы на русском языке, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; - Формировать первоначальные представления об особенностях чувашской (татарской, мордовской) детской художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; - Способствовать расширению и углублению детских представлений о чувашском (татарском, мордовском) фольклоре, творчестве писателей братских народов — своих земляков; | Организованная образовательная деятельность. Совместная деятельность детей и взрослых, досуги. |
Программы | Целевые ориентиры |
«От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. |
|
Программа воспитания ребенка-дошкольника. под. рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары. Чувашское книж. изд-во, 1995.
|
- умеет:
|
Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: кн. изд-во, 2015 Л. Б. Соловей |
|
Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/ сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994 |
|
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007. |
|
Парциальных программ:
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста под ред. Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л, Стеркиной Р.Б. 2007.;
Программы | Целевые ориентиры |
«От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. |
|
Программа воспитания ребенка-дошкольника. под. рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары. Чувашское книж. изд-во, 1995.
|
- умеет:
|
Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: кн. изд-во, 2015 Л. Б. Соловей |
|
Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/ сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994 |
|
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007. |
|
Гришаева Н.П. Клубный час
Свирская Л.В. Утро радостных встреч
Технологии
Технология В.П. Лыковой «Цветные ладошки» М., ТЦ Сфера, 2007
Технология А.Н Стрельниковой «Дыхательная гимнастика для детей» ozon.ru, 2012
Технология развития творческой деятельности дошкольников (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллер.
Пальчиковая гимнастика Е.А.Нефедова Астрель, АСТ, 2007
Технология «Блоки Дьенеша», Корвет, 2005
Метод проектов (Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008) педагогический проект «Скворцы прилетели – на крыльях весну принесли»