Технологии и программы используемые в работе

Матвеева Наталия Николаевна

·Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.  По образовательной области «Познавательное развитие».

  • - Раздел «Чувашский язык»; раздел «Родная страна» из Программы воспитания ребенка-дошкольника/ под ред. О.В. Драгуновой. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.
  • - Программа этнохудожественного  развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа/ Л.Г. Васильева. -  Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015. – 86 с. Во 2 группе раннего возраста и младших группах;
  • -Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/   Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. р. Изд., 2015.
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - Цветной мир, 2012;

  и является составной частью Основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей старшей группы.

Программы

Планируемые результаты

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,  2014 г. 

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

 • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

•С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• Рисование

Ребенок передает в рисунках красоту окружаю­щих предметов и природы, правильно держит карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; аккуратно  набирает  краску на кисть, знает названия цветов (красный, синий, зеленый, жел­тый, белый, черный), знакомится с оттенками (розовый, голубой, серый), приобщается к декоративной деятельности,  украшает дым­ковскими узорами силуэты игрушек, ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки; изображает простые предметы, рисует прямые линии, подходит  к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий;

создает несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета, располагает изображения по всему листу.

•Лепка

Проявляет интерес к лепке, закрепляет представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки; раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями, соединяет  концы получившейся палочки, сплющивает шар, сминая его ладонями обеих рук;  украшает вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;  создает предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу; аккуратно пользуется  глиной, лепит несложные предметы, состоящие из нескольких частей; объединяет вылепленные фигурки в коллективную композицию; радуется результатом общей работы.

• Аппликация

Приобщается  к искусству аппликации, формирует интерес к этому виду деятельности; выкладывает в определенной последовательности на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивает их;  аккуратно пользуется клеем: намазывает его кисточкой тон­ким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывает стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимает салфеткой; радуется от полученного изображения; создает в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, рофесс и др.) предметные и декоративные композиции из геометричес­ких форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

• Конструктивно-модельная деятельность

Подходит  к простейшему анализу созданных построек; совер­шенствует конструктивные умения, различает,   называет и ис­пользует основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружает новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использует в постройках детали разного цвета; радуется удавшейся постройке; умеет располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота); создает варианты конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.); изменяет постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, корот­кий и длинный поезд); сооружает постройки по собственному замыслу; обыгрывает постройки, объединяет их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван — мебель для кукол; аккуратно складывает детали в коробки.

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Программа воспитания ребенка-дошкольника./под рук. О.В. Драгуновой .– Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1995г. («Моя Республика»)

«Моя республика»

• Ребенок знает о том, что он живет в республике Чувашия, что в его городе, селе, поселке проживают люди разных национальностей: чуваши, русские, татары, мари, украинцы и др.

• Дети знают чувашские сказки, стихи, чувашские подвижные игры и считалки, знают особенности родного края и города и т.д.

Программа этнохудожественного  развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа/ Л.Г. Васильева. -  Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015.

• Ребенок владеет основными спо­собами декоративно-орнаменталь­ной деятельности.

• В рисовании передаст образы пред­метов народного прикладного ис­кусства путем нанесения мазков, точек, кругов, линий разной дли­ны и ширины и разной направ­рофесс (слева направо, сверху вниз).

• В аппликации создаст из бумаги несложные орнаментальные ком­позиции путем наклеивания гото­вых геометрических фигур (квад­ратов, полосок) рядом, чередуя их по цвету.

• В лепке создаст несложные укра­шения по мотивам народных из­делий.

• Создает свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляет творчество.

• Ребенок испытывает удовольствие и радость от встречи с изделиями народных промыслов, от занятий декоративно-орнаментальной де­ятельностью.

• Проявляет интерес к рассматри­ванию иллюстраций, слайдов с изображением изделий декоратив­но-прикладного искусства. Замечает яркость и выразитель­ность цветовых образов в пред­метах народного декоративно- прикладного искусства, эмоцио­нально откликается на их кра­соту.

• Взаимодействует активно со сверстниками и взрослыми в декоративно-игровой деятельности. Использует продукт своей дея­тельности в играх, дарит своим близким и родным.

• Ребенок принимает активное уча­стие в декоративно-игровой дея­тельности.

• Ребенок выражает свои мысли по поводу красоты народного (чуваш­ского, русского, татарского, мор­довского и др.) орнамента, назы­вает сочетания цветов, узоров и фона, расположение узоров. Рассказывает о выполненной ра­боте по мотивам народного искус­ства.

• У ребенка развивается мелкая мо­торика рук.

• Ребенок не ломает и не бросает из­делия народного искусства, ставит их после рассматривания и игры на специально отведенное место («полочку красоты»).

• Ребенок с интересом и длитель­ное время рассматривает изделия народного прикладного искусства, производит действия с ними.

Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. р. Изд – во, 2015

• Ребенок проявляет интерес к восприятию нацио­нальной детской литературы;

• Вступает в беседу со взрослым по содержанию знакомых чувашских (та­тарских, мордовских) сказок;

• Совместно со взрослым пересказывает знакомые чувашские (татарские, мор­довские) фольклорные произведения и стихотворения авторов, проживающих на территории Чувашии;

• Ребенок эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивым ил­люстрациям;

• Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку, появляются любимые книги;

 • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам зна­комых книг;

• Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содер­жание прочитанного;

• Проявляет интерес и желание участвовать в инсценировках по знакомым фольклорным чувашским (татарским, мордовским) произведениям

Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г..

    • У ребенка развиты предпосылки диа­лектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

    • Развит собственный познавательный опыт в обобщен­ном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

   • Расширена перспектива поисково-познавательной деятель­ности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

   • Поддерживает инициативу, сообразительность, пыт­ливость, самостоятельность, оценочное и критическое  отно­шение к миру.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.

- у ребенка сформированы способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры, ребенок может находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, может «входить в образ».

- ребенок знаком с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семё новской, богородской), с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

- ребенок владеет способами и приёмами изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

- ребенок самостоятельно выбирает способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы, отображает свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами,

- может рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым вырази тельные образы; рисует кистью (аккуратно смачивает и промывает, набирает краску на ворс, ведет кисть по ворсу, проводит линии, рисует и раскрашивает замкнутые формы); создает одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

Парциальные программы

Основные задачи

Вид деятельности

Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера: 2009 г.

-  Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диа­лектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщен­ном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

- Расширение перспектив поисково-познавательной деятель­ности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пыт­ливости, самостоятельности, оценочного и критического отно­шения к миру.

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых, досуги

Программа воспитания ребенка-дошкольника/ Под рук. О.В. Драгуновой.– Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1995г. («Моя Республика»)

Всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, национальной самобытности, творческого потенциала.

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых, досуги.

Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе  «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/   Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. о. Изд – во, 2015

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к литературному наследию Чувашии на русском языке;

- Развивать способность к целостному восприятию произ­ведений разных жанров чувашской (татарской, мордовской) ли­тературы на русском языке, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- Формировать первоначальные представления об особен­ностях чувашской (татарской, мордовской) детской художествен­ной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфичес­ких особенностях;

- Способствовать расширению и углублению детских пред­ставлений о чувашском (татарском, мордовском) фольклоре, творчестве писателей братских народов — своих земляков;

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых, досуги.

Программы

Целевые ориентиры

«От рождения до школы»  Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

  • Ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
  • интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
  • обладает способностью к фантазии, воображению, творчеству;
  • обладает способностью к волевым усилиям и принятия самостоятельных решений;
  • имеют представления о дружной семье, проявляют любовь и заботу о членах семьи;
  • сформированы навыки аудирования и говорения в игровых ситуациях по темам: «Больница», «В цирке», «Зима», «Одежда», «Семья», «Профессии» и т.д.
  • умеет: использовать обобщающие слова;
  • подбирать к существительным, изображенным на картинках, прилагательные;
  • называть действия,  изображенные на картинках;
  • определять  количество изображенных предметов;
  • выделять слова с определенными звуками;
  • произносить выражения и предложения с заданной интонацией (повествовательная, вопросительная, восклицательная);
  • придумывать предложения с названным словом;
  • продолжать предложения по началу;
  • описывать куклу (игрушку), рассказывая какая она, что с ней можно делать, как с ней играют;
  • составлять рассказ из личного опыта, например, «Моя семья».
  • проявляет инициативу и самостоятельность в общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной и конструктивно-модельной деятельностях;
  • обладает развитым воображением;
  • развита мелкая моторика;

Программа воспитания ребенка-дошкольника. под. рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары. Чувашское книж. изд-во, 1995.

 

  • проявляет интерес к чувашской устной речи;
  • - воспринимает своеобразие и красоту звучания чувашской речи;
  • - сформированы умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.
  • - использует чувашский язык для выражения своего эмоционального и физического состояния.
  • сформированы навыки аудирования и говорения в игровых ситуациях по темам: «Больница», «В цирке», «Зима», «Одежда», «Семья», «Профессии» и т.д.

- умеет:

  • -использует обобщающие слова;
  • подбирает к существительным, изображенным на картинках, прилагательные;
  • называет действия,  изображенные на картинках;
  • определяет  количество изображенных предметов;
  • выделяет слова с определенными звуками;
  • произносит выражения и предложения с заданной интонацией (повествовательная, вопросительная, восклицательная);
  • придумывает предложения с названным словом;
  • продолжает предложения по началу;
  • описывать куклу (игрушку), рассказывая какая она, что с ней можно делать, как с ней играют;
  • составляет рассказ из личного опыта, например, «Моя семья».
  • ребенок имеет знания о своей «малой» Родине; свободно использует полученные знания в повседневной жизни
  • ребенок воспринимает на слух чувашскую речь;
  • ребенок умеет выделять главное, основное при восприятии на слух речевых высказываний разного вида и типа.
  • знают памятники и другие достопримечательности города, известных людей, прославивших родной город, о главных событиях, произошедших в жизни города; люди каких национальностей и профессий проживают в их городе;
  • знают о многонациональном составе Чувашской Республики, о том. Что все национальности на территории Чувашской Республики проживают дружно, что основное население республики – чуваши, знают города Чувашской Республики;
  • знают государственную символику города Чебоксары, Чувашской Республики;

Программа по социально – коммуникативному развитию детей  дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: кн. изд-во, 2015 Л. Б. Соловей

  • ребенок имеет представления о дружной семье, проявляют любовь и заботу о членах семьи;
  • ребенок знает памятники и другие достопримечательности города, известных людей, прославивших родной город, о главных событиях, произошедших в жизни города; люди каких национальностей и профессий проживают в их городе;
  • ребенок  знает о многонациональном составе Чувашской Республики, о том. Что все национальности на территории Чувашской Республики проживают дружно, что основное население республики – чуваши, знают города Чувашской Республики;
  • ребенок знает государственную символику города Чебоксары, Чувашской Республики;
  • ребенок имеет элементарные представления о прошлом и настоящем некоторых предметов быта чувашей: утварь, жилище, одежда; о труде, земледелии чувашей;
  • ребенок знает какой родной язык у русских, татар, марийцев, мордвы и других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
  • ребенок знает названия головных уборов, обуви, названия некоторых деталей одежды русских, татар, марийцев, мордвы;
  • ребенок знает названия улиц, парков, скверов, стадионов и спорткомплексов,  театров,  музеев,  библиотек, памятников города Чебоксары; о праздниках, связанных с жизнью республики (День республики,  День города).

Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/ сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994

  • ребенок понимает значения терминов «узор», «орнамент», различает чувашский, русский и др. виды орнаментов по мотивам и типам, знает о характерных их чертах, о семантике орнаментальных элементов, украшающих изделия чувашского прикладного искусства;
  • ребенок знает, что в искусстве цвет существует не сам по себе, а как способ выражения отношения к явлению, понимает глубинное содержание цветов чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • у ребенка развито умение оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, величине, форме;
  • у ребенка развито умение «прочесть» произведение, понять и раскрыть его содержание;
  • ребенок владеет некоторыми сведениями из истории чувашского народа, у него выработано представление о связи чувашского народного искусства с условиями жизни человека, природными особенностями;
  • ребенок различает разные виды чувашского декоративно-прикладного искусства, видит сходства и различия в изделиях прикладного искусства разных народов, характерные элементы росписи, отмечает особенности формы, цветового решения и др. выразительные средства изделий, умеет дать им оценку;
  • ребенок видит, понимает красоту произведений декоративного творчества, умеет радоваться, восторгаться, наслаждаться ею, оценивать ее, эмоционально отзываться на средства художественной выразительности;
  • ребенок увлеченно и длительно работает над созданием художественного образа по мотивам народного искусства, стремится украсить своими работами интерьер помещения;
  • у ребенка рождается чувство красоты и восхищения созданным человеком вещами, творениями искусства и на этой основе – чувство значимости другого человека;
  • ребенок составляет декоративные композиции на основе чувашского декоративно-прикладного искусства, используя разные виды орнаментов на полосе, квадратной и прямоугольной формах, шаблонах предметов быта, одежды;
  • ребенок передает своеобразие цветового строя, характерного для чувашского декоративно-прикладного искусства, активно используя разные цвета и их оттенки;
  • ребенок умеет передавать в рисунке ритм, создавать симметричные и асимметричные композиции;
  • ребенок передает в рисунке в национальном стиле особенности каждого образа»
  • используя различные изобразительные материалы и разнообразную технику ребенок создает декоративные образы по мотивам чувашского народного искусства на полосе по типу бесконечного ленточного орнамента, квадрате, прямоугольнике, шаблонах предметов быта, одежды с разным цветом основы;
  • ребенок передает богатство форм и красоту посуды чувашского быта»
  • ребенок создает орнаментальные композиции из бумажных лент путем их сгибания, сворачивания и закручивания;
  • ребенок создает поделки из бумаги цилиндрической и конусообразной форм путем их сворачивания, присоединения к ним других деталей, использования дополнительных материалов, оформления полученных изделий элементами чувашского орнамента;
  • ребенок осуществляет самостоятельный поиск и находит новые приемы создания орнаментальной композиции (по определенному конкретному содержанию, по своему желанию, на предложенной форме бумаги или другой основе).

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.

  • Ребенок совершенствует технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивать разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш);
  • Ребенок создает выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто),  способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье - маше), приемы декорирования образа.
  • Ребенок инициирует самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывания, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симмитричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод елочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенный в несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты).

 

Парциальных программ:

- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

- Основы безопасности детей дошкольного возраста под ред. Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л, Стеркиной Р.Б. 2007.;

Программы

Целевые ориентиры

«От рождения до школы»  Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

  • Ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
  • интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
  • обладает способностью к фантазии, воображению, творчеству;
  • обладает способностью к волевым усилиям и принятия самостоятельных решений;
  • имеют представления о дружной семье, проявляют любовь и заботу о членах семьи;
  • сформированы навыки аудирования и говорения в игровых ситуациях по темам: «Больница», «В цирке», «Зима», «Одежда», «Семья», «Профессии» и т.д.
  • умеет: использовать обобщающие слова;
  • подбирать к существительным, изображенным на картинках, прилагательные;
  • называть действия,  изображенные на картинках;
  • определять  количество изображенных предметов;
  • выделять слова с определенными звуками;
  • произносить выражения и предложения с заданной интонацией (повествовательная, вопросительная, восклицательная);
  • придумывать предложения с названным словом;
  • продолжать предложения по началу;
  • описывать куклу (игрушку), рассказывая какая она, что с ней можно делать, как с ней играют;
  • составлять рассказ из личного опыта, например, «Моя семья».
  • проявляет инициативу и самостоятельность в общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной и конструктивно-модельной деятельностях;
  • обладает развитым воображением;
  • развита мелкая моторика;

Программа воспитания ребенка-дошкольника. под. рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары. Чувашское книж. изд-во, 1995.

 

  • проявляет интерес к чувашской устной речи;
  • - воспринимает своеобразие и красоту звучания чувашской речи;
  • - сформированы умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.
  • - использует чувашский язык для выражения своего эмоционального и физического состояния.
  • сформированы навыки аудирования и говорения в игровых ситуациях по темам: «Больница», «В цирке», «Зима», «Одежда», «Семья», «Профессии» и т.д.

- умеет:

  • -использует обобщающие слова;
  • подбирает к существительным, изображенным на картинках, прилагательные;
  • называет действия,  изображенные на картинках;
  • определяет  количество изображенных предметов;
  • выделяет слова с определенными звуками;
  • произносит выражения и предложения с заданной интонацией (повествовательная, вопросительная, восклицательная);
  • придумывает предложения с названным словом;
  • продолжает предложения по началу;
  • описывать куклу (игрушку), рассказывая какая она, что с ней можно делать, как с ней играют;
  • составляет рассказ из личного опыта, например, «Моя семья».
  • ребенок имеет знания о своей «малой» Родине; свободно использует полученные знания в повседневной жизни
  • ребенок воспринимает на слух чувашскую речь;
  • ребенок умеет выделять главное, основное при восприятии на слух речевых высказываний разного вида и типа.
  • знают памятники и другие достопримечательности города, известных людей, прославивших родной город, о главных событиях, произошедших в жизни города; люди каких национальностей и профессий проживают в их городе;
  • знают о многонациональном составе Чувашской Республики, о том. Что все национальности на территории Чувашской Республики проживают дружно, что основное население республики – чуваши, знают города Чувашской Республики;
  • знают государственную символику города Чебоксары, Чувашской Республики;

Программа по социально – коммуникативному развитию детей  дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: кн. изд-во, 2015 Л. Б. Соловей

  • ребенок имеет представления о дружной семье, проявляют любовь и заботу о членах семьи;
  • ребенок знает памятники и другие достопримечательности города, известных людей, прославивших родной город, о главных событиях, произошедших в жизни города; люди каких национальностей и профессий проживают в их городе;
  • ребенок  знает о многонациональном составе Чувашской Республики, о том. Что все национальности на территории Чувашской Республики проживают дружно, что основное население республики – чуваши, знают города Чувашской Республики;
  • ребенок знает государственную символику города Чебоксары, Чувашской Республики;
  • ребенок имеет элементарные представления о прошлом и настоящем некоторых предметов быта чувашей: утварь, жилище, одежда; о труде, земледелии чувашей;
  • ребенок знает какой родной язык у русских, татар, марийцев, мордвы и других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
  • ребенок знает названия головных уборов, обуви, названия некоторых деталей одежды русских, татар, марийцев, мордвы;
  • ребенок знает названия улиц, парков, скверов, стадионов и спорткомплексов,  театров,  музеев,  библиотек, памятников города Чебоксары; о праздниках, связанных с жизнью республики (День республики,  День города).

Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/ сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994

  • ребенок понимает значения терминов «узор», «орнамент», различает чувашский, русский и др. виды орнаментов по мотивам и типам, знает о характерных их чертах, о семантике орнаментальных элементов, украшающих изделия чувашского прикладного искусства;
  • ребенок знает, что в искусстве цвет существует не сам по себе, а как способ выражения отношения к явлению, понимает глубинное содержание цветов чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • у ребенка развито умение оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, величине, форме;
  • у ребенка развито умение «прочесть» произведение, понять и раскрыть его содержание;
  • ребенок владеет некоторыми сведениями из истории чувашского народа, у него выработано представление о связи чувашского народного искусства с условиями жизни человека, природными особенностями;
  • ребенок различает разные виды чувашского декоративно-прикладного искусства, видит сходства и различия в изделиях прикладного искусства разных народов, характерные элементы росписи, отмечает особенности формы, цветового решения и др. выразительные средства изделий, умеет дать им оценку;
  • ребенок видит, понимает красоту произведений декоративного творчества, умеет радоваться, восторгаться, наслаждаться ею, оценивать ее, эмоционально отзываться на средства художественной выразительности;
  • ребенок увлеченно и длительно работает над созданием художественного образа по мотивам народного искусства, стремится украсить своими работами интерьер помещения;
  • у ребенка рождается чувство красоты и восхищения созданным человеком вещами, творениями искусства и на этой основе – чувство значимости другого человека;
  • ребенок составляет декоративные композиции на основе чувашского декоративно-прикладного искусства, используя разные виды орнаментов на полосе, квадратной и прямоугольной формах, шаблонах предметов быта, одежды;
  • ребенок передает своеобразие цветового строя, характерного для чувашского декоративно-прикладного искусства, активно используя разные цвета и их оттенки;
  • ребенок умеет передавать в рисунке ритм, создавать симметричные и асимметричные композиции;
  • ребенок передает в рисунке в национальном стиле особенности каждого образа»
  • используя различные изобразительные материалы и разнообразную технику ребенок создает декоративные образы по мотивам чувашского народного искусства на полосе по типу бесконечного ленточного орнамента, квадрате, прямоугольнике, шаблонах предметов быта, одежды с разным цветом основы;
  • ребенок передает богатство форм и красоту посуды чувашского быта»
  • ребенок создает орнаментальные композиции из бумажных лент путем их сгибания, сворачивания и закручивания;
  • ребенок создает поделки из бумаги цилиндрической и конусообразной форм путем их сворачивания, присоединения к ним других деталей, использования дополнительных материалов, оформления полученных изделий элементами чувашского орнамента;
  • ребенок осуществляет самостоятельный поиск и находит новые приемы создания орнаментальной композиции (по определенному конкретному содержанию, по своему желанию, на предложенной форме бумаги или другой основе).

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.

  • Ребенок совершенствует технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивать разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш);
  • Ребенок создает выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто),  способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье - маше), приемы декорирования образа.
  • Ребенок инициирует самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывания, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симмитричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод елочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенный в несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты).

Гришаева Н.П. Клубный час

Свирская Л.В. Утро радостных встреч

Технологии

Технология В.П. Лыковой «Цветные ладошки» М., ТЦ Сфера, 2007

Технология А.Н Стрельниковой «Дыхательная гимнастика для детей» ozon.ru, 2012

Технология развития творческой деятельности дошкольников (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллер.

Пальчиковая гимнастика  Е.А.Нефедова Астрель, АСТ, 2007

Технология «Блоки Дьенеша», Корвет, 2005

Метод проектов (Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008) педагогический проект «Скворцы прилетели – на крыльях весну принесли»