Профессиональная ориентация школьников

Коваленко Людмила Михайловна

Извечный вопрос - "Кем быть"? Как трудно бывает порой школьнику сделать правильный выбор своей будущей профессии. И мы, педагоги, можем (и должны!) помочь им в решении этой проблемы.

С этой целью и существует в нашей работе такое направление, как "Профессиональная ориентация школьников". Мы может оказать профессиональную поддержку ребятам в процессе выбора своей будущей профессиональной деятельности. И наша задача - помочь выработать у школьников осознанное профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований на рынке труда.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии в 7, 8 и 9 классах. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА « Ты и твоя будущая профессия». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов » Автор – Социальный педагог Коваленко Людмила Михайловна

Слайд 3

У каждого человека почти всегда стояла проблема выборы профессии… «Кем быть»?

Слайд 4

« Осознанный выбор» - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Слайд 5

Профессия - это род трудовой деятельность человека, требующий специальной подготовки, знаний, опыта, и являющийся, обычно, источником существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии . Специализация - это более узкая сфера деятельности человека в рамках одной специальности; приобретение более глубоких знаний и навыков в этой области. Квалификация - Совокупность всеобщих и специфических, систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности (одно из определений). Должность - это служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности

Слайд 6

Типы профессий по классификации академика Е.А. Климова

Слайд 7

Игра – «Путеводитель» - Определи свой тип профессии

Слайд 8

Социономические профессии – «Человек – Человек» Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми и связаны: С медицинским обслуживанием (врач, медсестра..); С обучением и воспитанием ( учитель, тренер, воспитатель, гувернер…); С бытовым обслуживание (продавец, проводник, официант, социальный работник…); С правовой защитой (юрист, участковый инспектор..); Склонности и предпочтения: Выраженные способности: обслуживание людей; занятие лечением; обучение; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично. развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; эмпатия ; наблюдательность; организаторские способности.

Слайд 9

Биономические профессии «Человек –Природа» В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями и связаны: С изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…; С уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, грумер-профессиональная стрижка собак ); С обучением и тренировкой (собаковод, дрессировщик…); С профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, зоопсихолог, др …) Склонности и предпочтения: Выраженные способности: ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями. наблюдательность; склонность к систематизации; устойчивость внимания; потребность в двигательной активности.

Слайд 10

Технономические профессии «Человек –Техника » Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами и связаны: С созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик..); С эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея); С ремонтом (механик, электромонтер…). Склонности и предпочтения: Выраженные способности: исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения. технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость

Слайд 11

Сигнономические профессии «Человек – Знаковая система» В качестве знаковой системы могут выступать: цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. Профессии связанные: С текстами (корректор, переводчик, машинистка…); С цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир..); С чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф..); Со звуковыми сигналами (радист, телефонист и др.). Склонности и предпочтения: Выраженные способности: обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки. способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость

Слайд 12

Артонономические профессии «Человек – Художественный образ» Профессия данного типа связаны: С созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...); С воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...). Склонности и предпочтения: Выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах. яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Слайд 13

Рейтинг самых нужных профессий среди рабочих специальностей

Слайд 14

Рейтинг самых нужных профессий среди служащих

Слайд 15

В этот топ-рейтинг вошли самые востребованные в России профессии, которые пользуются максимальным спросом у работодателей . Рейтинг построен в обратном порядке — с 10-ой по 1-ую позиции. 10. Парикмахер — маникюрщица . Эта «земная» профессия оказывается одной из самых нужных много лет подряд. Россияне, несмотря на кризис, пока мало экономят на своем внешнем виде. Зарабатывают специалисты этой профессии от 30 до 45 тысяч в месяц; 9. Стоматолог Специальность врача-стоматолога также актуальна во все времена. Но претенденты на вакансию должны знать, что работодатели обращают главное внимание на опыт, так как эта работа требует очень специфических навыков и квалификации. Оплачивается труд стоматологов неплохо, размер зарплаты зависит от того, в каком регионе и в какой клинике будет работать специалист. В среднем месячный доход стоматологов - от 50 до 70 тысяч рублей ; 8. Личный водитель Претенденту на эту должность необходимо иметь не только опыт работы, но и умение совмещать водительские обязанности с навыками личного охранника. При обычном графике работы и обязанностях личный водитель может зарабатывать от 60 тысяч рублей в месяц. 7. Шеф-повар Новички в поварском деле вряд ли могут рассчитывать на эту должность. Работодатели предпочитают нанимать специалистов с большим опытом работы и хорошим резюме. Оплачивается работа хорошего шеф-повара примерно от 70 до 120 тысяч рублей, это зависит от уровня заведения. 6. Веб-мастер Заметная и нужная в современном мире профессия. Даже в условиях экономического кризиса разработка и продвижение сайтов пользуются сейчас большим спросом. Зарплата вебмастера – от 50 до 100 тысяч рублей « Десятка» самых востребованных профессий в 2016 году

Слайд 16

5. Программист 15 лет подряд эта профессия считается одной из самых востребованных. В 2016 году квалифицированный специалист может рассчитывать на заработную плату от 50 до 80 тысяч рублей; 4 . Web -дизайнер – это специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Темпы развития интернет-сферы становятся все более активными, так что в скором времени эта профессия имеет все шансы занять первое место среди самых престижных. Оплачивается труд этих специалистов в размере 50-60 тысяч рублей. 3 . Интернет PR–менеджер ( Интернет профессия. Менеджер по связи с общественностью . Основная функция пиар менеджера — оценивать, анализировать и прогнозировать те факторы, которые влияют на положительный имидж компании или бренда, товара или услуги) Эта профессия вошла в тройку самых престижных и востребованных профессий. Специфика работы специалиста заключается в ведении рекламных компаний в интернете, а также раскрутке бренда в соцсетях и интернет - СМИ. Зарабатывают специалисты от 60 до 90 тысяч рублей; 2. Коллектор Несмотря на неоднозначное отношение общества к этой профессии, она пользуется большим спросом среди работодателей, и на это существуют объективные причины: кредиторская задолженность физических лиц и малого бизнеса с каждым месяцем только увеличивается. Мотивировать людей к возвращению долгов непросто, поэтому претенденты на вакансию коллектора могут рассчитывать на месячную зарплату 60-120 тысяч рублей ; 1. Арбитражный управляющий Работодатели ищут высококвалифицированных специалистов, которые занимаются вопросами банкротства предприятия . Деятельность такого специалиста оплачивается достаточно высоко - от 300 тысяч рублей в месяц. « Десятка» самых востребованных профессий в 2016 году

Слайд 17

HR-эксперты - специалисты по человеческим ресурсам составили свой рейтинговый список профессий , который будет реальностью уже в 2017 году: IT-специалист Инженер-проектировщик Педагог Юрист Медик Маркетолог Специалист по персоналу Профессиональный рабочий Специалист индустрии красоты Эколог Новые специальности, появившиеся в России HR-эксперты , IT – специалист Маркетолог

Слайд 18

HR- специалист ( по - русски произносится как « эйч -ар») Сегодня вашему вниманию будет представлен такой сотрудник , как HR-специалист. Этот человек играет важную роль при трудоустройстве любого гражданина. Чем занимается? HR-специалист - это человек, который будет проводить собеседование с вами. Он работает в рекрутинговых агентствах, которые помогают подбирать подходящих соискателей для тех или иных фирм. То есть можно сказать, что мы имеем дело с сотрудником, который ищет и принимает других на работу . На кого учиться? Что нужно, чтобы трудоустроиться в качестве данного работника? Высшее образование. Хотя, как показывает практика, в последнее время достаточно обладать некоторым списком личных качеств, чтобы вас приняли. Можно обойтись и без высшего образования, но его наличие даст вам огромное преимущество перед конкурентами. Подойдет любое направление, связанное с общественностью, а также менеджментом и туризмом. В некоторых вузах есть отдельная специальность - HR-специалист. Она так и называется. Чаще всего стоит обратить внимание на направление "Связи с общественностью".

Слайд 19

IT – специалист IT-специалист - это обобщенное название людей, работающих в секторе информационных технологий. Похожие профессии: Perl -программист, Веб-дизайнер , Программист, Системный администратор. На чем бы ни специализировался IT-специалист, почти всё рабочее время он проводит перед компьютером. Большинство « айтишников » применяют в своей работе знания языков программирования, языков разметки, применяет Фотошоп , другие графические редакторы. IT-специалист – творческая профессия. Он создаёт что-то новое, разрабатывает программы и приложения , реализует идеи. Конечно , в работе IT-специалиста много и рутины: написание кода для программы или сайта, или создание целой системы защиты для компьютерной сети занимают не одну неделю. IT-специалисты могут работать на себя, удалённо выполняя заказы, либо в офисе, лично взаимодействуют с другими специалистами. Без специалистов по информационным технологиям сегодня не обойдутся ни коммерческие структуры, ни государственные организации . Направления подготовки и специальности вузов : Автоматизация технологических процессов и производств , Журналистика Информатика и вычислительная техника Информационная безопасность Информационная безопасность автоматизированных систем Информационная безопасность телекоммуникационных систем Информационные системы и технологии Информационные системы и технологии по профилю: Информационные технологии в дизайне Компьютерная безопасность

Слайд 20

Маркетолог Маркетолог – это специалист, работник фирмы , предприятия, который занимается анализом спроса на производимый товар и рынки сбыта товара . Сам процесс работы маркетолога состоит из предоставления руководству фирмы рекомендаций , которые будут определять, будет ли целесообразным выпуск и продажа определённого товара . Что входит сферу деятельности маркетолога? Изучение вкусов покупателей. П родвижение товара. Исследование спроса продукции . Оценка рынка конкретных товаров и услуг. Мониторинг отрасли . Организация работы интервьюеров . Обработка информации с помощью специальных компьютерных программ . Составление отчёта с цифрами и графиками сравнительными характеристикам. Составление прогноза. Р азработка рекомендаций.

Слайд 22

Профессиональная проба - это способ формирования профессионального самоопределения обучающихся, важная часть школьной профориентации. Цель: В процессе профессионального самоопределения, ребята имеют возможность: принять решение, которое затрагивает их ближайшую жизненную перспективу – СОВЕРШИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР При этом, в процессе «профессиональной пробы», ошибка неправильного выбора профессии, проходит, как правило, безболезненно для учащегося! И в этом главное значение ролевой практики, в которой и выступает профессиональная проба. Обычно деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии планируется в одном разделе с трудовым воспитанием – «Трудовое воспитание и профориентация » В содержание работы по проблемам профориентации можно включить следующее: 1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Здоровье и выбор профессии» (медсестра), «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.; 2. Встречи с представителями различных профессий (Учитель, социальный педагог, психолог, повар, плотник); 3. Экскурсии на производства, в профессиональные учебные заведения (День открытых дверей); 4. Участие ребят в конкурсе «Кто больше знает о профессии?»; 5. Написание и защита рефератов о профессиях или «коллективное творческое дело» - «Защита профессии»; 6. Включение школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружки, факультеты, общественная деятельность, шефская работа; 7. Совместно с библиотекой обсуждение книг, имеющих профориентационное значение; 8. Оформление каждого учащегося « Профориентационного Портфолио », в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им Анкеты, результаты по самодиагностике способностей и склонностей в рамках занятий по развитию профессионально важных качеств в различных сферах профессий; «Опросники» - выявляющие его интересы и склонности, Лист профессиональной консультации и др. 9. Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке4 10. Доклады на родительских собраниях на темы «Роль семьи в п одготовке школьников к выбору профессии» 11. Участие ребят во внеклассных мероприятиях по профессионально-трудовому обучению в рамках предметной недели по «Технологии» - «Столяры и плотники – весёлые работники», «Художник – модельер» и другие.. В помощь классному руководителю. Что такое «Профессиональные пробы»

Слайд 23

Этап Суть этапа Деятельность в рамках профессиональной пробы «Сотрудник правоохранительных органов/полицейский» I Справочно-информационный На данном этапе школьники получают начальное представление о профессии, соотносят свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия человеку, составляются экономические, технологические, медицинские и психологические характеристики профессиональной деятельности через: 1. проведение экскурсий 2. встречи с представителями профессии 3. работа с источниками: специальная литература 1 Экскурсия учащихся, заинтересованных в участии в данной профессиональной пробе в ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МВД РОССИИ 2. Организация встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов (приглашение их в школу ). 3. Знакомство с источниками, например Федеральный закон РФ "О полиции", N 3-ФЗ II Д иагностический Различные тесты, в ыполнение учащимися заданий « Игры и упражнения на профориентацию» для самодиагностики способностей и склонностей; занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности в различных сферах профессий; определяются интересы и запросы учащихся. Возможна разработка Анкеты совместно с психологом и социальным педагогом. Работа Клуба по интересам « Твой выбор – право!», для ребят 9-11 классов, заинтересованных в участии в профессиональной пробе по профессии «полицейский». Проведение Акции – «Школьный инспектор». III П рактический Учащиеся реализуют проект (творческое или исследовательское задание), позволяющий непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности. Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях: - конкретное задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса («школьный инспектор»). - серии последовательных имитационных (деловых) игр творческие задания исследовательского характера ( проект, реферат) Примеры конкретных проектов: Проект «Безопасная дорога в школу», Исследовательская тема «Школьный инспектор» ; Исследовательская работа по теме « Подразделение специального назначения»», IV Р ефлексивный Подведение итогов профессиональной пробы, самоопределение учащимися своего дальнейшего образовательного маршрута – (выбор вуза). Проведение по окончании профессиональных проб - круглых столов, на которых учащиеся могут высказать свои впечатления, поделиться чувствами, эмоциями Профессиональные пробы предусматривают последовательное прохождение 4-х этапов

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 « Ты и твоя будущая профессия»

Классный час  

 

Слайд № 1     Ведущая – Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами  попытаемся немножко заглянуть в будущее каждого из вас. Но сначала ответьте мне на один вопрос – «Чего вы ждете от своего будущего»?  (ответы ребят).

- А как вы думаете – Что необходимо для того, чтобы мечты ваши осуществились?  (ответы ребят)….

 - Из всего сказанного, можно сделать вывод:  – Чтобы все наши мечты и желания осуществились, необходимо каждому из нас стать  материально обеспеченным (насколько это возможно). А для этого, конечно, необходимо много работать….

-  Поэтому, ребята,   сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий.

В недалёком будущем вам предстоит окунуться в этот мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

- А начнем мы, пожалуй, с вопроса – Как вы думаете, что такое «ПРОФЕССИЯ», какой смысл мы вкладываем в это понятие?    (идет обсуждение, ответы)

Слайд № 2 – Знакомимся с определением «Профессия» на слайде.  

Ведущая - Вот мы с вами и выяснили: Что же такое – «Профессия».

Слайд № 3 Правильный выбор жизненного пути всегда  приносит огромное моральное удовлетворение, так как человек получает возможность большей самореализации. Ведь только в любимом деле можно достичь по-настоящему значительных успехов. А кроме этого, занимаясь делом, для которого рожден, ты можешь приносить огромную пользу людям. Существует легенда об угольках призвания. У каждого из нас есть свой уголёк призвания. И, если этот уголёк попал не тому человеку, для которого предназначен, он будет всю жизнь только тлеть, а то и вовсе погаснет.

В нашей литературе есть много тому примеров…Совсем не просто найти свой «уголёк»…

– Помните, в «Приключениях Электроника» Серёжка Сыроежкин мучительно раздумывает, что привлекает его в жизни больше всего: раскопка скифских курганов, разгадка древних пергаментов, математика, автомобили или что-то еще.

- Человека, раздумывающего над выбором будущей профессии, герой сравнивает с Ильй Муромцем, который стоит на перепутье трёх дорог. И хотя Сергей еще не определился с выбором жизненного пути, одно он знает твёрдо, что в этом выборе самое важное не ошибиться.

- Можно вспомнить еще героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч»…Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания, сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии - это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить

 Поэтому мы сейчас с вами  рассмотрим, каковы же «Правила выбора профессии».

Слайд № 4  

- Ведущая - По данным социальных опросов, на вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» примерно каждый третий (!) отвечает, что ошибся в своем выборе, и каждый второй признаётся, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? (Ответы- рассуждения ребят)

       

       

  -  Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только

                              осознанный выбор профессии!

                      Как объяснить эту «Формулу  выбора профессии»?  

В ней всего три величины:

I. «Хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

II. «Могу» - это все, что мне по силам, по способностям;

III. «Надо» - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Слайд № 5

 - Идет объяснение  понятий: «Профессия», «Специальность» и «Специализация».

 

Слайд № 6

- Ребята, наш российский академик - Евгений Александрович Климов в своей теории профориентации говорит о том, что каждый человек, согласно своим личным качествам принадлежит к определенному ТИПУ профессий и старается, соответственно этому, избрать свою профессиональную деятельность.

-  И сейчас мы с вами рассмотрим каждый из этих 5-ти  типов:

  1. «Человек – природа». Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
  2. «Человек – техника». Это группа профессий, в основе которых лежат отношения. Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.
  3. «Человек – человек». Объект труда в данной группе профессий - люди, группы, коллективы.
  4. «Человек – знаковая система». Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.
  5. «Человек - художественный образ». Объектом труда здесь служат художественные образы, их роли, элементы и особенности.

Слайд № 7   Игра – Путеводитель «Кто ты будешь такой»?

 

Слайды  № 8, 9, 10, 11, 12.

- А сейчас мы с вами разберем профессии по 5-ти типам. 

  • Ведущий даёт пояснения  о «Социономических»,
  • «Биономических»,
  • «Технономических»,
  • «Игнономических» и
  • «Артономических»  профессиях.

    О том, с чем связана каждая из   этих типов профессия; о склонностях и предпочтениях, а также о выраженных способностях человека, стоящего перед осознанным выбором своей будущей профессии.                                      

                                 (Составные формулы выбора: «хочу» и «могу»).

Слайды № 13, 14, 15, 16.  

- Учитель даёт информацию по третьей составляющей «Формулы выбора»

- Рынок труда:

Рейтинг самых нужных профессий среди рабочих специальностей и среди служащих;

а также  топ-рейтинг о самых востребованных профессиях, которые пользуются максимальным спросом у работодателей и о зарплатах.

Слайды № 17, 18, 19 и 20

- Идёт  информация о рейтинговом списке профессий, которые будут востребованы  уже в следующем году; о новых специальностях, появившихся в России:    

  • HR-эксперты,
  • IT-специалисты,
  • Маркетологи.

Здесь же дана информация о направлениях и специальностях вузов, где можно получить эти специальности, а также о том, что входит в сферу деятельности их.

Слайд № 21         «Вспомним, что мы уже знаем».  Рефлексия.

                                                 Вопросы на слайде.

 



Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на педсовете

по теме: - «Ты и твоя будущая профессия» на классном часе

по профориентационной деятельности классного руководителя».

  1. Вступительное слово.

Презентация  «Ты и твоя будущая профессия» - это методическое пособие в работе  классного руководителя в рамках работы по профессиональной ориентации обучающихся.  В  этой работе дано определение «Профессиональной пробы», как ролевой практики;  а также приведены примеры форм работы в этом направлении - слайд 22.  В 23 слайде даны методические рекомендации о последовательности прохождения профессиональных проб в четыре этапа:

  • Справочно – информационный;
  • Диагностический;
  • Практический;
  • Рефлексивный.

  1. Основная часть выступления (методика проведения классного  часа).
  • (слайд 1). Учитель говорит о том, что в недалёком будущем ребятам предстоит окунуться в  мир профессий  и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. Начнем наше путешествие  с вопроса: – «Как вы думаете, что такое «ПРОФЕССИЯ», какой смысл мы вкладываем в это понятие?»  (Идет  обсуждение, ответы обучающихся.).
  • (слайд 2). Учитель, подытожив сказанное,  формулирует, что же такое «профессия»: - «Профессия – это труд, которому человек посвящает (как правило) всю свою жизнь».
  • (слайд 3). Учитель говорит о том, как важно сделать правильный выбор своей профессии (легенда об угольках призвания), о том, что многие люди,  делая ошибку в выборе, не получают удовлетворения в своей профессиональной деятельности. Вопрос к ребятам – «Почему так много людей делают ошибку в своём выборе профессии»? Идет обсуждение.
  • (слайд 4) «Осознанный выбор» - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).  Учитель объясняет «Формулу выбора профессии».
  • (слайд 5) Идет объяснение понятий: «Профессия», «Специальность» и «Специализация».
  • (слайд 6) Учитель дает сведения о типах профессий по квалификации академика Е.А. Климова.
  • (слайд 7) Игровая пауза «Определи свой тип профессии», где ребята, отвечая на вопросы, могут сами определить свой тип профессии.
  • (слайды 8, 9, 10, 11. 12) Дают пояснения  о «Социономических», «Биономических», «Технономических», «Игнономических» и «Артономических»  профессиях; о том, с чем связана каждая из   этих типов профессия; о склонностях и предпочтениях, а также о выраженных способностях человека, стоящего перед осознанным выбором своей будущей профессии. (Составные формулы выбора: «хочу» и «могу»).
  • (слайды 13, 14, 15, 16) Дают информацию по третьей составляющей «Формулы выбора» - Рынок труда: Рейтинг самых нужных профессий среди рабочих специальностей и среди служащих; а также  топ-рейтинг о самых востребованных профессиях, которые пользуются максимальным спросом у работодателей и о зарплатах.
  • (слайд 17, 18, 19 и 20) Дают информацию о рейтинговом списке профессий, которые будут востребованы  уже в следующем году; о новых специальностях, появившихся в России:             HR-эксперты, IT-специалисты, Маркетологи. Здесь же дана информация о направлениях и специальностях вузов, где можно получить эти специальности, а также о том, что входит в сферу деятельности их.
  1. Заключительная часть (выводы). Рефлексия.
  • (слайд 21 с вопросами) Учитель, задавая вопросы, помогает ребятам вспомнить пройденный материал и закрепить знания, полученные в ходе классного часа.

                Социальный педагог  «МАОУ СОШ № 13 с УИОП»                                                  Коваленко Л.М.