Дополнительная общеобразовательная программа «Служим Отечеству!» (авторская) объединения «#ПатриоТыл»

Рожкова Светлана Измайловна

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у них. Оно определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике.

   Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у кадет может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • Духовно-нравственное направление.
  • Историко-краеведческое направление.
  • Гражданско-правовое направление.
  • Военно-патриотическое  и военно-профессиональное направление;
  • Социально-патриотическое направление;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБУДО «Дом детского творчества»

Моргаушского района ЧР

№ ___ от «____» ___________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района ЧР

__________________Рожкова А.В.

Приказ № ____ от «___»_________2018г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Служим Отечеству!»  (авторская)

объединения «#ПатриоТыл»  

Срок реализации – 1 год

                           Для обучающихся: 12 - 17 лет

Автор: педагог дополнительного образования

Рожкова Светлана Измайловна

с. Моргауши, 2018

Оглавление

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка…………………………..

3

2.

Учебно – тематический план ……………………

15

3.

Содержание программы………………………..

19

4.

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………….

20

5.

Список литературы и средств обучения………..

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» для кадет 8, 10-х  классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования; Примерной Программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа  по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7 - 8, 10-х  классов разработана в соответствии с:

-  Конституцией Российской Федерации;

- Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;  

-Федеральным  законом  "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;

- Федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;

ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;

ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;

ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;

ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;

ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;

ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;

ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;

При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.  Знания, умения и навыки, приобретаемые кадетами  8,10-х классов на основе программы играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

 Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у них. Оно определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике.

   Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у кадет может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • Духовно-нравственное направление.
  • Историко-краеведческое направление.
  • Гражданско-правовое направление.
  • Военно-патриотическое  и военно-профессиональное направление;
  • Социально-патриотическое направление;

 Актуальность рабочей программы

Сегодня перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.

Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Актуальность рабочей программы  заключается в том, она направлена на формирование и повышение современного уровня в области военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности кадет. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности следует понимать способ организации деятельности учащихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по программе военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности  тесно связаны с такими дисциплинами, как история, обществознание, литература, география, краеведение, ОБЖ.

При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса  как непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.

Настоящая программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных региональных и местных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания кадет, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Цели и задачи рабочей программы

        

Основной целью рабочей программы  по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!»  для кадет является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Общие цели реализации рабочей программы призваны способствовать:

  • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
  • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самосознания и создание условий для их реализации;
  • утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
  • формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
  • привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации  -  Герба, Флага, Гимна, другой российской  символики и исторических святынь Отечества;
  • воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
  • совершенствование системы военно-патриотического воспитания и физической подготовленности кадет;
  • популяризация Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Чувашской Республике.

Механизм реализации Программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности

Программа рассчитана на учащихся 7-8, 10  -х классов, на 180  часов  (на 1 учебный год).

В ходе реализации рабочей программы предполагается использовать систему средств, которая включает три основных компонента: образовательный, материально-технический и организационный.

Методы реализации программы: школьные, районные, республиканские, всероссийские мероприятия по военно – патриотическому направлению и подготовка к ним, встречи с ветеранами боевых действий, курсантами военных заведений, мероприятия по профессиональной ориентации.

 Настоящая рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!»  для кадет 7- 8,10 классов реализуется педагогом дополнительного образования во взаимодействии с родителями воспитанников. Координатором Программы является администрация МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики. Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.

Основные направления по реализации программы патриотического воспитания учащихся школы: разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание на занятиях объединения  «#ПатриоТыл»,  исследовательская деятельность; лекционная и просветительская работа с кадетами 7 -8,10 классов,  культурно-массовые воспитательные мероприятия; создание мультимедийных презентаций  с использованием ИКТ; освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ и сети Интернет и многое другое.

Содержательную часть Программы   предусматривается реализовывать:

• проведением «Уроков мужества» со школьниками;

• систематическим совместным с сотрудниками  музея верховых чувашей Моргаушского района Чувашской Республики проведением Уроков Мужества с обучающимися школ Моргауашского района;

• участием в районных, республиканских, всероссийских конкурсах патриотической направленности;

• организацией постоянных встреч с ветеранами войны, боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане, с действующими  участниками боевых действий

Системы обучения и формы реализации рабочей программы

В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения. Некоторые из них будут эффективными при реализации настоящей рабочей программы во внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности:

  • внеурочная теоретическая;
  • внеурочная практическая;
  • групповая;
  • индивидуальная;

Формами реализации образовательного процесса рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности  для кадет 8,10 классов могут быть традиционные и нетрадиционные формы:

  • занятие-лекция;
  • практическое занятие с применением ОЗК, учебного автомата Калашникова, противогаза и т.п.
  • учебно-воспитательная экскурсия;              
  • беседы;
  • диспуты;
  • исследования в сфере военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности;
  • строевая подготовка.    

Формы организации работы по Программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7, 8, 10 классов  выделяют следующие функции:

  • обучающе-образовательная;
  • воспитательная;
  • организационная;
  • психологическая;
  • развивающая;
  • комплексирующая и координирующая;
  • стимулирующая.

Основной  тип занятий - практикум. 134 ч  учебного времени отводится практическим  формам занятий, 46 – теоретическим.

Общие требования программы

Настоящая рабочая программа направлена на соблюдение общих требований, которым должна соответствовать современная внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятий и мероприятий на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на занятиях и при проведении мероприятий в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее полученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития кадет.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Эффективное использование педагогических средств.

8. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия или мероприятия по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.

Технологии обучения

В рабочей программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!»  огромное значение отводится деятельностному подходу к проблеме военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности. Деятельностный подход - это своего рода философия, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения и воспитания или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями. В рабочей программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности предусмотрено использование следующих технологий обучения:

Технология проблемного обучения (сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед кадетами познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).

Концентрированное обучение (сущность - глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).

Развивающее обучение (сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).

Дифференцированное обучение (сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).

Игровое обучение (сущность - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).

Обучение развитию критического мышления (сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).

Формирование ключевых компетенций

Компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-воспитательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД), на основе рабочей программы «Служим Отечеству!»» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет 7,  8,10 классов  предполагает формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и  познавательных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • основные права и обязанности учащихся  в области гражданской ответственности;
  • знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития Моргаушского района, Чувашии;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
  • эстетическое сознание;
  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • знание правил поведения в различных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований  жизни, прав и обязанностей гражданина;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Кадет  получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военно-патриотической деятельности;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;
  • адекватной позитивной самооценки;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные универсальные учебные действия

Кадет научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Кадет получит возможность научиться:

  • построению жизненных планов во временнớй перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Кадет научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Кадет получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Кадет  научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством педагога;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

Кадет получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных ситуаций и различных видов деятельности обучающихся в основной м средней школе.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы обучающегося.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7 -8, 10 классов  подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности учащегося;

предоставление возможностей каждому кадету  работать в присущем ему темпе;

создание условий для обязательной успешной деятельности;

деятельность в зоне «ближайшего развития»,

обеспечение своевременной помощи каждому кадету  при возникновении трудностей;

создание условий для реализации творческих возможностей кадета.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям кадет, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого кадета с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа программы.

3. Организация процесса обучения в форме диалога (диалогичность процесса) подразумевает ориентировку на демократический стиль взаимоотношений между воспитанниками и педагогом.

4. Преемственность и перспективность обучения. Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения  программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

        

Планируемые результаты освоения

Результативность реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности измеряется степенью готовности и стремлением кадет  к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

Реализация Программы в тесной взаимосвязи с администрацией Моргаушского района, отделом военного комиссариата Чувашской Республики по Моргаушскому и Аликовскому районам, отделом МВД Российской Федерации по Моргаушскому району, отделом образования Моргаушского района. Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств (гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование) намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности. Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России.

Конечным результатом реализации Программы должны стать: положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения; возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;  обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины.

Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» призвана способствовать:

  • развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, Чувашии, Моргаушского  района;
  • воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  • формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и военно-патриотического  формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.

В результате реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет должен знать:

  • потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности;
  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;
  • государственную политику противодействия терроризму и наркотизму;
  • что такое патриотизм и формы его проявления;
  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основные права и обязанности учащихся  в области гражданской ответственности;
  • культурно-исторические и краеведческие особенности развития Моргаушского района, Чувашии, России;
  • основы социально-критического мышления;
  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
  • основы здорового образа жизни;
  • правила поведения в различных ситуациях.

В результате реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет должен уметь и практически выполнять:

  • строевые приемы и движение без оружия;
  • выполнение воинского приветствия;
  • выход из строя и возвращение в строй;
  • подход к начальнику;
  • движение строя отделения в пешем порядке;
  • понятие строевой смотр подразделения.
  • выдвигать гипотезы;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах;
  • эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность;
  • уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим;
  • уважение ценности семьи,
  • с оптимизмом воспринимать окружающий мир;
  • давать позитивную моральную самооценку;
  • быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина;
  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • конструктивно разрешать конфликты;
  • устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.

Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!»

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
  • совершенствование навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;
  • анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

В трудовой сфере:

  • локализация возможных опасных ситуаций;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитании и формированию гражданственности, её системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

Духовно-нравственные параметры:

  • повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;
  • повышение интереса к историческому прошлому страны, региона, района;
  • утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
  • проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества;
  • уровень реализации творческого потенциала учащихся в области патриотического воспитания.

Система оценки достижения планируемых результатов по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.

Итоговая оценка складывается из внутренней и внешней оценок результатов освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности .

Внутренняя оценка определяется по результатам мониторинга обучающихся, которые отражают динамику военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности, отражают динамику формирования их способности к решению практических и познавательных задач.

 Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадетами  (участие в  олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня и.т.п.) .

Учебно – тематический план

Количество часов:    в неделю - 6  ;      всего за год – 180 часов

№ занятия

Тема

Часы работы

Дата проведения

По плану

Фактич

Теор.

Практ

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

1

Знакомство с историей кадетского движения в Моргаушском  районе

1

Символы России

1

Изучение гимнов России, Чувашии, кадетского отделения

1

1

Воинские звания и знаки различия

1

Раздел I. Строевой Устав

О строевом Уставе

 1

Строи и управление ими. Обязанности кадет перед построением и в строю.

1

Разучивание подготовительных команд

1

2

Строевая стойка. Повороты на месте

1

Движение строевым шагом

1

1

Повороты в движении

1

3

Одиночное строевое обучение без оружия

2

Тренировка выполнения строевого приема в составе подразделения

2

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении

2

Выход из строя и возвращение в строй.  

2

Подход к начальнику и отход от него

2

Зачет. Выход из строя и возвращение в строй

2

Развернутый одношереножный, двушереножный строй

2

Порядок перестроения из одношереножного в двушереножный

1

1

Тренировка строевых перестроений

3

Походный строй

1

Движение походным строем в составе отделения (взвода) в колонну по одному, в колонну по два, в колонну по три

1

1

Перестроение отделения (взвода) на месте и в

движении

3

Положения Боевого Знамени

1

Тренировка  со Знаменной группой

2

Разучивание строевой песни

1

1

Разучивание девиза и речевки

1

1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Строевой смотр кадет (с участием военного комиссара)

2

Раздел 2. Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты

Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты

1

Одевание противогаза

1

Пользование неисправным противогазом в зараженной атмосфере

1

Надевание общевойскового защитного комплекта, плаща в рукава

и противогаза

3

Отработка Раздела 1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Раздел 3. Огневая подготовка

Знакомство с биографией  Михаила Тимофеевича Калашникова

1

История создания АК, назначение и боевые свойства

1

Устройство АКМ.  Порядок его разборки – сборки.

1

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

2

Снаряжение магазина патронами.

1

1

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

2

Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата Калашникова (с участием военного комиссара)

2

Отработка Раздела 1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Раздел 4. Исторические страницы

Запуск исследовательского проекта «Сыны Отчества, выходцы из Чувашии»

1

Защита исследований

2

Урок Мужества в музее верховых чувашей Моргаушского района

1

Обзор книги Г.А. Викторова «Сыны Отечества: воспоминания и размышления»

1

Страницы истории Русского воинства

1

Дни воинской Славы и памятные даты  России

1

1

Подготовка к викторине по вопросам военной истории Русского воинства

1

Викторина по истории Русского воинства.

1

Подготовка к читательской конференции на тему «История кадетства в России»

1

Читательская конференция на тему «История кадетства в России»

1

Подготовка к викторине по вопросам военной истории Чувашии

1

3

Викторина по вопросам военной истории Чувашии

2

Отработка Раздела 1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Подготовка к творческому конкурсу фестиваля  «Нам этот мир завещано беречь!»

1

3

Тренировка по военизированной эстафете

1

3

Тренировка по неполной разборке – сборке автомата Калашникова

3

Подготовка к фестивалю «Нам этот мир завещано беречь!»

5

Раздел 5. Теоретический блок по подготовке к военизированным играм «Зарница» и «Орлёнок»

«Я – гражданин России»

Изучение вопросов по тематике

1

1

«Я – гражданин России»

Викторина

2

«Первая помощь»

Изучение вопросов по тематике

1

1

Способы транспортировки пострадавшего

1

2

«Первая помощь»

Викторина

1

«Мы – защитники Отечества»

Изучение вопросов по тематике

3

«Мы – защитники Отечества»

Викторина

1

«Защита». Изучение вопросов по тематике

2

«Защита». Викторина

1

Знатоки дорожного движения.

Изучение вопросов по тематике

2

1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Урок Мужества. Встреча с ветеранами боевых действий

2

Военно – исторический блок

Изучение вопросов по тематике

2

Военно – исторический блок

Викторина

1

Противопожарная безопасность

Изучение вопросов по тематике

2

Противопожарная безопасность

Викторина

1

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Мой друг – карта. Работа с топографической картой.

1

Основы военной топографии

1

Чтение топографических карт

1

3

Подготовка к Всероссийскому фестивалю  кадет «Юные таланты Отчизны» по номинациям  

1

3

Раздел 6. «Салют Победы!"

Отработка строевых приёмов и перестроений к

строевому смотру.

4

Тренировка по военизированной эстафете

3

Подготовка к викторине по вопросам военной истории Чувашии и России

4

Урок Мужества в музее верховых чувашей по патриотической теме «Вечной памятью живы»

2

Творческий отчет

1

46 ч

134ч

Ш. Содержание программы

Раздел I.Устав Вооруженных сил и  Строевой Устав

По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации. Воинские звания и знаки различия.

По строевому Уставу. Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.

Строевой и походный шаг. Движение бегом.Повороты на месте. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Раздел 2. Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты

Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и общевойсковой защитный костюм фильтрующий (ОЗК-Ф). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта (костюма). Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).

Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска; общевойсковой комплексный защитный костюм, его назначение, состав, защитные свойства.

Раздел 3. Огневая подготовка. История развития стрелкового оружия.

Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения.

Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами.

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне. Автомат АК-74 и его модификации. Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием.

Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.

Раздел 4. Исторические страницы. Изучение страниц военной истории России и Чувашии.

Обзор литературы по военной теме.

Раздел 5. Теоретический блок по подготовке к военизированным играм «Зарница» и «Орлёнок.

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

 Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.

Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Первая медицинская помощь при ожогах,при утоплении, солнечном и тепловом ударе, при отравлениях,  при поражении электрическим током. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи. Аптечка индивидуальная.

Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на продолжительность жизни человека.

Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Системы координат. Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные знаки карт. Язык карты

Раздел 6. «Салют Победы!"

Тренировочные занятия.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы

- Устав Вооруженных сил и Строевой Устав;

- Программа Основ военной службы;

- учебные пособия «Основ безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя;

- учебное пособие «Основы военной службы»;

- учебные видео- и DVD- фильмы по ОБЖ;

- учебные таблицы, плакаты по ОБЖ.

V.        Список литературы и средств обучения

1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.

2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.

3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III (взвод, отделение, танк).

4. Военная доктрина Российской Федерации.

5. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.

6. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.

7. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).

8. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

10. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения (АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).

11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

12. Отравляющие вещества, Воениздат –19 92 г.

13. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление начальника РХБЗ Москва 2005 г.

14. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008

15. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл. учеб. Для общеобразоват . учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. -7-е изд. –М.: Просвещение, 2010.

16. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007

17. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.

18. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.

19. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

20. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

21. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

22. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».

23. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».