Дополнительная общеобразовательная программа «Служим Отечеству!» (авторская) объединения «#ПатриоТыл»
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у них. Оно определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике.
Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у кадет может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Духовно-нравственное направление.
- Историко-краеведческое направление.
- Гражданско-правовое направление.
- Военно-патриотическое и военно-профессиональное направление;
- Социально-патриотическое направление;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики
ПРИНЯТО педагогическим советом МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района ЧР № ___ от «____» ___________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района ЧР __________________Рожкова А.В. Приказ № ____ от «___»_________2018г. |
Дополнительная общеобразовательная программа «Служим Отечеству!» (авторская)
объединения «#ПатриоТыл»
Срок реализации – 1 год
Для обучающихся: 12 - 17 лет
Автор: педагог дополнительного образования
Рожкова Светлана Измайловна
с. Моргауши, 2018
Оглавление
№ | Содержание | Страница |
1. | Пояснительная записка………………………….. | 3 |
2. | Учебно – тематический план …………………… | 15 |
3. | Содержание программы……………………….. | 19 |
4. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………. | 20 |
5. | Список литературы и средств обучения……….. | 20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» для кадет 8, 10-х классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования; Примерной Программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7 - 8, 10-х классов разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Стратегией национальной безопасности до 2020 г.; Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
-Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;
- Федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:
ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;
ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;
ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;
ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;
ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;
ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;
ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые кадетами 8,10-х классов на основе программы играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у них. Оно определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике.
Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у кадет может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Духовно-нравственное направление.
- Историко-краеведческое направление.
- Гражданско-правовое направление.
- Военно-патриотическое и военно-профессиональное направление;
- Социально-патриотическое направление;
Актуальность рабочей программы
Сегодня перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.
Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Актуальность рабочей программы заключается в том, она направлена на формирование и повышение современного уровня в области военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности кадет. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности следует понимать способ организации деятельности учащихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по программе военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности тесно связаны с такими дисциплинами, как история, обществознание, литература, география, краеведение, ОБЖ.
При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса как непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.
Настоящая программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных региональных и местных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания кадет, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Цели и задачи рабочей программы
Основной целью рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» для кадет является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Общие цели реализации рабочей программы призваны способствовать:
- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самосознания и создание условий для их реализации;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- совершенствование системы военно-патриотического воспитания и физической подготовленности кадет;
- популяризация Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Чувашской Республике.
Механизм реализации Программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности
Программа рассчитана на учащихся 7-8, 10 -х классов, на 180 часов (на 1 учебный год).
В ходе реализации рабочей программы предполагается использовать систему средств, которая включает три основных компонента: образовательный, материально-технический и организационный.
Методы реализации программы: школьные, районные, республиканские, всероссийские мероприятия по военно – патриотическому направлению и подготовка к ним, встречи с ветеранами боевых действий, курсантами военных заведений, мероприятия по профессиональной ориентации.
Настоящая рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» для кадет 7- 8,10 классов реализуется педагогом дополнительного образования во взаимодействии с родителями воспитанников. Координатором Программы является администрация МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики. Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
Основные направления по реализации программы патриотического воспитания учащихся школы: разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание на занятиях объединения «#ПатриоТыл», исследовательская деятельность; лекционная и просветительская работа с кадетами 7 -8,10 классов, культурно-массовые воспитательные мероприятия; создание мультимедийных презентаций с использованием ИКТ; освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ и сети Интернет и многое другое.
Содержательную часть Программы предусматривается реализовывать:
• проведением «Уроков мужества» со школьниками;
• систематическим совместным с сотрудниками музея верховых чувашей Моргаушского района Чувашской Республики проведением Уроков Мужества с обучающимися школ Моргауашского района;
• участием в районных, республиканских, всероссийских конкурсах патриотической направленности;
• организацией постоянных встреч с ветеранами войны, боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане, с действующими участниками боевых действий
Системы обучения и формы реализации рабочей программы
В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения. Некоторые из них будут эффективными при реализации настоящей рабочей программы во внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности:
- внеурочная теоретическая;
- внеурочная практическая;
- групповая;
- индивидуальная;
Формами реализации образовательного процесса рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 8,10 классов могут быть традиционные и нетрадиционные формы:
- занятие-лекция;
- практическое занятие с применением ОЗК, учебного автомата Калашникова, противогаза и т.п.
- учебно-воспитательная экскурсия;
- беседы;
- диспуты;
- исследования в сфере военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности;
- строевая подготовка.
Формы организации работы по Программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7, 8, 10 классов выделяют следующие функции:
- обучающе-образовательная;
- воспитательная;
- организационная;
- психологическая;
- развивающая;
- комплексирующая и координирующая;
- стимулирующая.
Основной тип занятий - практикум. 134 ч учебного времени отводится практическим формам занятий, 46 – теоретическим.
Общие требования программы
Настоящая рабочая программа направлена на соблюдение общих требований, которым должна соответствовать современная внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятий и мероприятий на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на занятиях и при проведении мероприятий в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее полученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития кадет.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Эффективное использование педагогических средств.
8. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия или мероприятия по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.
Технологии обучения
В рабочей программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» огромное значение отводится деятельностному подходу к проблеме военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности. Деятельностный подход - это своего рода философия, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения и воспитания или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями. В рабочей программе по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности предусмотрено использование следующих технологий обучения:
Технология проблемного обучения (сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед кадетами познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
Концентрированное обучение (сущность - глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
Развивающее обучение (сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
Дифференцированное обучение (сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
Игровое обучение (сущность - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
Обучение развитию критического мышления (сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
Формирование ключевых компетенций
Компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-воспитательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Ключевыми компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД), на основе рабочей программы «Служим Отечеству!»» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет 7, 8,10 классов предполагает формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;
- знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития Моргаушского района, Чувашии;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- эстетическое сознание;
- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- знание правил поведения в различных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к выполнению норм и требований жизни, прав и обязанностей гражданина;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Кадет получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военно-патриотической деятельности;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;
- адекватной позитивной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Регулятивные универсальные учебные действия
Кадет научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Кадет получит возможность научиться:
- построению жизненных планов во временнớй перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Кадет научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии.
Кадет получит возможность научиться:
- учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Кадет научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством педагога;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Кадет получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных ситуаций и различных видов деятельности обучающихся в основной м средней школе.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы обучающегося.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
Рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для кадет 7 -8, 10 классов подчиняется следующим принципам.
1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:
сохранность и поддержку индивидуальности учащегося;
предоставление возможностей каждому кадету работать в присущем ему темпе;
создание условий для обязательной успешной деятельности;
деятельность в зоне «ближайшего развития»,
обеспечение своевременной помощи каждому кадету при возникновении трудностей;
создание условий для реализации творческих возможностей кадета.
2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям кадет, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого кадета с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа программы.
3. Организация процесса обучения в форме диалога (диалогичность процесса) подразумевает ориентировку на демократический стиль взаимоотношений между воспитанниками и педагогом.
4. Преемственность и перспективность обучения. Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Планируемые результаты освоения
Результативность реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности измеряется степенью готовности и стремлением кадет к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Реализация Программы в тесной взаимосвязи с администрацией Моргаушского района, отделом военного комиссариата Чувашской Республики по Моргаушскому и Аликовскому районам, отделом МВД Российской Федерации по Моргаушскому району, отделом образования Моргаушского района. Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств (гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование) намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности. Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России.
Конечным результатом реализации Программы должны стать: положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения; возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа; обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины.
Реализация программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!» призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, Чувашии, Моргаушского района;
- воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
- формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и военно-патриотического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.
В результате реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет должен знать:
- потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;
- государственную политику противодействия терроризму и наркотизму;
- что такое патриотизм и формы его проявления;
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;
- культурно-исторические и краеведческие особенности развития Моргаушского района, Чувашии, России;
- основы социально-критического мышления;
- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
- основы здорового образа жизни;
- правила поведения в различных ситуациях.
В результате реализации программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадет должен уметь и практически выполнять:
- строевые приемы и движение без оружия;
- выполнение воинского приветствия;
- выход из строя и возвращение в строй; ∙
- подход к начальнику;
- движение строя отделения в пешем порядке;
- понятие строевой смотр подразделения.
- выдвигать гипотезы;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах;
- эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность;
- уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим;
- уважение ценности семьи,
- с оптимизмом воспринимать окружающий мир;
- давать позитивную моральную самооценку;
- быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина;
- вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- конструктивно разрешать конфликты;
- устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- понимать и сопереживать чувствам других людей.
Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Служим Отечеству!»
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
- совершенствование навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;
- анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.
В трудовой сфере:
- локализация возможных опасных ситуаций;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитании и формированию гражданственности, её системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Духовно-нравственные параметры:
- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;
- повышение интереса к историческому прошлому страны, региона, района;
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества;
- уровень реализации творческого потенциала учащихся в области патриотического воспитания.
Система оценки достижения планируемых результатов по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности.
Итоговая оценка складывается из внутренней и внешней оценок результатов освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности .
Внутренняя оценка определяется по результатам мониторинга обучающихся, которые отражают динамику военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности, отражают динамику формирования их способности к решению практических и познавательных задач.
Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности кадетами (участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня и.т.п.) .
Учебно – тематический план
Количество часов: в неделю - 6 ; всего за год – 180 часов
№ занятия | Тема | Часы работы | Дата проведения | По плану | Фактич |
Теор. | Практ | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 1 | ||||
Знакомство с историей кадетского движения в Моргаушском районе | 1 | ||||
Символы России | 1 | ||||
Изучение гимнов России, Чувашии, кадетского отделения | 1 | 1 | |||
Воинские звания и знаки различия | 1 | ||||
Раздел I. Строевой Устав | |||||
О строевом Уставе | 1 | ||||
Строи и управление ими. Обязанности кадет перед построением и в строю. | 1 | ||||
Разучивание подготовительных команд | 1 | 2 | |||
Строевая стойка. Повороты на месте | 1 | ||||
Движение строевым шагом | 1 | 1 | |||
Повороты в движении | 1 | 3 | |||
Одиночное строевое обучение без оружия | 2 | ||||
Тренировка выполнения строевого приема в составе подразделения | 2 | ||||
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении | 2 | ||||
Выход из строя и возвращение в строй. | 2 | ||||
Подход к начальнику и отход от него | 2 | ||||
Зачет. Выход из строя и возвращение в строй | 2 | ||||
Развернутый одношереножный, двушереножный строй | 2 | ||||
Порядок перестроения из одношереножного в двушереножный | 1 | 1 | |||
Тренировка строевых перестроений | 3 | ||||
Походный строй | 1 | ||||
Движение походным строем в составе отделения (взвода) в колонну по одному, в колонну по два, в колонну по три | 1 | 1 | |||
Перестроение отделения (взвода) на месте и в движении | 3 | ||||
Положения Боевого Знамени | 1 | ||||
Тренировка со Знаменной группой | 2 | ||||
Разучивание строевой песни | 1 | 1 | |||
Разучивание девиза и речевки | 1 | 1 | |||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Строевой смотр кадет (с участием военного комиссара) | 2 | ||||
Раздел 2. Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты | |||||
Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты | 1 | ||||
Одевание противогаза | 1 | ||||
Пользование неисправным противогазом в зараженной атмосфере | 1 | ||||
Надевание общевойскового защитного комплекта, плаща в рукава и противогаза | 3 | ||||
Отработка Раздела 1 | |||||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Раздел 3. Огневая подготовка | |||||
Знакомство с биографией Михаила Тимофеевича Калашникова | 1 | ||||
История создания АК, назначение и боевые свойства | 1 | ||||
Устройство АКМ. Порядок его разборки – сборки. | 1 | ||||
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. | 2 | ||||
Снаряжение магазина патронами. | 1 | 1 | |||
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. | 2 | ||||
Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата Калашникова (с участием военного комиссара) | 2 | ||||
Отработка Раздела 1 | |||||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Раздел 4. Исторические страницы | |||||
Запуск исследовательского проекта «Сыны Отчества, выходцы из Чувашии» | 1 | ||||
Защита исследований | 2 | ||||
Урок Мужества в музее верховых чувашей Моргаушского района | 1 | ||||
Обзор книги Г.А. Викторова «Сыны Отечества: воспоминания и размышления» | 1 | ||||
Страницы истории Русского воинства | 1 | ||||
Дни воинской Славы и памятные даты России | 1 | 1 | |||
Подготовка к викторине по вопросам военной истории Русского воинства | 1 | ||||
Викторина по истории Русского воинства. | 1 | ||||
Подготовка к читательской конференции на тему «История кадетства в России» | 1 | ||||
Читательская конференция на тему «История кадетства в России» | 1 | ||||
Подготовка к викторине по вопросам военной истории Чувашии | 1 | 3 | |||
Викторина по вопросам военной истории Чувашии | 2 | ||||
Отработка Раздела 1 | |||||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Подготовка к творческому конкурсу фестиваля «Нам этот мир завещано беречь!» | 1 | 3 | |||
Тренировка по военизированной эстафете | 1 | 3 | |||
Тренировка по неполной разборке – сборке автомата Калашникова | 3 | ||||
Подготовка к фестивалю «Нам этот мир завещано беречь!» | 5 | ||||
Раздел 5. Теоретический блок по подготовке к военизированным играм «Зарница» и «Орлёнок» | |||||
«Я – гражданин России» Изучение вопросов по тематике | 1 | 1 | |||
«Я – гражданин России» Викторина | 2 | ||||
«Первая помощь» Изучение вопросов по тематике | 1 | 1 | |||
Способы транспортировки пострадавшего | 1 | 2 | |||
«Первая помощь» Викторина | 1 | ||||
«Мы – защитники Отечества» Изучение вопросов по тематике | 3 | ||||
«Мы – защитники Отечества» Викторина | 1 | ||||
«Защита». Изучение вопросов по тематике | 2 | ||||
«Защита». Викторина | 1 | ||||
Знатоки дорожного движения. Изучение вопросов по тематике | 2 | 1 | |||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Урок Мужества. Встреча с ветеранами боевых действий | 2 | ||||
Военно – исторический блок Изучение вопросов по тематике | 2 | ||||
Военно – исторический блок Викторина | 1 | ||||
Противопожарная безопасность Изучение вопросов по тематике | 2 | ||||
Противопожарная безопасность Викторина | 1 | ||||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Мой друг – карта. Работа с топографической картой. | 1 | ||||
Основы военной топографии | 1 | ||||
Чтение топографических карт | 1 | 3 | |||
Подготовка к Всероссийскому фестивалю кадет «Юные таланты Отчизны» по номинациям | 1 | 3 | |||
Раздел 6. «Салют Победы!" | |||||
Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру. | 4 | ||||
Тренировка по военизированной эстафете | 3 | ||||
Подготовка к викторине по вопросам военной истории Чувашии и России | 4 | ||||
Урок Мужества в музее верховых чувашей по патриотической теме «Вечной памятью живы» | 2 | ||||
Творческий отчет | 1 | ||||
46 ч | 134ч |
Ш. Содержание программы
Раздел I.Устав Вооруженных сил и Строевой Устав
По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации. Воинские звания и знаки различия.
По строевому Уставу. Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Строевой и походный шаг. Движение бегом.Повороты на месте. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Раздел 2. Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств защиты
Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и общевойсковой защитный костюм фильтрующий (ОЗК-Ф). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта (костюма). Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска; общевойсковой комплексный защитный костюм, его назначение, состав, защитные свойства.
Раздел 3. Огневая подготовка. История развития стрелкового оружия.
Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения.
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне. Автомат АК-74 и его модификации. Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием.
Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.
Раздел 4. Исторические страницы. Изучение страниц военной истории России и Чувашии.
Обзор литературы по военной теме.
Раздел 5. Теоретический блок по подготовке к военизированным играм «Зарница» и «Орлёнок.
Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.
Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Первая медицинская помощь при ожогах,при утоплении, солнечном и тепловом ударе, при отравлениях, при поражении электрическим током. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи. Аптечка индивидуальная.
Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на продолжительность жизни человека.
Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Системы координат. Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные знаки карт. Язык карты
Раздел 6. «Салют Победы!"
Тренировочные занятия.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
- Устав Вооруженных сил и Строевой Устав;
- Программа Основ военной службы;
- учебные пособия «Основ безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя;
- учебное пособие «Основы военной службы»;
- учебные видео- и DVD- фильмы по ОБЖ;
- учебные таблицы, плакаты по ОБЖ.
V. Список литературы и средств обучения
1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.
2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III (взвод, отделение, танк).
4. Военная доктрина Российской Федерации.
5. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.
6. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.
7. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
8. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
10. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения (АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
12. Отравляющие вещества, Воениздат –19 92 г.
13. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление начальника РХБЗ Москва 2005 г.
14. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
15. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл. учеб. Для общеобразоват . учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. -7-е изд. –М.: Просвещение, 2010.
16. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007
17. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.
18. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.
19. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
20. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
21. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
22. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».
23. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».