МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР (КОНКУРС)
Объяснительная записка к курсу междисциплинарного обучения.
Курс МДО в начальной школе рассчитан на 4 ч (возможен вариант и на 2-3 ч) в неделю специальных междисциплинарных занятий. Специфика методики обучения определяет и особенности распределения учебного времени для осуществления программы. Так, занятия-исследования рассчитаны, как правило, на 2 ч (2 спаренных урока), а занятия-применения – на 1 или 2 ч.
В связи с тем, что курс обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя обладают высокой степенью свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарного занятий. Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения оперировать необходимым «словарем исследователя – такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:
· Анализировать
· Классифицировать
· Сравнивать
· Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
· Рассматривать проблему с разных точек зрения;
· Проверять
· Доказывать
· Устанавливать последовательность
· Устанавливать причинно-следственные связи
· Делать умозаключения
· Комбинировать
· Преобразовывать
· Предсказывать
· Придумывать новое
· Вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
· Ставить исследовательские вопросы
· Формулировать проблемы
· Выдвигать гипотезы
· Составлять план работы
· Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез
· Планировать и проводить небольшие интервью
· Собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. п.)
· Организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т.п.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы «Изменение», смысл которой постепенно раскрывается с помощью серии междисциплинарных обобщений. Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности (вплоть до уровня одной узкой темы: Солнечная система, семья или дикие и домашние животные), но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Так, например, в разделе «Полезные и вредные изменения» центральное обобщение – изменения могут быть полезными и вредными. Изучение многочисленных фактов из разных областей позволяет детям не только обосновать эту идею, но и сделать такие дополнительные обобщения: полезные и вредные изменения взаимосвязаны; одно и то же изменение может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения; мимикрия – полезное изменение для одних животных, но вредное для других (тех, кто ими питается) и т.п. Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений – вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами:
· Временные возможности учебного плана;
· Особенности обязательной программы по предметам;
· Индивидуальные особенности учащихся (их познавательные потребности и возможности)
· Высокие профессиональные возможности учителя в отношении расширения программы (свободное владение технологией построения занятий по МДО, эрудиция, хорошее знание познавательных потребностей и возможностей своих учеников и т.п.), что требует прохождения специального обучения и достаточного опыта работы.
В каждом разделе приводятся возможные варианты заданий для учащихся. Предложенные варианты являются основой для того, чтобы учитель мог сформулировать задание в доступной для ребенка форме. Эта формулировка будет зависеть от того, каким образом учитель предполагает организовать работу детей по выполнению задания. Задания могут:
1) Выполняться детьми дома или в школе во вторую половину дня как самостоятельные индивидуальные задания;
2) Быть предложены для групповой работы на уроке МДО как задания для этапа применения;
3) Составить основу для организации учителем самостоятельного урока-применения.
«Нельзя дважды войти в ту же самую реку», - писал древнегреческий философ из Эфеса еще в 6 веке до нашей эры. Так было сформулировано основополагающее философское обобщение: «Все течет, все изменяется». В настоящем курсе междисциплинарного обучения, предназначенного для учащихся 1-2 классов, это обобщение также является основополагающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyasnitelnaya_zapiska.docx | 18.45 КБ |
teoreticheskie_osnovaniya_mdo.ppt | 751 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснительная записка к курсу междисциплинарного обучения.
Курс МДО в начальной школе рассчитан на 4 ч (возможен вариант и на 2-3 ч) в неделю специальных междисциплинарных занятий. Специфика методики обучения определяет и особенности распределения учебного времени для осуществления программы. Так, занятия-исследования рассчитаны, как правило, на 2 ч (2 спаренных урока), а занятия-применения – на 1 или 2 ч.
В связи с тем, что курс обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя обладают высокой степенью свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарного занятий. Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения оперировать необходимым «словарем исследователя – такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:
- Анализировать
- Классифицировать
- Сравнивать
- Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
- Рассматривать проблему с разных точек зрения;
- Проверять
- Доказывать
- Устанавливать последовательность
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Делать умозаключения
- Комбинировать
- Преобразовывать
- Предсказывать
- Придумывать новое
- Вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
- Ставить исследовательские вопросы
- Формулировать проблемы
- Выдвигать гипотезы
- Составлять план работы
- Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез
- Планировать и проводить небольшие интервью
- Собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. п.)
- Организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т.п.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы «Изменение», смысл которой постепенно раскрывается с помощью серии междисциплинарных обобщений. Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности (вплоть до уровня одной узкой темы: Солнечная система, семья или дикие и домашние животные), но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Так, например, в разделе «Полезные и вредные изменения» центральное обобщение – изменения могут быть полезными и вредными. Изучение многочисленных фактов из разных областей позволяет детям не только обосновать эту идею, но и сделать такие дополнительные обобщения: полезные и вредные изменения взаимосвязаны; одно и то же изменение может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения; мимикрия – полезное изменение для одних животных, но вредное для других (тех, кто ими питается) и т.п. Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений – вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами:
- Временные возможности учебного плана;
- Особенности обязательной программы по предметам;
- Индивидуальные особенности учащихся (их познавательные потребности и возможности)
- Высокие профессиональные возможности учителя в отношении расширения программы (свободное владение технологией построения занятий по МДО, эрудиция, хорошее знание познавательных потребностей и возможностей своих учеников и т.п.), что требует прохождения специального обучения и достаточного опыта работы.
В каждом разделе приводятся возможные варианты заданий для учащихся. Предложенные варианты являются основой для того, чтобы учитель мог сформулировать задание в доступной для ребенка форме. Эта формулировка будет зависеть от того, каким образом учитель предполагает организовать работу детей по выполнению задания. Задания могут:
- Выполняться детьми дома или в школе во вторую половину дня как самостоятельные индивидуальные задания;
- Быть предложены для групповой работы на уроке МДО как задания для этапа применения;
- Составить основу для организации учителем самостоятельного урока-применения.
«Нельзя дважды войти в ту же самую реку», - писал древнегреческий философ из Эфеса еще в 6 веке до нашей эры. Так было сформулировано основополагающее философское обобщение: «Все течет, все изменяется». В настоящем курсе междисциплинарного обучения, предназначенного для учащихся 1-2 классов, это обобщение также является основополагающим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Концепция творческой одаренности А.М.Матюшкина А.М.Матюшкин (1927-2004) Общая одаренность детей – высокий творческий потенциал и общая предпосылка творческого развития человека. Проявление и раскрытие этого потенциала требует соответствующих ему условий окружения.
Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминирования познавательной мотивации у творческого (одаренного) ребенка
Это доминирование выражается в форме исследовательской (поисковой) активности, проявляющейся в более низких порогах реагирования на новые стимулы и ситуации, обнаружения нового в обычном.
Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов, составляющих первичные знания ребенка о мире.
Если в детстве не оценивается по достоинству творческий потенциал ребенка, то потом творчества не будет. А.М.Матюшкин
Модель развития общей одаренности детей в условиях школьного обучения Атмосфера диалога, сотрудни-чества, творчества Обогащенная, развивающая среда Овладение средствами ИА, развитие ИУ ИА (исследовательская активность) Возможность осуществления ИА, признание ценности творчества ИП (исследовательская позиция)
Обогащенная развивающая среда, включающая: Особое содержание обучения – междисциплинарное; Метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире – проблемно-исследовательский; Субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества.
Другим существенным условием является признание творчества ребенка, ценности его исследовательской активности значимыми взрослыми (учителя, родители).
Основные принципы Обеспечение условий для духовного и личностного роста Поощрение всех форм ИА Ценность творчества и творческой личности Активные, проблемно-диалогические и исследовательские методы Совместное решение проблем Высокий уровень самостоятельности
Основные принципы Глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения Применение междисциплинарного подхода Интеграция тем и проблем Насыщенность и проблемность содержания
Содержание обучения Принципиально иное содержание: междисциплинарное. Чем больше компонентов мы привлекаем и соединяем, тем креативнее становится наш образ мышления. Благодаря созданию связей между дисциплинами ученик становится творческой личностью .
Особенности содержания курса МДО ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕМА «ИЗМЕНЕНИЕ» «ВЛИЯНИЕ» «ПОРЯДОК» МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (Например, «ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ ИЗМЕНЯЕТСЯ», «ВЛИЯНИЕ может быть ПОЛЕЗНЫМ и ВРЕДНЫМ», «ПОРЯДОК ЕСТЬ ВЕЗДЕ») ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРА ТЕХНИКА ИСКУССТВО БИОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Усвоение Активность Мультимодальность Поэтапное формирование Развитие Проблемность Диалогичность
Полная структура мыслительного цикла методика обучения Порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи Поиск решения Поиск обоснования решения С оздание проблемной ситуации (мотивация) Исследование Обмен информацией Организация информации Связывание информации, обобщение Подведение итогов . Рефлексия Применение
Развитие мыслительных умений Анализировать (выделять критерии, сравнивать, классифицировать) Оценивать с помощью разных критериев Рассматривать факты с разных точек зрения Устанавливать связь, обобщать Проверять предположения, доказывать Прогнозировать, придумывать новое Решать проблемы в малых группах
Развитие исследовательских умений Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблему Выдвигать гипотезы Планировать и проводить наблюдения, опыты, интервью Использовать разные источники информации Систематизировать информацию
Развитие коммуникативных умений Слушать собеседника Принимать точку зрения другого Излагать свою точку зрения другому Представлять результаты своей деятельности другим людям разными способами (в разных формах)
Н.Б.Шумакова Основные задачи междисциплинарного обучения Развитие творческой личности Развитие всех видов мышления Развитие широких познавательных интересов Развитие целостной картины мира Развитие исследовательских умений, способности к самостоятельному приобретению знаний Развитие коммуникативных умений, способности к пониманию других людей Развитие рефлексии и саморегуляции
Система междисциплинарного обучения «Образовательный» блок «Развивающий» блок «Индивидуальный» блок История Литература Биология Физика География Курс междисциплинарного обучения, соответствующий возрасту, классу много- функцио-нальный центр СО исслед. группы по интере-сам клубы по интере-сам исслед. летние экспедиции, лагеря индивиду- альные творческие проекты Дифференцированные учебные программы (обогащенные)
Н.С.Лейтес Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил.