Формирование лексико-грамматического строя речи
В данном материале раскрывается понятие "лексико-грамматический строй речи". Описаны нормы формирования грамматического строя речи и типичные грамматические ошибки в речи дошкольников. А также игровые приемы развития лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-gram_stroy_rechi.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматического строя речи
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.
Речь - это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.
Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи
Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.
Примеры игр и упражнений
Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).
Цель: Усвоение множественного числа.
Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).
Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).
Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.
Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка». Выбирая предмет, важно его называть. Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка).
Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.
Цель: Закрепление категории рода имен существительных.
Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».
Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:
Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).