Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_preemstvennosti_v_rabote_dou_i_shkoly.doc | 59 КБ |
protokol_rayonnogo_seminara_po_preemstvennosti.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель мастер-класса: презентация опыта работы школы, представление приемов эффективного учителей начальных классов и воспитателей предшкольной группы.
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.
Наша предшкольная группа реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому направлению разработанную педагогическим коллективом ДОУ с учетом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В структуру образовательной программы включен раздел “Преемственность ДОУ и школы”, в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии “портрета выпускника” детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
1 этап - поступление ребенка в ДОУ:
- учет детей
- медицинское обследование
- адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
- Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
- Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
- Разработка совместных программ.
- Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
- Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
- Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.
- Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
- Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Мы разработали краткосрочный проект по теме: «Что мы знаем о школе?» (слайд)
Цель проекта: (слайд)
Сформировать у детей положительные представления о школе
Актуальность проекта: (слайд)
Важно, чтобы ребенок почувствовал, что все, чему он научился в детском саду, понадобится ему и в школе на уроках, и он научился рассказывать о предстоящих делах в школе.
ЗАДАЧИ: (слайд)
1. Познакомить детей со школой и профессией учителя;
2. Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
4. Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой;
5. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Тип проекта: (слайд)
- познавательный;
- практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта – краткосрочный.
Участники проекта – дошкольники (6-7 лет), родители, педагоги
В рамках нашего проекта был разработан ряд мероприятий по ознакомлению дошкольников со школой.
- Провели беседу: «Что я знаю о школе?»
- Совершили экскурсию в школу. (Слайд) Где дети имели возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- (Слайд) Были организованы выставки рисунков «Школа моей мечты», а также творческий конкурс «Модель школы».
- (Слайд) Собирали материал о школе (пословицы, поговорки, стихи, загадки). Весь собранный материал с помощью родителей был оформлен в книжки – малышки.
- Также оформлен стенд «Информация для родителей будущих первоклассников».
- В итоге проведено итоговое занятие в виде урока, на котором мы обобщили знания о школе.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты.
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты
Предварительный просмотр:
Протокол
районного семинара заведующих дошкольных образовательных организаций
по теме: « Осуществление преемственности в работе детского сада и школы»
Председатель: Дабаева Л.Г. от 25.04.2018г.
Присутствовало: 25 заведующих детских садов, воспитателей района, педагогов.
Цель: Активизация работы по решению проблем преемственности школы, детского сада и родителей, выявление эффективных механизмов сотрудничества участников образовательного процесса
Повестка дня:
- Проведение занятий по обучению грамоте во второй группе воспитатель Будаева И.З.
- Проведение занятий по обучению математике в первой группе воспитатель Бадмаева Т.А.
- Проведение урока математики в 1 «а» классе по теме: Решение задач» Учитель начальных классов МБОУ «Курумканская СОШ № 2» Раднаева В.В.
- Проведение урока русского языка в 1 «б» классе по теме: «Согласные звуки и буквы» Учитель начальных классов МБОУ «Курумканская СОШ № 2» Скворцова З.С.
- Работа по преемственности в звене начальной школе и групп предшкольного образования МБОУ «КСОШ №2»
- Обсуждение занятий и уроков– круглый стол
По первому вопросу выступила Дабаева Л.Г. Она познакомила с темой и рассматриваемыми вопросами семинара, представила всех участников. Она акцентировала свое выступление на то, чтобы в дальнейшем обеспечивать преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между каждым дошкольным и начальным звеном образования.
По второму вопросу был проведён круглый стол по посещенным занятиям и урокам. Были прослушаны самоанализ воспитателей и учителей первых классов проведенного занятия и урока. После прослушивания самоанализа, был подробный анализ участниками семинара. Были заданы вопросы и получены ответы на них. Занятия и уроки прошли на хорошем уровне.
Занятие по обучению грамоте по теме «Знакомство со звуком й» При анализе занятии Будаевой Ириной Зугдыровны, заведующая детского сада с. Могойто Зверькова Нина Георгиевна отметила, что четко прослеживается преемственность детского сада и школы. Данное проведенное занятие было больше приближено к уроку. Программный материал соответствовал возрасту, доступен детям. Четко наблюдалось интеграция различных видов деятельности: познавательную, коммуникативную, художественное творчество. Прослеживался принцип интегрированного подхода. Отмечено что, все задачи и цели достигнуты.
Выступила Канашина О.А., заведующая детского сада с. Майск. Она подметила, что занятие построено с учётом возрастных особенностей детей. Воспитателем были использованы различные формы обучения, игровые приёмы. Дети были вовлечены в образовательное пространство с первой минуты, на уроке были активны, заинтересованы.
Слушатели первой группы отметили партнерское отношение Татьяны Абидуевны с детьми ее эмоциональный настрой, что благоприятно повлияло на качестве. Дети с большой охотой выполняли все задания предложенные ею. Для активизации мыслительной деятельности, закрепления полученных знаний в течение занятия использованы дидактические игры. Все использованные методические средства развития детей были логически связаны с тематикой занятия. Небольшое затруднение у воспитанников вызвало решение задачи. Здесь нужно было четко зафиксировать известные данные и неизвестное задачи. С целью предупреждения утомления детей в процессе статичной деятельности провела физкультминутку с музыкальным сопровождением. Цели достигнуты, задачи выполнены в полном объеме. Положительным итогом можно считать формирование интереса к познанию, радостное, позитивное настроение у детей по окончании занятия, хорошее самочувствие.
Шагдурова С.Г., воспитатель детского сада с. Алла подчеркнула, что отбор материала грамотно отражают содержание учебного материала. Занятие у неё очень насыщенные. Татьяна Абидуевна использовала задание на развитие математического и логического мышления, задания на воображение. Объяснение ведется в доступной форме. Тон учителя доброжелательный, ровный. Общение учителя с воспитанниками показало, что Татьяна Абидуевна знает психологию каждого ребенка и умело ее использует, организуя работу каждого ребенка. Дети работали с удовольствием. Они показали знание программного материала. В течение занятия проводит самые разные физминутки, направленные на укрепление здоровья детей.
Далее выступила Светлана Дамбаевна, которая обратила внимание присутствующих на удачное применение коврова Воскобойчева на занятиях.
Слушали Алтану Мэлсовну, воспитателя заведующего по МБДОУ «Росинка», которая обзорно познакомила присутствующих с новыми требованиями ФГОС в дошкольных учреждениях. Она отметила, что педагоги с интересом и желанием осваивают проектную деятельность как современную педагогическую технологию.
В своем выступлении заведующая детского сада «Родничок» Светлана Дамбаевна по уроку математики в первом классе по теме «Решение задач» Раднаевой В.В. отметила, что урок ориентирован по требованию ФГОС. Учитель умело организует учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Содержание урока соответствует возрастным особенностям первоклассников.
Валентина Владимировна тщательно продумала методику проведения урока: привлекла внимание учащихся к объяснению нового материала с помощью проблемных вопросов. Преобладающими являлись задания поисковой деятельности по теме: «Поиск схемы к решению задач и её решение». Задания носили поисковый характер («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»). Ученикам предложила индивидуальное творческое задание. Организована работа в парах: «Обсуди с соседом по парте». Урок отличается сочетанием фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Алтана Мэлсовна, воспитатель детского сада «Росинка» очень высоко оценила урок Скворцовой Зои Сергеевны. Она провела урок русского языка в первом классе, используя проблемно-диалогическое обучение. Задания подобраны, с точки зрения практической направленности на формирования УУД на уроке. Урок построен методически грамотно и доступно. На уроке организована деятельность в группах, где каждый ребёнок выполнял свою роль. Учитель построила работу так, что на этапе актуализации знаний учащиеся умело вывели тему и цель урока. Зоя Сергеевна учит учеников наблюдать, сопоставлять, делать выводы. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания.
Слушали Вандаеву Ж.М., руководителя МО, которая отметила, что между предшколой и начальной школой уже давно установились прочные деловые отношения. Воспитатели, так же как и учителя, заинтересованы, чтобы выпускники были хорошо подготовлены к школе. Воспитатели предшкольной группы работают в тесном контакте с учителями начальной школы: учителя посещают занятия, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы; присутствуют на праздниках; проводятся совместные методические объединения, педсоветы по вопросам воспитания и обучения детей, родительские собрания «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе»; анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; тестирования детей по определению «школьной зрелости» в подготовительной к школе группе, дни открытых дверей для родителей в детском саду и школе.
Воспитатели подготовительной группы посещают уроки математики, чтения, русского языка, анализируя и изучая знания и навыки детей, приобретенные в предшколе. Детей подготовительной группы приглашаются в школу на праздники, на концерт совместный, проводятся конкурсы чтецов, рисунков, поделок. Дети обмениваются впечатлениями, ведь первоклассники- это их вчерашние товарищи по садику. На каникулах первоклассники приходят в предшколу, показывают свои маленькие, но уже достижения.
В конце учебного года, перед выпуском детей в школу, с детьми работает психолог, тестируя их. И нужно отметить, что все дети показывают неплохие результаты. Есть дети читающие, но для меня это не столь важно. Главное, чтобы воспитанники были всесторонне развиты.
В конце семинара Лидия Гармаевна провела опрос-беседу о том, как проводятся преемственность в других дошкольных учреждениях со школами. Только детские сады с. Барагхан, Майск, Могойто сотрудничают со школами, проводят совместные мероприятия.
Выводы: только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Решение:
- Заключение договора об осуществлении преемственности во всех ДОУ и школы с будущего учебного года
- Подготовить единое требование по подготовке детей к школе.