Для родителей
информация для родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_sposobov_povysit_detskuyu_gramotnost.docx | 18.03 КБ |
norma_tekhniki_chteniya.docx | 14.16 КБ |
neskolko_sovetov_roditelyam.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.
Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.
1.Чтение
Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
2.Решение кроссвордов
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3.Устные игры в слова
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:
• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».
4.Много общения
Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.
Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.
5.Словесные игры на бумаге
• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
6.Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
7.Постеры на стену
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.
8.Скраббл
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
9.Мнемоническое запоминание правил
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
10.Словари
Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
Предварительный просмотр:
Норма техники чтения:
Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
1 класс.
2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5".
3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5".
4 четверть: меньше 25слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5".
2 класс
1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5".
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5".
3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5".
4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5".
3 класс
1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70 слов "5".
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5".
3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5".
4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".
4класс
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5".
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5".
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5".
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов «5»
Предварительный просмотр:
Несколько советов родителям
1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать, и на это постоянно обращайте свое внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел кашу, хорошо причесался, аккуратно и красиво завязал шарф (хотя это, может быть, и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и неуспехи.
2. Оценивайте его достижения в динамике. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте их.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную вашим тактичным контролем. Например, ребенок не хочет делать уроки, а хочет гулять и смотреть телевизор. Скажите ему: «Конечно, ты вправе сам решать, что тебе делать и когда. Просто я приготовила тебе сюрприз, который хотела дать после того, как ты сделаешь уроки. Что ж, придется сюрприз отложить».
Вы можете возразить, где набрать столько «сюрпризов». Но все дело в том, что этот сюрприз вам понадобится ненадолго — пока ребенок не привыкнет и не поймет необходимости делать сначала уроки. В роли сюрприза может выступать простая сырая картошка, завернутая в обычный пакет, но привязанная на веревочку, с которой ребенок ее должен срезать с завязанными глазами. Ваш «сюрприз» будет висеть 5—7 дней, в течение которых ребенок будет сгорать от желания узнать, что там. Попробуйте это сделать и увидите, что получится!
6. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка — все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он — ваше творение. Так будьте вместе, а не врозь!
7. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т. д. Учите доводить начатое дело до конца! Это организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела, незавершив его, на другое, с одной книги — на другую.
Работу, которую ребенку предстоит выполнить, надо дозировать, учитывая степень ее трудности. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал)? Какой ты у меня молодец!»
Повторение ситуации радости будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого потребуется 1—2 минуты и ваше участие: «Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!»
8. Когда мы задаемся вопросом, что самое желанное для маленького ученика, мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и особенно доброе внимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении со своим ребенком.
Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, оценили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей.
И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.
9. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать последовательность выполнения заданий. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты.
Проблемные ситуации
Психическое состояние ребенка | Размышления и действия родителей |
Капризен, упрям, эгоистичен | А может, вы ущемляете его свободу, ограничиваете самостоятельность и инициативу? Может, это упрямство обиженного (предъявляете чрезмерные требования), или баловня (предъявляете мало требований), или безнадзорного (не предъявляете требований, но и не высказываете уважения)? |
Замкнут, застенчив, неуверен в своих действиях, в себе, малоактивен во всех видах деятельности, пассивен, апатичен, лишен жизнерадостности | Чаще поощряйте ребенка, давайте посильные задания, отмечайте успехи, не перегружайте его, развивайте активность и самостоятельность |
Неуправляем, своенравен, гиперактивен (чрезмерно подвижен) | Учите его согласовывать свои действия с действиями других, «затормаживайте» его действия, вырабатывайте у него выдержку и терпение. И все это средствами игры, которая имеет большое значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы |
Отсутствует самостоятельность | Заметьте и одобрите попытки что-то сделать самостоятельно, развивайте подражательную и произвольную деятельность у ребенка. |
Обеднена, недостаточно развита речь | Достаточно ли вы общаетесь с ребенком? Правильно ли говорите сами (ведь ребенок может подражать нарушениям звукопроизношения взрослого). При играх привлекайте его внимание к совместной деятельности. Целенаправленно занимайтесь развитием словаря, фонематического восприятия и звукопроизношения. Не подражайте его детской речи. Личным примером приучайте ребенка к правильной красивой речи |
Не поддерживает беседу | Не длинны ли вопросы к ребенку? Нет ли сдвоенных вопросов, так как ребенок может ответить только на один из них. Вопрос должен подразумевать только один определенный ответ, но не внушайте ребенку ответ своим вопросом. В общении с ребенком полезно использовать его любовь к загадкам, сказкам |
Отсутствует выдержка, внимание неустойчиво | Приобщайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить начатое до конца. Поощряйте умение и выдержку ребенка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры — хороший пример для ребенка. |
Неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна (передвигает игрушки, постукивает ими) | Попробуйте заинтересовать его другой игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребенка в практическое сотрудничество, совместные игровые или бытовые действия. |
Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми | Понаблюдайте, какого рода эти конфликты, по вине ребенка ли они возникают? По поводу или без него? Помогите ребенку помириться, успокойте его. А если он неправ, попробуйте объяснить ему, в чем его ошибка |
Нерешителен в принятии решений, безразличен к успехам, застенчив | Не замкнуты ли сами родители? Может, это результат воспитания неполной семьи? Может, ребенок длительно бывает один, предоставлен сам себе? Обделен вниманием взрослых? |
Не доводит работу до конца, не убирает за собой игрушки | Постепенно увеличивайте предлагаемую ему работу, пообещайте после выполнения дать или сделать что-то интересное для него. Помогите ему выполнить задание, сделайте часть работы за него. Но подчеркните, что он смог сделать сам. Не забудьте похвалить, поощрить. |
Не слушается, не выполняет необходимых правил | При сомнении — наказывать или не наказывать — не наказывайте. Не мешайте ребенку быть разным: хорошим и не очень. А уж если наказали — не забудьте объяснить, за что, и побыстрее простить. Ребенок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других детей- неодобрение для вашего ребёнка. |