Подготовка к ЕГЭ

Ступакова Любовь Ивановна

            Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии, биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА

МБОУ «Молодежненская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Рассмотрено на МО                      «Согласовано»                         «Утверждено»

 Приказ №________                      Зам. директора по УВР           Директором  школы

                                                        Железновой Н.Г.                     Киликельдиной  Т.В.

                                                         ________________              ____________________                                                                  

                                                       «___»________2014 г.               «___»__________2014 г.

                                        Рабочая  программа по географии

                            Среднего  общего  образования

                   Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии 

                              На 2014-2015 учебный год.

   

                                                                             Учитель: Ступакова Л.И

                     

                           

                                                  Молодёжный - 2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа консультаций по географии предназначена для учащихся 11 классов  рассчитана на 17 часов, продолжительность курса – 0,5 год.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего полного образования и программы  географического факультета МПГУ составители И.В. Душина,  Летягин А.А., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.

  Содержание программы консультаций составлено на основе УМК по географии:

 “Начальный курс географии ” 6 кл. 2011г. А.А. Летягин

  «География материки, океаны народы и страны: страноведение» 7класс.  2012 год  И.В.                      Душина, Т.Л. Смоктунович.

«География России. Природа. Население» в 8 классе.  2012 год В.Б Пятунин., Е.А.   Таможняя.

  «География: население и хозяйство » в 9 классе. 2008 год.

  Е.А. Таможняя. Е.А. Белова.  

 учебника «Экономическая и социальная география Мира» в 10 классе.2008г

 В.П. Максаковский.  

 ФИПИ. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2015

Несколько лет как введен единый государственный экзамен, цель которого – выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средне-специальные учебные заведения. Такая  оценка образовательных достижений не только позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов, ЕГЭ дает равные возможности поступить в любой ВУЗ страны, не покидая родных мест.

        Данная программа рассчитана на 17 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

        Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география.  Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Целью данной программы является:

  • Создание условий для применения  деятельностного (компетентностного) подхода.
  • Формирование у учеников интереса к изучению географии, умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на практических и семинарских занятиях.
  • Развитие  коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

        Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии.

        В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены практические работы, тестирование.

        Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

        

                                   Тематическое планирование

Наименование тем курса

Кол-во

часов

В том числе

Формы контроля

лекций

практических

1

Введение. Что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии

Правила заполнения бланков ЕГЭ Федерального центра тестирования.

Особенности экзаменационной работы по географии. Описание комплекта экзаменационных материалов.

1

1

1

беседа

тестирование, работа с картами атласа

Раздел I. Источники географической информации

2

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы.

Построение профиля рельефа по карте.

Великие географические открытия

1

1

1

работа с картами атласа, 

построение профиля

Раздел II. Природа Земли

3

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли.

Часовые пояса

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

 4

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы.

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

5

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса

1

0,5

тестирование

6

Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части.

1

0,5

работа с картами атласа

7

Биосфера. Почва как особое природное образование. Природные комплексы

1

0,5

тестирование, работа с картами атласа

8

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы

      1

1

1

работа с картами атласа

Раздел III. Население мира

9

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

1

1

1

тестирование

10

Плотность населения. Народы и основные религии

1

1

работа с картами атласа

11

Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

1

1

тестирование, работа с картами атласа

Раздел IV. Мировое хозяйство.

12

Развитие хозяйства.

Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

Раздел V. Страноведение

13

Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира.

1

1

1

работа с картами атласа,

тестирование

Раздел VI. География России

14

Географическое положение России

Административно- территориальное устройство России

1

1

работа с картами атласа,

тестирование

15

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир.

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

16

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

17

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

1

1

1

тестирование, работа с картами атласа

Итоговое занятие.

18

Анализ наиболее трудных заданий и

подходы к их выполнению.

     1

1


                                    Содержание программы.

                Введение. ( 1часа).    

Знакомство:  что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии, с инструкцией по выполнению работы.

                       Источники географической информации (1 час). 

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия

Практическая работа: построение профиля рельефа по карте

                         Природа Земли (1 час)

Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.

Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа

                Население мира (1 час)

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.

                 Мировое хозяйство(1 час)

Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы

Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»

                                         Страноведение (1час)

Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»

                         География России (1 час)

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.

                                 Итоговое занятие(1час)

Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1.Называть (показывать):

  • стороны горизонта;
  • элементы градусной сетки;
  • разные виды масштабов плана и карты;
  • объекты на плане и карте, пользуясь условными знаками;

- местное и декретное время;

  • границы часовых поясов;
  • отличия материковой коры от океанической;
  • крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
  • рельеф на картах;

- климатообразующие факторы, климатические пояса;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
  • реки, озёра, водохранилища, каналы;
  • страны мира и их столицы;
  • административные субъекты России

2. Определять (измерять):

  • стороны горизонта, азимут
  • направления, расстояния на карте и плане;
  • географические координаты и местоположение географических объектов;

 -разницу в поясном времени территории;

  • численность и динамику населения мира, отдельных  регионов; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций
  • плотность населения;
  • смену природных зон, почв на материках;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
  • ресурсообеспеченность территории;
  • естественный прирост населения стран;
  • строить профиль;
  • определять геологическое время образования территории.

3. Объяснять:

- последовательность построения профилей;

  • связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах;
  • географические следствия движений Земли;
  • особенности природы России, особенности населения, отраслей хозяйства
  • роль России в международном географическом разделении труда;    
  • географическую специфику отдельных стран, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ;
  •  природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
  • демографическую ситуацию отдельных стран и регионов, уровни урбанизации и концентрации населения и производства.

4.Описывать:

  • внешний вид основных форм рельефа суши;
  • климат территории;
  • существенные признаки географических объектов и явлений;
  • разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • результаты географических открытий и путешествий.

5.Прогнозировать (оценивать):

  • оценивать ресурсообеспеченность  отдельных стран мира, их демографическую ситуацию;
  • оценивать природные условия и богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • развитие хозяйства разных районов страны;
  • изменения политической карты под влиянием международных отношений.

                                          ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2015.
  2. ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2010
  3. В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова,  О.В.Чичерина «География:  Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель
  4. М.О.Полякова «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»
  5. В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова,  О.В.Чичерина, Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова «География: Поурочное планирование» М. «Экзамен» 2005
  6. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008
  7. Ю.А. Соловьева Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2015 География ФИПИ   Москва  ЭКСМО  2015
  8. Н.Н.Петрова Интенсивная подготовка ЕГЭ « Репетитор» 2010. Москва ЭКСМО 2009

 



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА

МБОУ «Молодежненская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Рассмотрено на                                 «Согласовано»                         «Утверждено»

Заседании МО        

Протокол №1 от 28.08.14

                                                           Зам. директора по УВР           Директором  школы

                                                          Железновой Н.Г.                     Киликельдиной  Т.В.

                                                         ________________              ____________________                                                                  

                                                        «___»________2014 г.               «___»__________2014 г.

                Рабочая  программа   практикума по биологии

                   Систематизация знаний  по биологии

            в рамках подготовки учащихся

            11 класса к итоговой аттестации»

   

                                                                       Учитель: Ступакова Л.И


                                                      Молодёжный - 2014г.

            Пояснительная записка

     Данная программа консультаций по биологии предназначена для учащихся   11 классов  рассчитана на 34 часов,  1 час в неделю продолжительность курса - 1 год.  Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебников « Биология:  11класс"  И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова. Т.Е Лощилина  (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2014 год)

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.

Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические  знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.

Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.  

В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков.  Она включает в себя  элементы:

  • наблюдение
  • измерение
  • экспериментирование
  • математический анализ полученных данных
  • работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
  • В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
  • коммуникативные умения – сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
  • презентация результатов;
  • самонаблюдение;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни

Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность.

Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.

В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.

Данный курс  позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.  

 

Цель курса: Обобщить и систематизировать   знания  учащихся  в области  биологии.

 

Задачи:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • Интеллектуальных и практических умений
  • Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.

 

Методы: 

  • лекционный метод передачи знаний;
  • практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Продолжительность: занятия 45 мин.

Проведение занятий: один раз в неделю.

Основная форма проведения занятий – урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса  проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.

 Схема занятий:

  1. Информационная часть.  Актуализация знаний учащихся.
  2. Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
  3. Рефлексивная часть. Планы на будущее.

Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм: 

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость,   активность работы на занятиях;
  • итоговый контроль в форме выполнения  итогового контрольного теста по решению задач по генетике.

Учебно-методическое обеспечение курса

  • Программа курса  
  •  Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2007.
  • Методические разработки практикумов по решению задач
  • Комплекты тестов.
  • Наглядно-демонстрационный материал.

Учебно-тематический план консультаций по биологии в  11 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 контроль    

Текущие

тесты

Контрольно- измерительный  материал (КИМы)

итого

1

Раздел 1.  Клетка как биологическая система              

3

3

1

4

2

Раздел 2.  Организм как биологическая система        

10

7

2

9

3

Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

8

5

2

7

4

Раздел 4.  Человек и его здоровье.                                                                  

4

4

1

5

5

Раздел 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.    

7

4

2

6

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

34

2

 

Содержание

Раздел 1.  Клетка как биологическая система              

  • Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  • Развитие знаний о клетке.
  • Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой  природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика  клеток растений, животных, бактерий, грибов.
  • Химическая организация клетки.
  • Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
  • Неорганические вещества клетки
  • Органические вещества  клетки:
  • Углеводы, липиды.
  • Белки, их строение и функции
  • Нуклеиновые кислоты.
  • Метаболизм: энергетический  и пластический обмен, их взаимосвязь.
  • Стадии энергетического обмена.  
  • Фотосинтез, его значение, Световые и темповые  реакции фотосинтеза,  их взаимосвязь.
  • Энергетический  и  пластический обмен,
  • Биосинтез белка  и нуклеиновых кислот.    
  • Гены, генетический код и его свойства
  • Хромосомы, их строение (форма  и  размеры) и  функции.
  • Особенности соматических  и  половых  клеток.
  • Жизненный  цикл  клетки: интерфаза  и  митоз.
  • Митоз — деление соматических клеток.
  • Мейоз. Фазы митоза и мейоза.  

Раздел 2.  Организм как биологическая система        

  • Разнообразие организмов:
  • одноклеточные и  многоклеточные;
  • автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы,  паразиты,симбионты).
  • Вирусы — внеклеточные формы.
  • Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция.  
  • Воспроизведение организмов, его значение.
  • Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения.
  • Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности  человека.  
  • Роль мейоза  и оплодотворения в обеспечении  постоянства  числа хромосом  в поколениях.
  •  Применение искусственного оплодотворения у растений  и животных.
  • Онтогенез и присущие ему закономерности.
  •  Генетика, се задачи.
  • Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
  • Основные генетические понятия  
  • Специализация клеток, образование тканей, органов.
  • Закономерности наследственности, их цитологические основы.
  • Moнo- и дигибридное скрещивание.
  • Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
  • Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
  •  Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности
  •  Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
  •  Генотип как целостная система.  Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
  • Взаимодействие генов.
  •  Решение генетических задач.
  •  Составление схем скрещивания.
  • Законы  Г. Менделя и их цитологические основы.
  •  Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная.
  • Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина  на генетический аппарат клетки.
  • Генетика и селекция.
  • Биотехнологии.

Раздел 3.  Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

  • Систематика. Основные систематические (таксономические) категории:  вид,  род,  семейство, отряд (порядок),  класс, тип (отдел),  царство;
  • Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
  • Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
  •  Вирусы  
  • Царство  Грибы.
  • Строение, жизнедеятельность, размножение.
  •  Использование грибов для получения продуктов питания  и лекарств.
  •  Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
  • Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.
  •  Царство Растения.
  • Особенности строения тканей
    и органов.
  • Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность
  • Общая характеристика  царства  Растения
  • Ткани высших растений
  • Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег
  • Цветок и его функции. Соцветия и  их биологическое значение
  •  Многообразие растений.
  • Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений.
  • Роль растений в природе и жизни человека.
  •  Космическая роль растений на Земле
  • Однодольные и двудольные растения
  • Жизненный цикл водорослей.
  •  Царство Животные.  
  • Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.
  • Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе  и жизни человека.

Раздел 4.  Человек и его здоровье.      

                                                           

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов:  пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической  системы  

Анатомия и физиология человека.

Строение и функции пищеварительной системы

  Строение и функции дыхательной системы

Строение и функции системы  органов кровообращения и лимфообращения.

 Размножение и развитие организма  человека.
Внутренняя среда организма  человека. Состав   и функции крови. Группы крови.  Переливание крови.  Иммунитет.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.

Витамины  

  Нервная и эндокринная системы.

 Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма  как основа  его целостности, связи со средой

 Нервная  система.  Общий  план  строения. Функции   Строение и функции центральной  нервной системы  Строение и функции вегетативной  нервной системы  

Эндокринная система

Анализаторы.  Органы чувств,  их роль  в организме. Строение  и функции органов зрения и слуха

Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание,  память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека  

Раздел 5.  Надорганизменные системы.

  • Эволюция органического мира.  
  •  Вид, его критерии и структура.
  •  Популяция  структурная единица  вида  и элементарная единица  эволюции.
  • Способы видообразования.
  • Микроэволюция  
  • Развитие эволюционных идей.
  • Значение работ  К   Линнея,
  •  учения Ж-Б. Ламарка,
  • эволюционной теории Ч. Дарвина.
  •  Взаимосвязь движущих сил эволюции.
  • Элементарные факторы эволюции.
  •  Формы естественного отбора,
  • виды борьбы за существование.  
  • Взаимосвязь движущих сил эволюции.
  • Творческая  роль естественного   отбора  в эволюции.
  •  Исследования С.С. Четверикова.
  • Синтетическая теория эволюции.  
  • Роль эволюционной  теории в формировании современной естественнонаучной

картины  мира  

Результаты  эволюции: приспособленность организмов  к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой  природы  

Макроэволюция.

Направления и пути эволюции

Биологический прогресс и  регресс,

ароморфоз,  идиоадаптация,  дегенерации.  

Причины  биологического прогресса  и регресса.

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Эволюция органического мира.

Основные ароморфозы в эволюции  растений  и  животных

Происхождение человека.

Человек как вид, его место  в системе органического мира.

Гипотезы происхождения  человека.

Движущие силы и этапы эволюции человека.

Человеческие расы, их генетическое родство

Биосоциальная природа человека.

Социальная  и природная среда, адаптации  к ней человека

 Антропогенез.

Движущие силы.

 Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека.  

 Среды обитания организмов.

Факторы среды:  абиотические, биотические.

Антропогенный фактор.

 Закон оптимума.

Закон минимума.

 Биологические ритмы. Фотопериодизм

 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты; продуценты,  консументы, редуценты, их роль.

Видовая  и пространственная структура экосистемы.

 Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей.

Составление  схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

 Правило экологической пирамиды.

Структура и динамика численности популяций  

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем

                              Календарно-тематического планирование

Тема

Количество часов

1.

Биология – наука о жизни

1

Раздел 1   Клетка как биологическая система             3 часа

2.

Химическая организация клетки. Строение клетки

1

3.

Метаболизм клетки

1

4.

Клетка – генетическая единица живого

1

Раздел 2   Организм как биологическая система        10 часов

5.

Разнообразие и воспроизведение организмов

1

6.

Онтогенез и присущие ему закономерности

1

7.

Генетика. Основные генетические понятия.

1

8- 10

Менделирующие признаки человека. Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.

3

11.

Наследование генов, сцепленных с полом.

1

12.

Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

1

13.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

14.

Генетика и селекция. Биотехнологии.

1

Раздел 3   Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность.       8 часов

15.

Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы.

1

16 - 18

Царство Растения

3

19 - 22

Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие)

4

Раздел 4   Человек и его здоровье.   4 часа

23.

Ткани и органы. Внутренняя среда организма

1

24.

Покровная, опорно-двигательные системы

1

26.

Кровеносная, пищеварительная системы

1

27.

Нервная, половая, эндокринная системы

1

28.

Дыхательная система,  органы чувств

1

Раздел 5  Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.    7 часов

29.

Вид, его структура, критерии. Микроэволюция.

1

30.

Макроэволюция.

1

31.

Возникновение жизни на Земле.

1

32

Антропогенез

1

33, 34

Экосистемы.

                                       Итого 34часа

2

Требования к уровню подготовки учеников

Знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;  характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
  • решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,  строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

Литература :

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение. 1989.
  2. Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8  2002.
  3. Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
  4. Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
  5. Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.:Высшая школа. 2004.