Подготовка к ЕГЭ
Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии, биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_ege_geografiya_11klass.doc | 101.5 КБ |
praktikum_biologiya_11_klass_podgotovka_k_itogovoy_attestatsii.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА
МБОУ «Молодежненская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Рассмотрено на МО «Согласовано» «Утверждено»
Приказ №________ Зам. директора по УВР Директором школы
Железновой Н.Г. Киликельдиной Т.В.
________________ ____________________
«___»________2014 г. «___»__________2014 г.
Рабочая программа по географии
Среднего общего образования
Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии
На 2014-2015 учебный год.
Учитель: Ступакова Л.И
Молодёжный - 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа консультаций по географии предназначена для учащихся 11 классов рассчитана на 17 часов, продолжительность курса – 0,5 год.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего полного образования и программы географического факультета МПГУ составители И.В. Душина, Летягин А.А., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.
Содержание программы консультаций составлено на основе УМК по географии:
“Начальный курс географии ” 6 кл. 2011г. А.А. Летягин
«География материки, океаны народы и страны: страноведение» 7класс. 2012 год И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович.
«География России. Природа. Население» в 8 классе. 2012 год В.Б Пятунин., Е.А. Таможняя.
«География: население и хозяйство » в 9 классе. 2008 год.
Е.А. Таможняя. Е.А. Белова.
учебника «Экономическая и социальная география Мира» в 10 классе.2008г
В.П. Максаковский.
ФИПИ. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2015
Несколько лет как введен единый государственный экзамен, цель которого – выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средне-специальные учебные заведения. Такая оценка образовательных достижений не только позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов, ЕГЭ дает равные возможности поступить в любой ВУЗ страны, не покидая родных мест.
Данная программа рассчитана на 17 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география. Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Целью данной программы является:
- Создание условий для применения деятельностного (компетентностного) подхода.
- Формирование у учеников интереса к изучению географии, умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на практических и семинарских занятиях.
- Развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены практические работы, тестирование.
Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | В том числе | Формы контроля | |
лекций | практических | ||||
1 | Введение. Что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии Правила заполнения бланков ЕГЭ Федерального центра тестирования. Особенности экзаменационной работы по географии. Описание комплекта экзаменационных материалов. | 1 | 1 | 1 | беседа тестирование, работа с картами атласа |
Раздел I. Источники географической информации | |||||
2 | Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Построение профиля рельефа по карте. Великие географические открытия | 1 | 1 | 1 | работа с картами атласа, построение профиля |
Раздел II. Природа Земли | |||||
3 | Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
4 | Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
5 | Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса | 1 | 0,5 | тестирование | |
6 | Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части. | 1 | 0,5 | работа с картами атласа | |
7 | Биосфера. Почва как особое природное образование. Природные комплексы | 1 | 0,5 | тестирование, работа с картами атласа | |
8 | Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы | 1 | 1 | 1 | работа с картами атласа |
Раздел III. Население мира | |||||
9 | Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения. | 1 | 1 | 1 | тестирование |
10 | Плотность населения. Народы и основные религии | 1 | 1 | работа с картами атласа | |
11 | Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения. | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа | |
Раздел IV. Мировое хозяйство. | |||||
12 | Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы. | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
Раздел V. Страноведение | |||||
13 | Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира. | 1 | 1 | 1 | работа с картами атласа, тестирование |
Раздел VI. География России | |||||
14 | Географическое положение России Административно- территориальное устройство России | 1 | 1 | работа с картами атласа, тестирование | |
15 | Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир. | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
16 | Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города. | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
17 | Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства | 1 | 1 | 1 | тестирование, работа с картами атласа |
Итоговое занятие. | |||||
18 | Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. | 1 | 1 |
Содержание программы.
Введение. ( 1часа).
Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии, с инструкцией по выполнению работы.
Источники географической информации (1 час).
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия
Практическая работа: построение профиля рельефа по карте
Природа Земли (1 час)
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.
Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа
Население мира (1 час)
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.
Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.
Мировое хозяйство(1 час)
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы
Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»
Страноведение (1час)
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»
География России (1 час)
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир
Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства
Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.
Итоговое занятие(1час)
Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1.Называть (показывать):
- стороны горизонта;
- элементы градусной сетки;
- разные виды масштабов плана и карты;
- объекты на плане и карте, пользуясь условными знаками;
- местное и декретное время;
- границы часовых поясов;
- отличия материковой коры от океанической;
- крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
- рельеф на картах;
- климатообразующие факторы, климатические пояса;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- реки, озёра, водохранилища, каналы;
- страны мира и их столицы;
- административные субъекты России
2. Определять (измерять):
- стороны горизонта, азимут
- направления, расстояния на карте и плане;
- географические координаты и местоположение географических объектов;
-разницу в поясном времени территории;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций
- плотность населения;
- смену природных зон, почв на материках;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
- ресурсообеспеченность территории;
- естественный прирост населения стран;
- строить профиль;
- определять геологическое время образования территории.
3. Объяснять:
- последовательность построения профилей;
- связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах;
- географические следствия движений Земли;
- особенности природы России, особенности населения, отраслей хозяйства
- роль России в международном географическом разделении труда;
- географическую специфику отдельных стран, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
- демографическую ситуацию отдельных стран и регионов, уровни урбанизации и концентрации населения и производства.
4.Описывать:
- внешний вид основных форм рельефа суши;
- климат территории;
- существенные признаки географических объектов и явлений;
- разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- результаты географических открытий и путешествий.
5.Прогнозировать (оценивать):
- оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, их демографическую ситуацию;
- оценивать природные условия и богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- развитие хозяйства разных районов страны;
- изменения политической карты под влиянием международных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2015.
- ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2010
- В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В.Чичерина «География: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель
- М.О.Полякова «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»
- В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В.Чичерина, Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова «География: Поурочное планирование» М. «Экзамен» 2005
- Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008
- Ю.А. Соловьева Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2015 География ФИПИ Москва ЭКСМО 2015
- Н.Н.Петрова Интенсивная подготовка ЕГЭ « Репетитор» 2010. Москва ЭКСМО 2009
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА
МБОУ «Молодежненская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждено»
Заседании МО
Протокол №1 от 28.08.14
Зам. директора по УВР Директором школы
Железновой Н.Г. Киликельдиной Т.В.
________________ ____________________
«___»________2014 г. «___»__________2014 г.
Рабочая программа практикума по биологии
Систематизация знаний по биологии
в рамках подготовки учащихся
11 класса к итоговой аттестации»
Учитель: Ступакова Л.И
Молодёжный - 2014г.
Пояснительная записка
Данная программа консультаций по биологии предназначена для учащихся 11 классов рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебников « Биология: 11класс" И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова. Т.Е Лощилина (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2014 год)
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
- наблюдение
- измерение
- экспериментирование
- математический анализ полученных данных
- работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
- В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
- коммуникативные умения – сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
- презентация результатов;
- самонаблюдение;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области биологии.
Задачи:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- Интеллектуальных и практических умений
- Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 45 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий – урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
- Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
- Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
- Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
- итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Программа курса
- Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2007.
- Методические разработки практикумов по решению задач
- Комплекты тестов.
- Наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-тематический план консультаций по биологии в 11 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | контроль | ||||
Текущие тесты | Контрольно- измерительный материал (КИМы) | итого | |||||
1 | Раздел 1. Клетка как биологическая система | 3 | 3 | 1 | 4 | ||
2 | Раздел 2. Организм как биологическая система | 10 | 7 | 2 | 9 | ||
3 | Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность | 8 | 5 | 2 | 7 | ||
4 | Раздел 4. Человек и его здоровье. | 4 | 4 | 1 | 5 | ||
5 | Раздел 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. | 7 | 4 | 2 | 6 | ||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого: | 34 | 2 |
|
Содержание
Раздел 1. Клетка как биологическая система
- Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Развитие знаний о клетке.
- Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
- Химическая организация клетки.
- Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
- Неорганические вещества клетки
- Органические вещества клетки:
- Углеводы, липиды.
- Белки, их строение и функции
- Нуклеиновые кислоты.
- Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
- Стадии энергетического обмена.
- Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
- Энергетический и пластический обмен,
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
- Гены, генетический код и его свойства
- Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
- Особенности соматических и половых клеток.
- Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз.
- Митоз — деление соматических клеток.
- Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Раздел 2. Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов:
- одноклеточные и многоклеточные;
- автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты,симбионты).
- Вирусы — внеклеточные формы.
- Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция.
- Воспроизведение организмов, его значение.
- Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения.
- Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.
- Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.
- Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.
- Онтогенез и присущие ему закономерности.
- Генетика, се задачи.
- Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
- Основные генетические понятия
- Специализация клеток, образование тканей, органов.
- Закономерности наследственности, их цитологические основы.
- Moнo- и дигибридное скрещивание.
- Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
- Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
- Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности
- Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
- Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
- Взаимодействие генов.
- Решение генетических задач.
- Составление схем скрещивания.
- Законы Г. Менделя и их цитологические основы.
- Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная.
- Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.
- Генетика и селекция.
- Биотехнологии.
Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
- Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;
- Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
- Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
- Вирусы
- Царство Грибы.
- Строение, жизнедеятельность, размножение.
- Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
- Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.
- Царство Растения.
- Особенности строения тканей
и органов. - Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность
- Общая характеристика царства Растения
- Ткани высших растений
- Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег
- Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение
- Многообразие растений.
- Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений.
- Роль растений в природе и жизни человека.
- Космическая роль растений на Земле
- Однодольные и двудольные растения
- Жизненный цикл водорослей.
- Царство Животные.
- Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.
- Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Раздел 4. Человек и его здоровье.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической системы
Анатомия и физиология человека.
Строение и функции пищеварительной системы
Строение и функции дыхательной системы
Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения.
Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины
Нервная и эндокринная системы.
Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы
Эндокринная система
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции органов зрения и слуха
Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Раздел 5. Надорганизменные системы.
- Эволюция органического мира.
- Вид, его критерии и структура.
- Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
- Способы видообразования.
- Микроэволюция
- Развитие эволюционных идей.
- Значение работ К Линнея,
- учения Ж-Б. Ламарка,
- эволюционной теории Ч. Дарвина.
- Взаимосвязь движущих сил эволюции.
- Элементарные факторы эволюции.
- Формы естественного отбора,
- виды борьбы за существование.
- Взаимосвязь движущих сил эволюции.
- Творческая роль естественного отбора в эволюции.
- Исследования С.С. Четверикова.
- Синтетическая теория эволюции.
- Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы
Макроэволюция.
Направления и пути эволюции
Биологический прогресс и регресс,
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации.
Причины биологического прогресса и регресса.
Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Эволюция органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
Происхождение человека.
Человек как вид, его место в системе органического мира.
Гипотезы происхождения человека.
Движущие силы и этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их генетическое родство
Биосоциальная природа человека.
Социальная и природная среда, адаптации к ней человека
Антропогенез.
Движущие силы.
Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека.
Среды обитания организмов.
Факторы среды: абиотические, биотические.
Антропогенный фактор.
Закон оптимума.
Закон минимума.
Биологические ритмы. Фотопериодизм
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структура экосистемы.
Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Правило экологической пирамиды.
Структура и динамика численности популяций
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем
Календарно-тематического планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Биология – наука о жизни | 1 |
Раздел 1 Клетка как биологическая система 3 часа | ||
2. | Химическая организация клетки. Строение клетки | 1 |
3. | Метаболизм клетки | 1 |
4. | Клетка – генетическая единица живого | 1 |
Раздел 2 Организм как биологическая система 10 часов | ||
5. | Разнообразие и воспроизведение организмов | 1 |
6. | Онтогенез и присущие ему закономерности | 1 |
7. | Генетика. Основные генетические понятия. | 1 |
8- 10 | Менделирующие признаки человека. Решение задач на моно и дигибридное скрещивание. | 3 |
11. | Наследование генов, сцепленных с полом. | 1 |
12. | Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. | 1 |
13. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 |
14. | Генетика и селекция. Биотехнологии. | 1 |
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. 8 часов | ||
15. | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. | 1 |
16 - 18 | Царство Растения | 3 |
19 - 22 | Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие) | 4 |
Раздел 4 Человек и его здоровье. 4 часа | ||
23. | Ткани и органы. Внутренняя среда организма | 1 |
24. | Покровная, опорно-двигательные системы | 1 |
26. | Кровеносная, пищеварительная системы | 1 |
27. | Нервная, половая, эндокринная системы | 1 |
28. | Дыхательная система, органы чувств | 1 |
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 7 часов | ||
29. | Вид, его структура, критерии. Микроэволюция. | 1 |
30. | Макроэволюция. | 1 |
31. | Возникновение жизни на Земле. | 1 |
32 | Антропогенез | 1 |
33, 34 | Экосистемы. Итого 34часа | 2 |
Требования к уровню подготовки учеников
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Литература :
- Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение. 1989.
- Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
- Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
- Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
- Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.:Высшая школа. 2004.