Консультация для родителей
Каждая мама регулярно слышит от своего ребенка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра помогает не только занять малыша. Но и развивает его лучше всяких занятий. Психологи называют игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. И это не просто слова. Именно через игру дети учатся строить отношения. В игре они реализуют свои желания быть смелыми, сильными, умелыми. Игра развивает творческие и умственные способности детей. Многие молодые мамы совсем не знают, во что поиграть с малышом, чем занять его дома. На самом деле выбор достаточно велик, надо только понять, что больше нравится именно вашему ребенку.
Условно игры можно разделить на три группы: сюжетные, дидактические и подвижные. И еще надо учитывать. Что каждый возраст имеет свои предпочтения. Например, дети до 3 лет: им еще не нужны сверстники в качестве партнеров для игры. До трех лет дети даже в детском саду играют не вместе, а рядом. Но вот взрослый партнер им просто необходим. Поэтому инициатива в организации игр с малышом до трех лет должен исходить от взрослого. Ребенок вряд ли может сам занять себя продолжительное время. Конечно, говорить о сюжетных играх в этом возрасте можно весьма условно, но элементарные действия с сюжетными игрушками дети выполняют с удовольствием, особенно по образцу взрослых. Сюжетные игрушки – это куклы, машинки, игрушечные животные, кукольная посуда и так далее. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков, сварить ей кашу и так далее.
К дидактическим игрушкам для детей этого возраста относятся всевозможные вкладыши, матрешки, пирамидки, мозаики, кубики и так далее. Со всем этим малыша тоже надо учить играть, показывать и объяснять ему действия с ними. Ближе к трем годам малыши уже могут осознанно и правильно играть с такими игрушками.
И, пожалуй, самые любимые игры для детей любого возраста – это подвижные. В возрасте до трех лет - это игры с мячиком, догонялки, прятки и так далее. Естественно, что ребенок еще не способен выполнять сложные правила, но он уже может понять самые элементарные.
Дети от 3 до 7 лет: играют в те же игры, что и малыши, но они отличаются содержанием. Например, в сюжетных играх сюжет уже более развернутый и сложный. Дети в дошкольном возрасте (это возраст от 3 до 7 лет) уже имеют определенный жизненный опыт и могут его проигрывать. Сходил ребенок к доктору – играем в доктора, посетил парикмахерскую - играем в парикмахерскую и так далее. А взрослые учат их связывать несколько сюжетов в один. Начинаем играть в дочки-матери, а затем развиваем сюжет: ребенок заболел, и вы поехали с ним к доктору на машине, потом в магазин за продуктами и так далее. Играя с ребенком, учите его подбирать атрибуты для игры, строить отношения с другими играющими, выбирать роли и, что очень важно, уступать. И хотя в данном возрасте дети любят играть со сверстниками, мама или папа, или дедушка с бабушкой будут все равно самыми желанными партнерами в игре.
Дидактические игры в этом возрасте тоже могут быть самыми разнообразными. Детям нравятся всевозможные лото, лего, мозаики, головоломки и другие.
Подвижные игры для детей дошкольного возраста - это те же игры, в которые играли вы сами, когда были детьми. Вспомните свои любимые и предложите их детям. Например: «Испорченный телефон», «Кошки-мышки», «Морская фигура на месте замри», «День – ночь» и так далее.
Играя с детьми, не забывайте о том, что надо:
- чередовать активные игры со спокойными;
- повторять одни и те же игры не менее 3-4 раз, иначе ребенок не получит удовольствия от процесса;
- стараться побуждать ребенка к активности;
- не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.
А еще для современных детей очень привлекательными являются игры на планшете и в телефоне. Я не буду отрицать, что они тоже могут быть хорошими, развивающими и интересными. Они тоже имеют место быть, но они не должны полностью заменять те счастливые моменты, которые ребенок испытывает, играя с родителями в вышеперечисленные игры. И то живое общение, которое вы подарите друг другу в совместных играх.