Консультация для родителей

Ларионова Светлана Геннадьевна
Игры с детьми.

 

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.    А.С. Макаренко.

        Каждая  мама  регулярно  слышит  от  своего  ребенка  просьбу  поиграть  с  ним.  И  к  этой  просьбе  надо  относиться  серьезно.  Игра  помогает  не  только  занять  малыша.  Но  и  развивает  его  лучше  всяких  занятий.  Психологи  называют  игру  ведущим  видом  деятельности  детей  дошкольного  возраста.  И  это  не  просто  слова.  Именно  через  игру  дети  учатся  строить  отношения.  В  игре  они  реализуют  свои  желания  быть  смелыми,  сильными,  умелыми.  Игра  развивает  творческие  и  умственные  способности  детей.  Многие  молодые  мамы  совсем  не  знают,  во  что  поиграть  с  малышом,  чем  занять  его  дома.  На  самом  деле выбор  достаточно  велик, надо  только  понять,  что  больше  нравится  именно  вашему  ребенку.

Условно  игры  можно  разделить  на  три  группы: сюжетные,  дидактические  и  подвижные.  И  еще  надо  учитывать.  Что  каждый  возраст  имеет  свои  предпочтения.  Например,  дети до 3 лет:  им  еще  не  нужны  сверстники  в  качестве  партнеров  для  игры.  До  трех  лет  дети  даже  в  детском  саду  играют  не  вместе,  а  рядом.  Но  вот  взрослый  партнер  им  просто  необходим.  Поэтому  инициатива  в  организации  игр  с  малышом  до  трех  лет  должен  исходить  от  взрослого.  Ребенок  вряд  ли  может  сам  занять  себя  продолжительное  время.  Конечно,  говорить  о  сюжетных  играх  в  этом  возрасте  можно  весьма  условно,  но  элементарные  действия  с  сюжетными  игрушками  дети  выполняют  с  удовольствием,  особенно  по  образцу  взрослых.  Сюжетные  игрушки – это  куклы,  машинки,  игрушечные  животные,  кукольная посуда  и  так  далее.  Сначала  малыш  изо  дня  в  день  повторяет  одни  и  те  же  действия:  возит  машинку,  кормит  куклу.  Постепенно  сюжет  игры  усложняется,  и  расширяется  круг  действий  ребенка:  он  может  раздеть  или  одеть  куклу,  пойти  с  ней  гулять,  покатать  на  машине,  построить  ей  домик  из  кубиков,  сварить  ей  кашу  и  так  далее.

        К  дидактическим  игрушкам  для  детей  этого  возраста  относятся  всевозможные  вкладыши,  матрешки,  пирамидки,  мозаики,  кубики  и  так  далее.  Со  всем  этим  малыша  тоже  надо  учить  играть,  показывать  и  объяснять  ему  действия  с  ними.  Ближе  к  трем  годам  малыши  уже  могут  осознанно  и  правильно  играть  с  такими  игрушками.

 И,  пожалуй,  самые  любимые  игры  для  детей  любого  возраста – это  подвижные.   В  возрасте  до  трех  лет -  это  игры  с  мячиком,  догонялки,  прятки  и  так  далее.  Естественно,   что  ребенок  еще  не  способен  выполнять  сложные  правила,  но  он  уже  может  понять  самые  элементарные.

Дети от 3 до 7 лет:  играют  в  те  же  игры,  что  и  малыши,  но  они  отличаются  содержанием.  Например,   в  сюжетных  играх  сюжет  уже  более  развернутый  и  сложный.  Дети  в  дошкольном  возрасте  (это  возраст  от  3  до  7  лет)  уже  имеют  определенный  жизненный  опыт  и  могут  его  проигрывать.  Сходил  ребенок  к  доктору – играем  в  доктора,  посетил  парикмахерскую  -  играем  в  парикмахерскую  и  так  далее.  А  взрослые  учат  их  связывать  несколько  сюжетов  в  один.  Начинаем  играть  в  дочки-матери,  а  затем  развиваем  сюжет:  ребенок  заболел,  и  вы  поехали  с  ним  к  доктору  на  машине,  потом  в  магазин  за  продуктами  и  так  далее.  Играя  с  ребенком,  учите  его  подбирать  атрибуты  для  игры,  строить  отношения   с  другими  играющими,  выбирать  роли  и,   что  очень  важно,  уступать.  И  хотя  в  данном  возрасте  дети  любят  играть  со  сверстниками,  мама  или  папа,  или  дедушка  с  бабушкой  будут  все  равно  самыми  желанными  партнерами   в  игре.

  Дидактические  игры  в этом  возрасте  тоже  могут  быть  самыми  разнообразными.  Детям  нравятся  всевозможные  лото,  лего,  мозаики,  головоломки  и  другие.

 Подвижные  игры  для  детей  дошкольного  возраста -  это  те  же  игры,  в  которые  играли  вы  сами,  когда  были  детьми.  Вспомните  свои  любимые  и  предложите  их  детям.  Например:  «Испорченный   телефон»,  «Кошки-мышки»,  «Морская  фигура  на  месте  замри», «День – ночь»  и  так  далее.

Играя  с детьми,  не  забывайте  о  том,  что  надо:

 -  чередовать  активные  игры  со  спокойными;

 -  повторять  одни  и  те  же  игры  не  менее  3-4  раз,  иначе  ребенок  не  получит  удовольствия  от  процесса;

 -  стараться  побуждать  ребенка  к  активности;

 -  не  отказываться  играть  с  ребенком,  потому  что  это  очень   важно  для  него.

А  еще  для  современных  детей  очень  привлекательными  являются  игры  на  планшете  и  в  телефоне.  Я не  буду  отрицать,  что  они  тоже  могут  быть  хорошими,  развивающими  и  интересными.   Они  тоже  имеют  место  быть,  но  они   не  должны  полностью  заменять  те  счастливые  моменты,  которые  ребенок  испытывает,  играя  с  родителями  в  вышеперечисленные  игры.  И  то  живое  общение,  которое  вы  подарите  друг  другу  в  совместных  играх.

Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. И мы становимся ближе друг к другу.