Моя копилка идей.
Очень часто в процессе подготовки к уроку появляется мааааленькая умная мысль и срочно требует самовыражения: в форме опорного конспекта, таблички, схемы-"ёлочки" и т.п. Такие мысли-напоминалки и попадут на эту страницу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как отличить СКС (слова категории состояния) от наречия и краткого прилагательного?
P.S. Мои семиклассники эту таблицу заполняли сами на уроке повторения и обобщения по теме «СКС».
Часть речи | На какой вопрос отвечает | От чего зависит | Как изменяется | Какую роль в предложении играет | Пример |
Краткое прилагательное | Каков? Каково? | От существительного (или слов, играющих роль существительного) | По родам, числам, падежам | Определения, сказуемого | ↓ (какое?) х Ясно солнышко осветило поляну. х (каково?) ↓ Утро было ясно. |
Наречие | Как? | От глагола, деепричастия, причастия, наречия. | Не изменяется. (может иметь степень сравнения) | Обстоятельства | После занятий с логопедом х (как?) ↓ Олег говорит чётко и ясно. |
Слово категории состояния | Каково? | Ни от чего | Не изменяется (может иметь степень сравнения) | Сказуемого | Мне ясно. Завтра в 8. |
Порассуждаем?
1. На душе было хорошо. Выделенное слово ни от чего не зависит (проверка: уберём глагол-связку «было», а также слова «на душе» - смысл высказывания не изменился: обозначение эмоционального состояния человека - «хорошо» - осталось прежним). Значит, это СКС.
2. Новое платье Ане было хорошо. Выделенное слово зависит от существительного «платье», отвечает на вопрос «каково?» (проверка: поменяем единственное число на множественное «платья» и получим: «платья хороши»). Значит, это краткое прилагательное.
3. Сделано было хорошо. Выделенное слово является характеристикой действия, «спрятанного» в причастии (сделать), от причастия же и зависит. Значит, это НАРЕЧИЕ.
Предварительный просмотр:
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.
Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.
Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.
Пошаговый план составления отзыва
(памятка для написания)
1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова.
Это история о собачей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь
при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.
А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте!
Удачи и вдохновения!