Наставничество в педагогической деятельности.
Наставничество в педагогической деятельности является эффективной формой поддержки молодого специалиста. Об этом- моя статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы ... | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество в профессиональной деятельности педагога.
/из опыта работы…/
Потакуева Л.М.
учитель истории и
обществознания высшей
квалификационной категории
МБОУ «Горхонская СОШ № 73»
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический ВУЗ,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов….»
А.С. Макаренко.
Наставничество является эффективной формой поддержки вхождения молодого педагога в профессию. Работа в школе педагога-наставника и молодого специалиста помогает развить у второго предметную специализацию, отработать методику, новые технологии , учит молодого учителя навыкам педагогической деятельности.
Можно работать с молодыми учителями традиционными способами: беседа, взаимное посещение и анализ уроков. В школу пришел молодой специалист. Учитель начальных классов. Но вакансий не было и я предложила ей пройти профессиональную переподготовку и поступить на исторический факультет местного университета. После недолгих раздумий учитель согласилась. Мне выпала роль наставника, в последствии утвержденная администрацией школы. Я применяла уже известные методы работы с молодыми специалистами и новые, нетрадиционные: психологический тренинг, деловая игра и другие, а также: разработка программы адаптации и проведения корректировки профессиональных навыков и умений. Трудность состояла в том, что учитель имел средне- специальное педагогическое образование не по профилю и получал высшее профессиональное образование заочно : дважды в год уезжал на сессии ,временно выпадал из педагогической среды. К слову сказать , через 5 лет, высшее образование было получено, теоретическая база у педагога сформирована.Учитель получил сначала «категорию соответствия занимаемой должности» и через 2 года подал документы на первую квалификационную категорию. За 5 лет мы прошли 3 этапа совместной работы: адаптационный , основной и контрольно- оценочный.
1 этап | 2 этап | 3 этап |
2015-2017 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Знакомство с полномочиями молодого специалиста, выявление пробелов в его умениях и навыках. Вхождение в профессию. | Разработка и корректировка формирования профессиональных навыков, разработка программы «саморазвития.» | Проверка уровня профессиональной эффективности и компетентности, уровня готовности к выполнению профессиональных обязанностей. |
В процессе работы с молодым педагогом были выполнены следующие задачи:
1.Внедрение современных подходов и педагогических технологий в учебной деятельности.
Наш молодой специалист своей проблемой выбрал «Составление тестовых задач в образовательной среде»,отработал ее, применял на уроках и открытых мероприятиях.
2.Помощь в преодолении различных затруднений: создании психологического климата на уроках, поддержка дисциплины и творческой атмосферы на уроках.
Посещение уроков и воспитательных мероприятий выявил ряд психологических проблем, которые решались с помощью обучения на семинарах, открытых уроках, изучением специальной литературы.
3. Участие в профессиональных педагогических конкурсах молодых специалистов.
Участие в районном конкурсе «ДЕБЮТ-2016», где получил диплом участника и специальный приз.
4.Привлечении учащихся к участию в конкурсах муниципального, республиканского и Российского уровней.
Дети участвовали в олимпиадах и конкурсах , получили сертификаты ,дипломы, а в 2021 г. ученица 9 класса стала призером муниципального этапа НПК «Шаг в будущее».
5. Участие в работе семинаров методического объединения учителей истории Заиграевского района.
Учитель посетила в общей сложности более 50 уроков и мероприятий, сама дала открытый урок во время семинара учителей истории и обществознания, проходившего на базе нашей школы в 2018 году.
6. Повышение квалификации.
Учитель ежегодно повышала свое педагогическое мастерство учителя и классного руководителя на курсах по следующим направлениям:
«Использование технологии компьютерного, адаптивного тестового контроля для оценки качества образования»- 2017г.
«Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по истории»-2018,
«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим»-2021г. и другие….
Оценка результатов наставничества.
В личных беседах, при анализе уроков, была проведена оценка наставничества и подведен итог работы за 5 лет.
Выводы:
1. уровень знаний и умений молодого специалиста повысился.
2.поведение изменилось, стало более профессиональным и компетентным.
3.возникла эмоциональная удовлетворенность профессией, учениками, работой, классным руководством.
4.появились первые результаты педагогической деятельности.
5. учитель решила связать свою жизнь с предметами «ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.»
Мне очень жаль что наш молодой специалист –учитель истории и обществознания вышла замуж и уехала в свое родное село, в другой район по семейным обстоятельствам….Перед отъездом она направила мне благодарственное письмо…Приятно было его читать и вспоминать ее уроки, слезы, радость и гордость в глазах после успеховВерю, что наши беседы, открытые уроки еще не раз принесут ей пользу в профессиональной деятельности…
Таким образом данная форма наставничества «учитель- учитель» продолжает жить и будет востребована еще долго, ибо, на мой взгляд- только человек может передать свой опыт, знания, умения работать и стать квалифицированным специалистом в нашей трудной , но такой интересной профессии : УЧИТЕЛЬ……
Закончить свою статью хочу словами президента России В.В.Путина, сказанные им в 2018г на всероссийском форуме «Наставник-2018»:
«Каждый человек- талантлив ,его способности определяют векторы его профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество- персональная огранка таланта человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник- это тот, к то помогает человеку раскрыть его дарования…»