Экспериментальная и инновационная деятельность
Современное образование находится на новом этапе развитии – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.
На сегодняшний день наш детский сад участвует в трехстороннем межмуниципальном инновационном проекет «Формирующее и развивающее пространство ДОО, как площадка для сетевого взаимодействия в муниципальной системе города Лабытнанги» (Образовательная паутина+), подпроект «Сотрудничество: от увлечения к профессии» с 2016 года я являюсь руководителем сетевой образовательной команды «Театр для всех». В рамках данного проекта детские сады города приняли активное участие в таких мероприятиях: «Рождество- время чудес», «Путешествие Колобка по русским народным сказкам», а также ежегодно проходит заочный конкурс театрализованных постановок «В гостях у сказки», где уже второй год наш детский сад занимает первое место.
В разделе «Видео» вы можете посмотреть нашу постановку «Теремок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doska_vybora.docx | 514 КБ |
Предварительный просмотр:
«Палитра выбора»
На современном этапе формирования образования дошкольное учреждение – детский сад представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей; материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества этого учреждения как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную, нравственную сферу и культуру, общественное мнение и авторитет среди родителей воспитанников.
Под открытым образовательным пространством мы понимаем гуманно- ориентированное, целостное пространство развития личности ребенка, удовлетворяющее потребности в развитии его интересов и склонностей; способствующее общему творческому развитию ребенка, обеспечивающее социализацию дошкольника в процессе сотрудничества ДОУ с другими социальными институтами, при этом каждый элемент социальной и культурной среды несет в себе определенный воспитательный и обучающий эффект.
Изучая ФГОС дошкольного образования, мы видим, что в качестве целевых ориентиров выступают такие качества как: инициатива и самостоятельность; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активное взаимодействие со сверстниками; любознательность, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. А наш проект работает именно над развитием данных качеств.
Для этого в группе была создана «Палитра выбора».
«Палитра выбора» - одна из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону, в нашем случае – это выбор цвета (что способствует, также закреплению детьми цвета). Вместе с воспитателем дети выбирают цвета для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждым цветом находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок (кисточка- на которой изображена его картинка). Выбрав вид деятельности, дети помещают кисточки в соответствующие краски - кармашки.
Как работать с «Доской выбора».
Перед тем, как начать работу с «Палитрой выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
А вот в самом начале работы с «Палитрой выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). Мы в подготовительной группе для этой цели используем песочные часы.
По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:
- Изображение солнышка — я старался, и все получилось!
- Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.
- Изображение солнышка, почти полностью закрытого тучкой — я старался, но не получилось.
При работе с «Палитрой выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность.
Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Палитре выбора».
«Палитра выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной. Использование «Палитры выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.