Методические разработки
Страница содержит учебно-методические разработки Марченко Ирины Валерьевны (начальные страницы - ввиду маленького объема загрузки)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Информационный урок:
"Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(1-5 классы МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска)
Марченко Ирина Валерьевна, преподаватель МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска
Вид: урок-презентация с применением современных технологий.
Технология: информационная.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Цели урока:
Образовательные – изучить материал по теме "Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.
Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных бедствий, аварий и катастроф для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска при чрезвычайных ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:
Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных и техногенных явлений , познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с действиями при определённых чрезвычайных ситуациях; дать характеристику опасных природных и техногенных явлений;
Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Этапы урока:
Ожидаемый результат: В конце занятий учащиеся должны знать об основных правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка к уроку:
- Подбор видеороликов по теме урока.
- Подбор задания для тестирования.
- Подбор и набор текста. Памятки.
- Составление и оформление презентации.
План проведения урока:
- Тема " Действия при возникновении природных и техногенных катастроф и аварий, ЧС социального характера» (просмотр видеороликов).
- Самостоятельная работа с тестами по теме: «Мои действия при природных и техногенных катастрофах» для закрепления материала.
- Подведение итогов. Просмотр презентации.
Ход урока:
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары, взрывы на промышленных предприятиях, химические аварии и т. п.
Чрезвычайные ситуации имеют природное происхождение или носят техногенный характер.
Природные — это стихийные бедствия, техногенные — это аварии и катастрофы.
Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, количество человеческих жертв. От умения правильно действовать в различных ЧС зависит ваша жизнь и здоровье.
Сегодня на уроке мы рассмотрим порядок действий в различных ЧС которые могут произойти на нашей территории.
1.Наводнения.
Ваши действия:
1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество , собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.
2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.
2.Землятрясения. 2.56
1.Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать вибрации и вы поранитесь битыми стеклами.
2.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя и в них можно застрять.
3.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может произойти взрыв.
4.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.
5.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут
обрушиться и завалить выход или придавить вас.
Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.
3.Ураганы, бури, смерчи.
- плотно закройте двери, окна (ставни), чердачные (вентиляционные) люки, предупредите соседей и не выпускайте на улицу детей;
- уберите с крыш, лоджий, балконов все предметы и вещи, которые ветром может сбросить вниз и травмировать находящихся внизу людей; потушите огонь в печах (горящие искры из труб могут привести к пожарам);
- если ураган застал вас на улице, постарайтесь укрыться в ближайшем прочном здании, подвале или естественном укрытии (овраге, канаве и т.п.). Двигайтесь по возможности боком к ветру, прикрывая лицо от песка и грязи, не теряйте из вида ориентиры;
- ураганы нередко сопровождаются грозой, поэтому избегайте укрываться под отдельно стоящими деревьями; не подходите близко к опорам линий электропередач и т.п. во избежание поражения молнией.
4.Гроза
*В грозу запрещено*:
- укрываться возле одиноких деревьев;
- не рекомендуется при движении прислоняться к скалам и отвесным стенам;
- останавливаться на опушке леса;
- идти и останавливаться возле водоемов;
- прятаться под скальным навесом;
- бегать и суетиться;
- передвигаться плотной группой;
- находиться в мокрой одежде;
- хранить металлические предметы в палатке.
5.Природные пожары.
Ваши действия:
1.Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя метелкой из веток.
2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину,
подгребайте за собой угли.
3.Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.
4.Уходить от огня следует по диагонали дороги в направлении реки или дороги!
5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.
7.В мягкой земле можно вырыть яму и рыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.
8.Когда фронт огня пройдет, идите в том направлении, где огонь уже потух.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.
5. Безопасность при радиационных авариях.
6. Безопасность при химических авариях.
Самостоятельная работа с тестами по теме: «Мои действия при природных и техногенных катастрофах» для закрепления материала.
Подведение итогов. В конце урока раздача учащимся памяток.
Приложение 1
ТЕСТЫ «Мои действия при природных и техногенных катастрофах»
1 вариант
1. Назовите признаки землетрясения:
а хлопанье дверей;
б — звон стекол и посуды;
в — скрип дверей;
г — качание люстры;
д — дрожь воды в стакане.
1) все; 2) все, кроме — а; 3) только б, г, д.
2. Потоки с гор воды, песка, щебня, осколков скал и глины. Какое явление описано?
1)обвал; 2)лавина; 3) сель.
3. Смещение масс почвы горных пород вниз под действием силы тяжести в результате нарушения равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов — что это
1) оползень; 2) обвал; 3) сель
4. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их дробление и скатывание с крутых склонов:
1) оползень; 2) обвал; 3) сель.
5. Какие действия предпринять для подготовки дома к наступлению урагана?
а — плотно закрыть окна и двери, чердаки, вентиляционные отверстия;
б — стекла окон защитить ставнями или оклеить; в — подготовить запас воды, пи щи, лекарств, взять документы и деньги;
г — убрать с балконов и подоконников легкие предметы;
д — погасить огонь в печах, отключить электричество, газ, воду;
е — оставить включенным радио.
1)все; 2) кроме—е; З) а, в, г, д, е.
6. Если во время урагана вы оказались на улице, надо:
а — спрятаться в кювете или яме, прижавшись к земле;
б — добежать до своего дома, укрыться в заранее подготовленном подвале;
в — укрыться в подвале ближайшего дома.
1) любое верно; 2) только б; З) а, в.
7. Если буря застала вас в здании, пройдите в самое безопасное место:
1) в ванну;
2) на лестницу;
З) коридор в средней части дома на первом этаже.
8. Что делать, если ваш дом попадает в зону затопления?
а — отключить газ, воду, электричество;
б — перенести на чердак ценные вещи;
в — погасить огонь в печах;
г — оклеить стекла;
д — закрыть окна и двери.
1) все; 2) все, кроме — г; З) а, в, д.
9.Способы подачи сигналов бедствия при внезапном наводнении
1)фонарем;
2)по телефону;
3)голосом
4)подручными средствами
10. К основным причинам аварий относят:
А) Износ оборудования
Б) Недостаточный контроль за состоянием производства
В) недостаточная технологическая надёжность систем безопасности
Г) Соблюдение норм техники безопасности
Найдите ошибку.
2 вариант
1. Причинами транспортных аварий бывают:
А) поломка транспорта;
Б) плохие погодные условия;
В) нарушение правил дорожного движения;
Г) внимательность участников дорожного движения.
2. Разрушительное природное явление, происходящее в определенных участках земной коры, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей, происходят разрушения построек и элементов рельефа. Какое явление здесь описано?
1) стихийное бедствие; 2) катастрофа; 3) землетрясение
3. К ЧС техногенного характера относятся:
А) Землетрясения
Б) Пожары и взрывы
В) Транспортные аварии
Г) Обрушение зданий
Найдите ошибку.
4.Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из учёных создал шкалу силы ветра? Выберите ответ:
а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.
5.Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100 м. Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Неподалёку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури;
б) быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам;
в) прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижмётесь к земле;
г) забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути здания;
д) будете ждать, когда утихнут порывы ветра;
е) перебежите и спрячетесь под деревом;
ж) перебежите в дом и укроетесь в нём.
6.Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:
а) соберёте всё ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;
б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;
в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;
г) закроете все двери, окна;
д) предупредите соседей об угрозе селя;
е) будете выходить на склон горы, находящейся на селебезопасном направлении;
ж) будете выходить на склон горы через ущелье;
з) укроетесь в погребе.
7. Где чаще всего происходят пожары и взрывы?
А) на транспортных магистралях
Б) на пожаро и взрывоопасных объектах
В) на социальных объектах
Г) на объектах сельского хозяйства
8. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины? Выберите правильные ответы:
а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;
б) изменение климата и погодных условий;
в) гибель людей и животных;
г) лесные пожары;
д) разрушение зданий и сооружений;
е) сокрытие толщами пород населённых пунктов, объектов
народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;
ж) извержение вулканов.
9. Лучшей защитой от урагана являются (выберите ответы):
а) подвальные помещения; б) мосты; в) большие деревья;
г) будки на автобусных остановках; д) подземные сооружения.
10.Область повышенного давления в атмосфере это (выберите ответ):
а) смерч; б) антициклон; в) буря; г) тайфун.
Приложение 2. Памятки
«Безопасное поведение на улице» — Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи, свой маршрут движения. — Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места. — Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам. — Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную автостоянку, обратись к любому взрослому человеку. — Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя. — Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту. — Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше. — Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину. — Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице. — Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай в ни с кем в конфликт. — Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты! | «Безопасность дорожного движения» Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; Главное правило поведения на дороге – удвоенное внимание и повышенная осторожность. 1. Нужно быть крайне внимательным при переходе дороги. Вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть. 2. Вне населенного пункта переходить дорогу нужно в местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги. 3. Запрещено переходить дорогу на крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов. 4. Запрещается управлять транспортным средством, в том числе мотоциклом, без прав управления. 5. Водителю мотоцикла разрешается перевозить пассажиров старше 12 лет. 6. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. 7. Право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; |
Поведение при пожаре в здании Вызовите службу спасения 01 (с сотового * 01 #). Сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери. Немедленно покиньте помещение, не бегите наугад, не мешкайте на выходе. Нельзя использовать лифт. Двигайтесь к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки. В задымленном помещении двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком. Накройтесь мокрой тканью (одеялом, полотенцем). Дышите через мокрый носовой платок, ткань, одежду. Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости, снимите занавески, облейте пол и двери водой. Если единственный путь к спасению – окно, сократите высоту прыжка, связав простыни или что-нибудь другое. Прыгайте на полотняные покрытия грузовика, крышу машины, цветник, навес или предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры. По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам. | Если на Вас напала собака Попытаться остановить нападающую собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Стоять» и т.д. Бросить в собаку какой–либо предмет, чтобы выиграть время. Использовать газовое оружие и аэрозоли с перцовым наполнителем. Защититься с помощью палки или камня. При прыжке собаки защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку. Ударить собаку в нос, пах, язык. Нельзя Заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной. Подходить к собаке, когда она ест. Показывать свою боязнь. Пытаться убежать.Поворачиваться к собаке спиной. При укусе собаки необходимо немедленно обратиться к взрослым и в лечебное учреждение, так как собака, возможно, является переносчиком острой вирусной болезни – бешенства. Первые признаки болезни у людей всегда появляются в месте укуса в виде зуда, боли, невралгических болей по ходу ближайших к месту укуса нервных путей. Пройти полный курс лечебно-профилактических прививок. |
Приложение 3. Видеоролики
(в электронном виде)
Приложение 4. Презентация
(в электронном виде)
При работе над уроком была использована следующая литература:
1. Видеоматериалы сайта: https://www.youtube.com/watch?v=YYk_WMCjKS4
2. Основы безопасности жизнедеятельности : дидактические материалы:10–
11 классы / В. А. Васнев, Р. А. Дурнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. :
Просвещение.
3. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti