Главные вкладки
Шевцова Оксана Николаевна
Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:
• Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
• Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
• Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
• Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
• Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
• Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
• Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
• Словарный запас около 1500 слов.
Советую Вам обратиться за консультацией к логопеду детского сада, к которому вы прикреплены.
Вы правильно делаете, что волнуетесь! К сожалению, в последнее время увеличилось количество детей с разными нарушениями речи. Бывает, что причиной являются неврологические проблемы. Вам нужно обратиться к детскому неврологу, которому вы доверяете, и выполнять его рекомендации. Кроме того, необходимо найти логопеда, с которым вместе вы будете помогать вашему малышу. Настройтесь на длительную работу! Не нужно пугаться и паниковать! Но и тянуть не стоит. Времени упущено очень много!
А пока прочитайте советы о том, что можно сделать в домашних условиях для развития речи ребенка.
Больше играйте с ребенком. Только делайте это с удовольствием в хорошем настроении. Ребенок тоже должен с желанием участвовать в развивающих занятиях. Используйте простые игры, чтобы малыш мог легко освоить их и выигрывал, находился в состоянии постоянного успеха. Это могут быть:
• игры с мячом на ловкость (кати мячик-поймай-кидай в корзинку),
• игры на звукоподражания (давай вместе назовем изображенных на картинках животных, «Кто это? Это собачка, ав-ав).
• игры со словами-действиями. Играем с куклой Катей. (Катя, иди, Катя, сиди).
Правильно разговаривайте с малышом. Задавайте вопросы так, чтобы у ребенка был выбор при ответе, а не просто односложные «да» или «нет». («Что ты хочешь скушать на завтрак: кашу или супчик?») и обязательно дождитесь ответа, как бы долго ни пришлось это делать.
Следите за темпом и тоном своей речи. С малышом нужно говорить медленно, четко, не искажать звуки, не «сюсюкать», делать паузы, акцентировать внимание на своей артикуляции, новые слова повторяйте несколько раз. Когда обращаетесь к малышу, смотрите на него, озвучивайте все, что делаете.
Развивайте ребенку общую моторику, то есть тренируйте скоординированные движения всего тела: пусть прыгает (на двух ножках, попеременно на одной/другой), ползает на четвереньках, катается на беговеле, велосипеде — этим навыком у малыша будет совершенствоваться проприоцепция (ощущение движения).
Делайте с малышом упражнения на развитие мелкой моторики: сортируйте крупные пуговицы по цвету, попросите его найти спрятанный в фасоли/гречке предмет и тд.
Включайте записи со звуками природы и животных. Слушайте вместе детскую музыку.
Разучивайте с ребенком стишки с договариванием.