Конспект урока "Покрытосеменные", соответствует ФГОС.
Урок по предмету биология №18
Ф.И.О. учителя: | Уразаева Валентина Григорьевна |
Место работы: | Ташлинский филиал ГБОУ СОШ с. Узюково |
Должность: | Учитель биологии |
Предмет: | Биология |
Класс: | 5 |
Место проведения: | Ташлинский филиал ГБОУ СОШ с. Узюково |
Дата проведения: | 22 января 2015 г. |
Уровень: | ОУ |
Тема: | Покрытосеменные (Цветковые) растения |
Учебник: | Биология |
Авторы: | Под ред. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин |
Вид урока: | Урок изучения нового материала, вводный в тему |
Целевые установки: Планируемые цели для учителя:
| образовательная: Называть и сравнивать представителей разных отделов растений ,в том числе и покрытосеменных. Сформировать у учеников определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию; развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; развивать мышление- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать познавательный интерес, развивать сенсорные и моторные навыки; воспитательная: воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему; знание должно стать средством развития ;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе |
1
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5(ФГОС)Покрытосеменные (Цветковые )растения
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, вводный в тему
Тема урока | Покрытосеменные (Цветковые) растения |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства Растения, расширить круг знаний о многообразии растений и выявить черты более высокой организации у покрытосеменных |
Задачи урока | Образовательные:Называть и сравнивать представителей разных отделов растений ,в том числе и покрытосеменных . Выявить черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных (цветок, плод) Различать органы цветковых (вегетативные и генеративные) Развивающие: Уметь устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации,уметь перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся закрепляют знания общей характеристики царства Растения, учатся выделять существенные признаки растений: фотосинтез, автотрофы,неограниченный рост,особенности строения клетки, выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных растений ,чем у голосеменных. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Растения; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике, справочниках, Интернете и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, создавать и защищать проект. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение
|
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): определять цели изадачи урока,целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,(работа с таблицей) , смысловое чтение(находить отличия), умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (сравнивать и выделять признаки). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Царство Растения, автотрофы, неограниченный рост, фотосинтез, плод ,цветок . ботаника, вегетативные, генеративные органы |
Межпредметные связи | компьютерная графика и введение в дизайн (ИЗО), Окружающий мир |
Ресурсы | УМК: Биология 5. Н.И Сонин Презентация учителя |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Методы | Проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, презентация |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. Учащиеся проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей, настраиваются на работу | ||
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости
| ||
Проверка настроения Тема урока «Царство Растения. Цветковые. 1) Фронтальная беседа по вопросам: А) Что такое «Царство» как понятие в биологии? Б) Какие Царства живой природы мы уже изучили? В) По таблице назовите отделы растений и их представителей Г) Вычеркните лишнее слово в нижеприведенном перечне слов: 1)Ель, сосна, пихта, спирогира, кедр. 2)Хломидамонада, улотрикс, сфагнум. 3)Кукушкин лен, лиственница сфагнум. К какому отделу растений относятся «лишние слова»
|
Вспоминают, проговаривают определение.
Называют царства Бактерий, Грибов, Растений. Называют Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные.
Выполняют задание, объясняя свой выбор | Личностные УУД Смыслообразование Познавательные УДД Целеполагание
Использование знаково-символических средств Коммуникативные УУД способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Развивающие УУД: Развитие внимания, памяти, креативности |
2.1. Проверка выполнения домашнего задания | ||
2)Проверка Д/З – А) Индивидуальные задания по карточкам Б) Проверка знаний по терминологии
В) Фронтальная проверка знаний (красная –зеленая карточка)
3) Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Рассмотрим картину Рембрандта Ван-Рейна «Флора»(1634г.) Что вы видите на картине? Как вы думаете, какое отношение она имеет к уроку? Правильно. На картине изображена древнеримская богиня цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительница земледелия и растительности в целом. Зовут ее Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой. (слайд №1) Видели ли вы цветы у других отделов растений? (слайд №2,3) Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? | Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Игра «ДА-НЕТ» (красные-зеленые карточки) На Да - зеленая На НЕТ - красная 1) Растения – организмы- гетеротрофы 2) Тело бактерий образовано гифами 3) Растения способны к активному передвижению 5) Бактерии могут быть разных форм: диплококки, бациллы, спириллы. 6) Водоросли имеют органы и ткани 7) Наука, и изучающая грибы называется ботаникой 8) Наука, изучающая растения называется зоология 9) Мхи - высшие растения 10) Покрытосеменные еще называются цветковыми 11) Голосеменные – имеют цветы 12)Голосеменные размножаются спорами
Царство Растения.
На картине художник изобразил «богиню с цветами» Высказывают предположения
Учащиеся вспоминают и рассматривают внимательно рисунки: водорослей, мхов, папоротников, голосеме-ных растений, делают вывод: цветов они не имеют Изучить отдел Цветковые растения и сравнить их с растениями других отделов Высказывают предположения | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Использование знаково-символических средств: умение переводить информацию из неверных утверждений в правильные Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Эмоциональный настрой на тему Познавательные УУД Общеучебные УУД: Выделение необходимой информации
Логические УУД: Синтез как составление целого из частей Коммуникативные УУД С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
| ||
Рассказ учителя 1. Отличительные особенности цветковых растений. (слайд №4) Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Появление цветка и плода позволило растениям распространиться в различных климатических условиях. Плод защищает семена от неблагоприятных условий. (слайд №5) Рассмотрите на рисунках, на комнатных растениях, на гербарных экспонатах растения из отдела Покрытосеменные и отметьте наличие каких органов характерно для них. Одинаковы ли их листья, стебли, корни, цветы? (слайд №6) Подвести учащихся к выводу: Значит органы у этих растений разнообразны по строению, и выполняемым функциям. Почему? Как вы думаете? Для того чтобы выжить приспособительные признаки покрытосеменных вырабатывались многие тысячелетия под влиянием различных условий среды.
|
Примерный ответ:1. Для покрытосеменных растений характерно наличие следующих органов: корень, побег, цветок, плод с семенами. 2.Листья их разные. Бегония имеет крупные листовые пластинки, а у кактуса листья видоизменились в колючки. 3.Стебли у растений тоже разные: у вьюнка полевого стебли вьющиеся и тонкие, а у кактуса стебель толстый и прямостоячий 4. Корни у растений тоже разные: у пшеницы корни все одинаковые, а у одуванчика -один корень главный Учащиеся высказываются, что у предложенных растений разные корни, стебли листья и цветы. Так как растения живут в разных условиях и так они выживали
| Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Логические УДД Анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Покрытосеменные широко распространились по всему земному шару, их намного больше, чем других растений 1) Вопрос к классу: Как вы думаете, почему покрытосеменные - самая многочисленная, господствующая группа растений на Земле 2.А цветок, плод играет ли роль в распространении покрытосеменных 3.Почему эти растения называют покрытосеменные. Чтобы ответить на поставленные вопросы нам поможет компьютерная презентация Слайд №7 Сообщение учителя о том, что такие органы , как стебель, листья, корни относятся к вегетативным, а цветок и плод к генеративным
Ребята, перед вами на таблице все отделы растений, сравните их, в чем их сходство и в чем различие Подвести к выводу учащихся и применить знания о движущих силах эволюции. Физкультминутка Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь
|
Учащиеся предполагают, что эти растения могут расти и в увлажненной и в засушливой среде, в теплых и холодных странах, благодаря разным листьям, корням, стебля После презентации учащиеся делают вывод: О многообразии растений, о признаках, которые присущи только покрытосеменным: Проводящая система обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении. Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена,защищая их от неблагоприятных условий, поэтому растения и назвали покрытосеменными
Учащиеся отмечают сходство признаков, которые присущи только растениям и различие в усложнении строении растений от водорослей до покрытосеменных: появление листьев, стеблей, корней, цветка, плода
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливают причинно-следственные связи Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Логические УУД Знаково-символические действия: Умение переводить информацию из рисунков в текст Познавательные и Общеучебные УУД: Определение основной и второстепенной информации: применение методов информационного поиска Регулятивные УДД Контроль Коррекция
Устная оценка учителя |
4. Первичное восприятие нового материала | ||
1.Рассмотрите в учебнике рисунки и слайд №8 и отметьте, чем отличаются деревья, кустарники и травы между собой? Подвести учащихся к выводу, что это разные жизненные формы растений. 1.Заполнить схему «Жизненные формы покрытосеменных растений». Формы растений
2.Подвести учащихся к выводу о причинах господствующего положения покрытосеменных растений. (слайд №9) |
Учащиеся без труда отмечают, что деревья имеют один деревянистый ствол, кустарники - несколько, а травы имеют несколько травянистых стеблей.
Заполняют схему Жизненные формы растений 1.Деревья 2.Кустарники 3.Травы
| Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | ||
Проверка усвоения нового материала (Слайд №10) 1.Задание «Перепутаница»
| Ученику необходимо выделить Признаки Царства Растений и отличия, покрытосеменных от других отделов растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием: 1. Неограниченный рост 2. Автотрофы 3. Клеточная стенка из целлюлозы 4. Ограниченный рост 5. Гетеротрофы 6. Органы: корень, побег, цветок, плод 7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы 8. Системы органов 9. Хлоропласты 10. Имеет цветок
| Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
| ||
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | ||
1.Работа в группе, фронтальная беседа, самопроверка 2.Назовите все изученные отделы Царства растений по мере их усложнения, опираясь на иллюстрации растений См. презентация 1 группа - дает характеристику Отделу Водоросли. Слайд № 11 2 группа - характеризует Отдел Мхи Слайд №12 Отдел Папоротники Слайд №13 3 группа-Отдел Голосеменные 4 группа-Отдел Покрытосеменные Слайд №14 3. Назовите по одному представителю из каждого отдела 4. Почему яблоню относят к покрытосеменным (цветковым) | Называют все изученные отделы Царства растений: Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные Дают краткую характеристику каждому отделу
Предположительные ответы: Ламинария, кукушкин лен, папоротник-щитовник, ель, яблоня
У яблони весной есть цветы, затем вместо них образуются плоды, семена лежат внутри плодов, они покрыты мякотью плода, поэтому их называют покрытосеменные | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело
|
9. Домашнее задание. | ||
Домашнее задание (комментирование учителем) | Параграф 17. творческое задание Приготовить проект « Наиболее интересное растение»
|
|
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
| Продолжите любое высказывание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что...
| Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |