Волонтёрское движение "Добрые сердца"
На странице размещены рабочая программа волонтёрского движения, конспекты занятий, фотографии и полезная информация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дед Мороз: Здравствуйте-здравствуйте!
Снегурочка: Доброго вам вечера!
Скоморох (танцуя): Я новогодний шлю Вам всем привет!
Дед Мороз: Приехали мы к вам со Снегурочкой и вёселым Скоморохом издалека, чтобы поздравить вас с Новым годом.
Дед Мороз:
Пусть Новый год, что на пороге,
Войдет в Ваш дом, как новый друг!
Пусть позабудут к Вам дорогу
Печаль, невзгоды и недуг.
Снегурочка:
И пусть придут в году грядущем
К Вам удача и успех!
И пусть он будет самым лучшим
И самым радостным для всех!
Скоморох:
Пусть год начинается с доброй улыбки,
С того, что простим мы друг другу ошибки
И даже врагам пожелаем добра,
Ведь жизнь так прекрасна, понять нам пора!
Дед Мороз: Как настроение у Вас новогоднее?
Снегурочка: Готовы ли Вы встречать и веселиться на Новый год?
Скоморох: Мы сейчас это и проверим!!!
Снегурочка: А начнем мы с вами с загадок.
Кто такой? Зачем приходит?
В каждый дом с мешком заходит?
В красной шубе, красный нос,
Как зовется...
Дед Мороз
Дед Мороз: Девка — русская краса,
Белоснежная коса,
И совсем не дурочка.
Это же...
Снегурочка
Скоморох: Что за диво? Что за чудо?
Дым и грохот отовсюду.
Крышу дома оторвало,
Мама в обморок упала.
Вдруг летит красиво вверх
Новогодний...
Фейерверк
Звучит русская народная музыка, Скоморох пускается в пляс и танцует с гостями и сказочными героями.
Снегурочка: Ой, музыка заиграла. Значит пора повеселиться.
Скоморох: Здорово потанцевали, а теперь пора и новогоднюю песенку спеть. (Звучит песня «В лесу родилась ёлочка»)
Дед Мороз: Весело было у вас, но пора и других поздравить. И хотим вам подарить небольшой сладкий подарочек.
Снегурочка: Желаем вам в новом году: счастья, крепкого здоровья и благополучия!
Скоморох: До свидания, до свидания, до новых встреч!
Предварительный просмотр:
Урок- проект «Каким я вижу село завтра»
Проект направлен на эффективное развитие человека ХХI века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, толерантного, ответственного, способного быстро решать возникающие проблемы.
Цели проекта включают в себя:
- Актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения озёр, рек, способствовать формированию экологической культуры.
- Формирование милосердия, эмпатии, толерантности, сострадания.
- Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
- Координацию деятельности социума и школы по развитию детей: кооперирование со специалистами-профессионалами села; расширение пространства взаимодействия с окружающим миром.
Задачами проекта являются:
- Вовлечение учащихся и родителей в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив.
- Развитие навыков социально-продуктивной деятельности.
- Проанализировать ситуацию загрязненности в районе озёр и реки Амур.
- Научиться выделять проблему и искать способы её решения для экологической и социальной обстановки в селе.
- С помощью инициативной группы ребят разработать план реализации проекта.
- Агитировать жителей на уборку и благоустройство.
Ход занятия
Учитель: Добрый день, уважаемые члены жюри и гости нашего заседания. Предлагаем вашему вниманию совершить экскурсию по маршруту волонтёрского движения. (Показ видеоролика о работе волонтерского движения)
Учитель: Я приветствую всех ребят-волонтёров на заседании совета. Наше волонтёрское движение направлено не только на помощь пожилым людям, но и решает очень важные проблемы, в масштабах нашего села: озеленение, благоустройство, очистка территории. Сегодня нам предстоит очень большая ответственная работа. Возможно для некоторых это станет важной ступенькой для становления личности. Уже загодя наша группа разделилась на три команды по желанию. Перед каждой командой стояла задача: создание проекта «Каким я вижу село завтра»
Для защиты каждая группа предлагает свой вариант решения проблемы.
Учитель: Напоминаю, что для защиты проекта вам отводится 2.5 минуты. За это время вы должны не только представить его, но и доказать о необходимости его реализации. Право первым представить свой проект предоставляется: …
- Защита команды номер 1. Вопросы от команд.
- Защита команды номер 2. Вопросы от команд.
- Защита команды номер 3. Вопросы от команд.
Таким образом, мы прослушали все три проекта. Чтобы их реализовать, предстоит решить еще очень много вопросов, прежде всего согласовать с администрацией села, заинтересовать жителей села в данных проектах, подключить к работе специалистов.
Поэтому, следующий этап работы – создание такого продукта, с помощью которого мы сможем познакомить с проектами, провести разъяснительную работу и привлечь внимание к данным проблемам жителей нашего села.
И сейчас я предлагаю вам создать именно такой продукт, с помощью которого можно разъяснить и привлечь внимание жителей. Форму вы выбираете сами. (буклет - памятники, памятка-афиша – посадка аллеи, плакат «SOS» - очистка озёр и рек)
Подведение итогов.
Представление продуктов команд. Чтобы подвести итог всего нашего собрания, слово предоставляется главе сельской администрации Гавага Ольге Ивановне.
Спасибо всем за работу!
Предварительный просмотр:
План мероприятий:
- 6 Апреля - очистка территории и побелка памятников.
- 27 Апреля - подготовка клумб и почвы, к посадке цветов и кустарников.
- 4 мая - посадки кустарников.
- 18 мая - посадка цветов.
Волонтёрское движение
«Добрые сердца»
МБОУ «Нововоскресенрвская СОШ»
с. Нововоскресеновка
ул.Высокая 1
Эл.почта: novovoskresenovka@yandex.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нововоскресеновская средняя общеобразовательная школа |
Проект «Память»
«Никто не забыт,
Ничто не забыто»
Память нужна живым
На территории нашего села находятся два памятника. С 1917 по 1922 были годами борьбы за власть Советов и борьбы против японских интервентов. Жители села принимали в ней самое активное участие. Партизану Плотникову Луке Тимофеевичу, погибшему за власть Советов, установлен памятник в центре села, возле клуба.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 131 человек, 87 из них не вернулись. Воинам погибшим во время ВОВ установлен памятник в сквере детского сада.
Сейчас в селе ни осталось больше ветеранов.
Но мы ныне живущие должны чтить и помнить бессмертный подвиг наших предков, благодаря которым мы можем жить и радоваться каждому новому дню. Забыть – это значить предать настоящее и прошлое.
Семьдесят семь лет назад люди, не задумываясь, отдавали свои жизни, ради будущего для новых поколений. Они не думали о памяти и чести, которую в итоге заслужили. Самое важное было – освободить страну и людей. Прекратить господство одной нации. И им это удалось.
Вот, почему важно помнить о тех днях, когда часть населения была навсегда стёрта с Земли.
Памятники воинской славы нередко становятся жертвами вандалов – такие истории попадают в новости, вызывают бурю осуждения. Но гораздо чаще памятники превращаются в руины просто из-за обычного невнимания и равнодушия.
Наша волонтёрская группа «Добрые сердца» приглашает жителей села на акцию «Память» направленную на благоустройство, очистку и посадку цветов и кустарников вокруг территории памятников. В такие моменты мы становимся ближе к истории.
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Поздравление в каждый дом
Снежной и морозной вьюгой облетел все дома Новый 2019 год. Все замерли в ожидании чуда, готовясь к праздник. Во всех домах украшали, пекли, готовили и убирали. Сердца замирали от предвкушения, души ликовали. Только не во всех домах витал дух праздника, для одиноких пожилых людей – это был обычный день, только закрашенный тоскливыми красками. Ведь в этот день все обычно собираются в родительский дом праздновать Новый год. А у многих дети живут далеко. И от этого ещё горше был праздник для стариков.
Каково же было ошеломление и растроганные слёзы одиноких людей, когда в их дома весело и с песнями и прибаутками ввалились Дед Мороз, Снегурочка и Скоморох. Были и поздравления, и фотографии со сказочными героями, и небольшой сладкий подарок в сумочке.
Много слёз радости увидели волонтёры, которые принесли в дома одиноких людей свежий ветерок праздника, заботы и надежды.
Огромная благодарность всем ученикам-волонтёрам (Сильченко Сергей, Кичигина Алина, Еремеева Диана, Тымченко Марина, Кудрявцева Татьяна), которые прониклись участием и согласились участвовать в новогоднем поздравлении одиноких пожилых людей «Праздник в каждый дом».
Макарова Ирина Олеговна, педагог-организатор
Предварительный просмотр:
Волонтёрское движение «Добрые сердца» приглашает всех жителей принять участие в проекте «Парк отдыха»
Апрель – август 2019 г.
- 13 апреля очистка территорий около Дома Культуры
- 20 апреля подготовка почвы к посадке деревьев и цветов, завоз клумб и подготовка к посадке
- 21 апреля посадка деревьев
- 19 мая посадка цветов
- Июнь – Июль – согласование с администрацией и специалистами по благоустройству территории ( скамейки; урны и т.д)
- Август – реализация проекта
Необходимый инвентарь можно получить на месте проведения работ, либо принести с собой. Подробную информацию можно узнать по телефону 89146029462
Предварительный просмотр:
Памятка для волонтёров
Не секрет, что социальная работа, направленная на помощь престарелым людям, таит в себе множество непростых моментов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться волонтёру, избравшему для себя столь непростой вид деятельности.
Трудности эти касаются как непосредственно взаимоотношений между волонтёром и подопечным дедушкой или бабушкой, так и ряда внешних факторов, с которыми приходится либо мириться, либо преодолевать их.
Принципы работы с пожилыми людьми:
- Не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих.
- Требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно.
- Стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.
- Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны.
Практические советы волонтёрам.
- Минимальное количество посещений подопечного – 1 раз в неделю.
- Желательная продолжительность посещения: минимум 1 час, максимум 2,5 часа.
- Пожилые люди рано устают. Лучше закончить свой визит к 19.00
- Необходимо быть пунктуальным. Необходимо договариваться заранее и не забывать предупреждать об изменениях своих планов.
- При посещении обязательно нужно уделить время общению. Надо найти золотую середину: общение и помощь одинаково важны.
- Нужно помнить, что в старости обостряются ворчливость, раздражительность, могут быть внезапные перепады настроения.
- Чтобы застраховать себя от неприятностей, волонтёрам следует делать уборку в присутствии хозяина дома.
- Гостеприимство характерно для многих людей, но пожилые люди зачастую испытывают финансовые затруднения. Перед тем, как принять приглашение к чаю, волонтёрам следует проанализировать ситуацию. В некоторых случаях лучше вежливо отказаться.
- Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще поддерживать правильность их действий и поощрять успехи.
- Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Волонтёры могут попросить рассказать пожилого человека о его родственниках, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Проявляй заинтересованность.
Предварительный просмотр:
Опросник для выявления заинтересованности учащихся в волонтёрской работе
- Как ты относишься к общественной полезной работе на добровольной основе?
- Положительно
- Отрицательно
- Что лично для вас значит общественная волонтёрская работа?
- Возможность принести людям пользу
- Участие в общественной жизни
- Общественная деятельность в свободное время
- Добрая воля человека проявлять свою активность
- Общение с интересными людьми
- Приобретение нового опыта
- Реализация собственных идей
- Затрудняюсь ответить
- Что по Вашему мнению, является основным мотивом к осуществлению добровольческой деятельности?
- Потребность помогать людям
- Достаточное количество свободного времени
- Значимость и престиж
- Желание заявить о себе
- Затрудняюсь ответить
- Кого, по вашему мнению, можно назвать добровольцем?
- Человека, которому не безразлична жизнь других людей
- Человека, периодически участвующего в проведении каких-любо акций, мероприятий
- Богатого человека, занимающегося благотворительностью
- Героического человека, готового безвозмездно помогать людям
- Свой ответ (напишите)
- Кто сегодня, на ваш взгляд, чаще всего становится волонтером?
- Пенсионеры
- Взрослые люди
- Молодежь которая не учится и не работает
- Работающая молодежь
- Студенты ВУЗов
- Учащиеся учебных заведений начального и среднего специального образования
- Учащиеся школы
- Что, по вашему мнению, препятствует участию в добровольческой деятельности?
- Нехватка времени
- Равнодушие к проблемам общества
- Нет информации об организациях, которые этим занимаются
- Нехватка опыта
- Нет материальной возможности
- Нет стимула и вознаграждения
- Затрудняюсь ответить
- Недостаток социальной активности?
- Отсутствие должного отношения к подобной деятельности
- Есть ли в Вашем окружении люди, занимающиеся волонтерской деятельностью?
- Да, у меня есть близкие друзья – волонтеры
- Я знаю, что кто-то из моих знакомых занимался добровольческой деятельностью
- Среди моих друзей и знакомых нет волонтеров
- Не слышал(а), чтобы кто-то действительно этим занимался
- Какая форма волонтерской деятельности для вас наиболее привлекательна?
- Помощь одному человеку
- Организация помощи группе людей
- Организация и проведение мероприятий
- Свой вариант (напишите)
СПАСИБО ВАМ ЗА ИНФОРМАЦИЮ!
ОНА ПОМОЖЕТ СДЕЛАТЬ НАШУ РАБОТУ НЕ ТОЛЬКО ПОЛЕЗНОЙ, НО И УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ!
Предварительный просмотр:
Волонтерское движение «Доброе сердце»
После выбора президента школы Кичигиной Алины, было организовано добровольной группой учащихся волонтёрское движение «Доброе сердце». Работа движения направлена на помощь пожилым, одиноким людям. В селе Аносово школьники оказывают помощь ветерану ВОВ – Мешкову Алексею Ивановичу. Алексей Иванович попросил ребят, скосить сорную растительность.
Ребята окунулись в это дело с головой, с большим интересом, очень нравится помогать. В помощи ещё нуждаются многие, надеемся, что в нашу группу вступит как можно больше ребят.
Педагог организатор Макарова И.О.
Октябрь 2018 год
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас для успешной организации работы с волонтёрами и тесного сотрудничества заполнить следующую анкету:
1. Как Вы относитесь к участию вашего ребёнка в работе волонтёрского движения?
- одобрительно
- безразлично
- считаю, лишней тратой времени
2.Обращался ли Ваш ребёнок к вам за советом или вопросом о волонтёрском движении?
- да
- нет
3.Если «Да», то нужны ли были Вам консультации для помощи детям?
- да
- нет
- не знаю
4.Заинтересовала ли Вас работа волонтёрского движения?
- да
- нет
- не знаю
5. Заинтересовала ли Вашего ребёнка в работе волонтёрского движения?
- да
- нет
- не знаю
6. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок продолжал работу волонтёром?
- да
- нет
- не знаю
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Миссия педагог»
.
«Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живем на земле».
А. Лесных
По-разному приходят в школу учителя, по-разному складывается их жизненный путь. Но овладеть профессией учитель дано не каждому. Это свойственно только тем, кто умеет любить. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего это любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду - профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Уникальность профессии в том, что не все становятся учителями, которые поступают в педагогические вузы, и не все те, которые заканчивают их, становятся учителем. А кто же может стать учителем? Да тот, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант!
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Не случайно считают, что труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зёрен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг.
Однажды моя дочь мне сказала, что когда вырастет, то никогда не станет учителем – это очень сложная профессия. На мои возражения, что профессия учителя очень интересная и насыщенная, дочь ответила: «Учитель должен много работать: проверять тетради, учить уроки, много читать, поводить праздники, ходить в походы с детьми, а на свою семью времени не хватает»
Я согласна с Аней, что работа учителя – это сложный процесс, который не прерывается ни на одну минуту, ни в школе, ни дома. Это скорее всего образ жизни, который я выбрала для себя. Хочу сказать, что ни разу не пожалела о своём выборе.
Ежегодно первого сентября ко мне в класс приходят они - будущие граждане нашего общества. И для меня нет более или менее важных моментов в их обучении и воспитании. Всё, каждая ситуация, каждый миг, проведённый вместе, формируют в них личность. То, какими они выйдут из стен начальной школы, и будет основой для дальнейшего развития будущего поколения нашей страны. Стараюсь вдохновить учеников на саморазвитие во всех областях: социальной, эмоциональной, физической, творческой. Стараюсь, чтобы дети научились доверять людям, были отзывчивыми к чужой беде, добрыми и чуткими по отношению не только к своим сверстникам, но и людям старшего поколения.
Для этого в школе мы организовали волонтёрское движение «Добрые сердца». Миссия волонтерского движения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому.
Учитель - волонтёр? Я никогда не задумывалась над этим вопросом. А кто же такой волонтёр? В современной социологии «волонтёрство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.
Волонтер, так же как и учитель – это призвание, редкая возможность, раскрыться, воплощать самые смелые идеи, развиваться, учиться, двигаться вперёд. Быть волонтером – значит любить и уметь протянуть руку помощи, безвозмездно трудиться, творить добро. По моему мнению, волонтёр — трудолюбивый человек, работающий безвозмездно на благо людям. Это целеустремлённый, уверенный в себе лидер, который в любой ситуации может повести за собой других, гражданин с активной жизненной позицией, хороший друг и отзывчивый товарищ.
Анализируя проделанную работу, можно смело сказать, что это было не напрасно. Активность детей была очень высока. В волонтёрском движении принимает участие не только начально звено, но и старшие. Дети не только взрослым помогают, но и учатся друг у друга быть ответственными и толерантными.
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает своё духовное богатство, а преумножает его. Я считаю, что волонтёрство является зовом души. И если вы наделены таким чувством, то вы счастливый человек в этом мире. Об этом я с уверенностью могу сказать «Я очень счастлива!». Став волонтёром я поняла, что это навсегда. Сделать жизнь лучше может каждый из нас. Если мы все будем нести радость и позитив, любить и уважать друг друга, то общими усилиями мы сделаем мир лучше и добрее, а ведь это и есть миссия каждого человека, живущего на земле. Я убеждена в том, что бескорыстная помощь друг другу приводит к коренным изменениям в сердцах людей, в человеческих отношениях. В себе я эти изменения наблюдаю, и мне приятно от того, что эти изменения замечают и мои близкие люди. Мне приятно «заражать» добротой окружающих.
Предварительный просмотр:
Размышления учеников-волонтёров МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
«Я – волонтёр»
Я считаю, что мы должны двигать наше село на более высокий уровень развития, должны воспитывать чувство патриотизма у молодёжи на своём примере, на примере волонтёров. По моему мнению волонтёр – трудолюбивый человек, работающий на благо людям, отдавая часть своей души каждому человеку, кто нуждается в опеке и внимании.
Я стала волонтёром, потому что я целеустремлённый человек, который в любой ситуации может повести за собой других, подавая им свой пример и нести помощь тем, кто особенно в этом нуждается. Волонтёр должен иметь активную жизненную позицию, долг хорошего друга, который всегда придёт на помощь. Я занимаюсь волонтёрской деятельность на протяжении полугода. Конечно, это не совсем много, но я успела проникнуться всем сердцем в эту увлекательную и интересную работу. Я знаю, что моя жизнь проходит не зря, потому, что я не упускаю возможности в свободное время заняться полезным и нужным делом на благо людям и нашего села.
Мне очень нравится заниматься волонтёрской деятельностью. Это шанс для реализации своих идей, но это и большая ответственность не только перед людьми, но и перед подрастающим поколением, которым мы подаём свой пример. Я считаю, что среди волонтёров нет худших. Все добровольцы работающие сердцем – настоящие герои.
Сейчас моей главной целью является реализация социально-значимого проекта на благо нашего села, в котором мы все будем участвовать и привлекать не только волонтёрский отряд, но и жителей села, специалистов и администрацию. Мне очень хочется внести свой значимый вклад в жизнь школы, села и края. Я полна идей и планирую реализовать намеченные планы. Для меня не существует границ, я хочу двигаться дальше и покорять новые вершины.
Кичигина Алина Дмитриевна, волонтёр МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
Я участник волонтёрского движения «Добрые сердца».
В нашем селе живёт много пожилых людей, у которых нет детей, или они далеко и не могут им помочь. Вот таким людям мы и приходим на помощь. Навести порядок в доме, наносить или наколоть дров, расчистить от снега или опавших листьев дворовую территорию, или прийти с поздравлением. Мы устаём, но, увидев в глазах стариков слезы благодарности, понимаем, что ради этого стоило работать, ради таких эмоций стоит и дальше продолжать свою работу и нести людям радость.
Я нисколько не пожалела о том, что вступила в волонтерский отряд «Добрые сердца». Мне нравится то, что мы делаем, нравится приносить радость людям. Надеюсь, что наш волонтерский отряд будет существовать ещё не один год и в него вступят как можно больше неравнодушных учеников.
Тымченко Марина Олеговна, волонтёр МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
Я стала волонтёром, потому что мне нравится делать добро тем людям, кто в этом нуждается. От этой работы я получаю большое удовольствие. В будущем я не буду бросать это дело, ведь когда ты совершаешь добрые дела ты становишься лучше, меняются внутренние ориентиры. Лев Николаевич Толстой сказал хорошие слова: «Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни»
Еремеева Диана Андреевна, волонтёр МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
Предварительный просмотр:
Первое заседание-занятие «Ты записался в волонтеры?»
Цели урока: создание условий для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
- Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- Учить задумываться о своем месте в жизни;
- Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
- Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
Оборудование: мультимедийный проектор; музыкальный центр; толковые словари; 8 двухцветных фломастеров; 4 листа ватмана.
Ход урока
Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
I. Организационный момент.
II. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока.
1. Вступительное слово учителя.
Наша жизнь полна неожиданностей и иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда требуется помощь других людей, притом эта помощь должна быть бескорыстной, от всей души. Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его формах и его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.
Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами. В словаре О.Даля говорится, что благотворительность-это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью. А теперь мы познакомимся с терминами «альтруист», «меценат» и «волонтер» И снова нашим помощниками будут словари.
Альтруист-это человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм- это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. А меценат – это богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-то делу, начинанию. Волонтеры, добровольцы, – люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно. Волонтеры иногда оказывают социальную помощь и косвенно поддерживают основных помощников. Доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями.
Продолжим наш разговор о благотворительности в России. В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. Давайте поближе познакомимся с термином волонтерская деятельность, а услышим мы это из первых уст, от волонтеров нашей школы, ребят, которые не первый год занимаются волонтерским движением.
Ученики – волонтеры: Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.
Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла церковь.
В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.
Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.
Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах, в том числе и Нижнем Новгороде, открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно.
В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. Они же договорились с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами — о бесплатном проезде продавщиц цветка, с театрами и кинематографами — об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.
В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимые субботники. Изначально задуманную идею Пионерских рядов в современном понятии, также можно отчасти назвать волонтерской. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам, добровольцы могут заниматься волонтёрской деятельностью не только в своей стране, но и за рубежом в специальных волонтёрских лагерях. Из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо «приживается» и не пользуется одобрением большинства населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в то время, как во многих странах Европы, Азии и Америки волонтёрство является обычным явлением.
Кто может стать волонтером? Им может быть человек умелый и ответственный, готовый посвятить свое время и умения добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Что могут волонтеры? Они работают в тех сферах деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения общественной цели. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не в силах выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. любая работа может выполняться волонтерами. Волонтер – человек, заботящийся об окружающих.
Виды волонтерской и общественно – полезной деятельности
(в это время на экране проектора появляются фотографии и видео волонтерской и общественно – полезной деятельности в которой участвуют волонтеры)
- Работа на общественных началах в различных службах города, организациях и учреждениях.
- Участие в общественных организациях.
- Исследование общественной жизни и публичные выступления по результатам.
- Волонтерская помощь нуждающимся гражданам (престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие).
- Экологическая деятельность во дворах и на улицах города, села (посадка цветов, газонов, кустов и деревьев, благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц, экологические марши, уборка мусора и загрязнений).
- Пропагандистская и агитационная деятельность в школе и в микрорайоне (пропаганда здорового образа жизни).
- Участие в общественных проектах и программах.
- Участие в управлении школой.
- Шефская помощь малышам.
- Участие в благотворительных акциях и операциях, благотворительных концерты и театральных выступлениях, просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам.
Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
Придавая большое значение волонтёрской деятельности, ООН учредила Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.
2018 год объявлен годом добровольца (волонтёра) в России. Указ президента РФ В.В.Путин
Учитель: А теперь мы предлагаем вам сыграть в ролевую игру «Зоопарк».
Ролевая игра «Зоопарк»
Цель: дать участникам возможность почувствовать себя в качестве добровольцев, оплачиваемого персонала, который работает вместе с добровольцами, заказчиков проектов с привлечением добровольцев и клиентов, которые получают услуги добровольцев.
Количество участников: от 12 до 24 человек.
Материальное обеспечение: не менее 8 двухцветных фломастеров, 4 листа ватмана.
Ход игры:
1. Участники разбиваются ведущим на четыре равные группы.
2. Ведущий прочитывает Ситуацию.
3. Представители от групп путем жребия определяют роль, которая предназначена для группы. Это группы: «Районная администрация», «Сотрудники зоопарка», «Молодежь», «Медвежата».
4. Каждая группа выполняет индивидуально общее задание в течение 10-15 минут:
«Определить: а) опасения данной группы от реализации данного проекта.
б) что данная группа хотела бы получить от реализации данного проекта.
Полученные данные записать на листе ватмана для презентации».
5. Представитель от группы демонстрирует результат работы. Группа дополняет. Представители других групп задают вопросы.
6. После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты работы групп.
7. Участники в своих группах выполняют следующие задания в течение 15-20 минут:
«Сформулировать правила работы для:
а) Организаторов проектов с привлечением добровольцев - группа «Районная администрация»,
б) Оплачиваемого персонала с добровольцами – группа «Сотрудники зоопарка»,
в) Добровольцев в организации – группа «Молодежь»,
г) По работе добровольцев с клиентами – группа «Медвежата».
8. Один человек от группы представляет результат работы. Группа и представители других групп обсуждают и дополняют выработанные правила.
9. После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты игры в целом.
Ситуация:
В одном из крупных микрорайонов города наблюдается вспышка молодежного вандализма. Расписанные стены, сломанные телефоны и многое другое. Один из комитетов проводит заседание по данному вопросу. Его решение: привлечь подростков к общественно полезной деятельности на добровольческой основе. В качестве объекта работы добровольцев выбран зоопарк. Сформировано несколько групп добровольцев из числа подростков. Директор зоопарка предложил для опеки одной из групп добровольцев семью медвежат.
Комментарии для ведущего:
1. Очень важно в самом начале четко довести до участников цель и правила игры. Для этого лучше использовать чтение задания с листа. После прочтения необходимо убедиться в правильности понимания задания участниками игры, попросив каждую группу повторить задание.
2. Участники должны войти в свои роли. Для этого можно попросить их, например:
- работникам администрации определиться со своими должностями;
- подросткам придумать себе имена;
- а сотрудникам зоопарка - должности;
- медвежатам - клички.
3. Во время первой сессии ведущему необходимо поддерживать роли участников, говоря с членами группы как с носителями роли или же укреплять групповой дух, показывая отличие, особенность группы от других групп, участвующих в игре.
Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит получать бескорыстную помощь и возможно кто-то из вас задумается о вступлении в волонтерское движение. Ведь рядом с нами много людей, нуждающихся в помощи.
Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать им – прерогатива государства.
Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.
Вместе мы сможем больше!
Предварительный просмотр:
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа со
встроенным дистанционным модулем школьное волонтёрское движение «Добрые сердца» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов.
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми
составлена программа.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») (СанПиН2.4.4.3172-14);
- «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МБОУ «Нововоскресеновская СОШ».
Вид программы
Образовательная программа является модульной. Обучение ведется по трём модулям:
1 модуль «Теоритический материал»,
2 модуль «Практика».
Программа является вариативной, содержание учебного плана может меняться в зависимости от потребностей обучающихся.
В программу включена краткосрочная дистанционная дополнительная
общеразвивающая программа, которая является дистанционным (очно-заочным) модулем, который встроен и реализуется в составе очной программы. Разработан в соответствии с методическими рекомендациями по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.08.20 №278).
Образовательный модуль включает 3 содержательных блока (информационный, практический, контрольно-оценочный), к каждому из которых подобран необходимый материал для практической реализации.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации учеников. Именно поэтому появления новых форм вовлечения детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Актуальность программы
Вовлечение детей в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг.
Дистанционный модуль позволяет осуществлять обучение непрерывно, что является преимуществом для учебного процесса, преподавателя и ученика.
Становление демократического правового государства невозможно без развития гражданского общества, в котором граждане добровольно участвуют в общественной жизни страны. Решение широкого круга социальных проблем зависит от степени вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность на добровольных началах, т.е. в добровольческую деятельность. Их решение также зависит от социально ориентированного поведения молодых людей и уровня их гражданской активности.
Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится о содействии добровольческой деятельности (волонтёрству). А Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», вступившим в силу с 1 мая 2018 года, добровольчество отнесено к приоритетным направлениям социальной и молодёжной политики.
В последнее время наблюдается новая тенденция – возрастает потребность граждан не только в получении от государства услуг и помощи, но и посвящении части своего личного времени, сил, знаний, талантов другим людям и обществу посредством добровольчества. Добровольчество как деятельность способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания подростков и молодёжи, укрепления сотрудничества между различными секторами общества. Посредством добровольческой деятельности граждане, осознавая личную ответственность за будущее страны, за будущее поколений, вносят вклад в решение социально значимых проблем, создавая огромный и бесценный ресурс – социальный капитал. Через приобретение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности, особенно молодёжью, формируются активная жизненная позиция, формируются духовно-нравственные ценности. В сочетании общественных и личных 4 интересов происходит осознание себя и своего места в обществе, формируется гражданское самосознание и гражданская инициатива.
Программа школьного волонтёрского движения «Добрые сердца» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтеров) из числа социально ориентированных детей.
Активное участие в добровольческой (волонтерской) деятельности способствует формированию у учащихся следующих компетенций:
- учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;
- информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
- коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Новизна программы
Программа волонтёрского движения «Добрые сердца» направлена на системное развитие добровольчества (волонтерства) и вовлечение детей в гражданскую активность.
Данная программа впервые реализует дистанционный формат обучения.
Отличительные особенности программы
Программа интегрирована в обучающий процесс МБОУ «Нововоскресеновская СОШ» и направлена на социализацию обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в процессе которой юные добровольцы (волонтеры) приобретают новые знания и развивают навыки активного участия в общественной жизни местного сообщества, осваивают методы социального проектирования, иные формы социальной активности.
Дистанционный модуль позволит обеспечить доступ к обучению даже в то время, когда личное присутствие учащегося невозможно.
Педагогическая целесообразность
Программа обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.
Участие детей в социально ценной добровольческой (волонтерской) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Добровольческая (волонтёрская) деятельность предоставляет человеку: - проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности; - сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки; - овладеть полезными социальными и практическими навыками напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.
Видеоуроки, презентации, вебинары, которые используются в дистанционном блоке, помогут ученику без личного присутствия на занятии, усвоить материал и подготовится к практике.
Направленность программы
Социально - педагогическая.
Практическая значимость изучаемого предмета
Программа волонтёрского движения «Добрые сердца» включает в себя: - знакомство с добровольчеством (волонтерством), изучение истории; - получение знаний о возможностях добровольчества, получение новых знаний;
- участие в добровольческих мероприятиях, акциях, реализация собственных инициатив;
- получение знаний и умений социального проектирования;
- разработка и реализация собственных социально значимых проектов. Уровень программы – базовый, который включает в себя подготовку волонтеров по общим социально-значимы вопросам, развивает коммуникативные умения, организаторские навыки, знания по технологии командной работы, методики подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов, совершенствование навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.
Адресат программы: данная программа предназначена для социально активных учащихся в возрасте 10-17 лет.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа волонтёрское движение «Добрые сердца» рассчитана на 1 год в объеме 84 часа (включая дистанционный модуль 13 ч).
Продолжительность занятий: 1 занятие- 1 академический час -40 мин. Режим проведения занятий: Количество часов в неделю: 3 часа.
Формы обучения: очная-заочная
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы:
- добровольность – участие детей в программе на добровольных началах;
- адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей;
- доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы;
- позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность;
- последовательность – подача материала осуществляется поэтапно;
- дозированность – информация не превышает запрос целевой группы;
- непрерывность и систематичность; - осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности.
Цель программы:
Формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся такие нравственные понятия, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».
- Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
- Распространение волонтёрского движения в школе.
- Привлечь общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей, проблемам села.
Этапы работы
2020 -2021 учебный год
1. Организационный:
- Создание банка данных пожилых людей и ветеранов, с которыми будет проводиться работа – сентябрь 2020 года.
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и общения с пожилыми людьми – октябрь 2020 года
3. Проектирование: планирование мероприятий организации работы волонтерской команды – октябрь 2020 года
4. Подведение итогов кружка волонтёрского движения: анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе в следующем учебном году – май 2021 года.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции, трудовые дела.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Информационное обеспечение: компьютеры; мультимедиа; фотоаппарат; аудиоаппаратура; видеоаппаратура; интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат
- Воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».
- Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
- Организована волонтёрская работа в школе.
- Через личный пример привлечено общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей, проблем села.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление страницы на школьном сайте, школьном сайте в социальной сети Instagram
2. Создание фотоальбома
3. Составление годовых отчетов о проделанной работе
4. Распространение опыта работы через средства массовой информации
5. Презентации волонтерского движения «Добрые сердца» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема учебного занятия | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеуади торные | ||||
1 | Мы – волонтеры! - 6 часов | ||||
1.1 . | Вводный урок. Волонтерское движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы | 1 | 1 | Участие в беседе. Просмотр видеофильмов, обсуждение | |
1.2 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» | 1 | 1 | Составление плана, разработка правил и плана | |
1.3 | Права и обязанности Волонтера | 1 | 1 | Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение | |
1.4 | Встреча с главой администрации. Сбор данных пожилых людей | 1 | 1 | Налаживание взаимодействия, просмотр презентации | |
1.5 | Проект. Разработка визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | 2 | Участие в беседе Выполнение проекта "Паспорт Волонтера" | ||
2. | Доброта, забота, милосердие - 51 час | ||||
2.1 | Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека | 1 | 1 | Участие в беседе Изготовление открытки | |
2.2 | Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека | 5 | 5 | Выступление детей | |
2.3 | Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны | 2 | 2 | Участие в беседе Изготовление подарка | |
2.4 | Акция «Протяни руку помощи» | 14 | 14 | Разработка заданий, распределение обязанностей Адресная помощь | |
2.5 | Акция «Ветеран живет рядом» | 1 | 1 | Адресная помощь | |
2.6 | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 3 | 1 | 2 | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение, адресная помощь |
2.7 | Акция «Вахта памяти». | 2 | 2 | Участие в беседе Уборка памятника и территории | |
2.8 | Изготовление подарков ко Дню инвалида. | 1 | 1 | Участие в беседе Изготовление подарков. | |
2.12 | Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» | 4 | 4 | Участие в беседе Организация выставки-продажи сувениров | |
2.13 | Операция «Снежок» | 7 | 7 | Адресная помощь в уборке снега зимой | |
2.14 | Поздравление с новым годом в каждый дом «Новый год у ворот» | 3 | 3 | Организация и проведение поздравлений пожилых людей на дому | |
2.15 | Операция «Огород» | 8 | 8 | Помощь в уборке и посадке овощей | |
3. | Доброта - в заботе – 11 часов | ||||
3.1 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» | 1 | 1 | Участие в беседе Выполнение тренинга | |
3.2 | Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества | 2 | 2 | Участие в беседе Изготовление открыток | |
3.3 | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества | 4 | 4 | Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла | |
3.4 | 12.04 – Международный день милосердия. «Будьте Милосердным» | 4 | 1 | 3 | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение адресная помощь |
4. | Нововоскресеновка – мой дом! – 14 часа | ||||
4.1 | Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 2 | 2 | Участие в беседе Составление плана действий | |
4.2 | Трудовой десант | 4 | 4 | Участие в уборке территории | |
4.3 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом». | 3 | 3 | Выступление детей, поздравление ветерана, помощь по дому | |
4.4 | Чистый берег Амура и озера Деревенское | 5 | 1 | 4 | Участие в беседе Создание листовок, развешивание их на улицах |
5. | В кругу друзей – 2 часа | ||||
5.1 | Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | 2 | 2 | Проведение линейки Выполнение анкеты | |
5.2 | Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел» | 2 | 2 | Оформление презентации волонтёров «Школьное волонтёрское движение» | |
Итого: 84 часа |
Дистанционный модуль школьное волонтёрское движение «Добрые сердца»
Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Визитка "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | 2 | 1 | 1 | |
2. | Права и обязанности Волонтера | 1 | 1 | Тест | |
3. | Изготовление праздничной открытки ветерану | 2 | 2 | ||
4. | Подготовка сценария поздравления на дому | 3 | 3 | ||
5. | Подготовка проекта «Зимняя декада добра» | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
6. | Подготовка проекта «Весенняя неделя добра» | 2 | 2 | Самостоятельная работа |
Содержание программы
Тема 1 Визитка "Ты хочешь стать волонтером?",
кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10
заповедей волонтера"
или "права волонтера" (2 ч)
Тема 2 Права и обязанности
Волонтера (1 ч)
Тема 3 Изготовление праздничной открытки ветерану (2 ч)
Тема 4 Подготовка сценария поздравления на дому (4 ч)
Тема 5 Подготовка проекта «Зимняя декада добра» (2 ч)
Тема 6 Подготовка проекта «Весенняя неделя добра» (2 ч)
Формы аттестации дистанционного модуля.
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия используются следующие способы дистанционного взаимодействия:
- работа и обсуждения тем в группе «Волонтёрское движение» (WhatsApp).
- выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде (WhatsApp).
Тестирование считается успешно пройденным, если обучающийся выполнил не менее 75% от общего числа заданий.
Самостоятельная работа считается успешно выполненной, если обучающийся выполнил правильно не менее 75% заданий.
Комплекс организационно-педагогических условий программы
Календарный учебный график
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Декабрь | 3.12 | Заочно | 1 | Визитка "Ты хочешь стать волонтером?" кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | Дистанционно | ||
2. | 4.12 | Заочно | 1 | Визитка "Ты хочешь стать волонтером?" кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | ||||
3. | 5.12 | Заочно | 1 | Права и обязанности Волонтера | ||||
4. | 10.12 | Заочно | 1 | Права и обязанности Волонтера | Тест | |||
5. | 11.12 | Заочно | 1 | Изготовление праздничной открытки ветерану | ||||
6. | 12.12 | Заочно | 1 | Изготовление праздничной открытки ветерану | ||||
7. | 17.12 | Заочно | 1 | Подготовка сценария поздравления на дому | ||||
8. | 18.12 | Заочно | 1 | Подготовка сценария поздравления на дому | ||||
9. | 19.12 | Заочно | 1 | Подготовка сценария поздравления на дому | ||||
10. | 24.12 | Заочно | 2 | Подготовка проекта «Зимняя декада добра» | Самостоятельная работа | |||
11. | 25.12 | Заочно | 2 | Подготовка проекта «Весенняя неделя добра» | Самостоятельная работа |
Материально-техническое обеспечение
Класс для проведения занятий, соответствующие санитарным нормативам. Канцелярия:
- бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
Символика и атрибутика: - футболки, кепки, бейджи.
Дидактические материалы
- сценарии и методические разработки мероприятий
- личная книжка волонтера
- кодекс и памятка волонтера
- учебно - наглядные пособия
Средства обучения:
- ноутбук;
- магнитная доска;
- учебные столы и стулья.
Инвентарь для практических занятий:
- грабли;
- лопаты;
- вёдра;
- перчатки.
Содержание курса
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Раздел 1. Мы – волонтеры!- 6 часов
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях
по четырем направлениям- 27 часов
1. «Нововоскресеновка – мой дом!» (14 часа)
2. «В кругу друзей» (2 часа)
3. «Доброта, забота, милосердие» (51 часов)
4. «Доброта - в заботе» (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это ветераны ВОВ, пожилые и одинокие люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, занимаются уборкой территории села, очистка берегов и рек.
Формы аттестации и контроля
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:
- внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
- внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы:
- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
- тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
- контрольные упражнения «Я- волонтер!»
- количество проведенных мероприятий;
- количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;
- наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);
- участие в конкурсах: «Ученик года», «Доброволец России», «Лучший волонтер школы».
- участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;
- организация, реализация социально - значимых проектов; - создание авторских социально - значимых проектов.
Формы фиксации результатов:
- ведение журнала учёта:
- портфолио обучающихся:
- количество выданных волонтерских книжек и т.д.
Оценочные материалы
Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Методики:
- Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности.
- Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; - позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности.
- «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельноповеденческий. Наличие у школьников коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности;
-реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях)
- тестирование обучающихся «Я - волонтер!»
- контрольные упражнения «Я - волонтер!»
- диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
- тест «Лидеры бывают разные»
- стена гласности - экран соревнования (Пирамида личностного роста).
-тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС - 2)
-опросник- Определение направленности личности
- анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы, видео материалы.
https://www.blogger.com/about/?hl=ru
https://uguide.ru/kak-sozdat-svoj-blog
https://yandex.ru/turbo/s/sergeysmirnovblog.ru/blogging/kak-sozdat-svoi-blog.html
https://www.youtube.com
Литература для педагога
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.
2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56
4. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг.
5. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.
6. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон.текстовые данные. Режим доступа: // http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/
Литература, рекомендованная для детей
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.- Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер, 2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/