Методическая копилка
На данной странице расположены мои методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования»
Паспорт образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения | МКОУ Дулесовская основная общеобразовательная школа |
Адрес | Сарапульский р-он, д. Дулесово, пер.Камский, д. 3 |
Телефон, факс, электронная почта | 8(34147)74-123, |
Адрес сайта | |
ФИО руководителя | Таначева Ольга Алексеевна |
Всего количество учащихся (воспитанников) в ОУ/количество учащихся в начальной школе | 57/26 |
Всего количество педагогов в ОУ / количество педагогов в начальной школе | 16/3 |
Всего количество компьютеров объединенных в локальную сеть в ОУ / количество компьютеров объединенных в локальную сеть в начальной школе | 5/0 |
Общее количество компьютеров: | 5 |
- всего для учащихся (воспитанников) /для учащихся начальной школы | 4/0 |
- всего для работы педагогов / для педагогов начальной школы | 4/0 |
- для работы администрации ОУ | 1 |
Количество периферийного оборудования в начальной школе/ в учреждении дошкольного образования | |
-Проектор | 0/0 |
-Интерактивная доска | 0/0 |
-Цифровая камера | 0/0 |
-Цифровой фотоаппарат | 0/0 |
-Копировальный аппарат | 0/0 |
-Принтер | 0/0 |
- Сканер | 0/0 |
Количество учащихся на 1 компьютер в ОУ (количество учащихся /количество компьютеров, используемых в учебных целях) | 14 |
Количество учителей на 1 компьютер (кол- во учителей / количество компьютеров, используемых в учебных целях) | 4 |
Количество учителей начальной школы на 1 компьютер (кол- во учителей начальной школы / количество компьютеров, используемых в учебных целях в начальной школе) | 3 |
Количество учителей (воспитателей), прошедших курсы по информационно-коммуникационным технологиям за последние 3 года (указать в каких учреждениях обучались) | 5 ИПК и ПРО, АНО ДПО «Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий» |
Количество учителей начальной школы/ педагогов учреждения дошкольного образования, прошедших курсы по информационным технологиям за последние 3 года (указать в каких учреждениях обучались) | 1, ИПК и ПРО |
Содержание программы
Паспорт образовательного учреждения 1
Анализ текущего состояния информатизации ОУ 5
Концепция программы информатизации начальной школы. 8
Механизм реализации программы. 10
Этапы реализации программы. 13
План мероприятий по реализации программы 16
Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления 24
Основные индикаторы и показатели эффективности программы 25
Перспективы дальнейшей работы школы по информатизации образовательного процесса 28
Приложение 1. Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы 29
Приложение 2. Открытые уроки с использованием интерактивной доски 35
Приложение 3. Схема расположения зданий школы и д/сада 40
Приложение 6. Мониторинг мероприятий, организованных в течение реализации программы. 43
Приложение 7. Анкеты для участников образовательного процесса 44
Актуальность
Информатизация Дулесовской школы началась в 2001 году, с получением первых 2-х компьютеров в рамках президентской программы. За прошедший период в школе была расширена «компьютерная база» до 5-ти компьютеров, созданы базы данных учащихся школы, база данных сотрудников, функционирует лицензионное программное обеспечение, свободно распространяемое программное обеспечение, используются ЦОР для подготовки и проведения уроков с применением ИКТ, подключен Интернет, имеется медиатека, работает электронная почта, создан и поддерживается школьный сайт. Интернет-ресурсы используются не только в учебном процессе, но и в воспитательном.
Несмотря на положительные результаты в области информатизации основной школы имеются проблемы в создании современной информационной среды начальной школы.
В школе был проведен мониторинг состояния информатизации образовательной среды с 2007 по 2012 год ( Приложение 1 ), в результате которого было выявлено, что начальная школа по сравнению с основной школой по большинству индикаторов не имеет положительной динамики. Представленные данные дают сравнительную картину содержания и возможных направлений информатизации на следующий этап Программы развития школы, наглядно показывают нам проблему в начальной школе. Поэтому необходимо актуализировать направление повышения информационной компетентности участников образовательного процесса в начальной школе.
Существует ряд ключевых проблем, которые актуальны для Дулесовской начальной школы:
- Образовательный процесс учащихся начальных классов (согласно программе оптимизации) проводится на базе детского сада, в котором отсутствует компьютерная техника. Здание детского сада находится в отдалении от основной школы (Приложение 3), где сосредоточен весь парк компьютерной техники. Это создает определенные трудности в использовании и применении современных ИКТ в условиях перехода на новые образовательные стандарты и в достижении высокого качества обучения и воспитания школьников.
- На сегодняшний день деревня Дулесово характеризуется крайне низким уровнем социально-экономического развития в связи с ликвидацией колхоза. Увеличилось число малообеспеченных и неблагополучных семей. В сложившейся обстановке родители не могут приобрести компьютерную технику. Поэтому использование ИКТ в самообразовании детей возможно только при наличии ПК в школе.
- Деревня Дулесово находится недалеко от города Сарапула и начался отток учащихся из благополучных семей в городские школы с хорошей компьютерной базой. Актуальной стала проблема сохранения контингента учащихся и повышения авторитета образовательного учреждения.
Исходя из проведенного анализа условий и возможностей образовательного учреждения, мы приходим к выводу, что создание Программы информатизации действительно актуально для Дулесовской начальной школы. Данная программа будет способствовать успешному обучению учащихся, созданию условий для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий.
Анализ текущего состояния информатизации ОУ
В результате реализации различных государственных программ информатизации школ сформирована компьютерная база.
Техническое обеспечение:
- общее количество компьютеров в школе – 5 (2 из которых получены в 2001 г. в рамках президентской программы «Дети России» для нужд сельских школ Приволжского федерального округа, 2 – в 2007 г. ( 1 из них помощь спонсоров), 1ноутбук – в 2011 г.( помощь спонсоров):
- количество компьютеров, используемых в учебном процессе – 4, в том числе: компьютерный класс - 2; медиатека - 1; лекционный класс -1
- количество компьютеров администрации -1;
- принтер – 1;
- принтер-сканер-копир – 2;
- цифровой фотоаппарат-1;
- мультимедийный проектор – 1 (2011г.); лекционный класс
- интерактивная доска – 1 (2011г.) оборудован в сентябре 2011
- веб- камера-1
Распределение компьютерной техники по кабинетам здания основной школы 2011-2012 уч.год в Приложении 4.
Доступ в Интернет:
- наличие Internet в компьютерном классе – да;
- наличие Internet у администрации школы – да;
- наличие Internet в медиатеке– да;
- наличие локальной сети – да;
- наличие Internet в лекционном классе –да
Наличие программного обеспечения:
- лицензионное программное обеспечение
- свободно распространяемое программное обеспечение
- обучающие компьютерные программы.
Кадровое обеспечение:
- уверенные пользователи ПК (от числа учителей начальной школы) - 30 %;
- начинающие пользователи ПК (от числа учителей начальной школы) - 70 %
- уверенные пользователи ПК (от общего числа учителей школы) - 30 %;
- начинающие пользователи ПК (от общего числа учителей школы)-70%
Прохождение курсов повышения квалификации по ИКТ – 30%
Уровень информатизации учебного процесса школы:
Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:
- используют систематически – 5 %;
- используют эпизодически – 15 %.
В декабре 2009 г создан школьный сайт, который отражает учебную и воспитательную деятельность школы.
Педагоги принимают активное участие в интерактивных конкурсах и проектах: межрайонная интернет-конференция, межрайонный «Фестиваль инновационных идей», Республиканский конкурс «Планета открытий», внутришкольный конкурс «Лучший мультимедиа урок», районная интерактивная библиотечная игра, дистанционный конкурс компьютерной графики и др.
ИКТ активно используются в воспитательном процессе школы. С 2008 г. работает школьный пресс-центр, проводится дистанционный конкурс ученического самоуправления.
Особое внимание стало уделяться предмету информатика и ИКТ:
- 2-4 класс - пропедевтический курс (первая ступень);
- 5-7 класс – пропедевтический курс (вторая ступень);
- 8-9 класс – изучение базового курса.
Развитие межпредметных связей курса информатики с предметами образовательных областей учебного плана. (Приложение 2)
В школе разрабатываются и ведутся уроки по разным предметам с использованием ИКТ.
Анализ текущего состояния информатизации школы, и начальной, в том числе говорит о том, что школа требует реализации собственной программы информатизации ОУ, в том числе и программы информатизации начальной школы. Вместе с этим возникает ряд проблем:
- обновление и расширение «компьютерного парка» школы;
- нехватка компьютерной техники для административных целей;
- трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов из-за малого количества АРМ (автоматизированных рабочих мест);
- компьютер в медиатеке очень старой модификации, что затрудняет использование информационных ресурсов;
- отставание в использовании новых информационных технологий в управлении школы;
- недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов;
- недостаточная ИКТ-компетентность педагогов. Всем учителям начальной школы необходимо пройти курсы по ИКТ;
- отсутствие компьютерной техники в начальной школе.
Концепция программы информатизации начальной школы.
Реализация Концепции модернизации образования до 2015 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет – ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.
Для этого необходима реализация следующих положений:
1.Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий.
2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей с целью повышения информационной культуры.
3. Реализация проблемного обучения через метод проектов с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.
4. Создание единого информационного пространства школы.
5. Применение компьютерного мониторинга для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.
6. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне.
7. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
8. Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством района, региона, страны, мира.
Цель программы
Создание условий для повышения качества образования в начальной школе через формирование информационной культуры педагогов, учеников, родителей и активное использование информационных технологий в учебном и воспитательном процессах в условиях перехода на новые образовательные стандарты при значительном изменении технической оснащенности.
Задачи программы
- Сформировать материально-техническую базу для использования современных информационных технологий в деятельности начальной школы. (Приложение5)
- Обобщить и систематизировать опыт использования информационных и коммуникационных технологий на уроках и во внеклассных занятиях для создания системы преподавания в условиях введения ФГОС с использованием ИКТ.
- Создать условия для развития компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы в области ИКТ.
- Интегрировать компьютерные и Интернет-технологии в учебно-воспитательный процесс.
- Повысить эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности.
- Ввести непрерывный курс «Информатика и ИКТ» с 1 класса.
- Соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Механизм реализации программы.
Программа реализуется через:
- деятельность администрации;
- деятельность методического объединения учителей начальных классов;
- деятельность методических объединений учителей-предметников;
- непрерывное образование и самообразование учителей начальных классов;
- через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы методических разработок, интегрированных уроков и ее пополнению;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивается через сайт школы.
Участники программы
Под участниками программы информатизации начальной школы следует понимать следующие устойчивые группы: администрация, учителя начальной школы и учителя-предметники, ученики, родители.
Приоритетные направления деятельности администрации
- Формирование материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности начальной школы.
- Проведение компьютерного мониторинга обученности, качества образования.
- Организация методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
- Развитие информационно-управленческой системы.
- Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
- Поддержание сайта школы, как средства повышения имиджа школы.
- Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями.
Приоритетные направления деятельности учителя
- Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
- Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников.
- Освоение технических средств.
- Организация досуга школьников.
- Дистанционное образование, повышение квалификации.
- Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми.
- Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
- Использование школьного сайта для популяризации передового педагогического опыта.
Приоритетные направления деятельности ученика
- Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
- Умение применять информационную технику в учебной деятельности.
- Применение компьютерных технологий для подготовки к урокам.
- Внеклассная деятельность.
- Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ для начальных классов
- Участие в дистанционных конкурсах, обучающих олимпиадах.
- Использование школьного сайта для популяризации достижений учащихся.
Приоритетные направления деятельности родителя
- Освоение курсов информационной грамотности.
- Получение информации о проводимых школьных мероприятиях, их результатах и достижениях учащихся через сайт школы.
- Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Этапы реализации программы.
- Диагностический этап : 2011-2012 Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы
- Подготовительный этап:2012-2013 Формирование материально-технической базы и модернизация информационной среды начальной школы.
- Основной этап: 2013-2015. Создание единой информационной среды начальной школы.
- Заключительный этап: 2015-2016. Анализ и мониторинг реализации программы.
Диагностический этап: 2011-2012 г.
Предусматривает анализ результатов мониторинга состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы с 2007 по 2012 год.
- анализ материально-технического оснащения;
- определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса (Приложение 7);
Подготовительный этап: 2012-2013 г.
На данном этапе планируется приобретение компьютерной техники для начальной школы, подключение к Интернету и использование интернет-ресурсов, ЭОР в педагогической деятельности учителя, что позволяет сделать обучение учащихся эффективнее и приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником.
- Рассмотреть возможность непрерывного информационного образования со 1 по 9 классы.
- Подготовить методические разработки по реализации образовательной программы в условиях перехода на ФГОС
Основной этап: 2013-2015г.
На основном этапе программы ИКТ- средства должны стать привычным инструментом как учебной деятельности для учителя и для учащихся, которые могут применяться в учебной и внеурочной деятельности. Это означает, что в школе должны создаваться новые рабочие компьютерные места помимо кабинета информатики. Что в свою очередь требует высокой ИКТ- компетентности администрации и учителей начальной школы.
- Формирование единой базы данных начальной школы.
- Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением рабочих мест учащихся, учителей начальных классов.
- Развитие информационной среды начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения.
- Создание компьютеризированных рабочих мест заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР для организации методической помощи и контроля образовательного процесса начальной школы.
- Организация ИКТ- конкурсов, олимпиад для учащихся.
- Организация творческих отчётов учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе.
- Организация и проведение курса компьютерной грамотности для родителей.
- Организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников
Заключительный этап: 2015-2016 г.
Заключительный этап предполагает проведение мониторинговых мероприятий с целью анализа эффективности реализации целей и задач программы информатизации начальной школы.
- Провести анализ всех мониторинговых мероприятий, организованных в течение реализации программы. (Приложение 6)
- Провести рефлексию мероприятий по реализации программы.
- Выявить проблемы и пути их решения.
План мероприятий по реализации программы
информатизации начальной школы
на 2011-2016 годы
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
1 этап - 2011 -2012 учебный год – диагностический | |||||
Анализ материально-технического оснащения начальной школы | Инвентаризация оборудования. | I полугодие | Директор | Инвентаризационная ведомость | Временная творческая группа |
Составление аналитической справки. | II полугодие | Директор | Аналитическая справка | Временная творческая группа | |
Определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса начальной школы. | Анкетирование, тестирование участников образовательного процесса начальной школы. | I полугодие | Зам.директора по УВР | Результаты анкетирования, тестирования | ШМО учителей начальных классов, учитель информатики . |
Организация, проведение и анализ открытых уроков. | I полугодие | Зам.директора по УВР | Протоколы заседаний ШМО | ШМО учителей начальных классов | |
Составление аналитической справки. | II полугодие | Зам.директора по УВР | Аналитическая справка | Временная творческая группа | |
2 этап - 2012 -2013 учебный год – подготовительный | |||||
Приобретение компьютерной техники для возможности проведения уроков с применением ИКТ в начальной школе | Приобретение минимального комплекта компьютерной техники: 5 компьютеров, 1 принтер, 1 сканер | По мере поступления средств | Директор | Создание компьютерного класса | Бюджетное финансирование, Спонсорская помощь |
Подключение к Интернету | По мере поступления ПК | Директор | Использование Интернет-ресурсов | Министерство образования и науки УР | |
Создание беспроводной сети Wi-Fi | |||||
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
Повышение квалификации учителей начальной школы в области использования ИКТ в образовательном процессе | Разработка плана подготовки педагогических кадров начальной школы к работе с информационными технологиями в организации образовательного процесса. | сентябрь-октябрь | Зам. директора по УВР | Повышение квалификации и методической поддержки учителей | Временная творческая группа |
Курсовая подготовка в области ИКТ | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, учителя | Освоение ИКТ | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Организация образовательного процесса с использованием ИКТ | Подготовка методических разработок по реализации образовательной программы начальной школы в условиях перехода на ФГОС | I полугодие | Зам.директора по УВР, учителя | Становление системы использования ИКТ учителями начальной школы и учителями-предметниками | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы |
Проведение уроков с использованием ИКТ | В течение учебного года | Зам.директора по УВР, учителя | Повышение качества знаний | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Рассмотрение возможности введения уроков информатики в начальной школе с 1 класса | сентябрь | Директор, зам.директора по УВР | Ведение уроков информатики в начальной школе с 1 класса | Учитель информатики | |
Анализ эффективности и качества образования с применением ИКТ на уроках | В течение учебного года | Админи-страция | Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке | Временная творческая группа | |
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
3 этап - 2013 -2015 учебный год – основной | |||||
Развитие информационно-управленческой системы | Формирование единой базы данных участников образовательного процесса начальной школы | Постоянно | Админи-страция | Заполненная база данных по всем разделам программы, оперативный сбор, автоматиз. учет | Зам.директора по УВР,зам.директора по ВР, рук-ль медиатеки, учитель информатики |
Совершенствование материально-технической базы начальной школы | Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением рабочих мест учащихся | 2013г. по мере поступления средств | Директор | Современный компьютерный класс для учащихся | Бюджетное финансирование, спонсорская помощь |
Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением рабочих мест учителей начальных классов | 2014г. по мере поступления средств | Директор | Компьютеризированные рабочие места учителей начальных классов | Бюджетное финансирование, спонсорская помощь | |
Создание компьютеризированных рабочих мест заместителей директора по УВР и ВР | 2015г. по мере поступления средств | Директор | Компьютеризированные рабочие места администрации | Бюджетное финансирование, спонсорская помощь | |
Создание локальной сети | По мере поступления ПК | Администра-тор сети | Локальная сеть | Администратор сети | |
Развитие информационно-управленческой системы | Работа с управленческими базами данных | Постоянно | Админи-страция | Совершенствование административной деятельности | Администрация, делопроизводитель |
Компьютерная поддержка расписания, размещение расписания на сайте школы | Постоянно | Зам.директора по УВР | Развитие информа-ционной культуры всех участников образовательного процесса | Зам.директора по УВР, ответственный за сайт | |
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
Пополнение медиатеки ЭОР начальной школы. Работа медиатеки в режиме читального зала. | Постоянно | Руководитель медиатеки | Формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса | Администрация, руководитель медиатеки | |
Организация образовательного процесса начальной школы с исполь-зованием ИКТ | Проведение конкурса уроков с использованием ИКТ среди учителей начальной школы. | В течение года | Зам.директора по УВР | Дидактические и методические разработки уроков с использованием ИКТ | Учителя начальных классов |
Участие в телекоммуникационных проектах, фестивалях и конкурсах | В течение года | Админист- рация | Повышение профес-сиональных компетенций педагогов | Учителя начальных классов | |
Организация ИКТ-конкурсов . олимпиад для учащихся начальной школы | В течение года | Админист-рация | Повышение качества знаний, развитие информационной компетенции учащихся | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Наполнение «методической копилки» школьного сайта образовательными материалами учителей и учащихся | В течение года | Ответствен-ный за сайт | Школьный сайт | Ответственный за сайт | |
Информационное взаимодействие | Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся | В течение года | Руководитель медиатеки | Повышение информационной компетенции | Учитель информатики, руководитель медиатеки |
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность с использованием средств ИКТ | В течение года | Зам.директора по УВР | Активная внеурочная деятельность школьников | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
Организация и проведение курса компьютерной грамотности для родителей | В течение года | Учитель информатики | Повышение информационной компетенции родителей | Учитель информатики, руководитель медиатеки | |
Организация творческих отчетов учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе начальной школы | В течение года | ШМО учителей начальных | Обмен опытом учителей | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников | Формирование банков данных многодетных и малообеспеченных семей, учащихся школы из группы «риска», детей-инвалидов, одаренных детей. | В течение года | Зам.директора по ВР | Банк данных | Инициативная группа учащихся основной школы. |
Создание Электронных ресурсов по направлениям: экологическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное | В течение года | Зам.директора по ВР | Электронные ресурсы воспитательной направленности | Инициативная группа учащихся основной школы | |
Приобщение учеников начальной школы к работе пресс-центра школы. | В течение года | Зам.директора по ВР | Опыт журналистских навыков | Инициативная группа учащихся основной школы | |
3 этап - 2015 -2016 учебный год- заключительный | |||||
Проведение мониторинговых мероприятий с целью анализа эффективности реализации программы | Анализ МТБ начальной школы | В течение года | Админи-страция | Аналитическая справка | Временная творческая группа |
Анализ компетентности учителей в использовании современных ИКТ на уроках | В течение года | Админи-страция | Аналитическая справка | Временная творческая группа | |
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
Анализ внедрения информационных технологий в процесс управления начальной школой | В течение года | Админи-страция | Аналитическая справка | Временная творческая группа | |
Анализ внедрения информационных технологий в воспитательный процесс | В течение года | Админи-страция | Аналитическая справка | Временная творческая группа | |
Проведение рефлексии мероприятий по реализации программы | Проведение педагогами начальной школы открытых уроков, мастер – классов | В течение года | Админи-страция | Повышение педагогического мастерства | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы |
Выступления педагогов начальной школы на семинарах района, республики. | В течение года | Админи-страция | Повышение педагогического мастерства | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы | |
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях школы, района, республики. | В течение года | Учителя Админи-страция | Рост внеучебных и учебных достижений учащихся. | Учащиеся начальной школы | |
Обобщение опыта работы по созданию современной информационной среды всех участников образовательного процесса начальной школы. | Разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников | В течение года | Учителя Админи-страция | Повышение педагогического мастерства | Учителя начальных классов и учителя-предметники начальной школы |
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем общения и получения информации по образовательному процессу через сайт школы. | В течение года | Учителя Админи-страция | Интерес к жизни школы, быть в курсе всех дел, владеть информацией. | Учителя Администрация Ответственный за сайт | |
Направление | Мероприятия | Срок | Ответст-венный | Результат | Исполнитель и ресурсы |
Совершенствование МТБ | Открытие мультимедийного класса для работы учителей начальных классов и учителей-предметников с электронными учебными материалами. | К началу следующего учебного года | Директор | Улучшение организации образовательного процесса | Спонсоры |
Выявление проблем и пути их решения | Контролирование выполнения всех этапов программы, анализ ситуаций невыполнения, поиск возможных решений и их коррекция. | В течение года | Админи-страция | Улучшение организации образовательного процесса | Временная творческая группа |
Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления
Возможные негативные последствия:
- Недостаточное финансирование для создания единого информационного пространства школы;
- Необходимость постоянного поиска дополнительных финансовых средств для поддержания МТБ, приобретения программных продуктов, приобретения нового оборудования.
- Уход и замена кадров в связи с достижением пенсионного возраста.
- Снижение интереса учащихся к чтению, живому общению с друзьями, в связи с доступом к информации через Интернет;
- Возможность воздействия негативного Интернета на детей.
- Вред здоровью детей при невыполнении требований СанПиНа.
Пути преодоления негативных последствий:
- Предусмотреть возможность включения обеспечения компьютерной техникой из Федерального бюджета.
- Участие в различных конкурсах, привлечение средств спонсорской помощи.
- Повышение имиджа школы, привлечение молодых кадров, иметь резерв кадров.
- Проведение учебно-воспитательных мероприятий с целью поддержания интереса к традиционным формам обучения и общения.
- Применение контентной фильтрации информации Интернета в школе и дома. Проведение собраний, бесед с учениками и родителями о безопасном использовании Интернета.
- Неукоснительное выполнение требований СанПиНа, создание комфортных условий для учащихся при обучении в образовательном учреждении.
Основные индикаторы и показатели эффективности программы
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды к 2016 году | ||
Начальная школа | Основная школа | ||
1.Техническое оснащение: | |||
- количество компьютерных кабинетов | 1 | 1 | |
- число учеников на 1 компьютер | 1 | 1 | |
- подключение к Интернет | + | + | |
- количество ЭОР | 120 | 150 | |
- сканеры | 2 | 3 | |
- принтеры | 2 | 3 | |
- проектор, экран | 5 | 5 | |
- цифровой фотоаппарат | 1 | 1 | |
- цифровая видеокамера | 1 | 1 | |
- компьютер | 20 | 35 | |
- интерактивная доска | 1 | 1 | |
- веб -камера | 2 | 2 | |
2.Обучение педагогов по ИКТ | 3 | 13 | |
3. Наличие доступных рабочих мест, объединенных локальной сетью | 20 | 35 | |
4.Степень доступности информационных источников | высокая | высокая | |
5.Введение уроков (факультативов) по информатике в учебный план во всех классах. | + | + | |
6.Наличие программных средств, инструментов и информационных материалов. | + | + | |
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды к 2016 году | ||
Начальная школа | Основная школа | ||
7.Использование ИКТ для предметных уроков | + | + | |
8.Использование ИКТ для индивидуальных дополнительных занятий | + | + | |
9.Использование ИКТ при выполнении домашних заданий | + | + | |
10.Использование ИКТ во внеурочной работе | + | + | |
11.Распространение ИКТ – поддержанных методов и организационных форм учебной работы | + | + | |
12.Автоматизированный учет | + | + | |
13.Наличие школьного сайта | + | + | |
14.Включение ИКТ в учебные планы и рабочие программы | + | + | |
15.Введение электронного журнала | + | + | |
16.Автоматизированное составление расписания | + | + | |
17.Использование баз данных | + | + | |
18.Подготовка отчетов | + | + | |
19.Организация обмена опыта учителей | + | + | |
20.Видеосъемка уроков и мероприятий | + | + | |
21.Проведение открытых уроков, ШМО, педсоветов по ИКТ | + | + | |
22.Система мотивации и поддержки процесса информатизации | + | + | |
23.Применение ИКТ в проектной деятельности | + | + | |
24 .Выпуск школьной газеты с применением ИКТ | + | + |
Ожидаемые результаты
- Повышение качества образования в начальной школе.
- Переход на стратегический путь управления школой.
- Повышение профессиональной компетентности руководства в области финансово-экономического обеспечения инновационного развития общеобразовательного учреждения в соответствии с задачами модернизации образования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Рост внеучебных и учебных достижений учащихся.
- Возможность самообразования и самореализации учащихся на базе школы.
- Создание единого информационного пространства школы.
- Оптимизация условий для подготовки к уроку через использование информационных ресурсов и технологий: точка доступа, локальная сеть, электронная библиотека.
- Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.
- Обеспечение обратной связи с представителями широкой общественности через сайт школы.
- Повышение имиджа школы.
Перспективы дальнейшей работы школы по информатизации образовательного процесса
1.Совершенствование материально-технического оснащения школьного информационно-образовательного комплекса.
2.Введение электронных журналов, дневников
3.Создание системы поддержки информационного пространства школы:
- 1С: ХроноГраф Школа - система поддержки информационного пространства школы:
- структура учреждения;
- учебное планирование;
- педагогическая нагрузка;
- организация учебного процесса;
- тарифицирование
- Формирование электронного каталога книг, учебников и других информационных источников.
- Автоматизированный учет выдачи книг.
- Анализ круга чтения учеников.
- Расписание ПРО, Ректор
- Составление расписания уроков.
4.Разработка программы «Малышкиной школы», в которой предусмотрено применение ИКТ – технологий на занятиях при подготовке дошкольников.
Приложение 1. Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды на момент создания Программы Развития - 2007г | Планируемое состояние информатизации образовательной среды в конце реализации Программы Развития -2012г | Состояние информатизации образовательной среды на момент завершения реализации Программы Развития 2012г. | Результат. Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды | ||||
Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | |
1.Техническое оснащение: | ||||||||
- количество компьютерных кабинетов | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | Нет положительной динамики | Результат на том же уровне |
- число учеников на1 компьютер | 30 | 31 | 2 | 2 | 26 | 14 | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
- подключение к Интернет | 0 | + | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Результат на том же уровне |
- количество ЭОР | 0 | 20 | 20 | 100 | 0 | 100 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
- сканеры | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
- принтеры | 0 | 1 | 1 | 3 | 0 | 3 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
- проектор | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды на момент создания Программы Развития - 2007г | Планируемое состояние информатизации образовательной среды в конце реализации Программы Развития -2012г | Состояние информатизации образовательной среды на момент завершения реализации Программы Развития 2012г. | Результат. Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды | ||||
Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | |
- цифровой фотоаппарат | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
- компьютер | 0 | 2 | 3 | 6 | 0 | 5 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
- интерактивная доска | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
- веб-камера | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
2.Обучение педагогов по ИКТ | 0 | 2 | 3 | 12 | 1 | 5 | Положительная динамики | Положительная Динамика |
3. Наличие доступных рабочих мест, объединенных локальной сетью | 0 | 0 | 3 | 6 | 0 | 5 | Нет положительной динамики | Нет положительной динамики |
4.Степень доступности информационных источников | низкая | низкая | высокая | высокая | низкая | средняя | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды на момент создания Программы Развития - 2007г | Планируемое состояние информатизации образовательной среды в конце реализации Программы Развития -2012г | Состояние информатизации образовательной среды на момент завершения реализации Программы Развития 2012г. | Результат. Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды | ||||
Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | |
5.Введение уроков (факультативов) по информатике в учебный план во всех классах. | 0 | + | + | + | + | + | Положительная Динамика | Результат на том же уровне |
6.Наличие программных средств, инструментов и информационных материалов. | 0 | + | + | + | + | + | Положительная Динамика | Положительная Динамика |
7.Использование ИКТ для предметных уроков | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
8.Использование ИКТ для индивидуальных дополнительных занятий | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
9.Использование ИКТ при выполнении домашних заданий | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
10.Использование ИКТ во внеурочной работе | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
11.Распространение ИКТ – поддержанных методов и организационных форм учебной работы | 0 | 0 | + | + | + | + | Положительная Динамика | Положительная Динамика |
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды на момент создания Программы Развития - 2007г | Планируемое состояние информатизации образовательной среды в конце реализации Программы Развития -2012г | Состояние информатизации образовательной среды на момент завершения реализации Программы Развития 2012г. | Результат. Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды | ||||
Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | |
12.Автоматизированный учет | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
13.Наличие школьного сайта | 0 | 0 | + | + | + | + | Положительная Динамика | Положительная Динамика |
14.Включение ИКТ в учебные планы и рабочие программы | 0 | 0 | + | + | + | + | Нет положительной динамики | Положительная Динамика |
15.Введение электронного журнала | 0 | 0 | + | + | 0 | 0 | Нет положительной динамики | Нет положительной динамики |
16.Автоматизированное составление расписания | 0 | 0 | + | + | 0 | 0 | Нет положительной динамики | Нет положительной динамики |
17.Использование баз данных | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
18.Подготовка отчетов | 0 | + | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
Набор индикаторов информатизации ОУ | Состояние информатизации образовательной среды на момент создания Программы Развития - 2007г | Планируемое состояние информатизации образовательной среды в конце реализации Программы Развития -2012г | Состояние информатизации образовательной среды на момент завершения реализации Программы Развития 2012г. | Результат. Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды | ||||
Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | Начальная школа | Основная школа | |
19.Организация обмена опыта учителей | 0 | 0 | + | + | + | + | Положительная динамика ( сайт, интерактивные конференции) | Положительная динамика ( сайт, интерактивные конференции |
20.Видеосъемка уроков и мероприятий | + | + | + | + | + | + | Положительная динамика | Положительная динамика |
21.Проведение открытых уроков, ШМО, педсоветов по ИКТ | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
22.Система мотивации и поддержки процесса информатизации | 0 | 0 | + | + | – | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
23.Применение ИКТ в проектной деятельности | 0 | 0 | + | + | – | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
24 .Выпуск школьной газеты с применением ИКТ | 0 | 0 | + | + | 0 | + | Нет положительной динамики | Положительная динамика |
Индикаторы определяют значения показателей информатизации Дулесовской школы. Как видно из таблицы, начальная школа по сравнению с основной школой по большинству индикаторов не имеет положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды.
Представленные данные дают сравнительную картину содержания и возможных направлений развития информатизации на следующий этап Программы Развития школы, наглядно показывают нам проблему в начальной школе. Поэтому необходимо актуализировать направление повышения информационной компетентности участников образовательного процесса в начальной школе.
Приложение 2. Открытые уроки с использованием интерактивной доски
2011 – 2012 учебный год
С 12 декабря по 23 декабря в школе прошел первый этап школьного конкурса на «Лучший урок с использованием интерактивной доски».
12 декабря интерактивно прошел первый урок двухнедельного марафона - урок Информатики и ИКТ в 9 классе, учитель Шарафутдинова Г.М. Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Урок признан «Самым интерактивным».
13 декабря урок истории в 5 классе, учитель Сухоплюева А.Ф., тема: «Ассирийская держава». На уроке составляли схему-кластер с ключевым словом «Ассирия». На основе составленной схемы, учащимся легко будет составить рассказ по теме. Урок признан «Самым занимательным»
14 декабря урок математики в 6 классе, учитель Санникова З.А., тема: «Нахождение числа по его дроби». Учащиеся на уроке доказали, что «Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения» (Эдисон), таков был эпиграф к уроку. Урок признан «Самым мыслительным».
15 декабря урок литературы в 8 классе, учитель Таначева О.А., тема: «Создание отзыва по структуре». Восьмиклассники и учителя с большим интересом посмотрели красивый и поучительный мультфильм «Жихарка». Урок признан «Самым мультимедийным».
16 декабря урок ИЗО в 1 классе, учитель Вотякова В.В., тема: «Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Бабушка Веретена познакомила ребят с мастерством кружевных умельцев. Затем они сами повторили узоры кружевниц. Урок признан «Самым волшебным».
19 декабря урок физкультуры в 5 классе, учитель Субботина Е.О., тема: «Олимпийские игры». Учащиеся познакомились с атрибутикой, символикой, ритуалом игр, выступили с докладами о победителях зимних олимпийских игр 2010 года. Урок признан «Самым олимпийским».
20 декабря урок немецкого языка в 6 классе, учитель Сибатова Г.Л., тема: «Что делают наши друзья в школе». Учащиеся весь урок говорили, писали на немецком языке. Материал понимают, знают. Получили интересное задание на дом: составить «Расписание моей мечты». Урок признан «Самым творческим».
21 декабря Андреева А.М. проходила аттестацию на I квалификационную категорию. Для комиссии показывала два урока во 2 классе. Урок литературного чтения – тема «Средства создания поэтической речи». Урок математики – тема «Новые признаки задачи». Уроки признаны «Самыми исследовательскими».
22 декабря урок русского языка в 3 классе, учитель Бахтигареева Т.В., тема «Правописание непроизносимой согласной в корне слова». Урок прошел под девизом «У нас все получится!». Ребята учились грамотно писать корень слова. Урок признан «Самым познавательным».
23 декабря урок технологии в 5 классе, учитель Некрасова И.А., тема «Основы машиноведения. Устройство бытовой швейной машины». Учащиеся изучали историю создания машин, устройство, назначение, технику безопасности. Урок признан «Самым практическим».
Приложение 3. Схема расположения зданий школы и д/сада
У Л И Ц А
П П
Е
Р
Е
У
Л
О
К
К
А
М
С
К
И
Й
Т р а с с а С А Р А П У Л – Н Е Ч К И Н О
Приложение 4. Распределение компьютерной техники по кабинетам здания основной школы 2011-2012 уч.год
Обозначения
- • - компьютер
- • - лазерный принтер
- • принтер, сканер, копир
- • - интерактивная доска, проектор
- • - веб-камера
Приложение 5. Распределение компьютерной техники по кабинетам здания начальной школы на конец 2016 года
Приложение 6. Мониторинг мероприятий, организованных в течение реализации программы.
Приложение 7. Анкеты для участников образовательного процесса
Анкета
определения уровня ИКТ- компетенции учителя
№ | Оцените в баллах от 2 до 5 Ваш уровень | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях, правилах работы с компьютером и защите информации. | ||||
2. | Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе. | ||||
3. | Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования. | ||||
4. | Владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, владение основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. | ||||
5. | Умение производить ввод текста с клавиатуры и знание приемов его форматирования. | ||||
6. | Владение навыками сканирования и оптического распознания текста. | ||||
7. | Подготовка текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приемы рисования с помощью встроенных инструментов векторной графики. | ||||
8. | Умение работать с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты). | ||||
9. | Умение построения графиков и диаграмм в среде табличного процессора. | ||||
10. | Умение создавать мультимедийные презентации. | ||||
11. | Умение преобразовать форматы графических файлов | ||||
12. | Умение производить совместную работу с документами в сети. | ||||
13. | Умение производить вывод документов на печать, запись на CD-диск | ||||
14. | Владения простейшими приемами использования аудио, - видео форматами в документах и презентациях. | ||||
15. | Умение работать с электронной почтой. | ||||
16. | Умение работать с файловыми архивами. | ||||
17. | Представления о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта, представления о структуре web-страницы, простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта. | ||||
18 | Владения приемами навигации и поиска информации в Интернете, ее получения и сохранения, в целях последующего использования в педагогическом процессе. | ||||
19 | Умение простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах. | ||||
20 | Умение работать с шаблонами документов в текстовом и табличном процессорах. |
40 – 50 баллов – низкий уровень
60 – 70 баллов – средний уровень
80 – 100 баллов – высокий уровень
Анкета
использования ИКТ педагогами
Ф.И.О:_____________________________
Предмет: ______________________________________________________
- Используете ли Вы ИКТ при подготовке и проведении уроков, внеурочных мероприятий по предмету?
- да
- нет
- Как часто вы используете ИКТ при подготовке и проведении уроков, внеурочных мероприятий по предмету:
- ежедневно
- ежемесячно
- еженедельно
- Какие программные продукты используете и как часто:
- Word
- Excel
- Paint
- Internet
- PowerPoint
- другие __________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
- Пользуетесь ли Вы электронными пособиями: ___________
Анкета
использования ИКТ учениками
Фамилия Имя ( по желанию)
Класс
Любишь читать книги?
- Да,
- Нет
Есть дома компьютер ?
- Да,
- Нет
- Родители планируют приобрести
Сколько времени ты проводишь за компьютером дома?
- До 1 часа в день
- 1-2 часа в день
- 2-3 часа в день
- более 3 часов в день
Что больше всего у тебя устает, когда ты работаешь за компьютером? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- глаза
- спина
- руки
- болит голова
- ничего
Используешь ли ты компьютер для подготовки к урокам? ( в том числе поиск информации в Интернете)
- у меня нет дома компьютера
- да
- нет
Пользуешься ли ты Интернетом дома?
- да
- нет ( но дома есть Интернет)
- дома нет Интернета
Какие сайты посещаешь ? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- учебные
- сайт школы
- познавательные
- участвую в ON-LINE конкурсах, олимпиадах
- игровые
- социальные сети(В Контакте, Одноклассники)
Ты имеешь свой собственный электронный почтовый ящик?
- да
- нет
Пользуешься ли ты поисковым ресурсом? ( Яндекс, Rambler, Google, Mail.ru)
- да
- нет
Умеешь ли ты пользоваться цифровым фотоаппаратом( цифровой камерой) ?
- да
- нет
Умеешь вводить текст? (текстовым редактором WORD, Блокнот)
- да
- нет
- плохо, но умею
Рисуешь ли ты на компьютере?
- да
- нет
- плохо, но умею
Какие уроки кажутся тебе более интересными – уроки с использованием презентаций или без них?
- с презентацией
- без презентации
- все равно
Анкета
определения отношения к внедрению и использованию ИКТ родителей
Фамилия Имя Отчество (по желанию)
В каком классе учится Ваш ребенок?
1 2 3 4
Ваше отношение к внедрению ИКТ в образование
- скорее положительно
- скорее отрицательно (не вижу необходимости)
- другое
Какие мероприятия с применением информационных технологий вам известны и предпочтительны ?
- урок, с применением новых информационных технологий
- выполнение проектов (рефераты, доклады), используя компьютер
- подготовка к уроку, используя компьютер (Интернет, полезные ссылки на сайте школы, рекомендуемые учителем сайты и т.п.)
- классный руководитель проводит родительские собрания с использованием компьютера
Ваше отношение к введению «Электронного журнала»
1.скорее положительно
2.скорее отрицательно (не вижу необходимости)
3. другое
Посещение Школьного сайта.
Адрес школьного сайта http://dulesovo.ucoz.ru
- часто посещаем (в том числе раздел Новости)
- очень редко посещаем
- не посещаем
- нет компьютера или Интернета
Есть ли у Вас дома компьютер?
- Да
- Нет
- Планируем приобрести
Кто пользуется компьютером у Вас дома?
- только родители
- только дети
- родители и дети
Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома? (можно выбрать несколько ответов)
- выполняет домашнее задание (поиск информации, рефераты)
- поиск информации в Интернете (для саморазвития)
- играет ( в т.ч. по сети)
- общается в социальных сетях (В контакте, Одноклассники и т.п.)
Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается сидя за компьютером?
- да
- нет
- редко
Когда приобретали компьютер, для чего из перечисленного Вы планировали его использование? (можно выбрать несколько ответов)
- помощь/выполнение домашнего задания (поиск информации, рефераты)
- поиск информации в Интернете (для саморазвития ребенка, расширение кругозора ребенка)
- для игры ( в т.ч. по сети)
- общение в социальных сетях (В контакте, Одноклассники и т.п.)
- для разработок ученических или самостоятельных проектов (видео, сайт, презентации, фотоальбом, рисует и т.п.)
- планировали только работу взрослого (в том числе работа в Интернете)
Сколько времени в день проводит ребенок за компьютером?
- до 1 часу в день
- 1- 2 часа в день
- 2-3 часа в день
- более 3 часов в день
Как часто Вы контролируете время, проведенное ребенком за компьютером – и его продолжительность?
- ребенок сам себя контролирует
- мы не контролируем время
- контролируем и продолжительность, и время
На что ребенок жалуется после того как поработает за компьютером?
- устали глаза
- голова болит
- спина болит
- рука, кисти рук
- раздражение на окружающих, стресс и нервные расстройства
- ни на что не жалуется
Волнует ли Вас вопрос безопасности в Интернете?
- да
- нет
- что конкретно?
Какие проблемы, негативные последствия могут, по Вашему мнению, возникнуть с присутствием дома компьютера? (можно выбрать несколько пунктов)
- ухудшение здоровья, вредное воздействие на психику
- появление зависимости от компьютера, от компьютерных игр
- слишком большая трата свободного времени, отвлечение от более важных дел
- ослабление контактов со сверстниками
- в Интернете много ненужной, вредной информации, особенно для детей
- ослабление семейных контактов из-за проведения свободного времени за компьютером
- ссоры в семье из-за возможности пользования компьютером
С какими позитивными моментами Вы согласны? (можно выбрать несколько пунктов)
- компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию...
- ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий
- развивающие (обучающие) игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре (и таким образом обучать), чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры (только на бумаге - без какого либо привлечения компьютера)
Необходимы ли для Вас курсы по ИКТ- грамотности?
- да
- нет
Литература
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182/
- ФГОС-Начальная школа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
- Материалы сайта http://interaktiveboard.ru «Интерактивная доска в начальной школе»
- Матрос Д. Ш. Построение информационно-образовательной среды начальной школы в условиях стандарта нового поколения // ИТО-РОИ-2010/ http://ito.edu.ru/sp/SP.html
- Цветкова М. С. Информационные технологии в межпредметной деятельности учащихся начальной школы.
// ИТО-РОИ-2011/ http://ito.edu.ru/sp/SP.html
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: ВАКО. – 2007.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
- Путеводитель для преподавателей по миру современных информационных технологий -Электронный университет- 2008.
- Концепция современной учебной среды…// Мы учимся -2011.- №5
МКОУ Дулесовская основная общеобразовательная школа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
MimioTeach MimioTeach — компактное и недорогое решение, позволяющее использовать в качестве интерактивной доски обычные маркерные и меловые доски. Интерактивная приставка MimioTeach была создана учителями и для учителей, поэтому обучиться работать с этой приставкой очень просто. Легкость установки и полнофункциональное программное обеспечение позволяют начать активно использовать MimioTeach на уроке.
Традиционные интерактивные доски громоздки и дороги, каждую доску можно использовать только в одном классе. Приставка MimioTeach компактна, ее легко переносить из класса в класс, а по окончании урока можно забрать с собой и хранить в учительской. MimioTeach технологически полностью соответствует возможностям обычных интерактивных досок, а часто и превосходит их. Интерактивная приставка комплектуется мощным и удобным в использовании программным обеспечением Mimio Studio , которое позволит вам быстро и увлекательно создавать собственные интерактивные уроки или воспользоваться уже имеющимися у вас. Также к вашим услугам богатая коллекция шаблонов и заготовок.
Оборудование
Инструкция по установке MimioTeach Установка программного обеспечения - MimioStudio 7
Вставьте диск Mimio Studio - Открыть-Папка « presentation »- откроется окно Mimio Studio Setup- выбрать Установка программы- «далее»-согласится с лицензионным соглашением и т.д. до «готово»
1. Выньте все устройства из упаковки . 2. Установите программное обеспечение - MimioStudio 7 3 .Подключите кабель USB к порту USB на адаптере источника питания. 4 . Другой конец кабеля USB к порту USB на панели MimioTeach . Вставьте адаптер в розетку. 5 .Подготовьте стилус к работе. Отделите верхнюю часть стилуса от корпуса. Поверните её несколько раз против часовой стрелки. Снимите со стилуса пластиковую полоску. Установите верхнюю часть стилуса на корпус и поверните её несколько раз по часовой стрелке для закрепления 6 . Поместите панель MimioTeach вдоль левого края доски. 7 . Стилус заряжается при стыковке с гнездом на левой стороне MimioTeach . Стилус снабжен литиево-ионным аккумуляторами. Подзарядка аккумулятора начинается всякий раз , когда стилус размещается на панели MimioTeach . Сохраняет заряд 8-10 часов. Время полной зарядки: 3 часа. Две кнопки на стилусе активируют следующие функции: нажатие правой кнопки и инструменты MimioStudio . 8 . Подключите концентратор Mimio Hub к доступному USB порту компьютера 9 . Для использования интерактивного режима необходим также проектор, который соединен кабелем VGA с компьютером. Спроецируйте изображение рабочей среды на доску. Скорректируйте расположение проецируемого изображения так, чтобы между краем изображения и устройством MimioTeach оставалось пространство 5-8 см. Нажмите стилусом в любом месте доски. Интерактивный режим будет запущен, после чего появится окно калибровки 10 .Нажмите кнопку «Интерактивный режим» на панели MimioTeach и проведите калибровку. Нажмите стилусом Mimio Teach в центре каждой из девяти целевых точек калибровки, отображаемых на доске. При нажатии держите стилус перпендикулярно поверхности доски. При каждом нажатии целевая точка калибровки исчезает и появляется следующая. После завершения калибровки соответствующий экран исчезает , при этом активируется интерактивный режим. MimioTeach Инструкция по установке
http://www.mimioclass.ru/mimioteach.htm -Сайт «Интерактивное оборудование для вашей школы» http://video.yandex.ru/users/mimioclass/view/7- видеуроки http://mimio-edu.ru/projects - русскоязычное сообщество MIMIO - список проектов – более 400 уроков по различным предметам Полезные ссылки
Переходим к практической части мастер-класса Успехов в освоении новых технологий!
Предварительный просмотр:
Организация информатизации сельской школы:
обобщение опыта МКОУ Дулесовская ООШ
Шарафутдинова Гэльсиудэр Магсумовна – заместитель директора по информатизации,
учитель информатики МКОУ Дулесовская ООШ
Удмуртской республика,
Сарапульский район
д. Дулесово ,пер.Камский , 3
Организация информатизации сельской школы: обобщение опыта МКОУ Дулесовская ООШ
Информатизация в нашей школе началась в 2001 году, когда было принято Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630
"О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Согласно этого постановления была принята программа, целью которой было создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды.
Первый этап реализации этой программы - 2001 год (поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании).
В нашу школу поступили два персональных компьютера: рабочее место учителя, рабочее место ученика, матричный принтер, программное обеспечение Windows 97. В те далекие времена для школы это стало сенсацией. Появилась острая необходимость в кадрах по освоению нового оборудования и введения предмета «Информатика» в образовательную программу в 8-11классах. В начальный период освоением программы занимался учитель математики .
Второй этап - 2002-2003 годы (разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное апробирование, разработка программ, учебных планов и материалов)
Школа была оснащена первыми дисками ЭОР «Кирилл и Мефодий». На данном этапе продолжила работу в школе специалист по вычислительной технике, пришедший с завода, который имел достаточную подготовку для преподавания информатики, т.к. прошел специальную курсовую подготовку и много занимался самообразованием. Методическим советом принято решение об организации факультативных занятий по информатике, начиная с 5 класса. Составлены учебные планы, разработаны календарно-тематические планы. Также организована работа кружка «Информатика». Ученики с огромным интересом осваивали работу на компьютерах в школе, т. к. не было возможности заниматься дома.
Третий этап - 2004-2005 годы (завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация системы технического обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров, создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения).
В школе вопросами освоения нового программного обеспечения технического обслуживания, внедрения электронных учебных материалов занимался учитель информатики.
С принятием Государственного образовательного стандарта 2004 г, важной особенностью которого является то, что во всех школьных предметах рекомендовано использование ИКТ, возникает необходимость в овладении учителями основами компьютерной грамотности. Обновлено содержание предмета «Информатика и ИКТ».
Началась работа по обучению компьютерной грамотности педагогов школы. Организованы школьные и районные курсы по обучению учителей – предметников навыкам работы с компьютером.
2005-2008 годы. В России на основе международного опыта реализован проект при поддержке Всемирного банка «Информатизация системы образования» Его основная цель — выявление и внедрение новых образовательных моделей обучения детей в информационной среде школы на системной основе.
Важнейшим результатом проекта явилась Еди ная Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection. edu.ru в свободном доступе для всех школ страны.
В декабре 2006 года по договору с Волготелекомом наша школа была подключена к Интернету, что позволило школе начать и продолжать активно применять ЦОР в своей работе.
Доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий, составила 50 процентов.
В декабре 2007 года компания Майкрософт и Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации заключили лицензионное соглашение на использование пакета ПО Microsoft на компьютерах всех общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, а также на домашних компьютерах учителей в рамках проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2009 годах». Согласно данного соглашения школа получила пакет лицензионных программ под названием «Первая Помощь», который значительно расширил возможности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
2006-2008 и 2009-2010 годы охватывают два этапа Федеральной целевой про граммы развития образования (ФЦПРО)
Дооснащение новыми компьютерами классов сельских школ, дооснащение школ компьютерными рабочими местами для администраторов и учителей, наполнение Интернет-коллекции http://fcior.edu.ru по всем предметам государственного образовательного стандарта, развитие информационных систем управления школой, документооборота, информационной поддержки школ (сеть региональных образовательных порталов), новые механизмы экономического развития школьного дела, усиление социальной роли профессии учителя — таковы ведущие направления развития школьного дела в России в этой программе.
В нашей школе за эти годы пополнился компьютерный парк :
- благодаря работе администрации нашей школе была оказана спонсорская помощь и были приобретены два персональных компьютера и ноутбук ;
- благодаря ФЦП «Компьютеризация» матричный принтер был заменен на лазерный НР-1022.
Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ повлекло внесение в 2009 г. общих для все учителей ИКТ требований в единые квалификационные требования (ЕКТ).
С началом реализации ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. сельские школы столкнулись с рядом серьезных проблем. Мониторинг ИКТ-технологий в школах показал, что для качественной реализации ФГОС НОО условия недостаточны, а именно недостаточна материально-техническая база, недостаточная подготовка педагогических кадров в области применения ИКТ и преподавания предмета «Информатика» в начальном звене.
В 2009 году начинается новый этап информатизации школы.
Наши учителя продолжают обучение на курсах повышения квалификации по ИКТ. К 2010 году базовым уровнем ИКТ-компетентности владеют все педагоги школы.
Администрация школы проходит курсы повышения квалификации, где изучают информационно – коммуникационные технологии в управлении и начинается активно применение ИКТ в административной деятельности:
- Проведение педсоветов и совещаний с использованием ИКТ;
- Нормативно – правовая документация;
- Отчеты;
- Школьная документация;
- Методическая работа;
- Мониторинг учебной и воспитательной работы
Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы).
В 2010 году массовое распространение получило развитие школьных сайтов. По инициативе районного руководства была выдвинута идея создания школьных сайтов и в нашем Сарапульском районе. Нашли бесплатного провайдера и в 2010 году был создан школьный сайт, который поддерживался 3 года.
В рамках развития и наполнения школьных сайтов в районе были организованы различные конкурсы, такие как: «Лучший интерактивный сайт», «Дистанционный конкурс на лучшее самоуправление», «Конкурс библиотечных ресурсов на сайте» и т.д.
4 февраля 2010 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-271 утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». «Наша новая школа» - это программа модернизации российского образования.
В рамках проекта осуществляется мониторинг образования ННШ по различным показателям развития образования. Это и переход на новые образовательные стандарты, и сведения о выпускниках, и система поддержки талантливых детей. Это и оснащенность, и благоустройство школы, и аттестация учителей и прочего персонала, и дистанционное обучение и многие другие показатели программы модернизации российского образования. Наша школа активно включилась в этот проект.
В 2010-2011г.г. парк компьютерной техники школы расширяется: в библиотеке появляется первое многофункциональное устройство ; оснащается кабинет директора персональным компьютером и МФУ ; открывается лекционный класс, который оснащен первым проектором , интерактивной доской и ноутбуком.
Появление интерактивного оборудования позволило учителям-предметникам проводить интерактивные уроки, создавать собственные разработки уроков , участвовать в различных конкурсах муниципальных, региональных ит.д.
Для того, чтобы поддержать учителей-предметников в новом начинании в школе проведен конкурс «Лучший ИКТ-урок с применением интерактивной доски». В конкурсе участвовали 100% учителей. На конкурс были представлены методические интересные разработки уроков, которые впоследствии были размещены на страницах РМО и других сайтов.
Формы применения ИКТ в учебном процессе различны:
- Презентации;
- Тестирование;
- Цифровые образовательные ресурсы (диски);
- Электронные учебники;
- Компьютерное моделирование.
Для повышения качества образования педагоги используют Интернет и электронную почту.
Началось активное применение ИКТ в воспитательном процессе. Начал работу школьный пресс-центр. Оживилась работа школьного самоуправления. В дистанционном районном конкурсе по школьному самоуправлению школа становится победителем, за что получала засуженную награду и первое пополнение материально-технической базы (DVD-проигрыватель).
Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы). На основе районной сети организован электронный документооборот.
В то же время имеются ряд причин, осложняющих процесс информатизации:
- Недостаточное техническое оснащение, возникла необходимость в оборудовании рабочего места с компьютером в каждом кабинете
- Недостаточное оснащение учебно – методических комплектов по ИКТ.
Новые образовательные результаты можно получить только в условиях единой современной информационной образовательной среды.
В школе был проведен мониторинг состояния информатизации образовательной среды с 2007 по 2011 год в результате которого было выявлено, что начальная школа по сравнению с основной школой по большинству индикаторов не имеет положительной динамики. Представленные данные дали сравнительную картину содержания и возможных направлений информатизации на следующий этап Программы развития школы, наглядно показали нам проблему в начальной школе.
В 2011 году директорм Таначёвой О.А и учителем информатики Шарафутдиновой Г.М. разработана программа «Современная информационная среда начального образования» МКОУ Дулесовской основной общеобразовательной школы на 2012 – 2016 годы»»
Цель программы : Создание условий для повышения качества образования в начальной школе через формирование информационной культуры педагогов, учеников, родителей и активное использование информационных технологий в учебном и воспитательном процессах в условиях перехода на новые образовательные стандарты при значительном изменении технической оснащенности.
Данная программа была представлена на республиканский IT-конкурс, где получила диплом 3 степени и в награду комплект интерактивного оборудования: интерактивную приставку МИМИО и проектор.
В 2012 году рамках проекта «Школьные информационные библиотечные центры» наша библиотека была оснащена новым оборудованием – это два моноблока, которые позволили ученикам школы обеспечить возможность свободного доступа к информационным образовательным ресурсам .
В рамках ФЦПРО из фонда президента школа получила интерактивное оборудование для начального звена: интерактивные доски 3шт, проекторы 3шт., ноутбуки 3шт., цифровые микроскопы 2шт. Оснащение школы современными средствами ИКТ позволило широко внедрять новейшие информационные технологии в учебный процесс, повысило мотивацию учеников к учебе, позволило производить различные исследования, а тем самым повысить и качество образования.
Одним из основных направлений программы информатизации в республике в 2012 году было построение и развитие единой информационно-образовательной среды Удмуртской Республики на основе портального решения.
В настоящее время для повышения уровня качества и доступности образования, информационно-методической поддержки деятельности ОУ, формирования имиджа школы, сайт МКОУ Дулесовская ООШ размещен на образовательном портале УР. Современная информационно- образовательная среда школы выступает как элемент единой информационно- образовательной среды Удмуртской Республики.
В республике создана АИС –Мониторинг образования для централизованного сбора сведений и отчетов о деятельности ОУ в которой наша школа представляет все сведения и отчеты о своей работы.
Для обеспечения сбора и анализа информации о текущей успеваемости и посещаемости учащихся и предоставление возможности родителям контролировать обучение детей, внедрена АИС «Электронный дневник». В школе с 2016-2017 учебного года введен безбумажный вариант классного журнала.
Администратором школьного сайта и электронной школы является учитель информатики Шарафутдинова Г.М.
В 2015-2016 учебном году разработана первая «дорожная карта» по информатизации в школе, по итогам реализации которой школа вышла на первое место в районе. В качестве поощрительного приза школе был вручен персональный компьютер.
В настоящее время школа имеет достаточно хорошую материально-техническую базу для информатизации образовательного процесса , что позволяет учителям и ученикам активно участвовать в различных международных конкурсах, проектах российского, регионального , муниципального уровней. Учителя активно изучают различные формы организации дистанционного обучения учащихся. На базе школы создана инновационная площадка по информационной безопасности
Совершенствования системы общего образования продолжается . В Сарапульском районе, в частности в нашей школе разработана «дорожная карта информатизации на 2016-2020г.г.» которая отражает дальнейшее развитие школы в плане информатизации образования.
В заключении хочется отметить поддержку правительства РФ, правительства УР, администрации нашего района в таком важном и перспективном направлении развития образовании, что в конечном итоге приводит к воспитанию культурного, грамотного, интеллектуально-развитого человека «нового поколения».