Методическая копилка

Шарафутдинова Галина Михайловна

На данной странице расположены мои методические разработки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Современная информационная среда дошкольного и начального образования»

Паспорт образовательного учреждения

Полное  название образовательного учреждения

МКОУ Дулесовская основная общеобразовательная школа

Адрес

Сарапульский р-он,

д. Дулесово, пер.Камский, д. 3

Телефон, факс, электронная почта

8(34147)74-123,

dulesovskai@mail.ru

Адрес сайта

http://dulesovo.ucoz.ru

ФИО руководителя

Таначева Ольга Алексеевна

Всего количество учащихся (воспитанников) в ОУ/количество учащихся в начальной школе

57/26

Всего количество педагогов в ОУ / количество педагогов в начальной школе

16/3

Всего количество компьютеров объединенных в локальную сеть в ОУ / количество компьютеров объединенных в локальную сеть в начальной школе

5/0

Общее количество компьютеров:

5

 -  всего  для учащихся (воспитанников) /для учащихся начальной школы

4/0

-  всего  для работы педагогов / для педагогов начальной школы

4/0

-   для работы администрации ОУ

1

Количество периферийного оборудования в начальной школе/ в учреждении дошкольного образования

-Проектор

0/0

-Интерактивная доска

0/0

-Цифровая камера

0/0

-Цифровой фотоаппарат

0/0

-Копировальный аппарат

0/0

-Принтер

0/0

- Сканер

0/0

Количество  учащихся на 1 компьютер в  ОУ

(количество учащихся /количество компьютеров, используемых в учебных целях)

14

Количество учителей на 1 компьютер (кол- во  учителей / количество компьютеров, используемых в учебных целях)

4

Количество учителей начальной школы на 1 компьютер (кол- во учителей начальной школы / количество компьютеров, используемых в учебных целях в начальной школе)

3

Количество учителей (воспитателей), прошедших курсы  по информационно-коммуникационным технологиям за последние 3 года (указать в каких учреждениях обучались)

5

 ИПК и ПРО,

 АНО ДПО «Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий»

Количество учителей начальной школы/ педагогов учреждения дошкольного образования, прошедших курсы  по информационным технологиям за последние 3 года (указать в каких учреждениях обучались)

1, ИПК и ПРО

Содержание программы

Паспорт образовательного учреждения        1

Содержание программы        3

Актуальность        3

Анализ текущего состояния информатизации ОУ        5

Концепция программы  информатизации начальной школы.        8

Цель программы        9

Задачи программы        10

Механизм реализации программы.        10

Участники программы        11

Этапы реализации программы.        13

План мероприятий по реализации программы        16

Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления        24

Основные индикаторы и показатели эффективности программы        25

Ожидаемые результаты        27

Перспективы дальнейшей работы школы по информатизации образовательного процесса        28

Приложение 1.    Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы        29

Приложение 2.    Открытые уроки с использованием интерактивной доски        35

Приложение 3.   Схема расположения зданий  школы и д/сада        40

Приложение 4.    Распределение  компьютерной техники по кабинетам здания  основной школы 2011-2012 уч.год        41

Приложение 5.    Распределение  компьютерной техники по кабинетам  здания  начальной школы на конец 2016 года        42

Приложение 6. Мониторинг мероприятий, организованных в течение реализации программы.        43

Приложение 7.  Анкеты для участников образовательного процесса        44

Литература        54

Актуальность

Информатизация  Дулесовской  школы началась в 2001 году, с получением первых 2-х компьютеров в рамках президентской программы. За прошедший период в школе была расширена «компьютерная база» до 5-ти компьютеров, созданы базы данных учащихся школы, база данных сотрудников, функционирует лицензионное программное обеспечение, свободно распространяемое программное обеспечение, используются ЦОР  для  подготовки и проведения уроков с применением ИКТ, подключен Интернет, имеется медиатека, работает электронная почта, создан  и  поддерживается школьный сайт. Интернет-ресурсы используются не только в учебном процессе, но и в воспитательном.

Несмотря на положительные результаты в области информатизации основной школы имеются проблемы в создании современной информационной среды начальной школы.

В школе был проведен мониторинг состояния информатизации образовательной среды с 2007 по 2012 год ( Приложение 1 ), в результате которого было выявлено, что начальная школа  по сравнению с основной школой по большинству индикаторов не имеет положительной динамики. Представленные данные дают сравнительную картину содержания и возможных направлений информатизации на следующий этап Программы развития школы, наглядно показывают нам проблему в начальной школе. Поэтому необходимо актуализировать направление повышения информационной компетентности участников образовательного процесса в начальной школе.          

Существует ряд ключевых проблем, которые актуальны для Дулесовской начальной школы:

  1. Образовательный процесс учащихся начальных классов (согласно программе оптимизации) проводится на базе детского сада, в котором отсутствует компьютерная техника. Здание детского сада находится в отдалении от основной школы (Приложение 3), где сосредоточен весь парк  компьютерной техники. Это создает определенные трудности в использовании и применении современных ИКТ в условиях перехода на новые образовательные стандарты и в достижении высокого качества обучения и воспитания школьников.

  1. На сегодняшний день деревня Дулесово характеризуется крайне низким уровнем социально-экономического развития в связи с ликвидацией колхоза. Увеличилось число малообеспеченных и неблагополучных семей. В сложившейся обстановке родители не могут приобрести компьютерную технику. Поэтому использование ИКТ в самообразовании детей возможно только при наличии ПК в школе.

  1. Деревня Дулесово находится недалеко от города Сарапула и начался отток учащихся из благополучных семей в городские школы с хорошей компьютерной базой. Актуальной стала проблема сохранения контингента учащихся и повышения авторитета образовательного учреждения.

Исходя из проведенного анализа условий и возможностей образовательного учреждения, мы приходим к выводу, что создание Программы информатизации действительно актуально для Дулесовской начальной школы. Данная программа будет способствовать успешному  обучению учащихся, созданию условий для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий.

Анализ текущего состояния информатизации ОУ

В результате реализации различных государственных программ информатизации школ сформирована компьютерная база.

Техническое обеспечение:

  • общее количество компьютеров в школе – 5 (2 из которых получены в 2001 г. в рамках президентской программы «Дети России» для нужд сельских школ Приволжского федерального округа, 2 – в 2007 г. ( 1 из них помощь спонсоров), 1ноутбук  – в 2011 г.( помощь спонсоров):
  • количество компьютеров, используемых в учебном процессе – 4, в том числе: компьютерный класс - 2; медиатека - 1; лекционный класс -1
  • количество компьютеров  администрации -1;
  • принтер – 1;
  • принтер-сканер-копир – 2;
  • цифровой фотоаппарат-1;
  • мультимедийный проектор – 1 (2011г.);       лекционный класс
  • интерактивная доска – 1 (2011г.)                   оборудован в сентябре 2011
  • веб- камера-1

Распределение  компьютерной техники по кабинетам здания основной школы 2011-2012 уч.год в Приложении 4.

Доступ в Интернет:

  • наличие Internet в компьютерном классе – да;
  • наличие Internet у администрации школы – да;
  • наличие Internet в медиатеке– да;
  • наличие локальной сети – да;
  • наличие Internet  в лекционном классе –да

Наличие программного обеспечения:

  • лицензионное программное обеспечение
  • свободно распространяемое программное обеспечение
  • обучающие компьютерные программы.

Кадровое обеспечение:

  • уверенные пользователи ПК (от числа учителей начальной школы)  -  30 %;
  • начинающие пользователи ПК (от числа учителей начальной школы) - 70 %
  • уверенные пользователи ПК (от общего числа учителей  школы) - 30 %;
  • начинающие пользователи ПК (от общего числа учителей  школы)-70%

Прохождение курсов повышения квалификации по ИКТ – 30%

 

Уровень информатизации учебного процесса школы:

Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:

  • используют систематически –  5  %;
  • используют эпизодически –   15 %.

В декабре 2009 г создан школьный сайт, который отражает учебную и воспитательную деятельность школы.

     Педагоги принимают активное участие в интерактивных конкурсах и проектах: межрайонная интернет-конференция, межрайонный «Фестиваль инновационных идей», Республиканский конкурс «Планета открытий», внутришкольный конкурс «Лучший мультимедиа урок», районная  интерактивная библиотечная игра, дистанционный конкурс компьютерной графики и др.

     

      ИКТ  активно  используются в воспитательном процессе школы. С 2008 г. работает школьный пресс-центр, проводится дистанционный конкурс ученического самоуправления.

    Особое внимание стало уделяться предмету информатика и ИКТ:

  •  2-4 класс - пропедевтический курс (первая ступень);
  •  5-7 класс – пропедевтический курс (вторая ступень);
  •  8-9 класс – изучение базового курса.

Развитие межпредметных связей курса информатики с предметами образовательных областей учебного плана. (Приложение 2)

    В школе разрабатываются и ведутся уроки по разным предметам с использованием ИКТ.

    Анализ текущего  состояния информатизации школы, и начальной, в том числе говорит о том, что школа требует реализации собственной программы информатизации ОУ, в том числе и программы информатизации начальной школы.  Вместе с этим возникает ряд проблем:

  • обновление  и расширение «компьютерного парка» школы;
  • нехватка компьютерной техники для административных целей;
  • трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов из-за малого количества АРМ (автоматизированных рабочих мест);
  • компьютер в медиатеке очень старой модификации, что затрудняет использование информационных ресурсов;
  • отставание в использовании новых информационных технологий в управлении школы;
  • недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов;
  • недостаточная ИКТ-компетентность педагогов. Всем учителям начальной школы необходимо пройти курсы по ИКТ;
  • отсутствие компьютерной техники в начальной школе.

Концепция программы  информатизации начальной школы.

      Реализация Концепции модернизации образования до 2015 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет – ресурсов для формирования информационной  компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня  информационной культуры как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.

Для этого необходима реализация следующих положений:

 1.Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий.

 2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей  с целью повышения информационной культуры.

 3. Реализация проблемного обучения  через  метод проектов с применением  компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.

 4. Создание единого информационного пространства школы.

 5. Применение компьютерного мониторинга для  проблемного анализа и своевременной корректировки  деятельности педагогического коллектива.

 6. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне.

 7. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.

 8. Оптимизация  взаимодействия школы с информационным пространством района, региона, страны, мира.

Цель программы

Создание условий для повышения качества образования в начальной школе через формирование  информационной  культуры педагогов, учеников, родителей и активное  использование   информационных технологий в учебном и воспитательном процессах в условиях перехода на новые образовательные стандарты  при значительном изменении технической оснащенности. 

Задачи программы

  • Сформировать материально-техническую базу для использования современных информационных технологий в деятельности начальной школы. (Приложение5)

  • Обобщить и систематизировать опыт использования информационных и коммуникационных технологий на уроках и во внеклассных занятиях для создания системы преподавания в условиях введения  ФГОС с использованием ИКТ.

  • Создать условия для развития компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы  в области ИКТ.

 

  • Интегрировать компьютерные и Интернет-технологии в учебно-воспитательный процесс.

  • Повысить эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности.

 

  • Ввести непрерывный курс «Информатика и ИКТ» с 1 класса.  
  • Соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Механизм реализации программы.

Программа реализуется через:

  • деятельность   администрации;
  • деятельность методического объединения учителей начальных классов;
  • деятельность методических объединений учителей-предметников;
  • непрерывное образование и самообразование учителей начальных классов;
  • через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы  методических разработок, интегрированных уроков и ее пополнению;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивается через  сайт школы.

Участники программы

Под участниками программы информатизации начальной школы следует понимать следующие устойчивые группы: администрация,  учителя начальной школы и учителя-предметники, ученики, родители.

Приоритетные направления деятельности   администрации

  1. Формирование материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности начальной школы.
  2. Проведение компьютерного мониторинга обученности, качества образования.
  3. Организация методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  4.  Развитие информационно-управленческой системы.
  5. Проведение семинаров-практикумов  по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
  6. Поддержание сайта школы, как средства повышения имиджа школы.
  7. Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями. 

Приоритетные направления деятельности учителя

  1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
  2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников.
  3. Освоение технических средств.
  4. Организация досуга школьников.
  5. Дистанционное образование, повышение квалификации.
  6. Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми.
  7. Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
  8. Использование   школьного сайта для популяризации передового педагогического опыта.

Приоритетные направления деятельности  ученика

  1. Использование информационных  ресурсов  сети Интернет в ходе самообразования.
  2. Умение применять информационную технику в учебной деятельности.
  3. Применение компьютерных технологий для подготовки к урокам.
  4. Внеклассная деятельность.
  5. Тренировочное тестирование  по программе ЕГЭ для начальных классов
  6. Участие в дистанционных конкурсах, обучающих олимпиадах.
  7. Использование   школьного сайта для популяризации достижений учащихся.

Приоритетные направления деятельности  родителя

  1. Освоение курсов информационной  грамотности.
  2. Получение  информации   о проводимых  школьных мероприятиях, их результатах и достижениях учащихся через сайт школы.
  3. Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

Этапы реализации программы.

  1. Диагностический  этап : 2011-2012 Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской  школы
  2. Подготовительный этап:2012-2013 Формирование материально-технической базы и модернизация информационной среды начальной школы.
  3. Основной этап: 2013-2015. Создание единой информационной среды начальной школы.
  4. Заключительный этап: 2015-2016. Анализ и мониторинг реализации программы.

Диагностический  этап: 2011-2012 г.

Предусматривает анализ результатов  мониторинга состояния информатизации образовательной среды Дулесовской  школы с 2007 по 2012 год.

  • анализ материально-технического оснащения;
  • определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса (Приложение 7);

Подготовительный этап: 2012-2013 г.

На данном этапе  планируется приобретение  компьютерной техники для начальной школы, подключение к Интернету и использование  интернет-ресурсов, ЭОР  в педагогической деятельности учителя, что позволяет сделать обучение учащихся эффективнее и приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником.

  • Рассмотреть  возможность непрерывного информационного образования со 1 по 9 классы.
  • Подготовить методические разработки по реализации образовательной программы в условиях перехода на ФГОС

Основной этап: 2013-2015г.

На основном этапе программы ИКТ- средства должны стать привычным инструментом как учебной деятельности для учителя и для учащихся, которые могут применяться в учебной и внеурочной деятельности. Это означает, что в школе должны создаваться новые рабочие компьютерные места помимо кабинета информатики. Что в свою очередь требует высокой  ИКТ- компетентности администрации и  учителей  начальной школы.

  • Формирование единой базы данных начальной школы.
  • Оснащение  необходимым оборудованием  и программным обеспечением рабочих мест учащихся, учителей начальных классов.
  • Развитие   информационной среды начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения.
  • Создание компьютеризированных рабочих мест заместителя директора  по УВР, заместителя директора  по ВР для организации  методической помощи и контроля образовательного процесса начальной школы.
  • Организация ИКТ- конкурсов, олимпиад для учащихся.
  • Организация творческих отчётов учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе.
  • Организация и проведение  курса компьютерной грамотности для родителей.
  • Организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников

Заключительный этап: 2015-2016 г.

Заключительный этап предполагает проведение мониторинговых мероприятий с целью анализа эффективности реализации целей и задач программы информатизации начальной школы.

  • Провести анализ всех мониторинговых мероприятий, организованных в течение реализации программы. (Приложение 6)
  • Провести рефлексию мероприятий по реализации программы.
  • Выявить проблемы и пути их решения.

План мероприятий по реализации программы

информатизации начальной школы

на 2011-2016 годы


Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

1 этап - 2011 -2012 учебный год – диагностический

Анализ материально-технического оснащения начальной школы

Инвентаризация  оборудования.

I полугодие

Директор

Инвентаризационная ведомость

Временная  творческая группа

Составление аналитической справки.

II полугодие

Директор

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

Определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса начальной школы.

 Анкетирование, тестирование  участников образовательного процесса начальной школы.

I полугодие

Зам.директора по УВР

Результаты анкетирования, тестирования

ШМО учителей начальных классов, учитель информатики .

Организация, проведение и анализ открытых уроков.

I полугодие

Зам.директора по УВР

Протоколы заседаний ШМО

ШМО учителей начальных классов

Составление аналитической справки.

II полугодие

Зам.директора по УВР

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

2 этап - 2012 -2013 учебный год – подготовительный

Приобретение компьютерной техники для возможности проведения уроков с применением ИКТ в начальной школе

Приобретение минимального комплекта компьютерной техники:

5 компьютеров, 1 принтер, 1 сканер

По мере поступления средств

Директор

Создание компьютерного класса

Бюджетное финансирование,

Спонсорская помощь

Подключение к Интернету

По мере поступления ПК

Директор

Использование Интернет-ресурсов

Министерство образования и науки УР

Создание беспроводной сети Wi-Fi

Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

Повышение квалификации   учителей начальной школы в области использования ИКТ в образовательном процессе

Разработка плана подготовки педагогических кадров начальной школы  к работе с информационными технологиями в организации образовательного процесса.

сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР

Повышение квалификации и методической поддержки учителей

Временная  творческая группа

Курсовая подготовка в области ИКТ

В течение учебного года

Зам. директора  по УВР, учителя

Освоение ИКТ

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

Подготовка методических разработок по реализации образовательной программы начальной школы  в условиях перехода на ФГОС

I полугодие

Зам.директора  по УВР, учителя

Становление системы использования ИКТ учителями начальной школы и учителями-предметниками

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Проведение уроков с использованием ИКТ

В течение учебного года

Зам.директора  по УВР, учителя

Повышение качества знаний

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Рассмотрение возможности введения уроков информатики в начальной школе с 1 класса

сентябрь

Директор, зам.директора  по УВР

Ведение уроков информатики в начальной школе с 1 класса

Учитель информатики

Анализ эффективности  и качества образования с применением  ИКТ на уроках

В течение учебного года

Админи-страция

Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке

Временная  творческая группа

        Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

3 этап - 2013 -2015 учебный год – основной

Развитие информационно-управленческой системы

Формирование единой базы данных участников образовательного процесса начальной школы

Постоянно

Админи-страция

Заполненная база данных по всем разделам программы, оперативный сбор, автоматиз. учет

Зам.директора по УВР,зам.директора по ВР, рук-ль медиатеки, учитель информатики

Совершенствование материально-технической базы начальной школы

Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением рабочих мест учащихся

2013г. по мере поступления средств

Директор

Современный компьютерный класс для учащихся

Бюджетное финансирование, спонсорская помощь

Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением рабочих мест учителей начальных классов

2014г. по мере поступления средств

Директор

Компьютеризированные рабочие места учителей начальных классов

Бюджетное финансирование, спонсорская помощь

Создание компьютеризированных рабочих мест заместителей директора по УВР и ВР  

2015г. по мере поступления средств

Директор

Компьютеризированные рабочие места администрации

Бюджетное финансирование, спонсорская помощь

Создание локальной сети

По мере поступления ПК

Администра-тор сети

Локальная сеть

Администратор сети

Развитие информационно-управленческой системы

Работа с управленческими базами данных

Постоянно

Админи-страция

Совершенствование административной деятельности

Администрация, делопроизводитель

Компьютерная поддержка расписания, размещение расписания на сайте школы

Постоянно

Зам.директора по УВР

Развитие информа-ционной культуры всех участников образовательного процесса

Зам.директора по УВР, ответственный за сайт

Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

Пополнение медиатеки ЭОР начальной школы. Работа медиатеки в режиме читального зала.

Постоянно

Руководитель медиатеки

Формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса

Администрация, руководитель медиатеки

Организация образовательного процесса  начальной школы с исполь-зованием ИКТ

Проведение конкурса уроков с использованием ИКТ среди учителей начальной школы.

В течение года

Зам.директора по УВР

Дидактические и методические разработки уроков с использованием ИКТ

Учителя начальных классов

Участие в телекоммуникационных проектах, фестивалях и конкурсах

В течение года

Админист- рация

Повышение профес-сиональных компетенций педагогов

Учителя начальных классов

Организация ИКТ-конкурсов . олимпиад для учащихся начальной школы

В течение года

Админист-рация

Повышение качества знаний, развитие информационной компетенции учащихся

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Наполнение «методической копилки»  школьного сайта образовательными материалами учителей и учащихся

В течение года

Ответствен-ный за сайт

Школьный сайт

Ответственный за сайт

Информационное взаимодействие

Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся

В течение года

Руководитель медиатеки

Повышение информационной компетенции

Учитель информатики, руководитель медиатеки

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность с использованием средств ИКТ

В течение года

Зам.директора по УВР

Активная внеурочная деятельность школьников

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

Организация и проведение курса компьютерной грамотности для родителей

В течение года

Учитель информатики

Повышение информационной компетенции родителей

Учитель информатики, руководитель медиатеки

Организация творческих отчетов учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе начальной школы

В течение года

ШМО учителей начальных

Обмен опытом учителей

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников

Формирование банков данных многодетных и малообеспеченных  семей, учащихся школы  из группы «риска», детей-инвалидов, одаренных детей.

В течение года

Зам.директора по ВР

Банк данных

Инициативная группа учащихся основной школы.

Создание Электронных ресурсов по направлениям: экологическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное

В течение года

Зам.директора по ВР

Электронные ресурсы воспитательной направленности  

Инициативная группа учащихся основной школы

Приобщение учеников  начальной школы к работе пресс-центра школы.

В течение года

Зам.директора по ВР

Опыт журналистских навыков

Инициативная группа учащихся основной школы

3 этап - 2015 -2016 учебный год- заключительный

Проведение мониторинговых мероприятий с целью анализа эффективности реализации программы

Анализ МТБ начальной школы

В течение года

Админи-страция

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

Анализ компетентности учителей в использовании  современных ИКТ на уроках

В течение года

Админи-страция

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

Анализ внедрения информационных технологий в процесс  управления начальной школой

В течение года

Админи-страция

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

Анализ внедрения информационных технологий в воспитательный процесс  

В течение года

Админи-страция

Аналитическая справка

Временная  творческая группа

Проведение рефлексии мероприятий по реализации программы

Проведение  педагогами начальной школы открытых уроков, мастер – классов  

В течение года

Админи-страция

Повышение педагогического мастерства

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Выступления педагогов начальной школы  на семинарах района, республики.

В течение года

Админи-страция

Повышение педагогического мастерства

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях школы, района, республики.

В течение года

Учителя Админи-страция

Рост внеучебных и учебных достижений учащихся.

Учащиеся начальной школы

Обобщение опыта работы по созданию современной информационной среды  всех участников образовательного процесса начальной школы.

Разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников

В течение года

Учителя Админи-страция

Повышение педагогического мастерства

Учителя начальных классов и учителя-предметники  начальной школы

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем общения и получения информации по образовательному процессу через сайт школы.

В течение года

Учителя Админи-страция

Интерес к жизни школы, быть в курсе всех дел, владеть информацией.

Учителя

Администрация

Ответственный за сайт

Направление

Мероприятия

Срок

Ответст-венный

Результат

Исполнитель  и ресурсы

Совершенствование МТБ

Открытие мультимедийного класса для работы учителей начальных классов и учителей-предметников с электронными учебными материалами.

К началу следующего учебного года

Директор

Улучшение организации образовательного процесса

Спонсоры

Выявление проблем и пути их решения

Контролирование выполнения всех этапов программы, анализ ситуаций невыполнения, поиск возможных решений и их коррекция.

В течение года

Админи-страция

Улучшение организации образовательного процесса

Временная  творческая группа


Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления

Возможные негативные последствия:

 

  1. Недостаточное финансирование для создания единого информационного пространства школы;    
  2. Необходимость постоянного поиска дополнительных финансовых средств для поддержания МТБ, приобретения программных продуктов, приобретения нового оборудования.
  3. Уход и замена кадров в связи с достижением  пенсионного возраста.
  4. Снижение интереса учащихся к чтению, живому общению с друзьями,    в связи  с доступом к  информации  через Интернет;
  5. Возможность  воздействия негативного Интернета на детей.  
  6. Вред здоровью детей  при невыполнении требований СанПиНа.

Пути преодоления негативных последствий:

  1. Предусмотреть возможность включения обеспечения компьютерной техникой из Федерального бюджета.
  2. Участие в различных конкурсах, привлечение средств спонсорской помощи.
  3. Повышение имиджа школы, привлечение молодых кадров, иметь резерв кадров.
  4. Проведение учебно-воспитательных мероприятий с целью поддержания интереса к традиционным формам обучения и общения.
  5. Применение контентной фильтрации  информации Интернета в школе и дома.  Проведение собраний, бесед с учениками и  родителями о безопасном использовании Интернета.
  6. Неукоснительное выполнение требований СанПиНа, создание комфортных условий  для учащихся при обучении в образовательном учреждении.

Основные индикаторы и показатели эффективности программы

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации образовательной среды к 2016 году

Начальная

школа

Основная

школа

1.Техническое оснащение:

- количество компьютерных кабинетов

1

1

- число учеников на 1 компьютер

1

1

- подключение к Интернет

+

+

- количество ЭОР

120

150

- сканеры

2

3

- принтеры

2

3

- проектор, экран

5

5

- цифровой фотоаппарат

1

1

- цифровая видеокамера

1

1

- компьютер

20

35

- интерактивная доска

1

1

- веб -камера

2

2

2.Обучение педагогов по ИКТ

3

13

3. Наличие доступных рабочих мест, объединенных локальной сетью

20

35

4.Степень доступности

информационных источников

высокая

высокая

5.Введение уроков (факультативов) по информатике в учебный план во всех классах.

+

+

6.Наличие программных средств, инструментов и информационных материалов.

+

+

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды

к 2016 году

Начальная

школа

Основная

школа

7.Использование ИКТ для предметных уроков

+

+

8.Использование ИКТ для индивидуальных дополнительных занятий

+

+

9.Использование ИКТ при выполнении домашних заданий

+

+

10.Использование ИКТ во внеурочной работе

+

+

11.Распространение ИКТ – поддержанных методов и организационных форм учебной работы

+

+

12.Автоматизированный учет

+

+

13.Наличие школьного сайта

+

+

14.Включение  ИКТ в учебные планы и рабочие программы

+

+

15.Введение электронного журнала

+

+

16.Автоматизированное составление расписания

+

+

17.Использование баз  данных

+

+

18.Подготовка отчетов

+

+

19.Организация обмена опыта учителей

+

+

20.Видеосъемка уроков и мероприятий

+

+

21.Проведение открытых уроков, ШМО, педсоветов по ИКТ

+

+

22.Система мотивации и поддержки процесса информатизации

+

+

23.Применение ИКТ в проектной деятельности

+

+

24 .Выпуск школьной газеты с применением ИКТ

+

+

Ожидаемые результаты

        

  1. Повышение качества образования в начальной школе.
  2. Переход на стратегический путь управления школой.
  3. Повышение профессиональной компетентности руководства в области финансово-экономического обеспечения инновационного развития общеобразовательного учреждения в соответствии с задачами модернизации образования.
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  5. Рост внеучебных и учебных достижений учащихся.
  6. Возможность самообразования и самореализации учащихся на базе школы.
  7. Создание единого информационного пространства школы.
  8. Оптимизация условий для подготовки  к уроку через использование информационных ресурсов и технологий: точка доступа, локальная сеть, электронная библиотека.
  9. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.
  10. Обеспечение обратной связи с представителями широкой общественности через сайт школы.
  11. Повышение имиджа школы.

Перспективы дальнейшей работы школы по информатизации образовательного процесса

1.Совершенствование материально-технического оснащения школьного информационно-образовательного комплекса.

2.Введение электронных журналов, дневников

3.Создание системы поддержки информационного пространства школы:

  • 1С: ХроноГраф Школа - система поддержки информационного пространства школы:
  • структура учреждения;
  • учебное планирование;
  • педагогическая нагрузка;
  • организация учебного процесса;
  • тарифицирование
  • МАРК-SQL (автоматизированная информационно-библиотечнаая система- версия для школьных библиотек):
  • Формирование электронного каталога книг, учебников и других информационных источников.
  • Автоматизированный учет выдачи книг.
  • Анализ круга чтения учеников.
  • Расписание ПРО, Ректор
  • Составление расписания уроков.

4.Разработка  программы «Малышкиной школы», в которой  предусмотрено применение ИКТ – технологий на занятиях при подготовке дошкольников.


Приложение 1.    Мониторинг состояния информатизации образовательной среды Дулесовской школы                                                                                                                                                                                                

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент создания

Программы Развития - 2007г

Планируемое состояние

информатизации

образовательной среды

в конце реализации

Программы Развития -2012г

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент завершения

реализации

Программы Развития

2012г.

Результат.

Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе

информатизации образовательной

среды

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

 школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

1.Техническое оснащение:

- количество компьютерных кабинетов

0

1

1

1

0

1

Нет положительной динамики

Результат на том же уровне

- число учеников на1 компьютер

30

31

2

2

26

14

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

- подключение к Интернет

0

+

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Результат на том же уровне

- количество ЭОР

0

20

20

100

0

100

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

- сканеры

0

0

1

2

0

2

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

- принтеры

0

1

1

3

0

3

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

- проектор

0

0

1

2

0

1

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент создания

Программы Развития - 2007г

Планируемое состояние

информатизации

образовательной среды

в конце реализации

Программы Развития -2012г

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент завершения

реализации

Программы Развития

2012г.

Результат.

Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе

информатизации образовательной

среды

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

- цифровой фотоаппарат

0

0

1

1

0

1

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

- компьютер

0

2

3

6

0

5

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

- интерактивная доска

0

0

1

1

0

1

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

- веб-камера

0

0

1

1

0

1

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

2.Обучение педагогов по ИКТ

0

2

3

12

1

5

Положительная

динамики

Положительная

Динамика

3. Наличие доступных рабочих мест, объединенных локальной сетью

0

0

3

6

0

5

Нет положительной динамики

Нет положительной динамики

4.Степень доступности

информационных источников

низкая

низкая

высокая

высокая

низкая

средняя

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент создания

Программы Развития - 2007г

Планируемое состояние

информатизации

образовательной среды

в конце реализации

Программы Развития -2012г

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент завершения

реализации

Программы Развития

2012г.

Результат.

Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе

информатизации образовательной

среды

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

5.Введение уроков (факультативов) по информатике в учебный план во всех классах.

0

+

+

+

+

+

Положительная

Динамика

Результат на том же уровне

6.Наличие программных средств, инструментов и информационных материалов.

0

+

+

+

+

+

Положительная

Динамика

Положительная

Динамика

7.Использование ИКТ для предметных уроков

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

8.Использование ИКТ для индивидуальных дополнительных занятий

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

9.Использование ИКТ при выполнении домашних заданий

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

10.Использование ИКТ во внеурочной работе

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

11.Распространение ИКТ – поддержанных методов и организационных форм учебной работы

0

0

+

+

+

+

Положительная

Динамика

Положительная

Динамика

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент создания

Программы Развития - 2007г

Планируемое состояние

информатизации

образовательной среды

в конце реализации

Программы Развития -2012г

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент завершения

реализации

Программы Развития

2012г.

Результат.

Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе

информатизации образовательной

среды

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

12.Автоматизированный учет

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

13.Наличие школьного сайта

0

0

+

+

+

+

Положительная

Динамика

Положительная

Динамика

14.Включение  ИКТ в учебные планы и рабочие программы

0

0

+

+

+

+

Нет положительной динамики

Положительная

Динамика

15.Введение электронного журнала

0

0

+

+

0

0

Нет положительной динамики

Нет положительной динамики

16.Автоматизированное составление расписания

0

0

+

+

0

0

Нет положительной динамики

Нет положительной динамики

17.Использование баз  данных

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

18.Подготовка отчетов

0

+

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

Набор

индикаторов

информатизации   ОУ

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент создания

Программы Развития - 2007г

Планируемое состояние

информатизации

образовательной среды

в конце реализации

Программы Развития -2012г

Состояние

информатизации

образовательной среды на момент завершения

реализации

Программы Развития

2012г.

Результат.

Наличие или отсутствие положительной динамики в процессе

информатизации образовательной

среды

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

Начальная

школа

Основная

школа

19.Организация обмена опыта учителей

0

0

+

+

+

+

Положительная

динамика

( сайт, интерактивные конференции)

Положительная

динамика

( сайт, интерактивные конференции

20.Видеосъемка уроков и мероприятий

+

+

+

+

+

+

Положительная

динамика

Положительная

динамика

21.Проведение открытых уроков, ШМО, педсоветов по ИКТ

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

22.Система мотивации и поддержки процесса информатизации

0

0

+

+

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

23.Применение ИКТ в проектной деятельности

0

0

+

+

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

24 .Выпуск школьной газеты с применением ИКТ

0

0

+

+

0

+

Нет положительной динамики

Положительная

динамика

Индикаторы определяют значения показателей информатизации  Дулесовской школы. Как видно из таблицы, начальная школа по сравнению с основной школой по большинству индикаторов  не имеет положительной динамики в процессе информатизации образовательной среды.

       

    Представленные данные  дают сравнительную картину содержания и возможных направлений развития информатизации на следующий этап Программы Развития школы, наглядно показывают нам проблему в начальной школе. Поэтому необходимо актуализировать направление повышения информационной компетентности участников образовательного процесса в начальной школе.


Приложение 2.    Открытые уроки с использованием интерактивной доски

2011 – 2012 учебный год

С 12 декабря по 23 декабря  в школе прошел первый этап школьного конкурса на «Лучший урок с использованием интерактивной доски».

SDC12264       SDC12296

12 декабря интерактивно прошел первый урок двухнедельного марафона  - урок Информатики и ИКТ в 9 классе, учитель Шарафутдинова Г.М. Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Урок признан «Самым интерактивным».

SDC12267         SDC12269

13 декабря урок истории в 5 классе, учитель Сухоплюева А.Ф., тема: «Ассирийская держава». На уроке составляли схему-кластер с ключевым словом «Ассирия». На основе составленной схемы, учащимся легко будет составить рассказ по теме. Урок признан «Самым занимательным»

SDC12275       SDC12277

14 декабря урок математики в 6 классе, учитель Санникова З.А., тема: «Нахождение числа по его дроби». Учащиеся на уроке доказали, что «Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения» (Эдисон), таков был эпиграф к уроку. Урок признан «Самым мыслительным».

SDC12278       SDC12281

15 декабря урок литературы в 8 классе, учитель Таначева О.А., тема: «Создание отзыва по структуре». Восьмиклассники и учителя с большим интересом посмотрели красивый и поучительный мультфильм «Жихарка». Урок признан «Самым мультимедийным».

SDC12288      SDC12292

16 декабря урок ИЗО в 1 классе, учитель Вотякова В.В., тема: «Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Бабушка Веретена познакомила ребят с мастерством кружевных умельцев. Затем они сами повторили узоры кружевниц. Урок признан «Самым волшебным».

SDC12295      SDC12293

19 декабря урок физкультуры в 5 классе, учитель Субботина Е.О., тема: «Олимпийские игры». Учащиеся познакомились с атрибутикой, символикой, ритуалом игр, выступили с докладами о победителях зимних олимпийских игр 2010 года. Урок признан «Самым олимпийским».

SDC12303         SDC12302

20 декабря урок немецкого языка в 6 классе, учитель Сибатова Г.Л., тема: «Что делают наши друзья в школе». Учащиеся весь урок говорили, писали на немецком языке. Материал понимают, знают. Получили интересное задание на дом: составить «Расписание моей мечты». Урок признан «Самым творческим».

SDC12305       SDC12310

21 декабря Андреева А.М. проходила аттестацию на I квалификационную категорию. Для комиссии показывала два урока во 2 классе. Урок литературного чтения – тема «Средства создания поэтической речи». Урок математики – тема «Новые признаки задачи». Уроки признаны «Самыми исследовательскими».

SDC12317      SDC12314

22 декабря урок русского языка в 3 классе, учитель Бахтигареева Т.В., тема «Правописание непроизносимой согласной в корне слова». Урок прошел под девизом «У нас все получится!». Ребята учились грамотно писать корень слова. Урок признан «Самым познавательным».

SDC12318     SDC12319

23 декабря урок технологии в 5 классе, учитель Некрасова И.А., тема «Основы машиноведения. Устройство бытовой швейной машины». Учащиеся изучали историю создания машин, устройство, назначение, технику безопасности. Урок признан «Самым практическим».

Приложение 3.   Схема расположения зданий  школы и д/сада

                                                                                У Л И Ц А    

                                                                 

                                    П        П                                                 

                                 Е

                                 Р                           

                                 Е

                                 У

                                 Л

                                 О

                                 К

                                 К

                                 А

                                 М

                                 С

                                 К

                                 И

                                 Й

Т р а с с а     С А Р А П У Л – Н Е Ч К И Н О

Приложение 4.    Распределение  компьютерной техники по кабинетам здания  основной школы 2011-2012 уч.год

Обозначения

  •  - компьютер
  •  - лазерный принтер
  •  принтер, сканер, копир
  •  - интерактивная доска, проектор
  •  - веб-камера


Приложение 5.    Распределение  компьютерной техники по кабинетам  здания  начальной школы на конец 2016 года

        

     Приложение 6. Мониторинг мероприятий, организованных в течение реализации программы.

 


Приложение 7.  Анкеты для участников образовательного процесса

Анкета

определения уровня  ИКТ- компетенции  учителя

Оцените в баллах от 2 до 5 Ваш уровень

баллы

2

3

4

5

1.

Представления  о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях, правилах работы с компьютером и защите информации.

2.

Представления  о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.

3.

Наличие  представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего  образования.

4.

Владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, владение основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

5.

Умение производить ввод текста с клавиатуры и  знание приемов  его форматирования.

6.

Владение навыками сканирования и оптического распознания текста.

7.

Подготовка текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приемы рисования с помощью встроенных инструментов векторной графики.

8.

Умение работать с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты).

9.

Умение построения графиков и диаграмм в среде табличного процессора.

10.

Умение создавать  мультимедийные презентации.

11.

Умение преобразовать форматы графических файлов

12.

Умение производить совместную работу с документами в сети.

13.

Умение производить вывод  документов на печать, запись на CD-диск

14.

Владения простейшими приемами использования аудио, - видео форматами в документах и презентациях.

15.

Умение работать  с электронной почтой.

16.

Умение работать с файловыми архивами.

17.

Представления о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта, представления о структуре web-страницы, простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта.

18

Владения приемами навигации и поиска информации в Интернете, ее получения и сохранения, в целях последующего использования в педагогическом процессе.

19

Умение простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах.

20

Умение работать с шаблонами документов  в текстовом и табличном процессорах.

40  – 50   баллов – низкий уровень

60  – 70   баллов – средний уровень

80 – 100  баллов – высокий уровень

Анкета

использования ИКТ педагогами

Ф.И.О:_____________________________

Предмет: ______________________________________________________

  1. Используете ли Вы ИКТ при подготовке и проведении уроков, внеурочных мероприятий по предмету?
  • да
  • нет
  1. Как часто вы используете ИКТ при подготовке и проведении уроков, внеурочных мероприятий по предмету:
  • ежедневно
  • ежемесячно
  • еженедельно
  1. Какие программные продукты используете и как часто:
  • Word
  • Excel
  • Paint
  • Internet
  • PowerPoint
  • другие __________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Пользуетесь ли Вы электронными пособиями: ___________

Анкета

использования  ИКТ  учениками

Фамилия Имя ( по желанию)

Класс

Любишь читать книги?

  1. Да,
  2. Нет

Есть дома компьютер ?

  1. Да,
  2. Нет
  3. Родители планируют приобрести

 

Сколько времени ты проводишь за компьютером дома?

  1. До 1 часа в день
  2. 1-2 часа в день
  3. 2-3 часа в день
  4. более 3 часов в день

Что больше всего у тебя устает, когда ты работаешь за компьютером?  (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  1. глаза
  2. спина
  3. руки
  4. болит голова
  5. ничего

Используешь ли ты компьютер для подготовки к урокам? ( в том числе поиск информации в Интернете)

  1. у меня нет дома компьютера
  2. да
  3. нет

Пользуешься ли ты Интернетом дома?

  1. да
  2. нет ( но дома есть Интернет)
  3. дома нет Интернета

Какие сайты посещаешь ? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  1. учебные
  2. сайт школы
  3. познавательные
  4. участвую в ON-LINE конкурсах, олимпиадах
  5. игровые
  6. социальные сети(В Контакте, Одноклассники)

Ты имеешь свой собственный электронный почтовый ящик?

  1. да
  2. нет

Пользуешься ли ты поисковым ресурсом? ( Яндекс, Rambler, Google, Mail.ru)

  1. да
  2. нет

Умеешь ли ты пользоваться  цифровым фотоаппаратом( цифровой камерой) ?

  1. да
  2. нет

Умеешь вводить текст? (текстовым редактором WORD, Блокнот)

  1. да
  2. нет
  3. плохо, но умею

Рисуешь ли ты на компьютере?

  1. да
  2. нет
  3. плохо, но умею

Какие уроки кажутся тебе более интересными – уроки с использованием презентаций или без них?

  1. с презентацией
  2. без презентации
  3. все равно

Анкета

определения  отношения к внедрению и использованию ИКТ   родителей

Фамилия Имя Отчество (по желанию)

В каком классе учится Ваш ребенок?

                       1          2         3         4

Ваше отношение к внедрению ИКТ в образование

  1. скорее положительно
  2. скорее отрицательно (не вижу необходимости)
  3. другое

Какие мероприятия с применением информационных технологий  вам известны и предпочтительны ?

  1. урок, с применением новых информационных технологий
  2. выполнение проектов (рефераты, доклады), используя компьютер
  3. подготовка  к уроку, используя компьютер (Интернет, полезные ссылки на сайте школы, рекомендуемые учителем сайты и т.п.)
  4. классный руководитель проводит родительские собрания с использованием компьютера

Ваше отношение к введению «Электронного журнала»

1.скорее  положительно

2.скорее  отрицательно (не вижу необходимости)

3. другое

Посещение Школьного сайта.  

Адрес школьного сайта  http://dulesovo.ucoz.ru   

  1. часто посещаем (в том числе раздел Новости)
  2. очень редко посещаем
  3. не посещаем
  4. нет компьютера или Интернета

Есть ли у Вас дома компьютер?

  1. Да
  2. Нет
  3. Планируем приобрести

Кто пользуется компьютером у Вас дома?

  1. только родители
  2. только дети
  3. родители и дети

Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома? (можно выбрать несколько ответов)

  1. выполняет домашнее задание (поиск информации, рефераты)
  2. поиск информации в Интернете (для саморазвития)
  3. играет ( в т.ч. по сети)
  4. общается в социальных сетях (В контакте, Одноклассники и т.п.)

Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается сидя за компьютером?

  1. да
  2. нет
  3. редко

Когда приобретали компьютер, для чего из перечисленного Вы планировали его использование? (можно выбрать несколько ответов)

  1. помощь/выполнение домашнего задания (поиск информации, рефераты)
  2. поиск информации в Интернете (для саморазвития ребенка, расширение кругозора ребенка)
  3. для игры ( в т.ч. по сети)
  4. общение в социальных сетях (В контакте, Одноклассники и т.п.)
  5. для разработок ученических или самостоятельных проектов (видео, сайт, презентации, фотоальбом, рисует и т.п.)
  6. планировали только работу взрослого (в том числе работа в Интернете)

Сколько времени в день проводит ребенок за компьютером?

  1. до 1 часу в день
  2. 1- 2 часа в день
  3. 2-3 часа в день
  4. более 3 часов в день

Как часто Вы контролируете время, проведенное ребенком за компьютером – и его продолжительность?

  1. ребенок сам себя контролирует
  2. мы не контролируем время
  3. контролируем и продолжительность, и время

На что ребенок жалуется после того как поработает за компьютером?

  1. устали глаза
  2. голова болит
  3. спина болит
  4. рука, кисти рук
  5. раздражение на окружающих, стресс и нервные расстройства
  6. ни на что не жалуется

Волнует ли Вас вопрос безопасности в Интернете?

  1. да
  2. нет
  3. что конкретно?

Какие проблемы, негативные последствия могут, по Вашему мнению, возникнуть с присутствием дома компьютера? (можно выбрать несколько пунктов)

  1. ухудшение здоровья, вредное воздействие на психику
  2. появление зависимости от компьютера, от компьютерных игр
  3. слишком большая трата свободного времени, отвлечение от более важных дел
  4. ослабление контактов со сверстниками
  5. в Интернете много ненужной, вредной информации, особенно для детей
  6. ослабление семейных контактов из-за проведения свободного времени за компьютером
  7. ссоры в семье из-за возможности пользования компьютером

С какими позитивными моментами Вы согласны? (можно выбрать несколько пунктов)

  1. компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию...
  2. ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий
  3. развивающие (обучающие) игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре (и таким образом обучать), чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры (только на бумаге - без какого либо привлечения компьютера)

Необходимы ли для Вас  курсы  по ИКТ- грамотности?

  1. да
  2. нет

Литература

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182/
  2. ФГОС-Начальная школа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661
  3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред.  Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
  4. Материалы сайта http://interaktiveboard.ru «Интерактивная доска в начальной школе»
  5. Матрос Д. Ш. Построение информационно-образовательной среды начальной школы в условиях стандарта нового поколения // ИТО-РОИ-2010/ http://ito.edu.ru/sp/SP.html
  6. Цветкова М. С. Информационные технологии в межпредметной деятельности учащихся начальной школы.

 // ИТО-РОИ-2011/ http://ito.edu.ru/sp/SP.html

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: ВАКО. – 2007.

  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г.
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
  4. Путеводитель для преподавателей по миру современных информационных технологий -Электронный университет- 2008.
  5. Концепция современной учебной среды…// Мы учимся -2011.- №5

МКОУ Дулесовская основная общеобразовательная школа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

MimioTeach MimioTeach — компактное и недорогое решение, позволяющее использовать в качестве интерактивной доски обычные маркерные и меловые доски. Интерактивная приставка MimioTeach была создана учителями и для учителей, поэтому обучиться работать с этой приставкой очень просто. Легкость установки и полнофункциональное программное обеспечение позволяют начать активно использовать MimioTeach на уроке.

Слайд 3

Традиционные интерактивные доски громоздки и дороги, каждую доску можно использовать только в одном классе. Приставка MimioTeach компактна, ее легко переносить из класса в класс, а по окончании урока можно забрать с собой и хранить в учительской. MimioTeach технологически полностью соответствует возможностям обычных интерактивных досок, а часто и превосходит их. Интерактивная приставка комплектуется мощным и удобным в использовании программным обеспечением Mimio Studio , которое позволит вам быстро и увлекательно создавать собственные интерактивные уроки или воспользоваться уже имеющимися у вас. Также к вашим услугам богатая коллекция шаблонов и заготовок.

Слайд 4

Оборудование

Слайд 5

Инструкция по установке MimioTeach Установка программного обеспечения - MimioStudio 7

Слайд 6

Вставьте диск Mimio Studio - Открыть-Папка « presentation »- откроется окно Mimio Studio Setup- выбрать Установка программы- «далее»-согласится с лицензионным соглашением и т.д. до «готово»

Слайд 7

1. Выньте все устройства из упаковки . 2. Установите программное обеспечение - MimioStudio 7 3 .Подключите кабель USB к порту USB на адаптере источника питания. 4 . Другой конец кабеля USB к порту USB на панели MimioTeach . Вставьте адаптер в розетку. 5 .Подготовьте стилус к работе. Отделите верхнюю часть стилуса от корпуса. Поверните её несколько раз против часовой стрелки. Снимите со стилуса пластиковую полоску. Установите верхнюю часть стилуса на корпус и поверните её несколько раз по часовой стрелке для закрепления 6 . Поместите панель MimioTeach вдоль левого края доски. 7 . Стилус заряжается при стыковке с гнездом на левой стороне MimioTeach . Стилус снабжен литиево-ионным аккумуляторами. Подзарядка аккумулятора начинается всякий раз , когда стилус размещается на панели MimioTeach . Сохраняет заряд 8-10 часов. Время полной зарядки: 3 часа. Две кнопки на стилусе активируют следующие функции: нажатие правой кнопки и инструменты MimioStudio . 8 . Подключите концентратор Mimio Hub к доступному USB порту компьютера 9 . Для использования интерактивного режима необходим также проектор, который соединен кабелем VGA с компьютером. Спроецируйте изображение рабочей среды на доску. Скорректируйте расположение проецируемого изображения так, чтобы между краем изображения и устройством MimioTeach оставалось пространство 5-8 см. Нажмите стилусом в любом месте доски. Интерактивный режим будет запущен, после чего появится окно калибровки 10 .Нажмите кнопку «Интерактивный режим» на панели MimioTeach и проведите калибровку. Нажмите стилусом Mimio Teach в центре каждой из девяти целевых точек калибровки, отображаемых на доске. При нажатии держите стилус перпендикулярно поверхности доски. При каждом нажатии целевая точка калибровки исчезает и появляется следующая. После завершения калибровки соответствующий экран исчезает , при этом активируется интерактивный режим. MimioTeach Инструкция по установке

Слайд 8

http://www.mimioclass.ru/mimioteach.htm -Сайт «Интерактивное оборудование для вашей школы» http://video.yandex.ru/users/mimioclass/view/7- видеуроки http://mimio-edu.ru/projects - русскоязычное сообщество MIMIO - список проектов – более 400 уроков по различным предметам Полезные ссылки

Слайд 9

Переходим к практической части мастер-класса Успехов в освоении новых технологий!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Galina\Desktop\фон\военная тематика_ 18 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\book2.jpg

        

Организация информатизации сельской школы:

обобщение опыта МКОУ Дулесовская ООШ

Шарафутдинова Гэльсиудэр Магсумовна – заместитель директора по информатизации,

учитель информатики МКОУ Дулесовская ООШ

        

                                                                        Удмуртской республика,

                                                                  Сарапульский район

 д. Дулесово ,пер.Камский , 3

Организация информатизации сельской школы: обобщение опыта МКОУ Дулесовская ООШ

Информатизация в нашей школе началась  в 2001 году, когда было принято  Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630
"О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

Согласно этого постановления была принята программа, целью которой было создание и развитие в  Российской  Федерации  единой образовательной  информационной среды.

  Первый  этап  реализации этой программы - 2001 год     (поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор  прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация  подготовки  учителей  сельских   школ к работе с информационными  технологиями в образовании).

В нашу школу поступили два персональных компьютера: рабочее место учителя, рабочее место ученика, матричный принтер, программное обеспечение Windows 97. В те далекие времена для школы  это стало сенсацией. Появилась острая необходимость в кадрах по освоению нового оборудования и введения предмета «Информатика» в образовательную программу в 8-11классах. В начальный период освоением программы занимался учитель математики .

Второй этап - 2002-2003 годы  (разработка стратегии и  методологии   реализации   Программы,  организация   федеральной  системы           информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений  средствами   информатизации  и  доступа  к  информационно-образовательным  ресурсам,  разработка  современных  электронных учебных материалов и их экспериментальное апробирование, разработка программ, учебных планов  и  материалов)  

Школа была оснащена  первыми дисками ЭОР «Кирилл и Мефодий». На данном этапе продолжила работу в школе специалист по вычислительной технике, пришедший с завода, который имел достаточную подготовку для преподавания информатики,  т.к. прошел специальную курсовую подготовку  и много занимался самообразованием. Методическим советом принято решение об организации факультативных занятий  по информатике, начиная с 5 класса. Составлены учебные  планы, разработаны календарно-тематические планы. Также организована работа кружка «Информатика». Ученики с огромным интересом осваивали работу на компьютерах в школе, т. к. не было возможности заниматься дома.

Третий этап - 2004-2005 годы (завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация   системы   технического   обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная  переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических   кадров, создание системы открытого  образования на основе дистанционных технологий обучения).

В школе вопросами освоения нового программного обеспечения технического обслуживания, внедрения электронных учебных материалов занимался учитель информатики.

С принятием  Государственного образовательного стандарта 2004 г, важной особенностью которого является то, что во всех школьных предметах рекомендовано использование ИКТ, возникает необходимость в овладении  учителями основами компьютерной грамотности.  Обновлено содержание предмета «Информатика и ИКТ».

Началась работа по обучению компьютерной грамотности педагогов школы. Организованы школьные и районные курсы по обучению учителей – предметников навыкам работы с компьютером.

2005-2008 годы. В России на основе международного опыта реализован проект при поддержке Всемирного банка «Информатизация системы образования» Его основная цель — выявление и внедрение новых образовательных моделей обучения детей в информационной среде школы на системной основе.

Важнейшим результатом проекта явилась Еди ная Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection. edu.ru в свободном доступе для всех школ страны.

В декабре 2006 года по договору с Волготелекомом наша школа была подключена к Интернету, что позволило школе начать  и продолжать активно применять  ЦОР в своей работе.

Доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий, составила 50 процентов.

В декабре 2007 года компания Майкрософт и Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации заключили лицензионное соглашение на использование пакета ПО Microsoft на компьютерах всех общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, а также на домашних компьютерах учителей в рамках проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2009 годах». Согласно данного соглашения школа получила  пакет лицензионных программ под названием «Первая Помощь», который значительно расширил возможности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

2006-2008 и 2009-2010 годы охватывают два этапа Федеральной целевой про граммы развития образования  (ФЦПРО)

Дооснащение новыми компьютерами  классов сельских школ, дооснащение школ компьютерными рабочими местами для администраторов и учителей, наполнение Интернет-коллекции http://fcior.edu.ru по всем предметам государственного образовательного стандарта, развитие информационных систем управления школой,  документооборота, информационной поддержки школ (сеть региональных образовательных порталов), новые механизмы экономического развития школьного дела, усиление социальной роли профессии учителя — таковы ведущие направления развития школьного дела в России в этой программе.

В нашей школе за эти годы пополнился компьютерный парк :

  • благодаря работе администрации нашей школе была оказана спонсорская помощь и были приобретены два персональных компьютера и ноутбук ;
  • благодаря ФЦП «Компьютеризация» матричный принтер был заменен на лазерный НР-1022.

Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ повлекло внесение в 2009 г. общих для все учителей ИКТ требований в единые квалификационные требования (ЕКТ).

С началом реализации ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. сельские школы столкнулись с рядом серьезных проблем. Мониторинг ИКТ-технологий  в школах показал, что для качественной реализации ФГОС НОО  условия недостаточны, а именно недостаточна материально-техническая база, недостаточная подготовка педагогических кадров в области применения ИКТ и преподавания предмета «Информатика» в начальном звене.

В 2009 году начинается новый этап информатизации школы.

  Наши учителя продолжают обучение на курсах повышения квалификации по ИКТ. К 2010 году базовым уровнем ИКТ-компетентности владеют все педагоги школы.

 Администрация школы проходит курсы повышения квалификации, где изучают информационно – коммуникационные технологии в управлении и начинается активно применение ИКТ в административной деятельности:

  • Проведение педсоветов и совещаний с использованием ИКТ;
  • Нормативно – правовая документация;
  • Отчеты;
  • Школьная документация;
  • Методическая работа;
  • Мониторинг учебной и воспитательной работы

Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы).

В 2010 году массовое распространение получило развитие школьных сайтов. По инициативе районного руководства была выдвинута идея создания школьных сайтов и в нашем Сарапульском районе. Нашли бесплатного провайдера и в 2010 году был создан школьный сайт, который поддерживался 3 года.

В рамках развития и наполнения школьных сайтов  в районе были организованы различные конкурсы, такие как:  «Лучший интерактивный сайт», «Дистанционный конкурс на лучшее самоуправление», «Конкурс библиотечных ресурсов на сайте» и т.д.

4 февраля 2010 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-271 утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». «Наша новая школа» - это программа модернизации российского образования.

В рамках проекта осуществляется мониторинг образования ННШ по различным показателям развития образования. Это и переход на новые образовательные стандарты, и сведения о выпускниках, и система поддержки талантливых детей. Это и оснащенность, и благоустройство школы, и аттестация учителей и прочего персонала, и дистанционное обучение  и многие другие показатели программы модернизации российского образования. Наша школа активно включилась в этот проект.

В 2010-2011г.г. парк компьютерной техники школы расширяется: в библиотеке появляется первое многофункциональное устройство ; оснащается кабинет директора персональным компьютером и МФУ ; открывается лекционный класс, который оснащен  первым проектором , интерактивной доской и ноутбуком.

Появление интерактивного оборудования позволило учителям-предметникам проводить интерактивные уроки, создавать собственные разработки уроков , участвовать в различных конкурсах муниципальных, региональных ит.д.

Для того, чтобы поддержать учителей-предметников в новом начинании в школе проведен конкурс «Лучший ИКТ-урок с применением интерактивной доски». В конкурсе участвовали 100% учителей. На конкурс были представлены методические интересные разработки уроков, которые впоследствии были размещены на страницах РМО и других сайтов.

Формы применения ИКТ в учебном процессе различны:

  • Презентации;
  • Тестирование;
  • Цифровые образовательные ресурсы (диски);
  • Электронные учебники;
  • Компьютерное моделирование.

Для повышения качества образования педагоги используют Интернет и электронную почту.

Началось активное применение ИКТ в воспитательном процессе. Начал  работу школьный пресс-центр. Оживилась работа школьного самоуправления. В дистанционном районном конкурсе по школьному самоуправлению   школа становится  победителем, за что получала засуженную награду и первое пополнение материально-технической базы (DVD-проигрыватель).

Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы). На основе районной сети организован электронный документооборот.

В то же время имеются ряд причин, осложняющих процесс информатизации:

  • Недостаточное техническое оснащение, возникла необходимость в оборудовании рабочего места с компьютером в каждом кабинете
  • Недостаточное оснащение учебно – методических комплектов по ИКТ.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях единой современной информационной образовательной среды.

В школе был проведен мониторинг состояния информатизации образовательной среды с 2007 по 2011 год в результате которого было выявлено, что начальная школа  по сравнению с основной школой по большинству индикаторов не имеет положительной динамики. Представленные данные дали сравнительную картину содержания и возможных направлений информатизации на следующий этап Программы развития школы, наглядно показали нам проблему в начальной школе.

В 2011 году директорм Таначёвой О.А и учителем информатики Шарафутдиновой Г.М. разработана программа «Современная информационная среда   начального образования» МКОУ Дулесовской основной общеобразовательной школы на 2012 – 2016 годы»»

Цель программы : Создание условий для повышения качества образования в начальной школе через формирование  информационной  культуры педагогов, учеников, родителей и активное  использование   информационных технологий в учебном и воспитательном процессах в условиях перехода на новые образовательные стандарты  при значительном изменении технической оснащенности. 

Данная программа была представлена на республиканский IT-конкурс, где получила диплом 3 степени и в награду комплект интерактивного оборудования: интерактивную приставку МИМИО и проектор.

В 2012 году рамках проекта «Школьные информационные библиотечные центры» наша библиотека была оснащена новым оборудованием – это два моноблока, которые позволили ученикам школы обеспечить возможность свободного доступа к информационным образовательным ресурсам .

В рамках ФЦПРО  из фонда президента школа получила интерактивное оборудование для начального звена: интерактивные доски 3шт, проекторы 3шт., ноутбуки 3шт., цифровые микроскопы 2шт. Оснащение школы современными средствами ИКТ позволило широко внедрять новейшие информационные технологии в учебный процесс, повысило мотивацию учеников к учебе, позволило производить различные исследования, а тем самым  повысить  и качество образования.

Одним из основных направлений программы информатизации в республике в 2012 году было построение и развитие единой информационно-образовательной среды Удмуртской Республики на основе портального решения.

В настоящее время для повышения уровня качества и доступности образования, информационно-методической поддержки деятельности ОУ, формирования имиджа  школы,  сайт МКОУ Дулесовская ООШ размещен на образовательном портале УР. Современная информационно- образовательная среда школы  выступает как элемент единой информационно- образовательной среды Удмуртской Республики.

 В республике создана  АИС –Мониторинг образования  для централизованного сбора сведений и отчетов о деятельности ОУ в которой наша школа представляет все сведения  и отчеты о своей работы.

Для обеспечения  сбора и анализа информации о текущей успеваемости и посещаемости учащихся и предоставление возможности родителям контролировать обучение детей, внедрена АИС «Электронный дневник». В школе с 2016-2017 учебного года введен безбумажный вариант классного журнала.

Администратором школьного сайта и электронной школы  является учитель информатики Шарафутдинова Г.М.

В 2015-2016 учебном  году разработана первая «дорожная карта» по информатизации в школе, по итогам реализации которой  школа вышла на первое место в районе. В качестве поощрительного приза школе был вручен персональный компьютер.

В настоящее время школа имеет достаточно хорошую материально-техническую базу для информатизации образовательного процесса , что позволяет учителям и ученикам  активно участвовать в различных международных конкурсах, проектах российского, регионального , муниципального уровней. Учителя  активно изучают различные формы организации дистанционного обучения учащихся. На базе школы создана инновационная площадка по информационной безопасности

Совершенствования системы общего образования продолжается .  В Сарапульском районе,  в частности в  нашей школе разработана «дорожная карта информатизации на 2016-2020г.г.» которая отражает дальнейшее развитие школы в плане информатизации образования.

В заключении хочется отметить поддержку правительства РФ, правительства УР, администрации нашего района  в таком важном  и перспективном направлении развития образовании, что в конечном итоге приводит к воспитанию культурного, грамотного, интеллектуально-развитого человека «нового поколения».