Открытое занятие для старшеклассников
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Школа Лидера» по проблеме толерантности.
Час общения «Я и МЫ»
Тип занятия: комбинированный.
Цель: воспитание у подростков толерантности, как способности к уважению и принятию людей с различными обычаями, традициями, стереотипами поведения.
Задачи:
- формировать навыки самопознания, рефлексии, критичного отношения к своим поступкам, мыслям, образу жизни;
- воспитывать готовность принять других такими, какие они есть, и способность к творческому взаимодействию на основе согласия;
- формировать способность самостоятельно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений и противостоять экстремистским настроениям толпы;
- воспитывать готовность к признанию многообразия человеческой культуры, норм поведения, вероисповедания;
Ход занятия:
Воспитанники рассаживаются полукругом, так, чтобы всем было хорошо видно друг друга и педагога. При входе они получают карточки нескольких цветов, позднее по карточкам они будут объединяться в пары или группы для выполнения задания. Наглядные пособия на столе с фотографиями разных людей – грустных и весёлых, русских и американцев, белокожих и чернокожих и т.д.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые ребята… Здравствуйте говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая друг другу здоровья и благополучия. Мы подаём при встрече друг другу руку, приподнимаем шляпу… А как ещё можно поздороваться с другим человеком?
Ребята предлагают варианты приветствия других людей.
Педагог: Замечательно! Как приятно, когда люди так хорошо приветствуют друг друга. А скажите, пожалуйста, по каким приметам среди огромного количества живых существ на планете мы находим себе подобных, узнаете человека? Ведь люди, живущие на планете, очень разные. Что же объединяет, «делает человеком» 75-летнего француза, 15-летнюю шотландку, 100-летнего грузина, 5-летнего японца и др.?
Участники сначала называют общие качества человека,
затем переходят к более сущностным.
Педагог: Действительно, людей много объединяет. Но мы и очень разные. И чтобы понимать друг друга, нам, наверное, нужно время от времени повнимательнее присматриваться друг к другу. Вот сегодня я хочу предложить вам для начала повнимательнее присмотреться к своим друзьям. Вы вместе посещаете кружок, но хорошо ли вы знаете друг друга?
Проводит игру «Встаньте те, кто…» Педагог просит встать по сигналу тех, у кого есть та особенность, которую она называет. Затем предлагает ребятам вспомнить, кто и по какому поводу чаще всего вставал. Сначала это могут быть простые, внешние признаки (те, кто считает себя добрым, кто может всегда помочь другому).
Педагог: Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом здесь сидящих можно узнать много нового. Я предлагаю вам сегодня ответить на 5 вопросов. Ответив на них, мы поймём, насколько хорошо мы можем понимать других людей.
Педагог (психолог) проводит тренинг по 5 вопросам
и комментирует ход упражнений.
- Вопрос 1 «Умеем ли мы слышать друг друга» (упражнения: «Испорченный телефон», «Рисунок по инструкции»).
- Вопрос 2 «Умеем ли мы видеть друг друга» (упражнения: «Клякса», «Описание друг друга в парах»).
- Вопрос 3 «Умеем ли мы чувствовать друг друга» (упражнение : «Пойми моё настроение»).
- Вопрос 4 «Умеем ли мы понимать друг друга» (упражнения «слепец и поводырь», «Два желанья на троих»).
- Вопрос 5 «Знаем ли мы себя»(упражнение: «Волшебный стул»)
Психолог проводит с воспитанниками тестирование
(опросник «Толерантная личность»)
Педагог: Ну что ж, дорогие друзья! Наше занятие подходит к завершению. Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому человеку очень важно знать и помнить всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя. Я хочу, попросит вас в завершение нашего занятия нарисовать свой портрет. И не обязательно в нём делать сходство. Пусть он выражает вашу сущность, то, как вы себя сами воспринимаете.
Воспитанники рисуют, затем можно устроить выставку «Я во мне»
Опросник.
«Толерантная личность»
1. | Как ты считаешь, в твоей личности больше достоинств или недостатков? | достоинств | недостатков | не знаю |
2. | А как считают твои родители? | достоинств | недостатков | не знаю |
3. | Чувствуешь ли ты поддержку родителей? | да | не знаю | нет |
4. | Друзей? | да | не знаю | нет |
5. | Часто ли в твоих неприятностях бывают виноваты другие? | нет | не знаю | |
6. | Считают ли тебя ответственным человеком? | де | не знаю | нет |
7. | Друзья? | да | не знаю | нет |
8. | Считаешь ли ты, что любое событие, ситуацию нужно оценивать как хорошую или плохую? | нет | не знаю | да |
9. | Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов или ты считаешь своё мнение более важным? | готов выслушать | не всегда | их мнение мне не интересно |
10. | Часто ли ты прислушиваешься к авторитетному мнению? | не всегда | часто | всегда, когда надо принимать решение |
11. | Кто является для тебя авторитетом? | родители | друзья | учителя |
12. | Любишь ли ты порядок в вещах? | не очень | да | стараюсь всегда держать вещи в порядке |
13. | Позволяешь ли ты копаться в своих вещах родителям, братьям, сёстрам? | да | иногда | никогда |
14. | Хорошо ли чувствуешь настроение, чувства других людей? | да | не всегда | не очень |
15. | Есть ли у тебя чувство юмора? | да | когда хорошее настроение | не люблю смеяться над собой |
Пожалуйста, отметьте крестиком нужный вариант ответа.
Благодарим за сотрудничество!
Занятие кружка «Школа Лидера»
«В объективе молодых проблемы города»
Тип занятия: дискуссия за круглым столом.
Цель: Утверждения в сознании подрастающего поколения патриотических ценностей, взглядов, идеалов, социальных позиций.
Задачи:
- формирование социальной позиции подрастающего поколения по отношении родного города ;
- формирование становления моральных и этических ценностей, патриотизма.
Педагог: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня в ходе акции «Я люблю тебя мой город» мыс вами собрались на дискуссию за круглым столом «В объективе молодых проблемы города».
Город рассматривается современными специалистами как сложный, системный, многоуровневый объект, раскрывающийся в социокультурной перспективе. Город – это социокультурный организм, имеющий внутренние закономерности развития, выступающий как саморазвивающееся целое. Горд Гуково – тип поселения, для которого характерны разбросанность посёлков от центра, высокая плотность населения на ограниченной территории: высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная этническая структура населения.
Основными признаками малого города можно считать количество жителей, наличие исторического прошлого, занятость населения в несельскохозяйственных сферах, специфический социально-психологический климат. Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации в малом городе несут отпечаток сельского образа жизни, тогда как в целом стиль жизни ориентирован на городской.
Город Гуково принадлежит к типу малых городов. Он основан в 1963 году на территории, в которой расположены залежи угля, что, предопределило развитие социально инфраструктуры, напрямую зависящей от предприятий по добыче угля. В настоящее время это производство свёрнуто. Из 20 шахт действует только 7. Данное обстоятельство существенно повлияло на сокращение рабочих мест, (что привело к безработице, резкому снижению уровня жизни, сокращению социально-культурных программ, оттоку высококвалифицированных специалистов, изменению структуры досуга взрослых и молодёжи, нарастанию социальной напряжённости в городе ).
В городе действует музей шахтёрской славы, пять ДК, 1 дворец спорта, 8 библиотек, 1 ДДТ,2 КПУ, институт экономики и права, 2 специализированных лицея, 1 ГГТ, 14 общеобразовательных школ, военно-патриотический клуб десантников «Русич».
В то же время образ жизни горожан накладывает отпечаток на структуру отношений взрослых к детям. Это проявляется в том числе, в стремлении дать детям определённый уровень образования или престижную профессию. Так, по данным исследований, больше времени отводят посещению факультативов и чтению, дольше выполняют домашнее задания, что объясняется так же:
- влиянием более высокой учебной мотивации школьников, связанной отчасти с их стремлением поступить в институт в другом городе (ближайшем крупном городе);
- более высокими требованиями и контролем со стороны учителей, сохранением в малых городах традиционной системы ценностей, сохранением в малых городах традиционной системы ценностей (образованность, культура);
- тем, что в малых и крупных городах существенно различается характер досуга (меньше возможностей посещать музеи, театры и т. п.; менее распространены аудио и видео техника, компьютеры из-за более низкого уровня дохода населения ).
Одну из проблем, которую мне бы хотелось с вами обсудить – это проблема досуга, то есть, чем и как себя занять в свободное время. Когда подростку нечем себя занять, он идёт на улицу и как следствие асоциальные поступки. Это проблема является социально-педагогического и социально-психологического характера. Поэтому подростку нужно, вовремя показать альтернативу, которая подскажет правильное направление для реализации своих интересов и становления жизненной позиции, самостоятельной и здоровой личности.
Как показывает опыт, деятельность Дома детского творчества помогает реализовать себя детям и подросткам с 6 до 18 лет. При поддержке администрации города во главе с мэром В. В. Шубиным, заведующего Отдела образования Т.П. Сидненко, министерства образования Ростовской области в 2006 году был проведён капитальный ремонт ДДТ, обновлены комнаты, новый и красивый зрительный зал, компьютерное оборудование. Созданы все условия, чтобы всем воспитанникам было уютно и комфортно в стенах нашего учреждения. По 6-ти различным направлениям у нас работают около сорока педагогов. Двери ДДТ открыты для всех желающих найти своё место и дело по душе.
Итак, мы с вами обсудили одну из существующих проблем. Мне бы хотелось услышать, какие проблемы на ваш взгляд более актуальны в нашем городе?
Воспитанники перечисляют проблемы города:
- Досуг молодёжи;
- Игровые автоматы;
- Экология;
- Здоровый образ жизни и т.д.
А сейчас я предлагаю заняться вам социальным проектированием.
Педагог делит воспитанников на творческие группы, каждая группа определяет тему «своего» социального проекта, защита проектов