консультации для родителей и педагогов

Овчаренко Елена Сергеевна

добрый день, уважаемые родители и педагоги! здесь вы можете ознакомиться с консультациями подготовленными специально для вас, если остаются какие то вопросы, пожалуйста пишите мне в гостевую страницу я с радостью отвечу на все ваши вопросы! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр»


С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Все мы от природы музыкальны. Об этом должен знать каждый взрослый! Именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. 
«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание» — пишет о развитии ребёнка педагог и психолог Масару Ибука, автор книги «После трёх уже поздно». 
Время, которое не было использовано для формирования интеллекта, развития творческих, музыкальных способностей ребенка, будет безвозвратно потеряно. 
Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если ваш малыш пока не хочет петь или танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, вам покажется далеким от совершенства, а движения смешны и угловаты. Не расстраивайтесь! Количество накопления обязательно перейдёт в качество. Для этого потребуется время и терпение. 
Не «вешайте» своему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать и фантазировать в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. 
Постепенно, у детей в процессе музыкальной деятельности, формируются способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память. Опыт показал, насколько полезно вовлекать детей в их самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. 
Организованная музыкальная деятельность в детском саду способствует развитию интереса, фантазии, непосредственности в пении, игре, танце. В свободное время, дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления в группе. 
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Основное назначение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе музыкальной деятельности. 
Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. 
Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. 
Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. 
Родители должны знать, что для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, где бы ребенок мог самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкальные игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением. Необходимо создать ребенку эти условия. В настоящее время выбор игр, детских музыкальных инструментов, дисков, музыкальных файлов в интернете очень велик. Организовывать музыкальные игры нужно под руководством взрослого, иначе не будет результата. Можно поучаствовать в игре вместе с ребенком, помочь ему, оказать поддержку. Но не больше! Детям предоставляется право быть самостоятельными. Практика показывает - чем больше доверяешь, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее становятся дети. Ребёнку обязательно следует предоставить возможность самому выбрать игру, распределить роли, инструменты. 
Совместные игры родителей и детей. 
"Слушаем музыку".
Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. 
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы) .
Ход игры: дети и взрослые рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. 
«Догадайся, что звучит»
Цель: развивать слуховое внимание, музыкальную память, закреплять знание музыкальных инструментов. 
Игровой материал: детские музыкальные инструменты. 
Ход игры: взрослый, с музыкальными инструментами, звучание которых хорошо известно детям, садится сзади. Играя поочерёдно на инструментах, предлагает ребёнку определить, что звучит? 
«Дудочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики, активация мышц губ. 
Игровой материал: аудиозапись со звучанием дудочки (по выбору) .
Ход игры: взрослый (показывая дудочку губами, говорит «Посмотри, какую дудочку я могу сделать губами».
Под музыку вытягивают губки» «дудочкой играет», на окончание звучание музыки губы приводят в нормальное положение. «Дудочка замолчала».
«Воробышки».
Цель: развивать образное мышление, самостоятельно начинать движение и менять его с окончанием музыки. 
Игровой материал: аудиозапись по выбору. 
Ход игры: Дети стоят на своих местах – «в гнездах». 
Утром воробышки просыпаются – потягиваются, 
расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят. «Полетели» под музыку, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, дети быстро занимают свои места-«в гнёзда»
«Космонавты».
Цель: воспитывать интерес к музыкальным играм, учить ориентироваться в пространстве. 
Игровой материал: обручи или мел для рисования кружков, аудиозапись по выбору. 
Ход игры:
В разных концах площадки или комнаты кладут 4 – 5 больших обручей (или чертят круги). Это – посадочные места ракет, готовых
отправиться в полет. Кружки можно обвести контурами ракет. Дети и взрослые берутся за руки, идут по кругу (под музыку) и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, 
На какую захотим – на такую полетим! 
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет! 
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее
занять места (вбежать в кружок, обруч) в одной из ракет. 
Опоздавшие игроки, собираются в центре круга, а занявшие места объявляют свои маршруты (например: Земля – Луна – Земля; Земля – Марс – Земля и т. д.) . Затем все собираются в общий круг, берутся за руки. 
Игра повторяется несколько раз. 
Список используемой литературы:
1. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль, Академия развития, Академия К0, 1998.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - С-Пб, Союз, 1997.
4. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. - М., 1971.
5. Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новосёловой – М. : Просвещение, 1989.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре – М. : Просвещение, 1982.



Предварительный просмотр:

  Рекомендации родителям по прослушиванию детских песен дома.

Основы культуры человека закладываются с раннего возраста. Различны и разнообразны области культурного наследия, с которым знакомятся дети с первых шагов своей жизни. Ориентиром тут должны быть два принципа: художественность произведения и его доступность, для понимания ребёнком. Несомненно, что эти принципы, при организации музыкального воспитания в детском саду, выдерживаются.

                                   А ДОМА?

     Родители многое могут сделать в развитии у ребёнка интереса к музыке. Желая  порадовать ребёнка, поощрить его прилежание, старательность, родители делают сыну или дочери разные подарки. Подарок должен соответствовать возрасту ребёнка, вкусам и интересам и в то же время – помогать развитию музыкальных способностей. Опыт показывает, что дошкольники очень радуются музыкальному подарку. Что это может быть? Сюжетная игрушка с музыкальным оформлением, детский музыкальный инструмент \ металлофон, арфа, детское пианино, дудочка, барабан и т.д.\, музыкальный диск или аудиокассета с детскими песнями.

      Дома ребёнок получает обилие музыкальных впечатлений для эмоциональной разрядки, а именно: по радио, телевидению, в кино и театре. Следует предоставлять малышам возможность больше слушать детские музыкальные произведения, передачи.  Каждый родитель радуется, глядя, как его малыш с удовольствием вытанцовывает Па под современную эстрадную песню, пародируя  какого – либо певца или самих родителей. Включая тяжёлые взрослые песни русских и зарубежных музыкальных групп, родители даже не подозревают, что у ребёнка нарушается психика, он становится нервным, дёрганным и плаксивым. Он боится громкого включения музыкальных произведений, которые нравятся его родителям, забиваясь в угол комнаты или дивана. А родители, в свою очередь, не понимают злобного и неадекватного поведения ребёнка, после прослушивания песен в стиле рок и панк, когда они к нему обращаются.

     Не каждый родитель знает, что  очень важно, чтобы ребёнок не перегружался музыкальными впечатлениями. Для этого надо делать строгий отбор музыкальных произведений, который соответствует возрасту их ребёнка. Например:

Детям от 3 – 5 лет.

  1. «Детские песни» \ ансамбль «Колокольчик». Для детей и их родителей\
  2. «Светлые сны»
  3. «Сказочный домик»
  4. «Детская дискотека»
  5. «Сказки феи» \ очаровательные песенки для малышей\
  6. «Зимние песенки» \ песни из советских мультипликационных фильмов\
  7. «Детский альбом» \ классическая музыка П.И.Чайковского\
  8. «Танцы для детей» \ танцевальные мелодии для детей 3-5 лет\
  9. «Во поле берёзка стояла» \ слушание музыки для музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста\

Детям от 5- 7 лет.

  1. «Синий – синий василёк» \ песни Н.Тимофеевой для детей 4-8 лет\
  2. «Я самый счастливый» \ песни Е.Челноковой  для детей 5-10 лет\
  3. «Город детства» \ детский театр песни «Светофор»\
  4. «Детский хит - парад» \ песни для детей любого возраста\
  5. «Раз, два, три» \ песни и танцы А.Варламова для детей \
  6. «Звёздочки в саду» \ Песни и караоке М.Парцхаладзе для дошкольников\
  7.  «Не устаём удивляться» \ песни С.Елизаровой – лауреата международного конкурса «Радуга» \
  8. «Спой нам, ветер» \ слушание музыки для музыкального воспитания для детей младшего дошкольного возраста\

     Эти аудиокассеты, малая толика музыкальной продукции для прослушивания детьми дошкольного возраста, выпускаемой студией «Весть - ТДА», которую  я рекомендую приобретать в различных магазинах нашего города.

      Также, очень важно побуждать малыша к самостоятельным проявлениям детского творчества. Дети, прослушивая не один раз полюбившуюся песню, захотят спеть её вам в сольном исполнении, а так же пропеть вместе с вами дуэтом. Пожалуйста, не отказывайте ему в этой просьбе. Сейчас, когда вы так необходимы вашему ребёнку, дайте ему возможность общаться с вами ежеминутно: играть в игры, ставить кукольные постановки, читать стихотворения и сказки различных писателей и, конечно же, петь весёлые, добрые песни. Такие нежные и ласковые детские песни учат понимать ребёнка взаимоотношению между людьми, пониманию окружающего мира и доброму отношению к животным. Поверьте, что после песни «Не обижайте, муравья» \ В.Шаинского\, ребёнок задумается, прежде чем разрушить большой муравьиный дом и никогда не будет дразнить собак, если послушает песню «Не дразните собак» \ Е.Птичкина\. Хорошие и добрые детские песни помогают ребёнку адаптироваться и правильно вести себя в окружающем мире.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей:  «Домашняя фонотека»

        Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, еще рано говорить о гениальности и музыкальной одаренности. Скорее всего, как и большинство малышей, он ЧУВСТВУЕТ музыку и получает большое удовольствие от ее звучания.

К сожалению, традиция, которая сохранялась во многих образованных семьях дореволюционной России – камерные вечера с романсами и музицированием – давным-давно забылась. А вместе с ней исчезла и особая, загадочная «среда», в которой музыкальная классика звучала естественно и гармонично. И хотя по-прежнему музыки дома много, она уже не является таинством, став навязчивым и часто агрессивным «фоном» каждого дня.

Если у вас дома совсем небольшой выбор музыки, можно положить начало новому семейному хобби – ФОНОТЕКЕ. Конечно, для семейных вечеров нужно выбирать музыку, доступную для восприятия ребенка. Пусть для начала это будет популярный набор классики – фрагменты инструментальных и фортепьянных произведений И. - С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, П. Чайковского, старинная лютневая и инструментальная музыка XVII – XVIII веков. Можно купить компакт-диски с колыбельными и известными классическими произведениями, детскими песнями В. Шаинского, Е. Крылатова, песнями из мультфильмов.

Кроме этого, домашняя фонотека может пополниться и другими экземплярами.

        МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ. Если малыш еще не умеет читать, главным развлечением становится телевизор или видеоигры. Многие из нас забыли, что есть прекрасная альтернатива этому занятию – музыкальные сказки. Сейчас такие сказки переиздаются на компакт-дисках.

       Можно посоветовать использовать следующие музыкальные сказки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, музыкально-литературные композиции по балету С. Прокофьева «Золушка», Р. Щедрина «Конек-Горбунок» и другие. Дети любят слушать такие произведения, тем более что одновременно можно заняться другими делами – рисованием, лепкой, любимыми игрушками.

       КОЛЛЕКЦИЯ ЗВУКОВ. Для того чтобы собрать «коллекцию» звуков, вам понадобится только диктофон. Отправьтесь вместе с ребенком в путешествие за звуками по собственной квартире. Пусть он прислушается к тому, как звучат ваши шаги, скрипит дверь, открывается замок, мяукает кошка. Между прочим, это очень увлекательное и полезное музыкальное упражнение.

        ИТАК, чтобы открыть малышу мир музыки, для начала необходимо развить в нем талант слушателя. Только в этом случае у ребенка может родиться и желание музицировать, и потребность петь и танцевать. 

ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ СЛУШАНИЯ

Западноевропейские композиторы XVIII-XIX в.

ϖ Вивальди концертный цикл "Времена года";

ϖ И.С.Бах "Менуэт" ре минор из нотной тетради Анны Магдалины Бах;

ϖ И.С.Бах "Токката" ре минор для органа;

ϖ Й.Гайдн "Менуэт быка", симфония "Детская";

ϖ В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада", "Дивертисмент" ре мажор; "Симфония №40" (фрагменты); "Lacrimoza" из "Реквиема";

ϖ Л.Бетховен "Веселая. Грустная"; "К Элизе"; соната №14 "Лунная" (I ч);

ϖ М.Огинский полонез "Прощание с Родиной";

ϖ Дж. Россини "Марш" из увертюры к опере "Вильгельм Телль";

ϖ Ф.Шуберт "Вальс №4", "Вальс №13", "Вальс №112", "Вальс си минор", "Ave Maria", "Военный марш", "Музыкальный момент" фа минор;

ϖ Ф.Мендельсон "Свадебный марш";

ϖ Р.Шуман "Отзвуки театра", "Грёзы";

ϖ Ф.Шопен "Вальс №7"; "Мазурка" ля минор; "Полонез" ля мажор;

ϖ Дж.Верди "Марш" из оперы "Аида";

ϖ Ш.Гуно "Марш", "Вальс" из оперы "Фауст";

ϖ И.Штраус "Пиццикато полька"; "Персидский марш"; Вальсы "Весенние голоса", "Утренние листики", "Вальс" из оперетты "Летучая мышь";

ϖ И.Брамс "Венгерский танец №1";

ϖ К.Сен-Санс "Лебедь" из цикла "Карнавал животных";

ϖ Ж.Бизе фрагменты из оперы "Кармен" ("Увертюра", «Хабанера»);

ϖ А.Дворжак "Славянский танец №2";

ϖ Э.Григ симфоническая сюита "Пер Гюнт" ("Утро", "Танец Анитры", "Песня Сольвейг"); "Норвежский танец";

Русские композиторы XIX.-нач. XX в.

ϖ М.И.Глинка фрагменты из оперы "Руслан и Людмила" ("Увертюра", "Восточные танцы", "Марш Черномора»);

ϖ П.И. Чайковский из "Детского альбома" "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Нянина сказка", "Баба Яга", "Сладкая греза", "Шарманщик поет";

ϖ П.И.Чайковский фрагменты из балета "Лебединое озеро" ("Вступление", "Вальс", "Танец маленьких лебедей");

ϖ П.И.Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица";

ϖ П.И.Чайковский фрагменты из балета "Щелкунчик" ("Трепак", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец пастушков", "Вальс снежных хлопьев", "Вальс цветов");

ϖ П.И.Чайковский цикл "Времена года" и т.д



Предварительный просмотр:

Воспитатель и музыка

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕС­СЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Насколько активно воспитатели дет­ского сада участвуют в музыкальном вос­питании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкаль­ном занятии — с целью поддержания дис­циплины. А некоторые не считают нуж­ным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность му­зыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процес­са музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспиты­вая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо пони­мать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, мето­дическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1 Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2 Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3 Оказывать помощь музыкальному ру­ководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выпол­нения движений.

4 Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсут­ствия музыкального руководителя.

5 Разучивать движения с отстающими детьми.

6 Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с по­мощью технических средств.

7 Развивать музыкальные умения и на­выки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8 Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инстру­ментах (металлофоне, тембровых коло­кольчиках, деревянных ложках и др.).

9 Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10 Учитывать индивидуальные возмож­ности и способности каждого ребенка.

11 Развивать самостоятельность, иници­ативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной худо­жественной деятельности.

12 Создавать проблемные ситуации, ак­тивизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13 Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14 Использовать имеющиеся у детей му­зыкальные умения и навыки на заня­тиях по другим видам деятельности.

15 Включать музыкальное сопровожде­ние в организацию занятий и режимных моментов.

16 Принимать непосредственное уча­стие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выяв­лению музыкальных умений и навы­ков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17 Принимать активное участие в подго­товке и проведении праздников, раз­влечений, музыкальных досугов, ку­кольных спектаклей.

18 Готовить тематические подборки поэ­тического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19 Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­

го зала для праздников и развлечений.

20 Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

На музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его ак­тивного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1 Личным примером воспитывает у де­тей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2 Следит за дисциплиной;

3 Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методиче­ского материала.

Распевание, пение:

1 Не участвует во время быстрых опро­сных упражнений;

2 В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3 Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4 Поддерживает пением при исполне­нии знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5 При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятель­ном эмоционально-выразительном

пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движе­ния и игры:

1 Участвует в показе всех видов дви­жений, давая соответствующие рекомендации детям;

2 Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

упражнения на развитие творческой активности детей);

3 Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети испол­няют самостоятельно;

4 Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

или пляски;

5 Разъясняет и контролирует выполне­ние условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6 Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7 Наблюдает за дисциплиной на протя­жении всего музыкального занятия.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.

 Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

         На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1.     Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  ( темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2.     Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3.     Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим  показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2.     Слушание музыки

3.     Пение и песенное творчество -

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5.     Танец

6.     Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом

2.     Воспитатель перебивает исполнение

3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ  ТРЕХ  ФАКТОРОВ

1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.     При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7.     Знает  приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

СУЩЕСТВУЕТ  2  ФОРМЫ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЕМ

1.     Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

è        Знакомство с задачами предстоящих занятий

è        Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

è        Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

è        Продумывание внесения музыки в быт

è        Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

2.     Групповые консультации:

è        Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)

è        Составление сцен праздника

è        Обдумывание сюрпризных моментов

è        Обсуждение различных вопросов

è        Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)

è        Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)

è        Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)

è        Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)

è          Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее

è          Обучение приемам кукловождения



Предварительный просмотр:

                                                                                               

         Консультация

              для родителей

"Как привить детям любовь к музыке?"

   

        Музыкальный руководитель

                                                                            МДОУ д/с №25 "Солнышко"

                                                                            села Покойного

                                                                            Овчаренко Елена Сергеевна

Как привить детям любовь к музыке, если очень хочется, чтобы ребёнок в своей жизни приобщился к искусству? С незапамятных времен человека окружает музыка. Пение птиц, шелест деревьев, журчание воды, свист ветра можно назвать музыкой природы. Чтобы развить в детях чувства прекрасного, научить любить и понимать музыку, нужно чтобы музыка окружала малышей с самых первых моментов их жизни.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В АТМОСФЕРЕ МУЗЫКИ 

Музыка благотворно влияет на детей еще до рождения. Беременные женщины, которые слушают спокойную классическую музыку, читают стихи, наслаждаются красотой картин, архитектуры и природы передают свои эмоции детям и на подсознательном уровне у них закладывается любовь искусству. С самого нежного возраста малыши воспринимают звуки. И совершенно не правы те родители, которые стараются оградить их от шума и резких звуков. Лучше всего, когда во время сна звучат убаюкивающие нежные мелодии классической музыки. Для самых маленьких детей существует множество музыкальных игрушек, выбирая их, позаботьтесь о том, чтобы звуки были приятными и  мелодичными. 

Методисты, педагоги, психологи разработали множество программ раннего развития. Все занятия должны проходить под весёлые, задорные мелодии. Дети могут пассивно воспринимать мелодию или прислушиваться, в любом случае музыка должна звучать ненавязчиво и не слишком громко, не вызывать недовольства и раздражения.

Начиная с 1,5-2 летнего возраста дети могут:

-петь незатейливые детские песенки, это помогает вслушиваться в слова и мелодию, тем самым развивается музыкальный слух и формируется правильная речь;

-заниматься ритмикой и танцами, развивающими моторику движений, чувство ритма. Кроме того, эти занятия учат слушать музыку и двигаться плавно и слаженно;

-освоить простые музыкальные инструменты и подружиться с хорошими игрушками. Нужно покупать детям разнообразные детские музыкальные инструменты – это красочные игрушки, которые излучают яркий свет, механически играют популярные детские песенки, а также развивающие музыкальные игрушки: поющие куклы, звери, телефоны, микрофоны, плееры, танцевальные коврики и др. 

НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ И ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

У детей, которые растут в атмосфере музыки, очень рано появляется желание учиться играть. Нужно учитывать все факторы: возраст, пол, физиологические и физические особенности, и выбрать музыкальный инструмент который больше всего нравится ребенку. Малыши с большим интересом будут учиться играть, но это продлится очень недолго. Интерес и желание учиться музыке и игре на выбранном инструменте, нужно неутомимо поддерживать.

Не стоит забывать, что дети не могут концентрироваться на каком-то предмете или занятии долгое время, поэтому усидчивость и внимание нужно воспитывать и развивать. Занятия можно начинать даже с 3-летнего возраста, но уроки должны проходить 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. На начальном этапе опытный педагог будет умело сочетать игру и занятия при помощи рисования, ритмики, пения, чтобы поддерживать интерес и сконцентрировать внимание. С 3-5-летнего возраста уроки музыки можно начинать на фортепиано, скрипке или флейте, а в 7-8 лет на любом музыкальном инструменте.

Привить детям любовь музыке на долгие годы очень просто, если с раннего детства они растут и развиваются под чудесные звуки мелодий русских и зарубежных композиторов, а начальные занятия музыкой будут проходить ненавязчиво, в форме игры.

Однако, далеко не каждый ребёнок хочет заниматься музыкой, предпочитая совершенно другие занятия. Так что, родителям, которые хотят развивать своё чадо с помощью музыки, должны прививать ребёнку любовь к занятиям музыкой. Ведь маленький музыкант должен полюбить свои занятия, а не ходить на них только потому, что так говорят взрослые.



Предварительный просмотр:

                                                                                               

        Консультация

             для родителей

    "Прививаем  детям любовь к танцам"

        Музыкальный руководитель

                                                                            МДОУ д/с №25 "Солнышко"

                                                                            села Покойного

                                                                            Овчаренко Елена Сергеевна

Танцы — веселое и позитивное занятие, у которого совершенно нет возрастных ограничений. Уже в первый год своей жизни малыши делают под музыку первые танцевальные движения — прихлопывают, приседают, топают ножкой. По мере взросления и развития моторики дети способны осваивать все более сложные элементы танца, но для этого им требуется помощь и поддержка родителей. Стимулируем желание танцевать, заметив интерес дошкольника к танцам, мамы и папы стараются его развить и, как правило, записывают малыша на занятия в танцевальные студии. Причем многие родители просто не знают, как самостоятельно научить ребенка танцевать дома, поэтому предпочитают передать его в руки опытных тренеров. Такое решение логично и рационально, если вы хотите «вырастить» из своего малыша профессионального танцора. В большинстве же случаев, а именно для общего развития и просто удовольствия, занятия с ребенком 3−6 лет можно проводить в домашних условиях. Родителям нужно помнить и понимать, что танец — это, в первую очередь, способ самовыражения. В произвольном танце-экспромте отражаются особенности характера человека, его темперамент. Каждый ребенок танцует по-своему: кто-то ритмично прыгает в такт музыке, кто-то скромно переминается с ноги на ногу, а кто-то демонстрирует оригинальные движения. Задача родителей — не «перекроить» манеру танца своего малыша, а помочь ему развить потенциал и раскрепоститься, если в этом есть необходимость. Мамам и папам не нужно по расписанию проводить занятия с малышом — прелесть домашних танцев в том, что заниматься ими можно в любой момент. Услышали ритмичную песню по радио — потанцуйте, проводите дома уборку под музыку — находите время для танцев. С ребенком 3−4 лет даже не обязательно разучивать конкретные танцы, т.к. в этом возрасте достаточно просто развивать общую музыкальность, пластичность и чувство ритма. Очень важно определиться с выбором музыкального материала, который стимулирует желание ребенка потанцевать. Наблюдайте за реакцией малыша на отдельные песни — какие-то композиции будут нагонять на него тоску, а какие-то — поднимать с места и заставлять танцевать. От простого к сложному Дошкольники впитывают входящую информацию с невероятной скоростью, поэтому не удивляйтесь, если увидите, как ваш малыш старательно копирует танцевальные движения из увиденного недавно видеоклипа. Дети открыты новым знаниям и навыкам, однако для их освоения потребуется некоторое время. Если у ребенка не получается воспроизвести понравившийся танец, нужно его обязательно поддержать и помочь разучить движения. Делать это следует постепенно, не подгоняя и, тем более, не критикуя малыша. Некоторые родители торопятся сразу же выбрать стиль танцев, подходящий для ребенка. Причем решающим фактором, обычно становятся личные предпочтения мамы и папы, а не желание малыша. Здесь важно понимать, что танцы — это творчество и способ самовыражения, поэтому право выбора все же принадлежит самому ребенку. Возможно, малыш и вовсе не хочет ограничивать себя рамками одного стиля и танцует, скорее, для удовольствия, а не достижения определенного результата. Процесс обучения ребенка танцам должен быть увлекательным, представленным в игровой форме. Начинать можно с импровизаций — просто включайте музыку, танцуйте сами и приглашайте малыша присоединиться к вам.  Хлопки в ладоши,  притопы покачивания из стороны в сторону Для взрослого такие элементы кажутся очень простыми, а деткам в возрасте 3−4 лет приходится потрудиться, чтобы правильно их исполнить. Обязательно демонстрируйте все движения сами и подбадривайте малыша, даже если он не совсем уверенно их выполняет. Постепенно начинайте «связывать» отдельные элементы в танец — комбинируйте их, используя в качестве переходов притопы и хлопки. Разучивание даже таких легких танцев развивает внимательность, память и координацию ребенка, что очень важно в дошкольном возрасте. Главное — не зацикливайтесь на качестве движений и позвольте малышу получать удовольствие от процесса. И еще несколько советов родителям, помогающим ребенку научиться танцевать:  Поддерживайте ребенка в танце. Говорите комплименты, хвалите, но не переусердствуйте — несколько хвалебных слов будет достаточно, чтобы подбодрить малыша.  Подбирайте танцы, подходящие темпераменту ребенка. Активным и неусидчивым деткам сложно сосредоточиться во время исполнения вальса, а спокойным и расслабленным нелегко даются подвижные танцы.  Прививайте любовь к музыке. Если ребенку нравится музыка, то и танцевать ему будет проще — чувство ритма и музыкальное настроение значительно облегчают процесс обучения.  Устраивайте домашние дискотеки. Некоторые детки, даже имея отличные данные для танцев, просто стесняются танцевать. В этом случае нужно им помочь побороть свою скромность, раскрепоститься. А сделать это можно с помощью домашних дискотек, на которых малыш будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Со временем родители сами решат, когда отдать ребенка на танцы, и стоит ли вообще это делать. Возможно, малыш не захочет ходить на занятия в танцевальную студию, но будет с удовольствием пританцовывать в домашних условиях, когда услышит любимую песню. Главное, чтобы во время принятия решения обязательно учитывалось желание самого ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителейМузыка как средство воспитания

Музыка как средство воспитания с древних времен всегда использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. На философско-эстетическом уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры. Об этом свидетельствуют работы В.С.Соловьева, П.А. Флоренского, И.А. Ильина.

Музыка влияет на все сферы развития человека. В исполнительстве  он выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал.

В развитии музыкальной культуры и образования внимание обращается на возможности, пути и средства формирования личности посредством музыки. Сегодня приходится говорить о сохранении культурных ценностей, бережном отношении и приобщении к ним людей через собственный опыт, эмоциональное переживание.

В дошкольных учреждениях широкое распространение получили разнообразные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.

 Рассматривая музыку в контексте всех средств воспитательного воздействия на детей, можно сделать вывод о том, что музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развивать через знакомство с природой. Об этом писали В. С. Соловьев, П.А. Флоренский, В. А. Сухомлинский.

Активность воспитателя определяется структурой и назначением комплексного занятия. Музыкальный руководитель определяет принципы взаимодействия с воспитателем самостоятельно в каждом конкретном случае.  



Предварительный просмотр:

                           Консультация для родителей:

   «Сказки, которые учат добру и  отзывчивости»

      Когда открывается наш организм добру и красоте? Когда получает положительный эмоциональный заряд? Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастает устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если сказки исчезнут. Они пользуются у детей неизменной любовью. Ведь сказки можно не только читать. Русские народные, зарубежные, сказки писателей народов мира, можно оформлять разнообразным музыкальным репертуаром. Этот репертуар подчинён сюжету  сказки. Она включает в себя детскую, классическую и народную музыку. В музыкальных сказках используются современные эстрадные песни современных композиторов, доступные в исполнении детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.  

    Дети с большим удовольствием слушают музыкальную тему того или иного персонажа, перевоплощаясь мысленно в него, переживая происходящие с ним события, борясь со злом. Дети – отзывчивые сердца, которые готовые всегда прийти на помощь слабому.

        Музыкальные сказки можно использовать, как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях. Активное участие в музыкальных сказках обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести новые и закрепить ранее полученные навыки.