СТАТЬЯ. Формирование ключевых компетентностей посредством образовательных технологий.
Формирование ключевых компетентностей посредством образовательных технологий.
С введением стандартов произошли концептуальные изменения в образовании: превращение ЗУНов из цели в средство развития: научить учиться. Произошел переход от знаньевой парадигмы к развивающей. Введено понятие «компетентности».
Компетентность – это способность использовать освоение содержания образования при решении практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.
В существующих определениях термина «компетентность» Н.А. Гришанова отмечает ее следующие сущностные характеристики: эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, согласно требованиям рабочего места; овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрая, гибкая и адаптивная реакция на динамику обстоятельств и среды.
С.Я. Батышев отождествляет понятие компетентности с квалификацией, выделяя в роли критериев качество, диапазон, широту знаний и умений, способность их использовать в нестандартных ситуациях, способность рационально организовывать и планировать свою работу. Компетентность понимается им как общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела», и употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания знаниям и умениям, реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.
Основными признаками ключевых компетентностей являются многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многомерность. Предложенный набор ключевых компетентностей обусловлен целями и подходами проекта стандартов второго поколения. По мнению разработчиков нового стандарта, в настоящее время школа призвана сформировать систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.
Кроме того, требуемый набор компетентностей обусловлен основными видами деятельности ученика, которые позволят ему овладеть социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе и позволят в дальнейшем выбрать такую модель поведения, которая будет адекватна в сложившихся условиях.
Компетентный подход удачно сочетается с использованием теории и практики развивающего обучения, что позволяет выйти за рамки предметно-знаньевого подхода и способствует формированию учебно-познавательной компетентности школьников, высокой социализации детей.
Современное содержание образования должно включать, помимо «Готовых» знаний, опыт осуществления действий, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Культурно-историческая и социально-антропологическая теории понимают смысл образования как становление самосознания личности, самоформирование личности через самопознание культуры.
Содержание образования связано с мотивацией ребенка каждого конкретного возраста, социально-психическими качествами, интересами, видами деятельности и выстраивается во взаимосвязи гуманитарного и естественно-научного образования. Такой подход позволяет формировать у школьников весь набор компетентностей.
Чтобы реализовать новые компетенции необходимо выполнить следующие требования: 1) должно произойти изменение образования; 2) изменение форм; 3) должны поменяться и методы; 4) способы также должны обновиться. Но самое главное изменение должно произойти в применении технологий как инновационных, так и ИКТ. Основные структурные элементы содержания образования включают в себя следующие структурные элементы:
- опыт познавательной деятельности;
- опыт осуществления известных способов действия;
- опыт творческой деятельности;
- опыт осуществления.
Компетентности соответствуют модели качества личности. Так, например, информационно-аналитическая компетентность обеспечивает информационную защищенность, умение жить в реальном мире.
Социально-коммуникативная позволяет адаптироваться к жизни, осуществлять общение, принимать ответственность за принимаемые решения, помогает осуществить совместную деятельность. Учебно-познавательная компетентность стимулирует обучающегося к непрерывному познанию, учение должно проходить через всю жизнь. Развитие культурно-личностной коммуникации обеспечивает самосознание личности, успешность на основе культурных норм и традиций. Проблемно-регулятивная компетенция способствует активно-деятельностной позиции личности. Формирование компетентностей посредством образовательных технологий является сутью концептуальных изменений в образовании.