1.3 Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
Наш «Центр содействия по семейному воспитанию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поступают дети, попавшие в трудные жизненные ситуации по различным причинам, семейным обстоятельствам, некоторые с серьезными психоневрологическими нарушениями в развитии, многие – с выраженными нарушениями поведения. Без комплексного подхода всех специалистов учреждения, без создания у таких детей чувства безопасности, позитивной самооценки и уверенности в своих силах реабилитационный процесс невозможен.
Целью нашего центра является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально – педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в ЦССВ «Мой дом»
Задачи центра конкретизируются в следующих положениях:
- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в различных условиях образовательной среды;
- психокоррекционная работа, направленная на:
1. повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических функций
2.коррекцию эмоционально – личностного поведения;
3.психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего возраста, а также подростками и детьми «группы риска»
Я работаю с детьми, которые обучаются в городских школах, количество детей – 17. Трое детей обучаются по программе СКУ 7В. Таким детям оказываем помощь при выполнении домашних заданий. Помогаем преодолеть трудности, которые у них возникли. Также поступают дети, которые имеют много пробелов в познавательной сфере. С ними провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию. Изучаю личность ребенка, его интересы и использую полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Тесно работаю с их классными руководителями и социальными педагогами данных школ.
Изучение личности и коррекция в воспитании осуществляется путем индивидуального подхода. На каждого воспитанника ведется дневник наблюдений. Получаем рекомендации работы от психолога на трудных воспитанников. Проводится диагностика по личным качествам, которые должны развить в себе воспитанники по методике Н. Капустиной.
Для младших воспитанниц по методике Капустиной уровень воспитанности составило 3,5 и 3,8б. По результатам видно, нужно обратить внимание на чтение учащихся, развивать любознательность, познавательную сферу.
В соответствии с рекомендациями и по результатам наблюдения изучения личности воспитанники вовлекаются в разные кружки, секции, вовлекаются в различные мероприятия, проводятся беседы, занятия, игры. У меня в основном дети начальных классов. С ними я провожу интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, рисуем, играем в настольные игры, очень любят играть в шашки, играем в подвижные игры, любим гулять на свежем воздухе, принимаем участие в городских, республиканских, российских конкурсах. Дети занимают призовые места. Тесно сотрудничаем с Республиканской детской библиотекой им. К. Чуковского, с Национальным музеем Республики Тыва, с спортивной школой «Тыва», с Республиканским центром воспитания и профилактики правонарушений принимая участие в различных конкурсах и акциях.
Также прививаю обучающих любовь к труду, уважать труд людей, моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены. Контролирую выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга. Осуществляю совместно врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников. И еще поддерживаю тесную связь с учителями, медицинским персоналом, социальными педагогами, психологом привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья. В свое рабочее время несу полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
Цель коррекционных занятий:
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
-использование заданий максимально побуждающих активность ребёнка;
-создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом;
Типичными чертами являются раздражительность, возбудимость. И для их снятия детьми делаем разные творческие работы, из цветных бумаг, пластилина и т.д. Мальчик Майдыр красиво рисует, делает аппликации и из пластилина лепит разные фигуры точь – в – точь. Их используем для оформления комнат группы: делаем аппликации из цветных бумаг и картонов. Они направлены на гармонизацию эмоционального состояния. Первоклассникам в первое время было нелегко. Адаптация в новом месте, с новыми людьми (в интернате и в школе). Живут они в интернате, а учатся в 12 школе. Поэтому им двойне было нелегко. Но мы совместными усилиями помогли им пройти адаптацию. Сейчас они уже ведут себя спокойно, соблюдают режим интерната, подчиняются режиму. Научились держать себя в руках, не плачут и не кричат, как в начале. И ко всем остальным относятся дружелюбно, играют дружно. Мы в свою очередь всегда поддерживаем детей, беседуем с ними, объясняем им, что они должны вести себя согласно уставу школы. Они даже помогают делать генеральную уборку в группе старшим детям. Протирают пыль, поливают комнатные растения, подметают пол, выносят мусор.
Применяю в своей работе следующие коррекционные упражнения для работы с детьми.
Игра «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Воспитатель: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!».
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Проводится в быстром темпе. Упражнение на развитие наблюдательности.
Игра «Попроси игрушку» - вербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Дети делятся на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Игра «Попроси игрушку» - невербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и. д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять.
Создание уюта в жилых комнатах немаловажно для нахождения воспитанников и их психологической комфортности. И особым подходом относимся к подбору комнатных растений. Фиалки успокаивают чрезмерные эмоции, помогают раскрыть творческие способности, достигнуть взаимопонимания. Дети любят ухаживать за комнатными растениями, поливают, помогают воспитателям пересаживать.
На занятиях мы используем игры, презентации, просмотр фильмов, беседы-диалоги, ролевые игры, разбор ситуаций. Часто читаю детям младших классов сказки, поучительные притчи с последующим обсуждением, правильно ли поступили тот или иной персонаж, таким образом развивая речь ребенка, память, внимательность, сочувствие у детей.
Т.к. большинство поступающих детей с нарушениями поведения, в связи со средой, в которой они жили, коррекционно – развивающая проводится по «Комплексной программе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
И в ходе коррекционных работ у детей развивается позитивная «Я - концепция», уменьшается тревожность, улучшается эмоциональное состояние.
В результате реализации комплексных мероприятий совместно со специалистами наблюдается положительная динамика.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что коррекционная работа проводится на достаточно организованном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_podtverzhdenie_korrek-razviv_rabota.pdf | 153.89 КБ |